На основании нормативных документов и утвержденных санитарно-эпидемиологических требований осуществляется организация работы приемного отделения. Методические рекомендации, разработанные Росздравнадзором, содержат практические предложения по порядку внутреннего контроля качества и безопасности лечебного учреждения, в том числе и приемного покоя, которые применяются во всех лечебных учреждениях. Приемное отделение чаще всего находится в здание, где имеются основные медицинские ресурсы. Например, такие отделения, как реанимация, хирургия. От четкой организации работы приемного отделения больницы будет зависеть качество оказания помощи индивиду. В больших организациях их может быть два и более, расположенных в разных корпусах. Кроме того, они могут разделяться для пациентов: экстренных и плановых.
Общие положенияК приемному отделению должен быть доступ для подъезда санитарного транспорта. Приемный покой взаимодействует со всеми подразделениями больницы. Главный принцип его работы – это ответственность за здоровье и жизнь граждан. Главный врач устанавливает его структуру и расписание. Обязанности персонала отделения изложены в должностных инструкциях. Возглавляет приемное отделение заведующий. Медицинский персонал приемного отделения должен владеть навыками проведения базовой сердечно-легочной реанимации, знать принципы оказания медпомощи в экстренных состояниях, а также иметь опрятный внешний вид, медицинский халат или медицинскую форму, обувь и именной бейджик.
Функционирование приемного отделения ведется в круглосуточном режиме без перерывов в течение всего года. Заместитель главного врача осуществляет контроль за организацией работы приемного отделения больницы. Руководство этим подразделением в выходные и праздничные дни, а также в вечернее время и ночью возложено на дежурного доктора.
Функции приемного отделенияПеречень функций довольно широк и включает в себя:
Прием, осмотр, регистрацию и оценку состояния поступившего.Оказание экстренной и неотложной помощи.Ведение и заполнение различной документации.Учет пациентов, которые получили амбулаторную помощь, в том числе и случаев отказа в госпитализации, а также госпитализированных пациентов.Проведение санитарно-гигиенических процедур вновь поступившим пациентам.Распределение пациентов по профилям болезни и тяжести состояния.Работа приемного отделения также направлена на проведение мероприятий, способствующих распознаванию и предупреждению дальнейшего распространения инфекции.Изоляция поступивших с инфекционными патологиями для последующего перевода в специальные стационары, проведение санитарной обработки.Определение способа транспортировки пациентов в необходимые отделения и ее осуществление.Прием и временное хранение вещей пациентов с момента их поступления в отделение и до передачи персоналу отделения, в которое госпитализируют больного, или выдача их его представителю.Готовность к работе при возникновении чрезвычайных ситуаций или с особо опасными инфекциямии и обладание соответствующими навыками.ТребованияУстройство и организация работы приемного отделения зависит от профиля и от уровня оказания медицинской помощи (1, 2, 3 уровень). В приемном покое должны быть предусмотрены следующие помещения:
Регистратура – это место, где осуществляется прием больных, поступающих на госпитализацию, и оформляются первичные медицинские документы.Холл для ожидания, в котором размещаются пациенты и лица, которые их сопровождают. Оснащено такое помещение стульями, столом. На информационных стендах содержится информация о режиме работы отделений больницы, о том, какие продукты разрешены больным и т. п.Утепленный тамбур или коридор для передвижения по кабинетам.Смотровые кабинеты, в которых осуществляется осмотр и некоторые виды обследований (ЭКГ, измерение температуры и др.) и ставится предварительный диагноз.Помещение с ванной или душем, так называемый санпропускник с отдельной комнатой для переодевания.Кабинет диагностический, который предназначен для пациентов с неустановленным диагнозом.Противошоковая (операционная). Изолятор, в него помещаются поступившие с подозрением на инфекционную патологию.Кабинеты, в которых делают различные манипуляции: инъекции, перевязки.Рентгенкабинет.Кабинет дежурного доктора, старшей медицинской сестры, заведующего отделением.Лаборатория, где проводится забор биоматериала и осуществляется его исследование.Комната для персонала.Санитарная (туалетная) комната.Гардеробная комната, где хранится верхняя одежда пациентов, поступивших на стационарное лечение.В крупных больничных комплексах в этом отделении могут располагаться и другие кабинеты. Рядом с приемным покоем следует разместить УЗИ, эндоскопический, рентгеновский кабинет и лабораторию. В приемном покое должны находиться резервные источники питания, питьевой воды, кислорода, горячего водоснабжения, каналов связи. А также необходимо обеспечить возможность использования передвижного медицинского оборудования с автономным питанием. Приемное отделение, как правило, находится не выше второго этажа.
