Маринин дом. Часть II
26.01.2018 537 0 0 vittasim

Маринин дом. Часть II

---
0
В закладки
Продолжаем путешествие по Марининому дому. Открываем входную дверь. Внутри дома сохранилась парадная лестница из белого песчаника, с дубовыми перилами на литых чугунных балясинах.
«Входишь — темно, потому что не горит лампочка. Ну, это вставим! Проходишь площадку — есть ли справа квартира, я не заметила, слева — есть! Начинается лестница.» (Марина Цветаева)

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой

Фотография из интернета

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Витражи над парадной лестницей, мерцание огромного овального окна антресольного этажа, зеркало между первым и вторым маршами – так начинается путь к порогу квартиры №3: «колодцу уюта и волшебства».

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


«Первый марш, площадка, поворот,» (Марина Цветаева)

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Полы на площадках выложены метлахской плиткой, двери квартиры на первом и втором этажах были красного дерева.

«…второй марш — и площадка, там горит лампочка…» (Марина Цветаева)

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


«…Справа — высокая дверь, двойная. По-моему, она из красного дерева (я не видела еще красного дерева дверей). Входишь…» (Марина Цветаева)

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Межкомнатные двери имели накладные резные детали, полы были наборного паркета, потолки украшала лепнина.

«Передняя какой-то странной формы, вся из углов, потому что одна дверь впереди, одна как-то наискось, стеклянная…»(Марина Цветаева)

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


«Справа — темный коридор. Потолок высоко... на этом месте – все начинается!» (М.Ц.)

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


«Дверь открывается – вы в комнате с потолочным окном – сразу волшебно!» (М.Ц.)

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


« Справа - камин. И больше ничего нет. Я так вдруг обрадовалась, но знаешь, это не так, как там. Это – серьезно. Я уже в этой комнате почувствовала, что это – мой дом! Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я! Сережа бы и то согласился…» (М.Ц.)

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Застекленные двери вели из прихожей в первую комнату, соединявшую гостиную и столовую. Под потолочным окном – «световым колодцем» – стояла антикварная мебель красного дерева в стиле ампир: круглый обеденный стол со стульями, диваны у противоположных стен, большой буфет с посудой.

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


На стенах висели картины в багетных рамах, вышитый ковер, под потолком – люстра «со множеством огоньков». На полке большого, облицованного ониксом камина стояли часы в виде верблюда и бронзовый бюст Александра Пушкина.

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Сегодня в интерьере гостиной - предметы мебели XIX – начала XX века.

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Также представлены и мемориальные вещи. В горке – посуда из семьи Дурново-Эфрон и памятное фарфоровое блюдо, подаренное крестьянами Петру Аполлоновичу Дурново – деду Сергея Эфрона с дарственной надписью «Мировому посреднику Петру Аполлоновичу Дурново от благодарных крестьян Митиной волости».

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Здесь же тарелка из немецкой гостиницы «Zum Engel», в которой Марина Цветаева останавливалась летом 1905 года после обучения в пансионе и в 1912 году во время свадебного путешествия. Кофейная пара с портретом Жозефины, жены Наполеона, напоминает такую же, некогда принадлежавшую Марине Цветаевой.

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


На стене – небольшой живописный этюд «Женевское озеро» кисти Елизаветы Дурново-Эфрон, матери Сергея. Диван, обитый красным штофом, принадлежал Ольге Ивинской, близкому другу поэта Бориса Пастернака, и назывался в её семье «пастернаковским диванчиком».

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Гостиную украшают каминный экран XIX века с вышивкой гобеленовым швом и посеребренные вазы начала ХХ века.

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой


На стене возле камина – портреты родителей Цветаевой Ивана Владимировича и Марии Александровны.

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой

Иван Владимирович Цветаев

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой

Мария Александровна Цветаева

Над диваном – фотографии Марины Цветаевой и членов ее семьи. Три крупных изображения в верхнем ряду связаны с любимыми местами поэта. Слева – Анастасия, Марина и Сергей Эфрон в гостиной дома Цветаевых в Трехпрудном переулке.

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой

Слева направо: Анастасия Цветаева, Сергей Эфрон, Марина Цветаева. Москва, Трехпрудный переулок, 8. 1913.

В центре – семьи сестер Цветаевых в Александрове, где летом 1916 года Марина гостила у Анастасии.

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой

Сестры Цветаевы с детьми и мужьями, Маврикий Минц — справа.

Справа – Марина Цветаева в доме у Максимилиана Волошина в Коктебеле, где в 1911 году она встретила своего будущего мужа Сергея Эфрона.

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой

Слева — Марина Цветаева, Лиля Эфрон, в центре — Сергей Эфрон, справа — Владимир Соколов, Вера Эфрон, Елена Оттобальдовна Волошина, стоит Владимир Александрович Рогозинский. 1913.

Нижний ряд:

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой

Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной, 1906 год

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой

Марина Цветаева. Май 1913, Коктебель

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой

Сергей Эфрон.

Маринин дом. Часть II Цветаева, Марина, Москва, Эфрон, красного, дерева, Анастасия, Цветаевой, дверь, потолочным, большая, двери, Марины, стене, Сергей, Волошина, Сергея, гостиной, окном, большой

Марина Цветаева 1917г

Рядом с фотографиями – акварели Волошина, поэта и художника, старшего друга Цветаевой

А теперь послушаем голоса тех, кто бывал в гостиной и наблюдал, как менялась комната в разные времена.

