Новгород Великий. Церковь Рождества Богородицы Михалицкого монастыря. 1379, 1690-е гг
---
Один из интереснейших памятников архитектуры древнего Новгорода – церковь Рождества Богородицы бывшего Михалицкого монастыря, что на Молотковской улице. И дело даже не в том, что историю свою она ведет с XIV века, однозначно попадая в плеяду образцово-показательных памятников традиционного ”новгородского стиля”. И не в том, что, получив катастрофические разрушения в последнюю войну, возвращена практически из небытия трудами замечательных новгородских волшебников-реставраторов в 1955-1956 гг.
Глядя на это здание, можно воочию, своими глазами, увидеть его живую архитектурную историю. Она застыла в его стенах – и как на ладони перед вами. Из глубины веков. Вплоть до нашего времени. Все шесть с половиной столетий. В камне.
Посмотрим?
Тишайшая и пустынная Молотковская улица Новгорода Великого расположена в восточной части города, обнесённой древними земляными валами.
Здесь в стародавние времена княгиней Еленой (супругой князя Ярослава Владимировича) был основан Михалицкий Рождественский монастырь – Новгородская первая летопись относит это событие к 1199 году:
Тогда же был поставлен и первый Рождественский храм – деревянный, простоявший почти 180 лет, покуда не сгорел от молнии в 1377 г:
Спустя два года, в 1379 г, построена каменная Рождественская церковь – объект сегодняшнего рассказа.
Нынешний силуэт храма существенно отличается от изначального – в ходе реставрационных работ специалистам так и не удалось определить характер сводов и завершения фасадов на XIV век, несмотря на проведённые исследования – здание очень сильно пострадало при артобстрелах в Великую Отечественную войну. Но те же специалисты утверждают, что с высокой долей вероятности можно отнести данный памятник к той же группе, в которую входят церковь Спаса-на-Ильине, Фёдора Стратилата, Петра и Павла в Кожевниках. На след фото – церковь Спаса Преображения на Ильине улице.
У всех перечисленных храмов есть ряд сходных элементов – нам предстоит их опознать и сравнить. Параллельно будем вести рассказ об истории нашей Рождественской церкви.
Стены Рождественской церкви 1379 г были выложены из ракушечника и не были оштукатурены (на след. фото - апсида, вид с севера).
В кладке арок, лопаток, проёмов, ниш использовался кирпич. Окна XIV века – узкие, двухуступчатые, со стрельчатыми и арочными завершениями – ну никак не для освещения:
Храм XIV века имел с трёх сторон перспективные порталы со стрельчатыми завершениями, сходные с порталами церкви Фёдора Стратилата (на след. фото – южный портал ц. Ф. Стратилата):
В ходе послевоенной реставрации удалось раскрыть один из древних порталов Рождественской церкви – он располагается правее (восточнее) устроенного позднее (в 1690-е гг) проёма:
Чётко просматривается изящный древний силуэт.
Экспозиционный зондаж – замечательная штука!
На южной и северной стенах размещались знаменитые новгородские “пятичастные композиции” – три окна+две арки под декоративной бровкой. На след. фото – так она выглядит на фасаде церкви Петра и Павла в Кожевниках:
Фрагменты аналогичной пятичастной композиции, раскрытой в ходе реставрации на стенах нашей Рождественской церкви:
Апсида была декорирована двумя аркатурными поясками (восстановлен один).
Фасады сверху были украшены многолопастными арками, точную форму которых, увы, выявить не удалось – посему при реставрации завершениям придали форму на период начала XVIII в.
Разумеется, присутствовали закладные кресты – те, что располагаются в нижней части здания, относятся к 1377 году.
Те, что подняты на верхние части лопаток – к XVIII в, в то время кресты традиционно помещали в специально устроенные ниши на лопатках.
Изначально существовал западный притвор, полностью разрушенный к концу XVII века. Тот, что стоит нынче – построен в 1830-х гг.
Внутри храм имел хоры, на которые вела полуоткрытая каменная лестница. В восточной части (над жертвенником и диаконником) располагались каморы, попасть в которые можно было по деревянному переходу, опирающемуся на перекинутые между стен и столбов арки (остатки пят арок сохранились).
В своём историческом виде храм не простоял и столетия. Уже в XV веке была переделана часть щелевидных первоначальных окон, устроено подцерковье, появилась штукатурка на фасадах.
Летом 1611 года церковь была разрушена в ходе военных действий шведских войск при захвате ими Новгорода. Серьёзнее всего пострадали верхняя и западная части здания, причём в руинированном виде оно простояло аж до конца XVII века, в результате чего полностью обрушились своды – потребовался масштабный ремонт.
