Современное состояние российско-алжирских отношений
25.01.2019 537 0 0 bmpd

Современное состояние российско-алжирских отношений

---
0
В закладки
Как сообщает газета "Коммерсантъ" в материале "Россия и Алжир разыграют дорожную карту. Глава МИД РФ Сергей Лавров посетил республику перед заседанием межправкомиссии", Алжир стал первой страной, которую глава МИД РФ Сергей Лавров посетил в этом году. Рабочая поездка не предполагала подписания каких-либо документов, но Москве было важно продемонстрировать готовность к развитию отношений, которые в последнее время характеризуются резким скачком товарооборота, правда в первую очередь за счет военно-технического сотрудничества. Чем еще РФ и Алжир могут быть интересны друг другу, выясняла в африканской республике корреспондент “Ъ” Марианна Беленькая.

Современное состояние российско-алжирских отношений Алжир, которые, Алжире, Алжира, России, Лавров, сотрудничества, стран, стоит, Сергей, экспорта, должно, между, развитию, около, пшеницы, Москве, сейчас, российского, энергетики


(с)  Александр Щербак / ТАСС

Без штормов на переговорах

«Это уже шестая моя поездка в Алжир. Ты в прошлом году посещал Россию. Интенсивность наших контактов отражает настрой президентов на то, чтобы постоянно совершенствовать взаимодействие»,— с такими словами Сергей Лавров обратился в начале переговоров к своему «дорогому другу» и коллеге Абделькадеру Мессахелю.

Атмосфера на встрече была очень теплой, резко контрастируя с погодой на улице. Северная Африка встретила российскую делегацию штормовым ветром и дождем. На церемонии возложении венка к монументу героев войны за независимость Алжира срывало флаги, ветер задул вечный огонь.

Закрепить венок российской делегации так, чтобы он остался у монумента на время церемонии, было непростой задачей. Впрочем, это была единственная существенная проблема в ходе визита.

По словам Абделькадера Мессахеля, есть «множество возможностей» для развития двусторонних связей в экономике. Министр подчеркнул, что российская делегация приехала в Алжир «очень вовремя» — за неделю до заседания в Москве двусторонней межправкомиссии. По результатам этой встречи, как сказал собеседник Сергея Лаврова, будет выработана «дорожная карта» по развитию сотрудничества — в частности, в сферах промышленности, сельского хозяйства, энергетики и даже туризма, который абсолютно не развит в Алжире, хотя страна обладает немалым потенциалом.

Со своей стороны, Сергей Лавров напомнил, что «многие российские компании уже работают в Алжире и многие хотят». На переговорах была достигнута договоренность о поощрении регулярных прямых контактов между бизнесменами двух стран. Это должно помочь в реализации декларации о российско-алжирском стратегическом партнерстве от 2001 года, а также соглашений, подписанных в ходе визита в Алжир в 2017 году премьера Дмитрия Медведева: о сотрудничестве и взаимодействии в экономике, образовании, здравоохранении и взаимной правовой помощи. Тогда же были подписаны меморандумы о сотрудничестве «Транснефти» и «Росатома» с профильными алжирскими компаниями и ведомствами. По словам осведомленных собеседников “Ъ”, договоренности, достигнутые во время визита премьер-министра, до сих пор находятся в стадии разработки и требуют «интенсификации усилий».

С точки зрения развития двустороннего сотрудничества в экономике есть несколько проблем, на которые обратили внимание собеседники “Ъ”, занимающиеся этой сферой.

Во-первых, инвестиционное законодательство в Алжире не создает выгодных условий для иностранного бизнеса. Во-вторых, между странами есть всего один прямой рейс в неделю. В-третьих, проблемой являются американские и европейские санкции: в ряде проектов, которые Россия уже реализует или могла бы реализовать в Алжире, используются детали, которые не прошли международную сертификацию (а она нужна для работы в республике). Впрочем, как утверждают собеседники “Ъ”, все эти проблемы решаемы, особенно с учетом положительной тенденции с ростом товарооборота. С 2015 года показатели выросли почти в два раза, и в 2017 году составили около $4,6 млрд. Правда, две трети из этой суммы приходится на продукцию военного назначения. Еще около 30% — на черные металлы, транспортные средства и оборудование ($1,3 млрд).