Обязанности медсестрыОрганизация работы приемного отделения стационара невозможна без среднего медперсонала. Рассмотрим функционал (инструкцию) медицинской сестры, который складывается из следующих мероприятий:
ознакомление с направлением больного на госпитализацию;сопровождение пациента в кабинет врача;выслушивание жалоб индивида, который самостоятельно обратился в приемный покой и направление его к дежурному доктору;заполнение первичной медицинской документации;выполнение различных манипуляций, назначенных врачом;оказание помощи во время осмотра;отслеживание состояния пациентов, которые находятся в приемном покое;выполнение указаний доктора, связанных с выполнением или подготовкой диагностических и иных манипуляций;в установленные сроки передача телефонограммы в отделения полиции, извещений экстренного плана в Роспотребнадзор и др.;контроль, а в некоторых случаях и непосредственное участие в санитарной обработке пациентов;взятие биоматериала для проведения исследования;получение и хранение лекарств;контроль за работой младшего медицинского персонала;ведение учетной документации;выполнение санитарных норм и правил в отделении;составление необходимых отчетов;составление описи одежды пациента, передача ее для проведения дезинфекции и далее, для хранения;осмотр больного и его вещей на наличие педикулеза; при необходимости — проведение обработки;регулярное повышение квалификации на курсах, посещение конференций и занятий, которые организуются специально для среднего медицинского персонала.Устройство приемного покояВ учреждениях здравоохранения больничного типа обслуживание пациентов начинается в приемном отделении стационара. Организация работы по приказу руководителя учреждения, а также контроль за деятельность этого отделения возложен на одного из его заместителей. Это одно из значимых подразделений, которое предназначено для:
приема больных;первичного осмотра;измерения антропометрических данных;при необходимости — проведения санитарной и гигиенической обработки поступающих в стационар больных;оказания медицинской (неотложной) помощи.От правильной организации работы приемного отделения медицинской организации, а также от слаженной и квалифицированной работы медицинского персонала при тяжелых (ургентных) состояниях зависит жизнь больных. Каждый пациент, первоначально попадает в это отделение, поэтому важно, чтобы у него сформировалось доверие к докторам, и он почувствовал заботу и хорошее отношение.
Работа в этом подразделении осуществляется в следующем порядке:
оформление (регистрация) больных;осмотр доктором приемного покоя; при необходимости приглашаются специалисты;обработка санитарная и гигиеническая.Следует отметить, что кабинеты отделения расположены в этой же последовательности.
Организация работы: прием и регистрация больныхПути поступления пациентов в приемный покой:
специализированным автотранспортом (машина скорой помощи) ;по направлению лечащего доктора поликлиники, к которой индивид прикреплен на медицинское обслуживание;по направлению из военкомата;самостоятельное обращение, его называют «самотеком»;перевод из других учреждений здравоохранения круглосуточного типа.Нуждающихся в экстренной помощи сразу помещают в реанимационное или отделение интенсивной терапии, в обход приемного покоя.
Существует три вида госпитализации больных, которые зависят от способа его доставки в больницу:
экстренная;плановая;«самотеком».Организация работы приемного отделения при поступлении больного в тяжелом состоянии заключается в следующем. В первую очередь ему оказывает необходимую помощь медсестра и в срочном порядке приглашает доктора приемного покоя, который решает вопрос о необходимости стационарного лечения. Далее медицинская сестра:
оформляет его регистрацию;направляет в смотровой кабинет для проведения осмотра и различных манипуляций (лечебных и диагностических). В случае, когда доставленный пациент находится без сознания и при нем отсутствуют документы, медсестра после осмотра его доктором оказывает экстренную медицинскую помощь и только потом заполняет первичную документацию. До выяснения личности пациент считается «неизвестным», что отражается во всех документах. Далее она информирует телефонограммой полицию о поступлении неизвестного пациента.
