Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись
12.05.2020 4 897 0 +158 reeder

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись

---
+158
В закладки
Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Экспедиционное океанографическое судно проекта 852

Деятельность военно-морского флота не осуществляется сама по себе. Для того чтобы военные корабли могли успешно нести боевое дежурство, работает множество вспомогательных судов и катеров: гидрографических, океанографических, спасательных, разведывательных, танкерных, буксирных. Эти корабли редко оказываются в центре внимания, однако без них ВМФ не может существовать.

Данный цикл статей посвящен вспомогательным и специальным судам, работающим в интересах нашего военно-морского и коммерческого флотов. Открывают цикл корабли, предназначенные для гидрографических исследований.

Корабли гидрографической службы

Гидрографическая служба России существует под разными названиями и в разных организационно-структурных формах со времен Петра I. В настоящее время ее официальное название — Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.

Основные функции Управления следующие:

Руководство поддержанием сил и средств навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и топогеодезического обеспечения (далее — НГО, ГМО и ТГО) в установленной боевой готовности к выполнению задач НГО, ГМО и ТГО боевой и повседневной деятельности сил (войск) флотов, Каспийской флотилии, других видов Вооруженных Сил РФ в назначенных операционных зонах (зонах ответственности).

Организация проведения океанографических, гидрографических и морских геофизических работ в океанах и морях в интересах обороны страны и НГО морской деятельности РФ.

Руководство работой по созданию навигационных морских, геофизических и других специальных карт (в том числе электронных), руководств и пособий для плавания в Мировом океане и обеспечение ими в установленном порядке потребителей РФ и зарубежных государств.

Руководство обеспечением (снабжением) сил (войск) ВМФ морскими средствами навигации и океанографии (далее именуется — МСН), поддержанием технической готовности МСН на кораблях постоянной готовности.

Содержание и развитие системы навигационного оборудования на побережье и в морских водах, находящихся под юрисдикцией РФ (за исключением трасс Северного морского пути) в интересах обороны страны и НГО морской деятельности РФ, обеспечение действия средств навигационного оборудования с установленными характеристиками и режимами работы.

Руководство непосредственно подчиненными воинскими частями и организациями; методическое руководство подчиненными по специальным вопросам органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями ГС ВМФ.

Участие РФ в деятельности Международной гидрографической организации (далее — МГО) и Международной ассоциации маячных служб (далее — МАМС), взаимодействие и сотрудничество с другими международными и региональными мореведческими организациями.

Какими же средствами реализуются приведенные выше задачи? Рассмотрим имеющиеся в наличии у гидрографической службы корабли.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Гидрографическое судно проекта 860

Гидрографические суда проекта 860. Строились в 1960-х в Гданьске (Польша). Полное водоизмещение — 1274 тонны. Скорость полного хода — 15 узлов. Дальность хода — 6200 миль на скорости в 10 узлов. Силовая установка — 2×1500 л. с., дизели «Згода-Зульцер» 5TG48. Экипаж — до 53 человек.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Гидрографическое судно проекта 861

Гидрографические суда проекта 861 предназначены для гидрологических исследований, оборудования рейдов, изучения опасных для судоходства районов, исследования течений, изучения глубин, метеорологических и батитермографических наблюдений, работ по химической гидрологии в ближней и дальней морских зонах.

Строились в 1960-1970-х годах в Гданьске. Полное водоизмещение — 1542,6 тонны. Скорость полного хода — 17,3 узла. Дальность хода — 8900 миль на 11 узлах. Силовая установка состоит из двух дизелей польского производства Zgoda-Sulzer («Згода-Зульцер») 6ТD-48, мощностью по 1800 л. с. Экипаж судна составляет 45 человек и 10 членов научной команды.

В качестве специального оборудования на кораблях проекта 861 установлены ГАС «Бронза» и радиопеленгатор АРП-50Р.

Океанографические исследовательские суда проекта 852 тип «Академик Крылов». Строились в 1970-х годах в польском Шецине.

Суда данного проекта предназначены для исследований в области океанологии, химической гидрологии и морской метеорологии. Также для биологических, аэрологических, актинометрических наблюдений; регистрации волнения и течений в акватории Мирового океана, и других морских наблюдений и исследований.

