Мадонна под орденом Победы: со дня открытия Ленинградского метро исполнилось 70 лет
---
Петербургский метрополитен — настоящий подземный музей, но даже в его истории есть малоизвестные страницы.
«Балтийская»: мозаика, которой не было
На открытии станции в 1955 году вместо знаменитой мозаики с залпом «Авроры» висел… картонный макет! Художники просто не успели завершить сложную флорентийскую мозаику к сроку. Интересно, что на временном варианте Николаевский мост был изображен в современном виде, хотя в 1917 году он выглядел иначе — эту историческую неточность исправили в окончательном варианте.
«Владимирская»: несбывшиеся медальоны
Изначально станцию планировали украсить лепными медальонами на тему благосостояния советского народа. Но после государственного решения о борьбе с излишествами в архитектуре проект упростили. Сохранился лишь эскиз одного барельефа — скульптор Елена Челпанова успела создать композицию «Мать читает книгу ребенку», но отлить ее в гипсе не успели.
«Площадь Восстания»: утраченный барельеф
Бронзовые медальоны станции рассказывали о революционных событиях в хронологическом порядке. Центральной композицией был «Штурм Зимнего дворца» работы Владимира Татаровича. Однако при строительстве перехода на «Маяковскую» несколько барельефов, включая этот, пришлось снять. Сегодня изображение утраченного медальона можно найти только в старых книгах.
«Автово»: мадонна, ставшая Родиной-матерью
Мозаичное панно «Победа» с женщиной и ребенком едва не убрали со станции — кто-то усмотрел в нем сходство с Мадонной. Архитекторам с трудом удалось отстоять композицию, но пришлось внести правки: убрали орден «Победа» (чтобы не ассоциировался с нимбом), изменили обувь женщины и «опустили» ее воздетые руки.
Эти истории напоминают, что даже в таком известном объекте, как метро, всегда есть место интересным открытиям и неизвестным деталям.
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
«Балтийская»: мозаика, которой не было
На открытии станции в 1955 году вместо знаменитой мозаики с залпом «Авроры» висел… картонный макет! Художники просто не успели завершить сложную флорентийскую мозаику к сроку. Интересно, что на временном варианте Николаевский мост был изображен в современном виде, хотя в 1917 году он выглядел иначе — эту историческую неточность исправили в окончательном варианте.
«Владимирская»: несбывшиеся медальоны
Изначально станцию планировали украсить лепными медальонами на тему благосостояния советского народа. Но после государственного решения о борьбе с излишествами в архитектуре проект упростили. Сохранился лишь эскиз одного барельефа — скульптор Елена Челпанова успела создать композицию «Мать читает книгу ребенку», но отлить ее в гипсе не успели.
«Площадь Восстания»: утраченный барельеф
Бронзовые медальоны станции рассказывали о революционных событиях в хронологическом порядке. Центральной композицией был «Штурм Зимнего дворца» работы Владимира Татаровича. Однако при строительстве перехода на «Маяковскую» несколько барельефов, включая этот, пришлось снять. Сегодня изображение утраченного медальона можно найти только в старых книгах.
«Автово»: мадонна, ставшая Родиной-матерью
Мозаичное панно «Победа» с женщиной и ребенком едва не убрали со станции — кто-то усмотрел в нем сходство с Мадонной. Архитекторам с трудом удалось отстоять композицию, но пришлось внести правки: убрали орден «Победа» (чтобы не ассоциировался с нимбом), изменили обувь женщины и «опустили» ее воздетые руки.
Эти истории напоминают, что даже в таком известном объекте, как метро, всегда есть место интересным открытиям и неизвестным деталям.
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]