Завод-легенда "ЗиЛ". Заброшенный инженерный корпус
16.01.2017 123 0 0 ru-abandoned

Завод-легенда "ЗиЛ". Заброшенный инженерный корпус

---
0
В закладки

Первый свой отчёт 2017 года я решил посвятить легендарному предприятию, известному почти каждому жителю столицы. Это старейшая советская и российская автомобилестроительная компания «Завод имени И. А. Лихачёва». ЗиЛ - это не просто история и первый советский автомобиль. ЗиЛ - это своеобразный символ для городских исследователей и сталкеров. ЗиЛ - это легенда. Шли годы, и казалось, что огромные цеха, административные корпуса и конструкторские бюро будут стоять вечно. Но с каждым годом новостей о жизни предприятия было всё меньше, зато постоянно муссировались слухи о возможном сворачивании производства, реновации промзоны и застройке территории технопарком и жилыми домами. И вот, в 2013 году основное производство на АМО ЗИЛ было остановлено, а в последующие годы - начался активный этап сноса цехов и строительство жилого комплекса. По состоянию на 2016 год большинство построек на территории - снесены, а функционирует только производство легковых автомобилей представительского класса. Одним из сохранившихся зданий, в частности, является бывший инженерный корпус. В конце 16-го года у многих была возможность посетить эту локацию и прогуляться по помещениям, пока что ещё сохранивших дух советской эпохи. Огромные архивы документации, конструкторские бюро с кульманами, богатая научно-техническая библиотека, бухгалтерия, мастерские и лаборатории...  Предлагаю посмотреть на фотографии и вам.



This report in English

Ранее я уже опубликовывал репортаж с посещения ЗиЛ-а в 2013 году, когда мы посещали заброшенное конструкторское бюро и несколько цехов. В тот раз для попадания нам пришлось перелезть через довольно неприятный забор с колючкой, а потом перебежками и кустами добираться непосредственно до цели. В 2016-ом же всё получилось гораздо проще. Оказалось, что любой желающий может просто войти через открытую дверь и попасть внутрь. А дальше - свободно гулять по помещениям, снимать индустриальные пейзажи, таскать хабар,  фотографировать обнажённых моделей и просто исследовать многочисленные комнаты, где раньше трудились инженеры и проектировали автомобили. Оказалось, что теперь это всё никому не нужно...А единственное предназначение этого места до того, как стать очередным административно-деловым центром, - это использование одного из этажей под штаб строителей.  Да, по прошествии определённого времени, внутрь пускать перестали и поставили охрану. Но в тот месяц это была просто мекка для городских исследователей, фотографов моделей, сталкеров и школоты, таскающей всё к себе домой. Успели сходить и мы. За компанию хочу поблагодарить Олега, Аниту и Серёжу с Никой. Было классно! Попадая внутрь, ты оказываешься в огромном 6-этажном заброшенном здании с десятками комнат, конструкторским бюро, химическими лабораториями, мастерскими со станками и административными помещениями. Глаза просто разбегаются, а времени на исследование всего корпуса категорически не хватает. Внутри можно легко заблудиться, и периодически то тут, то там, натыкаешься на коллег, бродящих по зданию. Я попробую рассказать о нашем походе в инженерный корпус, соблюдая некоторую хронологию. Но всё равно некоторые этажи и части здания мы посещали в довольно хаотическом порядке.

1. Открываем дверь в здание и проходим в просторный холл. Прямо напротив парадного входа стоит памятник В.И. Ленину. Мы ожидали увидеть хотя бы какое-то подобие охраны, но комнатка сторожа пуста, а в холле пусто и безлюдно.



2. Поскольку именно здесь расположена главная лестница, а неподалёку был слышен какой-то шум, мы решили отправиться в боковые ответвления второго этажа. Некоторые комнаты довольно однотипные, где одна и та же картина - столы работников, высохшие цветы, книги, календари...Один из индустриальных натюрмортов.



3. Но зато в других помещениях порой можно встретить очень колоритные и необычные локации. Заводской архив документации предприятия. В этой комнате стеллажи передвигаются штурвалами, перемещаясь по специальным рельсам, благодаря чему образуются свободные проходы для доступа работников.



4. Это довольно большое помещение, состоящее из нескольких частей. И если на прошлой фотографии можно было увидеть комнату, где внутри стеллажей хранились документы, то в других - они распределялись и выдавались. Нечто подобное есть и на всех других отечественных предприятиях.



5. Почти от каждого уголка этого заводского корпуса так и веет атмосферой тех лет. Старые календари за конец 80-ых годов, черно-белые фотографии, кульманы из ГДР, старые столы, грамоты времён СССР. Или, например, эта подборка звёзд советского кинематографа.



6. Можно просто заглянуть на бывшие рабочие места работников. Чего тут только нет! Визитки, карты метро, старые плёнки, записные книжки, канцелярка...



7. На некоторых стеллажах различная конструкторская документация (чертежи, технические условия, эскизные проекты, технические описания и др.) хранится и распределена по сериям автомобилей по полкам и ящикам.