Судно имеет полное водоизмещение 9140 тонн, максимальную скорость хода — 20,8 узла, дальность хода 24 000 миль на 15,4 узлах. Силовая установка состоит из двух дизелей мощностью 8000 л. с. Экипаж судна — до 148 человек.

На судне размещено 20 научных лабораторий, общей площадью 900 кв. м, в том числе: гидрографическая, радиоизмерительная, аэрологическая, синоптическая, геологическая, океанографическая, электромагнитная, радиохимическая, биологическая, гравиметрическая, навигационная, фотолаборатория, радиоэлектронная, гидроакустическая, центр обработки данных и астрономический павильон. На верхней палубе оборудована площадка и ангар для одного вертолёта типа Ка-25.

На судах предусмотрено одновременное размещение 4-х океанографических буйковых станций типа: ЛЭРОК-0,5, ЛЭРОК-1, ЛЭРОК-2, ЛЭС-23-1, ЛЭС-55-1.

Для погрузочно-разгрузочных работ суда оборудованы: одной крановой установкой на баке грузоподъемностью 7 тонн, двумя малыми кранами г/п по 250 кг и двумя кормовыми грузовыми стрелами г/п по 8 тонн.

На судах штатно имелись следующие вспомогательные катера и боты: 2 гидрографических промерных катера; 1 рабочий катер типа 725 вместимостью 20 чел; 1 разъездной катер типа 731 вместимостью 9 чел; 2 спасательных бота вместимостью по 70 чел.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Гидрографическое судно проекта 862

Гидрографические суда проекта 862. Строились в 1970-80-х годах в польском Гданьске. Эти суда предназначены для изучения вопросов океанографии, имеющих специфическое военное значение, таких как изучение гидрологических условий для обеспечения свободного плавания подводных лодок новых проектов в удаленных районах Мирового океана и для проведения комплексных океанографических исследований. В частности, корабли проекта 862 могут:

1) делать маршрутный промер;

2) проводить батитермографные исследования (непрерывное измерение вертикального распределения температуры воды) ;

3) наблюдать за морскими течениями;

4) делать исследования химической гидрологии;

5) исследовать морскую метеорологию;

6) проводить промер глубин;

7) производить детальную съёмку рельефа дна;

8) делать топографическую съёмку;

9) проводить геодезические работы;

10) исследовать радионавигационные системы.

Данные суда обладают неограниченной мореходностью и работали во всех районах Мирового океана.

Корабли проекта 862 имеют полное водоизмещение в 2435 тонн, максимальную скорость хода в 15,9 узла, дальность хода в 8650 морских миль, экипаж — до 70 человек. ГЭУ состоит из двух дизелей мощностью по 2200 л. с. В качестве вспомогательных двигателей установлены 2 электродвигателя мощностью по 143 л. с., дающие бесшумный малый ход.

Для производства работ на борту находятся два гидрографических промерных катера, а также батометр и другое оборудование.

Из специального оборудования следует отметить ОГАС МГ-329 «Шексна» и оборудование для РТР и РР.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Гидрографическое судно проекта 865

Гидрографические суда проекта 865. Строились в конце 1980-х в Гданьске по заказу ВМФ СССР. Суда имеют полное водоизмещение в 3450 тонн, скорость полного хода — 15 узлов, дальность хода — 11 000 миль на 12 узлах. Экипаж — до 70 человек. Силовая установка — дизельный двигатель «Згода-Зульцер» 12АSB-25D мощностью 4800 л. с.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Гидрографическое судно проекта 870

Гидрографические суда проекта 870 постройки Гданьской судоверфи. Суда предназначаются для гидрологических исследований в ближней морской и базовой зонах, изучения и работ в опасных для судоходства районах, оборудования рейдов. Имеют полное водоизмещение 680 тонн, скорость полного хода в 14 узлов, максимальную дальность хода в 4000 миль на 11 узлах. Экипаж — 26 человек. Силовая установка — 2 дизеля суммарной мощностью 1740 л. с.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Гидрографическое судно проекта 871

Суда проекта 871 строились в Гданьске в 1970-х годах. Имеют полное водоизмещение в 690 тонн, скорость полного хода в 13 узлов, дальность хода 3160 миль на 10,2 узлах, экипаж до 33 человек. Силовая установка состоит из 2-х дизелей мощностью по 600 л. с.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Гидрографическое судно проекта 872

