
Забытые опасности Невы: как Ивановские пороги пугали мореплавателей
---
На старинном рисунке архитектора Джакомо Кваренги, изображающем недостроенную резиденцию Екатерины II в Пелле, попал в кадр любопытный фрагмент — участок Невы у Ивановских порогов. Эти места в XVIII веке считались одними из самых опасных для судоходства.
Гибельное место
Моряки с суеверным страхом относились к этому участку реки. Даже бывалые капитаны, благополучно миновав пороги, облегчённо крестились: "Пронесло!" Как отмечал путеводитель Тенишевского училища начала XX века, внешне пороги не производили грозного впечатления — лишь стремительное течение да крупная рябь выдавали подводные камни, образующие каменный кряж на дне.
Роковой рейс "Валаамо"
Особую известность получило крушение парохода "Валаамо" в июле 1892 года. Судно с паломниками, возвращавшимися с Валаама, попало в густой туман. Несмотря на опасения, капитан принял роковое решение продолжить путь. Удар о подводные камни у села Ивановского едва не стал катастрофой — пароход буквально "сел на иглу" между двух скальных выступов.
К счастью, находившиеся поблизости суда оперативно пришли на помощь. Спасённые паломники тут же отслужили благодарственный молебен на берегу.
Ликвидация опасности
После многочисленных дноуглубительных работ, начатых ещё в 1913 году, пороги окончательно исчезли в 1930-х благодаря масштабным взрывным работам. Сегодня о них напоминает лишь название участка реки, по-прежнему привлекающего внимание речников.
Источник: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Гибельное место
Моряки с суеверным страхом относились к этому участку реки. Даже бывалые капитаны, благополучно миновав пороги, облегчённо крестились: "Пронесло!" Как отмечал путеводитель Тенишевского училища начала XX века, внешне пороги не производили грозного впечатления — лишь стремительное течение да крупная рябь выдавали подводные камни, образующие каменный кряж на дне.
Роковой рейс "Валаамо"
Особую известность получило крушение парохода "Валаамо" в июле 1892 года. Судно с паломниками, возвращавшимися с Валаама, попало в густой туман. Несмотря на опасения, капитан принял роковое решение продолжить путь. Удар о подводные камни у села Ивановского едва не стал катастрофой — пароход буквально "сел на иглу" между двух скальных выступов.
К счастью, находившиеся поблизости суда оперативно пришли на помощь. Спасённые паломники тут же отслужили благодарственный молебен на берегу.
Ликвидация опасности
После многочисленных дноуглубительных работ, начатых ещё в 1913 году, пороги окончательно исчезли в 1930-х благодаря масштабным взрывным работам. Сегодня о них напоминает лишь название участка реки, по-прежнему привлекающего внимание речников.
Источник: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]