Если в приемный покой привезли пациента по поводу заболевания, которое возникло внезапно, или индивид скончался в отделении, то медицинская сестра сообщает об этих случаях родственникам путем телефонограммы. Кроме того, делается отметка в специальном журнале.
Приемный покой инфекционной больницыОсобенностью организации работы приемного отделения инфекционной больницы является поточно-пропускной режим. Пациенты с момента их поступления и вплоть до выписки не должны контактировать с другими больными. Всех больных, поступающих в больницу, принимают в специальных палатах, получивших название боксов. Эти помещения имеют отдельный как вход, так и выход, холл приемного покоя и бокса разделяют застекленные двойные двери. Все двери запираются на ключ. Такие помещения имеются в любом инфекционном стационаре и каждый из них предназначен для определенных патологий: менингита, скарлатины и т. д. Осмотр пациента доктор производит именно в этом помещении, а после установления диагноза его переводят в соответствующее отделение. Если обнаружена смешанная инфекция, то пациента определяют в отдельную палату.
Функции персонала приемного отделения инфекционной больницыНа каждого поступившего заводится первичная медицинская документация. Медицинская сестра заполнят специальный бланк, в котором перечисляются вещи, которые пациент оставил в учреждении. Кроме того, она направляет требование на кухню, где указано, какая диета рекомендована доктором приемного отделения. Организация работы осуществляется следующим образом:
санитарная обработка, которая получила название первичной;дезинсекция и дезинфекция вещей пациента;обеззараживанию подлежат и имеющиеся выделения;решается вопрос о том, каким образом доставить индивида в отделение (пешком или с использованием носилок, каталки) ;после осмотра доктором назначаются экстренные манипуляции, которые необходимо провести: посев испражнений на кишечную группу, взятие биоматериала на дифтерийную палочку и т. п.Медсестра осматривает кожные покровы, волосы на голове и одежду пациента. После осмотра его переодевают в одежду больницы и переводят в соответствующее отделение. Далее медсестра дезинфицирует это помещение и готовит его для приема нового больного.
Организация работы медицинской сестры приемного отделенияМедсестра является помощником доктора. Ее обязанности довольно разнообразны и обязывают владеть определенными профессиональными навыками. Медсестра должна тщательно выполнять все назначения и распоряжения врача. В приемном покое она отслеживает поток пациентов, следит за санитарно-эпидемиологическим режимом во избежание появления внутрибольничной инфекции. Подчиняется медсестра заведующему, старшей медицинской сестре и доктору (дежурному). При организации работы в приемном отделении медсестре надлежит знать:
документацию, которую ведут в отделении и правила ее заполнения;организацию и структуру приемного покоя;порядок доврачебного осмотра индивида;нормативные документы, регламентирующие санитарно-эпидемиологический режим;номера телефонов экстренных и специализированных служб (пожарных, полиции, скорой помощи, нарко- или психдиспансера и др.) ;технику и алгоритм проведения различных манипуляций: введения препаратов, промывания желудка, постановки клизм, взятия биоматериала и т. п.;правила транспортировки больных с ВИЧ-инфекцией или при подозрении на нее;правила оформления требований — накладных на получение медикаментов и медицинской техники;правила приготовления дезинфицирующих средств;регулирование приема больных доктором в зависимости от их состояния.Работа среднего медперсоналаВ организации работы медсестры приемного отделения стационара немаловажную роль играет соблюдение принципов этики и деонтологии. Такие качества, как:
милосердие;организаторские способности;трудолюбие;аккуратность;приветливость;порядочность;здравый смысл;профессиональная осведомленность;творческое мышление и некоторые другие помогают пациенту быстрее освоится и ощутить заботу и внимание, которые ему так необходимы.К существенным тезисам, характеризующим медицинскую этику, следует отнести:
запрет на причинение вреда пациенту;уважение к профессии;соблюдение врачебной тайны;уважение к личности больного.Медицинская деонтология объединяет в себе все воззрения и правила поведения медицинского персонала, которые способствуют повышению эффективности терапии и сводят к минимуму возникновение нежелательных последствий. Существуют определенные нормы и стандарты, которые обязательны для выполнения медсестрами приемного отделения. В организации работы среднего медицинского персонала особое место занимает и соблюдение прав индивида. Биоэтика – это понятие расшифровывается как изучение при возникновении проблемных ситуаций этических аспектов. Основные ее принципами являются:
благодеяния;справедливость;гуманность;уважение личности.Соблюдение медицинской тайны актуально как для медсестер, так и для докторов. Запрещается в присутствии пациентов или их родственников обсуждать диагноз, размышлять о тактике лечения, подвергать сомнению правильность врачебных назначений и т. д. Надо быть внимательным и чутким, обращаться к больному по имени-отчеству и на «вы».