Гидрографические суда проекта 872 строились в Гданьске в 1970-1980-х годах. Предназначены для гидрографического обеспечения флота в ближней морской зоне. Суда имеют полное водоизмещение в 1190 тонн, скорость полного хода — 13,37 узлов, максимальную дальность плавания в 4356 миль на 11,82 узлах, экипаж — 36 человек. Силовая установка состоит из 2-х дизелей мощностью по 960 л. с., также есть 2 вспомогательных электродвигателя мощностью 143 л. с.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Гидрографическое судно проекта РЭФ-100

Малые гидрографические суда проекта РЭФ-100 строились по заказу ВМФ СССР в Румынии в 1980-х годах. Имеют полное водоизмещение в 499 тонн, скорость в 8,5 узлов, максимальную дальность хода — 1000 миль на 6 узлах, экипаж — 19 человек, ГЭУ — 2 дизеля по 300 л. с.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Малое гидрографическое судно проекта 16611 «Фарватер»

Суда проекта 16611 «Фарватер» строились в 1990-2000-х годах на ССЗ «Вымпел» в Рыбинске. В задачи судов проекта входят:

1) съёмка рельефа дна в прибрежных районах морей;

2) площадное обследование рельефа дна с шириной охвата 40 метров;

3) промер с инструментальной оценкой;

4) гидрографическое траление;

5) гидрографические измерения;

6) обслуживание средств навигационного оборудования и гидрографических партий.

Суда имеют полное водоизмещение в 384,7 тонны, скорость полного хода — 11,5 узла, дальность хода — до 1600 миль, экипаж — 15 человек. ГЭУ состоит из двух дизель-редукторных агрегатов ДРА-525, мощностью по 400 л. с.

Гидрографическое оборудование включает в себя:

Широкополосный эхотрал, применяется для измерения глубины по способу траления участков морского дна.

«Съемка» — многоканальный эхолот.

«Мускат-2» — малогабаритный гидроакустический комплекс площадной съемки рельефа дна в прибрежной зоне.

«Приз» — промерный эхолот.

«Крабик-БМ» − приемоиндикатор.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Малое гидрографическое судно проекта 19910

Малые гидрографические суда проекта 19910 отечественной постройки. Строительство ведется с 2000-х по настоящее время. В задачи судна входят:

1) постановка и снятие навигационных морских буев и вех всех типов;

2) обслуживание (осмотр, перезарядка и ремонт) береговых и плавучих средств навигационного оборудования (СНО), контроль за их бесперебойной работой;

3) выполнение гидрографических работ в объеме возможностей устанавливаемого оборудования;

4) перевозка различных грузов для обеспечения работ береговых СНО и гидрографических подразделений на необорудованном побережье.

Суда имеют полное водоизмещение в 1200 тонн, скорость полного хода — 12,5 узлов, дальность хода до 3500 миль, экипаж — 17 человек. ГЭУ состоит из двух дизель-генераторов мощностью по 1200 кВт с передачей мощности на две полноповоротные винторулевые колонки с винтами фиксированного шага в насадках (электродвигатели АДГ-550-4, мощностью по 750 кВт) и одно носовое подруливающее устройство.

Гидрографическое оборудование представлено многолучевым эхолотом, позволяющим получать изображение рельефа дна в 3D-формате в режиме реального времени.

Специальное оборудование представлено: 8-ми тонным двухгаковым электрогидравлическим краном, 0,16-тонной гидрологической лебедкой с кран-балкой, ручной грузовой талью 0,99 тонн, двумя откидными площадками с гидроприводом, двумя площадками-накопителями с вращающимися рольганами.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Большой гидрографический катер проекта 19920

Большие гидрографические катера проекта 19920 «Баклан» российской постройки (строятся с 2000-х годов по настоящее время) служат для обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей, частей береговых войск, военно-морских баз и полигонов.

Катера проекта 19920 предназначены для выполнения гидрографических и лоцмейстерских работ в прибрежных районах, в том числе для:

1) разведки водного маршрута;

2) гидрографических промеров;

3) съёмки рельефа дна;

4) лоцмейстерских проводок;

5) постановки, съёма и обслуживания плавучих средств навигационного оборудования;

6) лидирования подводных лодок в пунктах базирования.

Также катера могут доставить научные группы и спецоборудование до 15 тонн на необорудованное побережье.