В ходе перестройки, начавшейся в 1690-х гг, западная часть была возведена заново – об этом свидетельствуют и характерные окна западных прясел.
И именно по этой причине на них отсутствуют архитектурные элементы XIV века, уцелевшие на центральном и восточном пряслах.
Не пощадили ничего из древнего архитектурного наследия: заложили, перестроили, заштукатурили.
Обновлённые порталы на месте старых - еще с бусинами, но явно чувствуется нарождающееся барокко.
Переделанные широкие оконные проемы на уцелевших древних стенах – наличники с разорванными фронтонами или трёхлопастными навершиями.
Всё, старина больше не в моде, свежий ветер перемен отныне дует из Европы, сквозит в прорубленное окно…
В результате того же ремонта появились четырёхскатная кровля, барабан и глава. Изразцовый пояс и декор на барабане – того же времени.
В XIX веке церковь вновь подверглась варварским переделкам – весь каменный декор был начисто срублен, изменена форма некоторых окон. Северный и южный порталы "петровского барокко" превращены в окна.
Прекрасный архитектурный памятник превратился в безликую заурядную постройку с гладкими стенами, ничем не привлекавшую внимания историков архитектуры.
И не известно, какая бы ему была уготована судьба, если бы не война.
В военные годы храм получил сильнейшие повреждения. В актах обследования здания за 1945 и 1946 годы указывалось на его угрожающее аварийное состояние. Отсутствовала кровля, своды были разрушены, барабан и купол держались на подпружных арках. В восточной и западной стенах имелись трещины, в алтарной стене и конхе – пробоины от снарядов. К 1951 году обрушились своды, барабан и глава. К началу реставрации архитектурный памятник XIV века выглядел так:
Исследовательские и восстановительные работы начались спустя десятилетие после войны – всё это время конструкции храма удерживались от окончательного разрушения специальной системой временных укреплений, разработанной инженерами Новгородской Специальной производственной ремонтной мастерской.
В 1955 году были заложены 38 зондажей, поставлен 1 шурф, здание подверглось комплексному изучению, результаты которого подтвердили высокую историко-архитектурную ценность памятника, на основании чего через год были проведены полномасштабные реставрационное работы. Своды были сложены заново по сохранившимся следам. Барабан воссоздан в формах XVII в.
Восстановлены порталы, оконные проёмы, декор – как на XVII, так и на XIV в.
Восстановительные работы стали примером так называемой ”компромиссной реставрации” (когда результат являет собою гармоничный сплав элементов и признаков нескольких архитектурных эпох), и осуществлялись по проекту Леонида Егоровича Красноречьева, настоящего Ангела-Хранителя Новгородского Зодчества…
Глядя на это здание, можно воочию, своими глазами, увидеть его живую архитектурную историю. Она застыла в его стенах – и как на ладони перед вами. Из глубины веков. Вплоть до нашего времени. Все шесть с половиной столетий. В камне.
Посмотрим?
Тишайшая и пустынная Молотковская улица Новгорода Великого расположена в восточной части города, обнесённой древними земляными валами.
Здесь в стародавние времена княгиней Еленой (супругой князя Ярослава Владимировича) был основан Михалицкий Рождественский монастырь – Новгородская первая летопись относит это событие к 1199 году:
Тогда же был поставлен и первый Рождественский храм – деревянный, простоявший почти 180 лет, покуда не сгорел от молнии в 1377 г:
Спустя два года, в 1379 г, построена каменная Рождественская церковь – объект сегодняшнего рассказа.
Нынешний силуэт храма существенно отличается от изначального – в ходе реставрационных работ специалистам так и не удалось определить характер сводов и завершения фасадов на XIV век, несмотря на проведённые исследования – здание очень сильно пострадало при артобстрелах в Великую Отечественную войну. Но те же специалисты утверждают, что с высокой долей вероятности можно отнести данный памятник к той же группе, в которую входят церковь Спаса-на-Ильине, Фёдора Стратилата, Петра и Павла в Кожевниках. На след фото – церковь Спаса Преображения на Ильине улице.
У всех перечисленных храмов есть ряд сходных элементов – нам предстоит их опознать и сравнить. Параллельно будем вести рассказ об истории нашей Рождественской церкви.
Стены Рождественской церкви 1379 г были выложены из ракушечника и не были оштукатурены (на след. фото - апсида, вид с севера).
В кладке арок, лопаток, проёмов, ниш использовался кирпич. Окна XIV века – узкие, двухуступчатые, со стрельчатыми и арочными завершениями – ну никак не для освещения:
Храм XIV века имел с трёх сторон перспективные порталы со стрельчатыми завершениями, сходные с порталами церкви Фёдора Стратилата (на след. фото – южный портал ц. Ф. Стратилата):
В ходе послевоенной реставрации удалось раскрыть один из древних порталов Рождественской церкви – он располагается правее (восточнее) устроенного позднее (в 1690-е гг) проёма:
Чётко просматривается изящный древний силуэт.
