Наша внутренняя «фабрика-кухня». Как работают пищеварительные ферменты
---
Тут праздники уже не за горами, застолья, оливье с мимозами и прочая заливная рыба. Не у всех, конечно, но традиция новогодней обжираловки крайне сильна у нас в народе, плюс возлияния соответствующие. Всё это, конечно, для здоровья так себе. Чего там, вредно и губительно, если без меры.
Даже для молодого Аль Пачины
Так что, настало время поговорить о пищеварительных ферментах, которые каким-то образом проскочили в рекламу, типа и не лекарства совсем, а незаменимые помощники и друзья на любом банкете, семейном ужине и прочих встречах друзей со свиными рёбрышками. Видели наверняка эти шедевры – внучка дедушке суёт какую-то пилюлю или мамочка своему «любимому пирожочку» перед походом в пивбар. Так ли чудесны эти розовые таблетки и разноцветные капсулы, когда они бессильны, а то и вредны? Что у них внутри, какие лучше, а какие – просто дорогие пустышки. Вопросы, вопросы, есть, что обсудить и разобрать. Поехали.
Ты, эта, кароч, автор. Просто напиши, какую пить, чтобы от ведра оливьёв в животе не бурчало и конфуза не случилось. Нет, так не пойдёт, давайте для начала погрузимся в скучную биологию с биохимией, а потом уже за конфузы возьмёмся.
Только давай кратенько и без заумностей. У меня 20 человек в коридоре.
Во-первых, ферменты (другое название – энзимы) у нас есть не только пищеварительные. Без этих природных белковых катализаторов не протекает ни один процесс: ни дыхание, ни образование белков, ни передача нервных импульсов. Даже генетические процессы идут с участием транскриптаз и полимераз. Одними ферментами нас атакуют бактерии и вирусы (а также комары, слепни и клопы с блохами), другими организм защищается, третьими выводит токсины, строит новые клетки, сворачивает и «разворачивает» кровь – никак организму без подобных веществ!
По сути ферменты - катализаторы химических реакций, но отличаются от своих неорганических собратьев (платина, кислоты, оксиды металлов и другие) капитально. Белки, как-никак, нежные и одновременно хитрые. А это значит, скорость и сила их зависят от множества причин: кислотности, температуры (36-40С для теплокровных), наличия «помощников» – коферментов и ко-факторов, и «вредителей»-ингибиторов. Но по эффекту воздействия у ферментов среди неорганики конкурентов нет – в «правильных» условиях работают быстро, мощно и надёжно. Тем и живём, в прямом смысле слова – дышим, едим, размножаемся и читаем статьи на Дзене.
Распознать фермент можно по родовому «имени», в большинстве своём заканчиваются на -аза. Не путайте с -оза, этот «хвостик» обычно у углеводов. Когда врач говорит, «а назначу-ка я вам, любезный, ферменты», он практически всегда имеет в виду энзимы пищеварительные, а не РНК-полимеразу или лизофосфатидилхолинацил, прости господи, трансферазу.
Позвольте, что-то в названиях мезим, фестал, панзинорм и прочих креонах нету никаких -аз! Это они просто спрятались под фирменными и запоминающимися брендами. Внутри каждой капсулки целая смесь ферментов, в определённых пропорциях и дозировках. Доберёмся до них чуть позже, давайте посмотрим лучше, как пищеварительные процессы происходят сами по себе, без лекарственной поддержки.
Итак, поступает пища, которую организм вначале механически зубами обработает, а затем и химически. Что там у нас, белки-жиры-углеводы? На каждого найдётся свой фермент. Воду нам расщеплять без надобности, она для растворения нужна, «на сухую» ферменты не работают. Витамины - сами по себе коферменты и кофакторы, а клетчатку (целлюлозу) и так не получится.
Первые ферменты выделяются уже в ротовой полости – расщепить самые «вкусные и быстрые» углеводы амилазой слюны. Все, поди, помнят, пожуёшь хлебушек – во рту и сладко. Это крахмал до глюкозы расщепился.
И никакой пироженки не надо.
В желудке свои ферменты, правда, их немного. Потому как среда больно кислая (рН 1,5 – 3,5), в таких условиях работает в основном пепсин, который начинает «раскладывать» белки на более мелкие «кусочки» - пептиды. Это забота только первой фракции пепсина – А. В (гастриксин) и С (желатиназа) нужны, чтобы частично «растворить» (гидролизировать, если по науке) не самые ценные но «крепкие» коллаген с желатином, Д (химозин) возьмётся за другой белок, тоже не самый богатый редкими аминокислотами – молочный казеин. Дополнительный фермент – липаза – начинает работать уже с жирами. Вот и весь «желудочный набор» ферментов.