Дискуссии о вредной черепашке

Оружие и зерно — традиционные составляющие российского экспорта в Африку. Однако в Алжире за зерновой рынок, емкость которого оценивается в $3 млрд в год, России нужно еще побороться. Один из главных конкурентов здесь — Франция. Сложности при попытках налаживания экспорта вызывает несоответствие российских стандартов алжирским, которые пришли из Европы. Одинаковые стандарты, с одной стороны, являются следствием колониального периода и давней близостью экономик Алжира и Франции, с другой — облегчают традиционным экспортерам контроль над алжирским рынком. Так, что касается пшеницы, в российских стандартах допустимый процент повреждения клопом вредной черепашкой в несколько раз выше, чем в Алжире. Это в целом не влияет на качество хлебобулочных изделий, но затрудняет выход на рынок.

В результате непростых переговоров была достигнута договоренность о поставке пробной партии нескольких десятков тонн российской пшеницы.

В Египте ранее была аналогичная ситуация, и в результате эта страна стала крупнейшим импортером российской пшеницы ($1,4 млрд из общего объема $5,8 млрд в 2017 году).

Одна из актуальных сейчас для двух стран тем — судьба проектов «Газпрома» в Алжире. В ноябре 2018 года в связи с низкой экономической эффективностью «Газпром» принял решение о выходе из разработки двух алжирских нефтяных месторождений — «Землэ эр-Реккеб» и «Северный Землэ эр-Реккеб». Судьба российского участия в разработке газовых месторождений «Рурд-Сая», «Северный Рурд-Сая» пока решается. Сейчас стоит вопрос о том, будут ли эти проекты продолжаться и в каком виде, а если нет, какие направления российско-алжирского сотрудничества в сфере энергетики стоит развивать на волне возросшего интереса России к Африке.

«Алжир сейчас стоит перед выбором, в каком направлении двигаться. Происходит падение добычи газа на основных эксплуатируемых месторождениях при росте внутреннего потребления газа и электроэнергии. И вопрос — стоит ли вкладывать миллиарды долларов в извлечение более труднодоступных и дорогих запасов или сделать ставку на развитие альтернативных видов энергетики и перерабатывающие отрасли»,— сказала в беседе с “Ъ” Полина Слюсарчук, исполнительный директор российского центра экспертного обеспечения внешнеэкономической деятельности ООО «Интэкс». По ее мнению, первый вариант может подорвать алжирскую экономику. Если будет выбран второй вариант, то к 2030 году Алжир перестанет играть существенную роль на газовом рынке Европы. «При условии реализации грамотной стратегии развития это не должно стать катастрофой для алжирцев. Уход Алжира открывает для России новые ниши в Европе. Поэтому на данный момент Москва и Алжир заинтересованы в том, чтобы, если не координировать, то хотя бы учитывать интересы друг друга в вопросах экспорта газа»,— считает собеседница “Ъ”.

Поколенческий разрыв

Полина Слюсарчук также подчеркнула: говоря о будущем в отношениях двух стран, необходимо не забывать о «человеческом капитале». С 2006 года число алжирских студентов, которые учатся в России, стабильно растет, и в 2016/2017 годах составило 791 человек. Прирост выпускников может сыграть далеко не последнюю роль в экономическом сотрудничестве России со странами Африки. Сейчас, по данным доклада Russia-Africa Shared Vision 2030, число выпускников российских вузов в Африке оценивается в 80 тыс. человек, в том числе в Северной Африке — около 30 тыс. «Это образованные африканцы, зачастую представители элит, которые на регулярной основе готовы содействовать развитию двусторонних отношений и обеспечивать результативную коммуникацию между странами. К сожалению, сейчас стипендий у Алжира меньше, чем у Чада, хотя объем экспорта в Алжир в 2017 году был больше почти в 2,5 тыс. раз»,— подчеркнула госпожа Слюсарчук.

«Вопрос образования — это вопрос будущих отношений»,— согласился в разговоре с “Ъ” руководитель Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН Василий Кузнецов. Он обратил внимание на то, что летом прошлого года среди высшего офицерского состава были проведены существенные кадровые изменения. И добавил, что, предположительно, многие среди молодых офицеров ориентируются уже даже не на Францию — традиционного союзника Алжира, а на США.

Преемственность поколений — важная для Алжира тема и в свете предстоящих 18 апреля президентских выборов. С 1999 года страной бессменно руководит Абдельазиз Бутефлика. Правящий Фронт национального освобождения заявлял о намерении выдвинуть кандидатуру 81-летнего президента на новый срок. Однако он сам пока о своем решении не объявлял. Пойдет ли господин Бутефлика на выборы или нет, должно стать известно до середины февраля. В Москве надеются, что каким бы ни был результат выборов, отношения двух стран останутся прежними.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]