Экспозиционный зондаж – замечательная штука!
На южной и северной стенах размещались знаменитые новгородские “пятичастные композиции” – три окна+две арки под декоративной бровкой. На след. фото – так она выглядит на фасаде церкви Петра и Павла в Кожевниках:
Фрагменты аналогичной пятичастной композиции, раскрытой в ходе реставрации на стенах нашей Рождественской церкви:
Апсида была декорирована двумя аркатурными поясками (восстановлен один).
Фасады сверху были украшены многолопастными арками, точную форму которых, увы, выявить не удалось – посему при реставрации завершениям придали форму на период начала XVIII в.
Разумеется, присутствовали закладные кресты – те, что располагаются в нижней части здания, относятся к 1377 году.
Те, что подняты на верхние части лопаток – к XVIII в, в то время кресты традиционно помещали в специально устроенные ниши на лопатках.
Изначально существовал западный притвор, полностью разрушенный к концу XVII века. Тот, что стоит нынче – построен в 1830-х гг.
Внутри храм имел хоры, на которые вела полуоткрытая каменная лестница. В восточной части (над жертвенником и диаконником) располагались каморы, попасть в которые можно было по деревянному переходу, опирающемуся на перекинутые между стен и столбов арки (остатки пят арок сохранились).
В своём историческом виде храм не простоял и столетия. Уже в XV веке была переделана часть щелевидных первоначальных окон, устроено подцерковье, появилась штукатурка на фасадах.
Летом 1611 года церковь была разрушена в ходе военных действий шведских войск при захвате ими Новгорода. Серьёзнее всего пострадали верхняя и западная части здания, причём в руинированном виде оно простояло аж до конца XVII века, в результате чего полностью обрушились своды – потребовался масштабный ремонт.
В ходе перестройки, начавшейся в 1690-х гг, западная часть была возведена заново – об этом свидетельствуют и характерные окна западных прясел.
И именно по этой причине на них отсутствуют архитектурные элементы XIV века, уцелевшие на центральном и восточном пряслах.
Не пощадили ничего из древнего архитектурного наследия: заложили, перестроили, заштукатурили.
Обновлённые порталы на месте старых - еще с бусинами, но явно чувствуется нарождающееся барокко.
Переделанные широкие оконные проемы на уцелевших древних стенах – наличники с разорванными фронтонами или трёхлопастными навершиями.
Всё, старина больше не в моде, свежий ветер перемен отныне дует из Европы, сквозит в прорубленное окно…
В результате того же ремонта появились четырёхскатная кровля, барабан и глава. Изразцовый пояс и декор на барабане – того же времени.
В XIX веке церковь вновь подверглась варварским переделкам – весь каменный декор был начисто срублен, изменена форма некоторых окон. Северный и южный порталы "петровского барокко" превращены в окна.
Прекрасный архитектурный памятник превратился в безликую заурядную постройку с гладкими стенами, ничем не привлекавшую внимания историков архитектуры.
И не известно, какая бы ему была уготована судьба, если бы не война.
В военные годы храм получил сильнейшие повреждения. В актах обследования здания за 1945 и 1946 годы указывалось на его угрожающее аварийное состояние. Отсутствовала кровля, своды были разрушены, барабан и купол держались на подпружных арках. В восточной и западной стенах имелись трещины, в алтарной стене и конхе – пробоины от снарядов. К 1951 году обрушились своды, барабан и глава. К началу реставрации архитектурный памятник XIV века выглядел так:
Исследовательские и восстановительные работы начались спустя десятилетие после войны – всё это время конструкции храма удерживались от окончательного разрушения специальной системой временных укреплений, разработанной инженерами Новгородской Специальной производственной ремонтной мастерской.
В 1955 году были заложены 38 зондажей, поставлен 1 шурф, здание подверглось комплексному изучению, результаты которого подтвердили высокую историко-архитектурную ценность памятника, на основании чего через год были проведены полномасштабные реставрационное работы. Своды были сложены заново по сохранившимся следам. Барабан воссоздан в формах XVII в.
Восстановлены порталы, оконные проёмы, декор – как на XVII, так и на XIV в.
Восстановительные работы стали примером так называемой ”компромиссной реставрации” (когда результат являет собою гармоничный сплав элементов и признаков нескольких архитектурных эпох), и осуществлялись по проекту Леонида Егоровича Красноречьева, настоящего Ангела-Хранителя Новгородского Зодчества…
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]