Почему это они собственные клетки не «переваривают», в мембранах которых сплошные белки с жирами? На то есть защитные вещества слизи – сиаломуцины, гликопротеины и мукополисахариды. А ещё лизоцим, который с бактериями борется, есть такие стойкие к кислоте микробы. Тот же Хеликобактер пилори, виновник язвенной болезни (по крайней мере, так сейчас наука считает).
Вот нервничает человек, психует, почём зря. Нарушились у него защитные механизмы в желудке, и слизь не та, и лизоцима мало. И получит вначале воспаление (гастрит с дуоденитом), затем эрозию, а потом и полноценную язвенную болезнь. Недаром говорят, язва возникает, когда что-то ест вас, а не вы съели что-то.
Поуказывай мне тут.
Могут, конечно, язвы возникнуть и от лекарств, но их стараются выпускать сейчас в «защищённых», кишечнорастворимых формах (аспирин и другие НПВСы), чтобы проскочить желудок, его не раздражая.
Не говоря уже о ферментных препаратах, принятых натощак. Вреда слизистой желудка они не причинят – не только не работают в кислой среде, но ещё и разрушаются в ней! Освободятся из капсулы там, где надо – в тонком кишечнике. Сейчас и сами туда виртуально опустимся.
Заодно и английский подтянем.
Сразу за желудком начинается кишка двенадцатиперстная, достаточно короткая (25-30 см), но «широкая», с собственной луковицей. Слышали, наверное, про такую болячку – бульбит? Это воспаление «луковичной» слизистой и есть. Именно в эту кишку и открывается главный «ферментопровод» нашего ЖКТ – общий для печени и поджелудочной проток, «закрытый», когда не ешь, особым мышечным «краником» – сфинктером Одди. Чтобы не тратить впустую ценные ресурсы организма – желчь и панкреатический сок.
Желчь, сама по себе пищеварительных ферментов не содержит, её кислоты эмульгируют жиры, готовят их к расщеплению и усвоению, также этот важнейший секрет (в смысле сок, а не тайна) нейтрализует пепсин и соляную кислоту и содержит холестерин. Его, на всякий случай, наша печень производит, сколько нужно для работы клеток – поступает в кровь, а излишки выводятся в кишечник. И главное, в этой «желчной», щелочной (рН 8-8,5) среде «включаются» основные пищеварительные ферменты, поступающие из поджелудочной железы.
Именно она и является основной фабрикой этих природных «катализаторов» - до 1,5 литров панкреатического сока в сутки! Кстати, именно из неё и получили в конце XIX века «дедушку» современных мезимов. Взяли у хрюшек и коровок поджелудочных, высушили, измельчили и давай этот горький порошок продавать под скромным названием Панкреатинум абсолютум (Rhenania AG, Германия, 1897). А он не работает! Как были у обжор вздутие, тяжесть, а то и диарея, так и остались. Дала немецкая наука маху, неужто пищеварительные ферменты у свинокоров другие? Они же едят почти те же растения, даже помои и объедки всякие, значит, и ферменты должны быть схожие.
Ловко мы их, да?
Давайте на состав этого панкреатического сока посмотрим с химическим прищуром, что в нём полезного?
- Протеолитические ферменты (трипсин, химотрипсин, эластаза, карбоксипептидазы А и В). Эти ферменты белки разрушают, которые у нас в желудке предварительно подготовлены пепсином. До самых аминокислот гидролизируют, всасывай-не хочу.
- Амилаза или, по-старому, диастаза. Этот фермент уже углеводной «направленности», расщепляет крахмал на декстрины, а потом уже и на более мелкие сахариды. При повреждении ткани поджелудочной (панкреатит, некроз, закупорка протоков) амилаза избыточно поступает в кровь, а затем и в мочу. При подозрении на такие болячки альфа-амилазу первым делом смотрят в анализах, может повыситься и 5-10 раз, а при острых, обширных «катастрофах» - и в десятки.
- И конечно, ферменты, «ответственные» за жиры – липаза, с «помощницей» колипазой, фосфолипаза и холестераза (внешний холестерин и избытки внутреннего расщеплять).
Как видим, «коктейль» просто чудесный природа нам приготовила, охватывает поступающие БЖУ от и до, безо всяких дополнительных средств. Никто не уйдёт обиженным непереваренным. Это, если в норме, когда внутренняя «пищеварительная фабрика» в порядке, и порция этих самых БЖУ маленькая, а не ведёрная. Но у дедушки из рекламы уже соки не те, а толстячок в баре на поднос свиных рёбрышек замахнулся. Обоим необходимо срочно фирменного свиного панкреатина принять, утверждает телевизор. Нужно ли и какого – уже в следующей статье, эта была вводная. Такая уж автор сволочь и гадость, самое вкусненькое отложил на несколько дней, ждёт комментариев и «пищеварительных» рассказов.