Работа младшего медицинского персоналаВ учреждениях здравоохранения имеются разные системы обслуживания пациентов:
Двухступенчатая – доктор и медсестра. В этом случае медицинская сестра выполняет указания, назначения и рекомендации доктора, проводит все необходимые процедуры, а также осуществляет уход за больными.Трехступенчатая, в которую дополнительно к предыдущей входит еще младшая медсестра.Организация работы младшей медицинской сестры приемного отделения возложена на средний медперсонал. Если они работают в специализированных стационарах (инфекционные, психоневрологические, противотуберкулезные и др.), то с ними регулярно проводятся занятия, на которых они овладевают знаниями, необходимыми для получения специальных навыков работы в приемном покое этих учреждений. В обязанности младшего медицинского персонала приемного покоя учреждения любого профиля входит:
уборка палат отделения;сопровождение пациента до отделения или на процедуры;проведение санитарной обработки индивида;помощь больным.Все действия, совершаемые медицинским персоналом, в том числе и младшим, регламентированы. Например, согласно действующим приказам, организация работы приемного отделения при осуществлении санитарной обработки включает в себя проведение следующих манипуляций:
гигиенический душ, ванна или обтирание пациента влажной ветошью, а также бритье, при необходимости — стрижка волос и подстригание ногтей;истребление насекомых при их выявлении во время осмотра, т. е. проведение дезинсекции;переодевание индивида в чистое нательное белье и одежду.Таким образом, при трехступенчатой системе обслуживания пациентов часть обязанностей среднего медперсонала закреплена за младшим.
Некоторые особенности работы приемного покояОрганизация работы приемного отделения стационара очень важна для учреждения здравоохранения любого профиля и не зависит от уровня оказания медицинской помощи и размеров больницы. Конечный результат напрямую зависит от:
безопасности помощи;своевременности;эффективности.А экстренная помощь подразумевает согласованность действий всего коллектива, как медицинского, так и различных вспомогательных служб, а также наличия нужных медикаментов, исправной работы аппаратуры. В зависимости от срочности оказания медицинской помощи и тяжести состояния пациента их дифференцировка осуществляется в приемно-диагностическом отделении. Организация работы отделения спланирована следующим образом. Все поступившие разделяются на следующие группы в зависимости от срочности помощи:
неотложная – жизнь больного под угрозой;срочная – на момент поступления угрозы нет;несрочная – помощь можно оказать позднее.Кроме того, условно можно разделить всех поступающих пациентов на группы:
плановое лечение по направлению из поликлиники;самообращение;состояния, при которых требуется комплексный уход, специализированная помощь и непрерывное мониторирование ситуации в условиях реанимации;состояния критические, угрожающие жизни, шоковые;серьезные травмы, патологии хирургического плана в острой стадии.Утверждается организация работы приемного отделения стационара приказом главного врача, в котором конкретно прописаны все алгоритмы действия медицинских работников этого подразделения.
аким образом, если дать краткую характеристику приемному покою, то это самый передовой рубеж медицинского учреждения.
Источник: labuda.blog
уникальные шаблоны и модули для dle