
Барокко советской эпохи: история этих построек берёт начало в 1911 году
---

Если смотреть на эти здания с четной стороны Среднего проспекта с достаточного расстояния, они кажутся единым сооружением. Величественный ордер, охватывающий три этажа, барочные лучковые фронтоны, напоминающие натянутый лук, и пышная лепнина в духе Растрелли создают впечатление гармоничного ансамбля. Однако на самом деле угловой дом № 51 был построен в 1912 году, а соседний № 53 — лишь в начале 1950-х.
История этого архитектурного дуэта началась в 1911 году, когда участок, принадлежавший графине Александре Карловне Беннигсен (урожденной фон Мекк), перешел к почетному гражданину Арсению Афанасьевичу Смирнову. Новый владелец, проживавший на Петербургской стороне в Геслеровском переулке (ныне Чкаловский проспект), решил возвести здесь доходный дом.
В мае 1911 года архитектор Ипполит Александрович Претро подал в городскую управу проект здания, и уже в 1912 году строительство было завершено. Однако год спустя в ежегоднике Общества архитекторов-художников появились материалы, запутавшие вопрос об авторстве. Под чертежами и фотографией фасада значилось имя Сергея Саввича Серафимова — недавнего выпускника Академии художеств. В то же время в публикации указывалось, что планировку разрабатывали совместно Претро и Серафимов.
Таким образом, оба зодчих участвовали в проектировании, но фасадное решение, вероятно, принадлежало молодому Серафимову. Начинающий архитектор активно работал в мастерской Федора Лидваля, создавая интерьеры гостиницы «Европейская», а также успешно участвовал в конкурсах, нередко занимая призовые места. Позже он признавался, что конкурсное проектирование всегда оставалось для него любимым делом.
Действительно, в начале XX века архитектурные конкурсы были не только возможностью проявить себя, но и способом заработать: премии позволяли жить безбедно. Правда, большинство проектов так и оставались на бумаге, а со временем многие чертежи были утрачены. Сегодня о них можно узнать лишь из публикаций в профессиональных изданиях, таких как журнал «Зодчий».
Барочный фасад в советскую эпоху
Искусствовед Алексей Бурдяло отмечает, что Серафимов, проектируя фасад в духе барокко, избегал упрощений и вольных трактовок, характерных для модерна. Впрочем, сама структура здания — шестиэтажный монолит с большими витринами внизу — была совершенно чуждой барочной традиции.
В 1950-х годах рядом появился дом-близнец, в точности повторявший декор дореволюционной постройки. Автор этого проекта остался неизвестен, а само решение для того времени было необычным: вместо сталинского ампира здание получило «буржуазный» барочный облик, хотя архитектуру начала XX века тогда часто критиковали как «упадническую». Почему был выбран именно такой вариант — загадка, но в итоге новый дом органично вписался в городской пейзаж.
Судьбы архитекторов
Создателей первого здания ждала разная участь. Ипполит Претро, продолжавший работать в советское время, в 1937 году стал жертвой репрессий. Сергей Серафимов, ставший видным зодчим и преподавателем Академии художеств, скончался в 1939 году и был похоронен с почестями на Волковом кладбище. На его надгробии высечена краткая, но емкая надпись: «Доктор архитектурных наук. Профессор. Архитектор. Художник».
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]