Кончался все тот же 14 й год.
«…два дивана … у правой и у левой стены. Над ними… гравюры. Полыхал огонь в камине, за высоким потолочным окном смеркалось…» (Анастасия Цветаева)

Из воспоминаний Марии Кузнецовой (Гриневой)
«…На двери у Марины висит деревянный молоток. Стучу. Открывает Аля. Вхожу в столовую, большую, прохладную комнату с камином и с потолочным окном-фонарем. В середине большой круглый стол. Вокруг него уютные стулья красного дерева. У стен большие книжные шкафы. На стенах картины и портреты…»

Об изменившемся облике комнаты во времена «военного коммунизма» не раз писала знакомым маленькая Аля.

Из письма восьмилетней Али Е.О. Волошиной 14-го ст<арого> ноября 1920 г.: «…День за днем идут как двойники. Знаешь, что Марина будет рубить чужие шкафы и корзины, я буду убирать комнаты. Живем теперь в бывшей столовой, похожей на тюрьму…»

Из письма Али Е.П. Ланну Москва, 31 русск. декабря 1920 года: «…Новый Год — ведь это тоже смерть — Старого. У нас елка, большая, тощая — трущобница. Останки прежних украшений. Наверху большая папина белая звезда. Я лежала в постеле (нарочно пишу на конце е, — от народного «постеля») — малярия, и чувствовала себя девочкой из старинной детской книжки: елка — болезнь — молодая мать…»

Из письма Анне Ахматовой - девятилетняя Аля 17 русского марта 1921г: «…у нас всю зиму копоть и дым. Над моей кроватью большой белый купол: Марина вытирала стену, пока руки хватило, и нечаянно получился купол. В куполе два календаря и четыре иконы. На одном календаре — Старый и Новый год встретились на секунду, уже разлучаются...На календаре — все православные и царские праздники. Одна иконочка у меня старинная, глаза у Богородицы похожи на Ваши. Мы с Мариной живем в трущобе. Потолочное окно, камин, над которым висит ободранная лиса, и по всем углам трубы (куски). — Все, кто приходит, ужасаются, а нам весело. Принц не может прийти в хорошую квартиру в новом доме, а в трущобу — может…»

Из воспоминаний Марии Кузнецовой (Гриневой)

«…Когда она открыла дверь в столовую, я оторопела. Ненавистный ей быт выглядел как после пожара. Книжные шкафы пусты и раскрыты настежь. Стулья свалены в угол. Пола не видно, он весь завален кипами книг, нотами, рукописями, огромным количеством портретов и фотографий родных и друзей в сломанных рамках с разбитыми вдребезги стеклами, снятыми со стен и брошенными на пол картинами. Шагов наших не слышно. Кажется, что идешь по трясине, ноги утопают в мякоти, под ними хрустят стекла…»

Анастасия Цветаева: «…Несмотря на майские дни, в первой комнате от входа была полутьма. Потолочное окно, годы не протираемое, — не до того было! — тускло светило. Я не сразу поняла, почему комната такая маленькая — она же была большая! Дело же было в том, что мы (человек в ней) двигались, собственно, по ее середине. Накопившееся в тяжелые годы, когда сил хватало только на борьбу за жизнь — а у Марины еще на писание, одну за другой, книг стихов, — не выносилось. Не хватало ни сил, ни времени на давно отставленную, выключенную из внимания, так называемую уборку — мусор, обломки мебели (краснодеревную мебель рубили на топку печурки, вокруг которой теплилась жизнь). И эти странные внутренние стены уменьшали — на вид — комнату. Когда-то она была столовой. На одной стене еще висела вынутая из рамы гравюра, на противоположной стене не было ничего. Стоявших тут когда-то диванов — не было. Исчез и обеденный стол. Опустевшая, им прежде занятая, часть комнаты, немного расширенная, и составляла жилую ее часть. Ближе к камину стоял простой маленький стол, на нем жили тетради, бумаги, чернильница. Рядом с этим очагом творчества тлел очаг питания: посреди смолкших языков романтического каминного пламени, скромной тенью их, возвышалась на коротких ножках печурка... Кругом царила разруха…»

И опять – Аля – о последнем дне в Москве, о дне отъезда: «…Я послонялась по комнатам; к тому времени их в нашем распоряжении оставалось три: проходная, полутемная, с одним лишь тусклым окном-фонарем в потолке, — столовая; маленькая, об одно окошко, глядящее во двор, — Маринина и большая, самая светлая, просторная и безликая, давно уже необитаемая, — детская… На нашей половине царил унылый предотъездный хаос, ничего общего не имевший с тем живым и неувядаемо-разнообразным, порой веселым беспорядком, в котором мы, лишившиеся прислуг и не обретшие их навыков, «содержали квартиру» — а она нас…»

«Маринин дом» Дом-музей Марины Цветаевой Москва 2011 Составители Г.А. Данильева Н.Б. Шаинян
Анна Саакянц «Жизнь Цветавой. Бессмертная птица-феникс» Москва Центрполиграф 2002
Анастасия Цветаева «Неисчерпаемое» Москва Отечество 1992
«Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели» Автор – составитель и автор текста Ю.М. Каган Москва Отечество 1992
https://izi.travel/ru/3c7d-dom-muzey-mariny-cvetaevoy/ru#4889-detskaya/ru
http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/vospominaniya/cvetaeva-anastasiya/11-glava-2-moj-dom-dom.htm
http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/vospominaniya/efron-ariadna-mat/efron-ahmatovoj-17-marta-1921.htm
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]