Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова
17.04.2025 17 397 0 +636 orital

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова

---
+636
В закладки
Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, Горьковском

Когда-то услышал шуточную поговорку: «Все великие люди родились в апреле: Ленин, Жириновский, Киркоров…». Бесспорно, что апрель 1940 года подарил нам творческого, разностороннего и приветливого человека – Владимира Никитича Носакова. Уже то, что благодаря ему самый популярный отечественный грузовой автомобиль называется «Газелью», о многом говорит!

С чего начинается увлечение мальчишки автомобилями? Правильно: с автомобиля. У отца Владимира Никитича, офицера, служившего в Томске, был полученный по ленд-лизу служебный Chevrolet Fleetmaster, переведенный по причине износа на победовский ход. Хотя свою первую аварию 10-летний Володя Носаков совершил за рулем обычной «эмки», наехав на березку. Можно сказать, так началось его знакомство с Горьковским автозаводом.

О детстве, о том как вместо золотой получил серебряную медаль (по разнарядке больше одной золотой на школу не полагалось, и ее отдали девочке-отличнице), об ощущении, когда завелся собственноручно собранный им на практических занятиях в Горьковском Политехе мотор ГАЗ-51 и как на военных сборах постеснялся проехать на танке по глубокой луже (логика автомобилиста!) – обо всем этом сам Владимир Никитич живейше поведал в книге «АВТОбиография в рисунках и фотографиях». Найдете ее – ни секунды не пожалеете. Кстати, она вошла в «Топ-50 книг России 2018 года».

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, ГорьковскомВладимир Никитич Носаков в «святая святых», Управлении конструкторско-экспериментальных работ Горьковского автозавода.

Вероятно, судьбы всех творческих личностей, внесших немалый вклад в развитие науки, техники, медицины, музыки, других областей, в чем-то схожи. Помните, и вам когда-то приходилось слышать: «Забудьте все, чему учили в институте!». Если по форме – верно, то по содержанию… С Носаковым происходило следующим образом. На преддипломную практику его направили в отдел кузовов Конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автозавода, ко Льву Ивановичу Вихко – предельно знающему свое ремесло и по той же причине довольно резкому и даже бесцеремонному, когда сталкивался с чьими-то просчетами. Правда, дипломник об этом тогда не подозревал.

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, ГорьковскомСемейство Носаковых у Chevrolet Fleetmaster 1942 модельного года, на шасси М-20 «Победа». Слева направо, Элеонора, Володя, Никита Васильевич, Коля, Евфалия Алексеевна. За капотом — водитель Шаламов.

– Пришел? Ладно. Ступай в кузовной корпус, поизучай, как там собирают кузовы «Волги», – буркнул, и снова уткнулся в чертежи.

Носаков старательно ознакомился со всеми этапами – тогда завод выпускал еще 21-е «Волги» – и вновь поднялся в конструкторское бюро.

– Так быстро? – удивился Вихко. – Тогда рисуй мне по памяти сечение по раме, сечение по двери.

Понятно, такого Носаков никак не ожидал. И впервые увидел Вихко в гневе.

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, ГорьковскомЧертеж сварки кузова первого образца ГАЗ-24 «Волга» (дизайн — Лев Еремеев), выполненный Носаковым в 1962 году под руководством главного конструктора кузовов Ладислао Дуарте.

Потом, поднаторев в профессии, когда уже Льва Ивановича Вихко переманит к себе Волжский автозавод, Владимир Никитич снова и снова с благодарностью будет вспоминать тот первый урок, полученный от учителя. А тогда выручило умение рисовать и меткий взгляд. Через неделю выложил перед Вихко рабочую тетрадь с разбором конструкции и технологии изготовления волговского кузова. Так Вихко стал дипломным руководителем Носакова. Один был упрям, другой – упорен. И тема диплома «Капот легкового автомобиля» превратилась, несмотря на настойчивые отговоры Вихко, в тему «Кузов автомобиля «Волга» перспективного типа» (плюс капот, разумеется!). К капоту пририсовал автомобиль!

Так Носаков впервые нарисовал будущую «Волгу». Диплом был защищен на «отлично» с пометкой «за оригинальность».

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, ГорьковскомЧертеж «Оперение кузова ГАЗ-54 в сборе». ГАЗ-54 — один из наиболее «загадочных» грузовых автомобилей Горьковского автозавода, информации по нему крайне мало.

Дальше произошло то, что, опять же, происходило – в большей или меньшей мере – на всех автомобильных заводах страны. Кадровики закрывали нехватку персонала, уговаривая и подчас вынуждая молодых специалистов занимать должности не по профилю. Например, идти в мастера цехов. Носакова, все ж, направили в КЭО, в кузовной отдел, но – в группу арматуры кузовов. Это – ручки, рукоятки, замки, запоры. В этом можно было утонуть и похоронить себя навсегда. Вот тут и выручила ярость и несдержанность Вихко.  В таком состоянии его побаивалось даже начальство. И Вихко отбил ученика у кадровиков. А иначе – может и не было бы у нас такой 24-й «Волги», такой 14-й «Чайки», такого стремительно-африканского названия у «полуторки».

