Казачья опера: музыкальное воплощение «Тихого Дона»
---
«Мы присутствуем при рождении оперы, испытывая радость и гордость за советский музыкальный театр, обогатившийся выдающейся работой», — так в «Ленинградской правде» Дмитрий Шостакович отозвался о премьере оперы «Тихий Дон» в Малом оперном театре (ныне Михайловском).
Автором произведения по мотивам романа Шолохова стал 26-летний Иван Дзержинский. С поддержкой Шостаковича он смог реализовать свой замысел и представить работу художественному руководителю театра Самуилу Самосуду. Тот заинтересовался материалом, и в театре, известном как «лаборатория советской оперы», началась активная работа над постановкой.
«Меня захватили герои Шолохова с их сильными чувствами, — делился Дзержинский перед премьерой. — Я стремился создать не иллюстрацию к роману, а самостоятельное музыкальное произведение».
Либретто написал брат композитора, Леонид Дзержинский. Он творчески переработал сюжет, сосредоточившись на событиях Первой мировой и Февральской революции и выдвинув на первый план социальный конфликт: разрыв Григория Мелехова с казачьей средой и его переход к революционерам.
Режиссёром выступил Макс Терешкович, а главные партии исполнили Александр Чернышев (Григорий) и Надежда Вельтер (Аксинья). При этом их любовная линия отошла на второй план по сравнению с общественной драмой.
Перед премьерой возник необычный вопрос: где найти поношенные солдатские шинели для массовки. Новое обмундирование не подходило, и нужные вещи с трудом нашли на военных складах в последний момент.
Премьера состоялась 22 октября 1935 года. В фойе театра открылась выставка, посвящённая истории донского казачества.
Яркий, красочный спектакль, оформленный художником Георгием Руди, имел большой успех. «Зрители горячо аплодировали после каждой картины, — писала „Красная газета“. — Несколько раз на сцену вызывали композитора, дирижёра, режиссёра и либреттиста».
«Тихий Дон» стал первой крупной постановкой на тему революционного прошлого. Нарком просвещения Андрей Бубнов назвал её «крупной творческой победой». В декабре 1935 года Самуил Самосуд получил в награду автомобиль, а Иван Дзержинский — премию в 3000 рублей. Песня «От края и до края» из финала оперы стала популярной и часто исполнялась в последующие годы.
Спустя 30 лет Дзержинский вернулся к шолоховским героям и написал оперу-продолжение «Григорий Мелехов», где Мелехов проходит через испытания Гражданской войны. Её премьера состоялась в 1967 году в Кировском (ныне Мариинском) театре.
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Автором произведения по мотивам романа Шолохова стал 26-летний Иван Дзержинский. С поддержкой Шостаковича он смог реализовать свой замысел и представить работу художественному руководителю театра Самуилу Самосуду. Тот заинтересовался материалом, и в театре, известном как «лаборатория советской оперы», началась активная работа над постановкой.
«Меня захватили герои Шолохова с их сильными чувствами, — делился Дзержинский перед премьерой. — Я стремился создать не иллюстрацию к роману, а самостоятельное музыкальное произведение».
Либретто написал брат композитора, Леонид Дзержинский. Он творчески переработал сюжет, сосредоточившись на событиях Первой мировой и Февральской революции и выдвинув на первый план социальный конфликт: разрыв Григория Мелехова с казачьей средой и его переход к революционерам.
Режиссёром выступил Макс Терешкович, а главные партии исполнили Александр Чернышев (Григорий) и Надежда Вельтер (Аксинья). При этом их любовная линия отошла на второй план по сравнению с общественной драмой.
Перед премьерой возник необычный вопрос: где найти поношенные солдатские шинели для массовки. Новое обмундирование не подходило, и нужные вещи с трудом нашли на военных складах в последний момент.
Премьера состоялась 22 октября 1935 года. В фойе театра открылась выставка, посвящённая истории донского казачества.
Яркий, красочный спектакль, оформленный художником Георгием Руди, имел большой успех. «Зрители горячо аплодировали после каждой картины, — писала „Красная газета“. — Несколько раз на сцену вызывали композитора, дирижёра, режиссёра и либреттиста».
«Тихий Дон» стал первой крупной постановкой на тему революционного прошлого. Нарком просвещения Андрей Бубнов назвал её «крупной творческой победой». В декабре 1935 года Самуил Самосуд получил в награду автомобиль, а Иван Дзержинский — премию в 3000 рублей. Песня «От края и до края» из финала оперы стала популярной и часто исполнялась в последующие годы.
Спустя 30 лет Дзержинский вернулся к шолоховским героям и написал оперу-продолжение «Григорий Мелехов», где Мелехов проходит через испытания Гражданской войны. Её премьера состоялась в 1967 году в Кировском (ныне Мариинском) театре.
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]