Катера имеют полное водоизмещение в 320 тонн, скорость хода — до 11,5 узлов, дальность хода до 1000 миль, экипаж — 11 человек. ГЭУ катера состоит из двух дизель-редукторных агрегатов на основе дизелей «Deutz» BF6M 1015МС мощностью по 337 л. с.

Гидрографическое оборудование катера включает в себя:

1) многолучевой эхолот с комплексом сбора и обработки информации;

2) промерный эхолот;

3) профилограф гидрографический;

4) система измерения параметров качки;

5) измеритель скорости звука в воде;

6) автономный возвращаемый гидрологический зонд;

7) автоматизированный мареограф.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Большой гидрографический катер проекта 23040Г

Большой гидрографический катер проекта 23040Г предназначен для: высокоточной площадной съёмки рельефа дна и обследования навигационных опасностей на глубинах до 400 метров и съемки рельефа дна однолучевым эхолотом на глубинах до 2000 метров; обслуживания всех типов плавучих предостерегательных знаков (далее — ППЗ) ; постановки/съёмки всех типов ППЗ до 1,7 тонны и длиной до 6,5 метра; доставки личного состава, продовольствия, ЗИПа и ремонтных бригад на береговые средства навигационного оборудования; навигационно-гидрографического обеспечения спасательных и поисковых операций; лоцманской проводки и лидирования подводных лодок и крупнотоннажных кораблей в пунктах базирования и на подходах к ним.

Катер имеет полное водоизмещение в 192,7 тонны, скорость хода до 13 узлов, силовую установку из 2-х дизелей по 337 л. с. каждый

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись проекта, гидрографических, судно, мощностью, водоизмещение, скорость, полное, человек, оборудования, узлов, дальность, катера, работ, судов, состоит, судна, рельефа, годах, полного, экипаж

Большой гидрографический катер проекта 23370Г

Катер проекта 23370Г предназначен для выполнения лоцмейстерских и отдельных видов гидрографических работ, в том числе:

1) постановки (съемки) и обслуживания плавучих предостерегательных знаков (ППЗ) ;

2) доставки обслуживающего персонала, ремонтных бригад, продовольствия, топлива и других грузов на береговые объекты средств навигационного оборудования (СНО), в том числе расположенных на необорудованном побережье;

3) оперативного промера глубин в местах постановки ППЗ с использованием промерного эхолота.

Заключение

В составе ВМФ России на сегодняшний день находятся: 1 судно проекта 860, 4 — проекта 861, 1 судно проекта 852, 8 — проекта 862, 2 корабля проекта 865, 5 — проекта 870, 5 — проекта 871, 15 судов проекта 872, 2 судна проекта РЭФ-100, 3 — проекта 16611, 3 проекта 19910, 2 судна проекта 16609, 1 судно проекта 90600, 9 катеров проекта 19920, 2 катера проекта 23040Г, 20 катеров различных проектов советской постройки. Всего — 52 судна и 31 БГК.

На первый взгляд, Россия располагает внушительным флотом гидрографических судов и катеров. Однако большая их часть построена в 1970-80-х годах. В скором времени их ждет списание. Реально новыми являются 3 судна проекта 19910 и 3 судна проектов 16609 и 90600, а также 11 катеров проектов 19920 и 23040Г.

Для обновления флота гидрографических судов в настоящее время ведется строительство 8 малых гидрографических судов проекта 19910, 2-х больших гидрографических катеров проекта 19920, 2-х БГК проекта 23040Г, одного БГК проекта 23370Г и одного малого гидрографического катера проекта 21961.

Таким образом, в настоящее время происходит только обновление состава малых гидрографических судов и БГК, причем в количестве, значительно меньшем, чем количество списываемых судов. При этом полностью отсутствует замена судам проектов 852, 862 и 865. А это суда, способные совершать дальние походы и действовать практически в любых точках Мирового океана. То есть в ближайшие годы ВМФ России сможет рассчитывать на гидрографическое обеспечение только в своих территориальных водах. Более того, учитывая гигантскую протяженность береговой линии России, различные климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий, можно с уверенность сказать, что вводимых в эксплуатацию судов однозначно мало для надежного гидрографического обеспечения ВМФ даже в наших территориальных водах.

Есть, правда, некоторая надежда, что гидрографическое обеспечение в дальней морской зоне смогут взять на себя океанографические суда, строящиеся в интересах другого (весьма секретного) ведомства. Но об этом — в следующей статье.

Продолжение следует…
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]