Человеку разностороннему нелегко в выборе. Ведь и рисуешь талантливо – даже стал аспирантом Всесоюзного института технической эстетики у самого Долматовского, чья книжка «Повесть об автомобиле» однажды и задала вектор всей жизни. И к конструированию кузовов, спасибо Вихко, почувствовал вкус. И, как впоследствии выяснится, еще даром слова наделен!

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, ГорьковскомРабота, которую сам Владимир Никитич не афиширует: проект мотонарт РМЗ-640 «Буран» (дизайн внешних форм, конструкция и рабочие чертежи кузова). Выполнен совместно с Горьковским политехническим институтом. 1971 г. Серийный выпуск снегохода на Рыбинском моторостроительном заводе производится с 1973 года.

Кстати, не один Владимир Никитич испытывал «муки раздвоения». Довелось мне пообщаться с Анатолием Федоровичем Лапиным, занимавшим в течение 20 лет должность главного дизайнера Porsche – он тоже по специальности был конструктор-кузовщик.

– Кто вы больше, – поинтересовался я, когда маэстро закончил объяснять мне особенности кузова Porsche 928. – Инженер или художник?

Видели бы, каким взглядом тогда наградил меня Тони Лапин!

В 1965 году на Горьковском автозаводе объявили открытый конкурс на дизайн нового легкового автомобиля большого класса. Совершенно неожиданно победил эскиз Носакова, без году неделя на предприятии! И не случайно потом Владимира Никитича назначили – нет, не ведущим дизайнером, а ведущим конструктором проекта ГАЗ-14 «Чайка». С ведущим дизайнером 14-й, Станиславом Витальевичем Волковым, вместе они прекрасно сработаются.

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, ГорьковскомЕдва ли не первым в нашей стране Владимир Никитич начал рисовать так называемые «рентгены» — сложнейшие сквозные изображения устройства автомобиля в изометрии.

Болью в сердце Владимира Никитича отозвалось популистское решение властей свернуть выпуск «Чайки» и уничтожить всю оснастку. Как у нас в стране заведено, совершалось это варварство «по просьбе трудящихся». Только прежде трудящиеся дружно «одобрямс» решения родной коммунистической партии, а тут действовали, влекомые «ветром перемен». История известная. Однако мне в нее не очень верилось. Были документы, указывающие, что замена автомобиля большого класса готовилась ГАЗом в соответствии с планом опытно-конструкторских работ Министерства автомобильной промышленности, утвержденном заместителем министра 26 декабря 1985 года, за полгода до того, как М. С. Горбачев провозгласил свою Перестройку!

– Так я же и составлял те технические требования, впоследствии принятые за основу министерством! – воскликнул Владимир Никитич.

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, ГорьковскомГАЗ-4106 — глубокая модернизация 14‑й «Чайки» 1982 года (электронный впрыск, дисковые тормоза «по кругу» и т. д.). Эстафету ведущего конструктора от В. Н. Носакова подхватил А. Ю. Чистяков, а затем — И. В. Жустев.

Касательно того письма в газету «Социалистическая индустрия», якобы от бригадира слесарей-сборщиков Горьковского автозавода С. Барабашина, насчет убыточности «Чайки», в «предперестроечном» 1985-м производственное объединение ГАЗ дало государству продукции на сумму 1 972 300 000 рублей. В сравнении с этим убыток в 900 тысяч со 150-ти «чаек» просто пшик! Несоизмерим с подрывом престижа предприятия.

Конечно, говорили и что «Чайка» устарела технически, да и дизайн немодный. Полагаю, с этим мнением не согласятся члены «Чайка-клуба». Сегодня они с немалым трудом разыскивают комплектующие для уцелевших экземпляров 14-х, кляня, почем свет стоит, горбачевский популизм и бесхребетность тогдашнего руководства ГАЗа.

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, ГорьковскомЧто такое работа заместителя главного конструктора производственного объединения по техническим вопросам? А вот что!

В 1983 году Носакова назначают главным конструктором легковых автомобилей. ГАЗ-31011, ГАЗ-2410, принципиально новое семейство ГАЗ-3101/3104/ГАЗ-3105, проработка возможных совместных проектов с Peugeot, Ford, Fiat – на нем. Радужные планы растворялись вместе с перестроечными иллюзиями, уступая место суровому прагматизму 1990-х. По предложению Владимира Никитича сохранивший в почти идеальном состоянии комплект штамповой оснастки ГАЗ-3102 передают на производство массовой легковой модели ГАЗ-31029. Как только не называли сей гибрид 24-ки и 3102 – и «ослобыком», и «баржей». Но, запущенная в серию в 1992 году, эта машина помогла заводу выстоять. ГАЗ тогда работал шесть дней в неделю, в три смены – таков был спрос!

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, ГорьковскомНатурный пластилиновый макет будущей ГАЗ-3105 «Волга».

При участии Владимира Никитича затевается еще один проект, ныне подзабытый: семейство «Бурлак». Иначе – «Волга-пикап». Опытные образцы были построены в 1993 – 1994 годах. Однако отвлекать ресурсы на дополнительные модификации «Волги» сочли нецелесообразным. Да и «Газель» была на подходе.

