
Как это делается. Корабельный макияж
---

О том, как суда ломают себе рулевые устройства, или о том, как внезапно внутрь машинного отделения начинает бить фонтан забортной воды - я уже описывал.
Окончательно подобные неприятности устраняются только в доке. Но есть и ещё одна причина, по которой судно периодически поднимают из воды.
Надо только помнить, что здесь идёт рассказ о судах, которые доживают свой век и задача судовладельца выжать из них всё до конца, вкладываясь по минимуму.

На снимке выше прекрасно видны ржавые потёки на надводной части борта и во что превратилась подводная. Если обычный макияж походит вот на такую идиллическую картинку, когда матросы под водительством боцмана закатывают борт краской по ржавчине, предварительно выборочно замазанной грунтом, а то и без подобных излишеств - вон, в верхней части снимка видно, что привальный брус покрывается краской именно по рыжей ржавчине:

То подтяжку и лазерное омоложение можно сравнить только с заменой кусков обшивки и срезанием всех наслоений на остальной поверхности металла струёй воды под давлением свыше тысячи атмосфер (раньше это делали абразивным песком, но ныне этот варварский метод уходит в прошлое).
И сделать это с подводной частью корпуса можно только в доке.
Доки же бывают сухие и плавучие. Есть ещё слипы, но о них в другой раз.
Вот фото севастопольского сухого дока на Северной стороне. В принципе, это здоровенная бетонная яма, отделённая от моря специальным устройством, батопортом:

Чтобы можно было подлезть под корпус судна, оно устанавливается на специальные подставки, кильблоки, вон их видно на снимке. Для каждого проекта судов и кораблей есть специальные схемы постановки на кильблоки. Промахнуться тут никак нельзя, иначе аварии не миновать. После заводки судна в док и правильной его установки над кильблоками, батопорт закрывается, и вода из дока откачивается до тех пор, пока он не станет сухим, а не успевшая смыться рыба не запрыгает в оставшихся лужах.
Но есть и плавучие доки. Они похожи на перевёрнутую букву П, боковые стенки и перекладина двойные. Когда они заполняются водой, док притапливается, судно заводится внутрь, центруется и док всплывает, поднимая судно над водой. Плавдоки тоже бывают очень большими, вот в таком стоит авианосец:

Тут одна тонкость имеется - плавдок должен находиться над так называемой доковой ямой, если глубина в акватории меньше его осадки в притопленном состоянии.
Кстати, то, что якорь правого борта авианосца не отдан и не лежит на стапель-палубе - большое блядство, если он рухнет вниз по какой-нибудь причине, я не позавидую никому. Если только снимок не сделан именно в момент отдачи якорей после постановки в док или подъёма их непосредственно перед выходом. Последнее вряд ли, ибо подводная часть явно требует дополнительной покраски.
А был такой случай. Мы готовились к выходу из керченского плавдока на "Сормовском-33". Боцман поднял и застопорил правый якорь и подтянул в клюз левый. Стопорение же производится так:

Неизвестно, по какой причине, но якорь после подъёма рухнул вниз, страшно грохоча цепью.
Никого не убило, и даже не пробили дыру в стапель-палубе. Но докмейстер ревел, как олень во время осеннего гона. Боцман узнал о себе много нового и интересного. После обмена мнениями якорь был поднят второй раз - и второй раз ухнул со всей высоты. Мои скромные возможности не позволяют описать ход дальнейшей корриды.
Но вернёмся к нашей теме. Док осушили (или он всплыл) и изо всех дыр в корпусе судна хлынули струйки воды или она просто начала сочиться из невидимых пока свищей. Эти места отмечаются и завариваются. Корпус очищается от ракушек и старых слоёв краски вместе со ржавчиной мощнейшими струями воды, как я писал выше.
После высыхания наносится первый слой грунта, эта краска отличается особой прилипчивостью, адгезией, если говорить по-учёному.

Потом второй слой:

Потом красится борт, а подводная часть покрывается специальной ядовитой краской, от которой должны дохнуть ракушки. Но со временем они всё равно появляются.

После этого наносится маркировка, надписи и устраняются огрехи. Короче, пудрим носик:

"Морская раковина", ага :) Мы же предпочитали название на украинский манер - "Морська мушля". Красивее ведь звучит, верно?
Тем временем проводятся корпусные работы и по другую сторону бортов. Так выглядели некоторые конструкции:

Сварщик в течение всего рейса не покладал рук:

Помните, я писал о балластных цистернах? так они выглядят при снятом настиле. Высота около 90 сантиметров. Кучи ила и отслоившейся ржавчины выгребают лопатами,где это возможно. А на участках, где изуродованная металлоломом дека не меняется, вся эта гадость так и останется. Красить здесь ничего не будут, эти суда работают на убой.


Вот сквозь эти овальные отверстия и приходится ползать по мокрой и склизкой дряни с фонариком на лбу, отыскивая очередную течь, пока судно не поставят в док.
Но вот докование окончено.Судно принимает довольно привлекательный вид. Как некая мадама в возрасте, сделавшая очередную подтяжку.
Однако под ней скрывается то, что приносят годы - неважно, людям или кораблям...

Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]