А пока - будьте здоровы!
Даже для молодого Аль Пачины
Так что, настало время поговорить о пищеварительных ферментах, которые каким-то образом проскочили в рекламу, типа и не лекарства совсем, а незаменимые помощники и друзья на любом банкете, семейном ужине и прочих встречах друзей со свиными рёбрышками. Видели наверняка эти шедевры – внучка дедушке суёт какую-то пилюлю или мамочка своему «любимому пирожочку» перед походом в пивбар. Так ли чудесны эти розовые таблетки и разноцветные капсулы, когда они бессильны, а то и вредны? Что у них внутри, какие лучше, а какие – просто дорогие пустышки. Вопросы, вопросы, есть, что обсудить и разобрать. Поехали.
Ты, эта, кароч, автор. Просто напиши, какую пить, чтобы от ведра оливьёв в животе не бурчало и конфуза не случилось. Нет, так не пойдёт, давайте для начала погрузимся в скучную биологию с биохимией, а потом уже за конфузы возьмёмся.
Только давай кратенько и без заумностей. У меня 20 человек в коридоре.
Во-первых, ферменты (другое название – энзимы) у нас есть не только пищеварительные. Без этих природных белковых катализаторов не протекает ни один процесс: ни дыхание, ни образование белков, ни передача нервных импульсов. Даже генетические процессы идут с участием транскриптаз и полимераз. Одними ферментами нас атакуют бактерии и вирусы (а также комары, слепни и клопы с блохами), другими организм защищается, третьими выводит токсины, строит новые клетки, сворачивает и «разворачивает» кровь – никак организму без подобных веществ!
По сути ферменты - катализаторы химических реакций, но отличаются от своих неорганических собратьев (платина, кислоты, оксиды металлов и другие) капитально. Белки, как-никак, нежные и одновременно хитрые. А это значит, скорость и сила их зависят от множества причин: кислотности, температуры (36-40С для теплокровных), наличия «помощников» – коферментов и ко-факторов, и «вредителей»-ингибиторов. Но по эффекту воздействия у ферментов среди неорганики конкурентов нет – в «правильных» условиях работают быстро, мощно и надёжно. Тем и живём, в прямом смысле слова – дышим, едим, размножаемся и читаем статьи на Дзене.
Распознать фермент можно по родовому «имени», в большинстве своём заканчиваются на -аза. Не путайте с -оза, этот «хвостик» обычно у углеводов. Когда врач говорит, «а назначу-ка я вам, любезный, ферменты», он практически всегда имеет в виду энзимы пищеварительные, а не РНК-полимеразу или лизофосфатидилхолинацил, прости господи, трансферазу.
Позвольте, что-то в названиях мезим, фестал, панзинорм и прочих креонах нету никаких -аз! Это они просто спрятались под фирменными и запоминающимися брендами. Внутри каждой капсулки целая смесь ферментов, в определённых пропорциях и дозировках. Доберёмся до них чуть позже, давайте посмотрим лучше, как пищеварительные процессы происходят сами по себе, без лекарственной поддержки.
Итак, поступает пища, которую организм вначале механически зубами обработает, а затем и химически. Что там у нас, белки-жиры-углеводы? На каждого найдётся свой фермент. Воду нам расщеплять без надобности, она для растворения нужна, «на сухую» ферменты не работают. Витамины - сами по себе коферменты и кофакторы, а клетчатку (целлюлозу) и так не получится.
Первые ферменты выделяются уже в ротовой полости – расщепить самые «вкусные и быстрые» углеводы амилазой слюны. Все, поди, помнят, пожуёшь хлебушек – во рту и сладко. Это крахмал до глюкозы расщепился.
И никакой пироженки не надо.
В желудке свои ферменты, правда, их немного. Потому как среда больно кислая (рН 1,5 – 3,5), в таких условиях работает в основном пепсин, который начинает «раскладывать» белки на более мелкие «кусочки» - пептиды. Это забота только первой фракции пепсина – А. В (гастриксин) и С (желатиназа) нужны, чтобы частично «растворить» (гидролизировать, если по науке) не самые ценные но «крепкие» коллаген с желатином, Д (химозин) возьмётся за другой белок, тоже не самый богатый редкими аминокислотами – молочный казеин. Дополнительный фермент – липаза – начинает работать уже с жирами. Вот и весь «желудочный набор» ферментов.