Действительно, «Волга» не просто вытащила завод, но и помогла запустить автомобиль, имя которого стало в нашей стране таким же нарицательным, как в свое время в США – Ford Model T. «Газель»! Полуторатонный коммерческий автомобиль, которым можно управлять с категорией «В», с использованием волговских узлов и агрегатов – и даже фар от той самой «баржи»! (Впрочем, скорее, наоборот, поскольку макет внешнего вида новой полуторки был, как говорят на Западе, финализирован еще в мае 1989 года.)

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, ГорьковскомДекабрь 1990‑го — макетный образец новой полуторки. У автомобиля еще отсутствуют матовые пластиковые накладки на стойках ветрового стекла, вызвавших у Носакова ассоциацию с рогами газели.

Роль «Газели» в общественной жизни России еще, вероятно, предстоит оценить политологам и историкам, но прежде всего – экономистам. Но в тот период, когда завершалась подготовка к серийному производству, когда часы над главной проходной отсчитывали: «До пуска полуторатонного грузовика ГАЗ-3302 осталось… дней», автомобиль и все его будущее семейство еще оставался безымянным! «Полуторка», и все.

Был вечер пятницы, примерно за две недели до запуска. Президент АО «ГАЗ» Николай Андреевич Пугин вызвал к себе главного конструктора Кудрявцева:

– Юрий Владимирович, к понедельнику надо придумать полуторке название: короткое, звучное, желательно женского рода и понятное иностранцам без перевода.

Кудрявцев вызвал замов (Носаков к этому времени являлся заместителем Кудрявцева по техническим вопросам):

– К понедельнику надо…

Уже в субботу утром Носаков выложил на стол Кудрявцеву листок с единственным словом «Газель». Через час на листке появилось второе слово: «Согласен». Это была виза Пугина.

Собственно, на листке было начертано не «Газель», а «ГАЗель» – графически подчеркивалось, что модель выпущена на ГАЗе. Отсюда в народе возникла занятная трактовка названия: ГАЗ эпохи Ельцина.

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, Горьковском«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Внимательный читатель разглядит среди черновых вариантов Носакова и слово «Газон». Вчерашнее прозвище сегодня тоже стало торговым наименованием.

Всего же Владимир Никитич предложил четыре товарных наименования для Горьковского автозавода: «Газель», «Садко», «Земляк», «Ермак».

Параллельно с производственной деятельностью Владимир Никитич преподавал. Начиная с 1967 года читал курс лекций по автомобильному дизайну в Горьковском политехническом институте. Затем, с 2009 по 2020 год в должности доцента передавал знания студентам «Мининки» – Волжского государственного инженерно-педагогического университета (с 2011 года – Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина).

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, ГорьковскомНа кафедре в 7‑м корпусе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Деятельность Владимира Никитича отмечена званиями «Лучший конструктор ГАЗ», «Отличник Минавтопрома», «Заслуженный машиностроитель РФ», «Заслуженный автозаводец», а также Золотой медалью ВДНХ за ГАЗ-14 «Чайка».

Наконец, немного о личном. Владимир Никитич стал первым человеком, с кем я познакомился на Горьковском автозаводе. Он тогда занимал высокую должность заместителя главного конструктора производственного объединения ГАЗ. Но в общении с ним не было той дистанции, того высокомерия, какого к тому времени я успел накушаться на других заводах, перечислять не стану. Если выразить кратко, мы беседовали ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ: «Такие у нас показатели на сегодняшний день»; «Да, это пока у нас не получается, но мы рассчитываем к такому-то времени исправить положение»; «Эта модель у нас запланирована к такому сроку»; «Извините, об этом я пока вам не могу рассказать, это коммерческая тайна». В какой-то мере Владимир Никитич стал для меня, никогда прежде не бывавшего в Нижнем Новгороде, образцом нижегородца. (Впоследствии я не раз убеждался, что открытость и готовность идти навстречу свойственны жителям этого города. При всей эпичности фильма «Жмурки», мне с трудом представляются его персонажи в Нижнем.)

Человек, создавший «Чайку» и «Буран», но ставший известным благодаря «ГАЗели»: история Владимира Носакова Владимир, Никитич, Вихко, Владимира, Никитича, когда, Носаков, Носакова, тогда, главного, конструктора, «Чайки», Горьковского, автомобиля, автозавода, автомобиль, кузовов, «Газель», кузова, ГорьковскомНа вечере, приуроченном к 65‑летию «Чайки», 26 января 2024 года. Выступает дизайнер интерьеров ГАЗ Лариса Николаевна Репина. Владимир Никитич – следующий.

Как все это выглядит с юбилейной высоты? Отметив 17 апреля 2025 года свое 85-летие, Владимир Никитич помогает иллюстрировать замечательные книги по автомобильной истории, раздает интервью, много общается в социальных сетях, консультирует Музей истории ГАЗа. Хочется пожелать, чтобы на все начинания хватало сил и крепкого здоровья.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]