Почему это они собственные клетки не «переваривают», в мембранах которых сплошные белки с жирами? На то есть защитные вещества слизи – сиаломуцины, гликопротеины и мукополисахариды. А ещё лизоцим, который с бактериями борется, есть такие стойкие к кислоте микробы. Тот же Хеликобактер пилори, виновник язвенной болезни (по крайней мере, так сейчас наука считает).
Вот нервничает человек, психует, почём зря. Нарушились у него защитные механизмы в желудке, и слизь не та, и лизоцима мало. И получит вначале воспаление (гастрит с дуоденитом), затем эрозию, а потом и полноценную язвенную болезнь. Недаром говорят, язва возникает, когда что-то ест вас, а не вы съели что-то.
Поуказывай мне тут.
Могут, конечно, язвы возникнуть и от лекарств, но их стараются выпускать сейчас в «защищённых», кишечнорастворимых формах (аспирин и другие НПВСы), чтобы проскочить желудок, его не раздражая.
Не говоря уже о ферментных препаратах, принятых натощак. Вреда слизистой желудка они не причинят – не только не работают в кислой среде, но ещё и разрушаются в ней! Освободятся из капсулы там, где надо – в тонком кишечнике. Сейчас и сами туда виртуально опустимся.
Заодно и английский подтянем.
Сразу за желудком начинается кишка двенадцатиперстная, достаточно короткая (25-30 см), но «широкая», с собственной луковицей. Слышали, наверное, про такую болячку – бульбит? Это воспаление «луковичной» слизистой и есть. Именно в эту кишку и открывается главный «ферментопровод» нашего ЖКТ – общий для печени и поджелудочной проток, «закрытый», когда не ешь, особым мышечным «краником» – сфинктером Одди. Чтобы не тратить впустую ценные ресурсы организма – желчь и панкреатический сок.
Желчь, сама по себе пищеварительных ферментов не содержит, её кислоты эмульгируют жиры, готовят их к расщеплению и усвоению, также этот важнейший секрет (в смысле сок, а не тайна) нейтрализует пепсин и соляную кислоту и содержит холестерин. Его, на всякий случай, наша печень производит, сколько нужно для работы клеток – поступает в кровь, а излишки выводятся в кишечник. И главное, в этой «желчной», щелочной (рН 8-8,5) среде «включаются» основные пищеварительные ферменты, поступающие из поджелудочной железы.
Именно она и является основной фабрикой этих природных «катализаторов» - до 1,5 литров панкреатического сока в сутки! Кстати, именно из неё и получили в конце XIX века «дедушку» современных мезимов. Взяли у хрюшек и коровок поджелудочных, высушили, измельчили и давай этот горький порошок продавать под скромным названием Панкреатинум абсолютум (Rhenania AG, Германия, 1897). А он не работает! Как были у обжор вздутие, тяжесть, а то и диарея, так и остались. Дала немецкая наука маху, неужто пищеварительные ферменты у свинокоров другие? Они же едят почти те же растения, даже помои и объедки всякие, значит, и ферменты должны быть схожие.
Ловко мы их, да?
Давайте на состав этого панкреатического сока посмотрим с химическим прищуром, что в нём полезного?
- Протеолитические ферменты (трипсин, химотрипсин, эластаза, карбоксипептидазы А и В). Эти ферменты белки разрушают, которые у нас в желудке предварительно подготовлены пепсином. До самых аминокислот гидролизируют, всасывай-не хочу.
- Амилаза или, по-старому, диастаза. Этот фермент уже углеводной «направленности», расщепляет крахмал на декстрины, а потом уже и на более мелкие сахариды. При повреждении ткани поджелудочной (панкреатит, некроз, закупорка протоков) амилаза избыточно поступает в кровь, а затем и в мочу. При подозрении на такие болячки альфа-амилазу первым делом смотрят в анализах, может повыситься и 5-10 раз, а при острых, обширных «катастрофах» - и в десятки.
- И конечно, ферменты, «ответственные» за жиры – липаза, с «помощницей» колипазой, фосфолипаза и холестераза (внешний холестерин и избытки внутреннего расщеплять).
Как видим, «коктейль» просто чудесный природа нам приготовила, охватывает поступающие БЖУ от и до, безо всяких дополнительных средств. Никто не уйдёт обиженным непереваренным. Это, если в норме, когда внутренняя «пищеварительная фабрика» в порядке, и порция этих самых БЖУ маленькая, а не ведёрная. Но у дедушки из рекламы уже соки не те, а толстячок в баре на поднос свиных рёбрышек замахнулся. Обоим необходимо срочно фирменного свиного панкреатина принять, утверждает телевизор. Нужно ли и какого – уже в следующей статье, эта была вводная. Такая уж автор сволочь и гадость, самое вкусненькое отложил на несколько дней, ждёт комментариев и «пищеварительных» рассказов.
А пока - будьте здоровы!
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]