8. На столах можно встретить различные книжки ГОСТ-ов СССР.



9. Сделаем ещё один снимок комнаты со штурвальными стеллажами. Кстати, на многих можно встретить различные плакаты со снимками производимых автомобилей, хорошо знакомых всем жителям России.



10. Но отправимся дальше. На третьем этаже мы встречаем небольшую подсказку, о том, чем занимались работники в этой части корпуса. Согласно плакату, здесь располагалось "Технологическое управление АМО ЗИЛ". В соответствующем подразделении занимались контролем за технологическими процессами, за средствами технологического оснащения с целью обеспечения требуемой точности обрабатываемых деталей и повышения производительности труда.



11. Только мы хотели туда направиться, как услышали приближающиеся голоса. Поэтому было решено вновь спуститься на второй этаж и изучить оставшуюся его часть. Начнём с уютного, тёплого и лампового конструкторского бюро.



12. Красивый циферблат одного из найденных приборов, что любопытно, прибывшего из туманного Альбиона.



13. В целом, этот уголок КБ выглядит следующим образом. Если и можно применить фразу "Время здесь остановилось", то точно - для этого места. Вплоть до закрытия предприятия конструктора работали здесь на чертёжных кульманах, а единственные компьютеры - это пара старых пентиумов с ЭЛТ-шными мониторами... :( Здесь не слышали ни о крупноформатных сенсорных дисплеях LCD multitouch, ни о современных интерфейсах САПР на крупноформатных дисплеях. Видимо, нашим удобнее по старинке...Хотя и откуда деньги на такие закупки? Если предприятие который год стояло в огромных долгах...



14. На столе у одного из работников встретились шахматные фигуры и ленты для печатных машинок.



15. На момент нашего посещения охрана и бывшие работники ещё следили за помещениями и периодически поливали некоторые цветы. Однако, далеко не все... 



16. Многие рабочие места, стенки шкафов и кульманы украшены различными вырезками из журналов, картинками.У кого-то это церковные иконки, у кого-то сталинистская тематика, здесь же - множество отечественной гражданской и военной техники. У каждого здесь был свой уголок-мирок...



17. Отправимся в следующую комнату. Рядом со входом висят классические часы того периода - знаменитой ленинградской фирмы "ЭЧЛ".



18. Здесь мы находим очередной архив, но уже другой. Множество папок и дел.



19. А эта картина напомнила мне о детстве, когда папа летом давал нам с сестрой подобные советские вентиляторы в жару.



20. Следующее помещение - бывшая химическая лаборатория. Две комнаты реактивов, химического стекла, соединений и разных приборов. К сожалению, здесь уже успели побывать охотники за химикатами и обычные "школьники", которые поразбивали кучу склянок и рассыпали реагенты под ноги. Поэтому мы тут решили долго не застревать, запах соответствующий.



21. Местный антураж.



22. На одном столе неожиданно встретились странные комиксы местных авторов на авто-тематику.



23. Мебель старая и красивая, как обычно в подобных лабораториях.



24. Поскольку в здании стало тихо, мы продолжили исследование оставшихся комнат на верхних этажах. Начинаем с третьего и отделения "Технологического управления". Доска почёта. Оформление мне показалось несколько мрачноватым. Возможно из-за тусклого освещения и нарисованной ленты.



25. Рядом расположилось подразделение УГК ТОС - управление главного конструктора по технологической оснастке и станкам. В частности, в этом помещении находилось КБ перспективного проектирования. Одна из идей - пневмовихревые методы автоматической сборки.



26. Среди находок - кипа советских фотографий, возможно, из жизни работников предприятия.



27. Букет из физалиса в ещё одном архиве. Уютное помещение.



28. Комнат очень много, всё обойти не успеваем.

29. Вообще, картина грустная. Все эти черно-белые фотографии, увядающие цветы, деревянные столы навевают на печальные мысли о том, что активная жизнь завода остановилась не 2010-ые, а гораздо раньше, по сути, ещё в 90-ые...



30. Печатные машинки, счёты.



31.  Внутренние створки шкафа в архиве заботливо украшены репродукциями известных картин.



32. Снова выходим в холл. В здании есть и лифты, но остановленные (хотя освещение во многих местах на тот момент ещё сохранилось)



Поднимаемся выше. Честно говоря, тут мы уже подустали, поэтому по помещениям передвигались гораздо быстрее. По пути нам встретилась ещё одна химлаборатория и мастерские со станками. На следующих фотографиях я покажу другие помещения, которые мы увидели на верхних этажах.

33. В одном из них притаился старый плакат с цитатой Ленина, который раньше висел в коридоре. Теперь он сложен здесь вместе с прочим хламом.



34. Зато в соседней комнате повстречались очень любопытные агрегаты, чем-то напоминающие станки, а чем-то - печи.



35. А этот стенд напоминает нам об истоках предприятия. Ведь первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведен именно заводом АМО в 1924 году.

36. Очередной архив.



37. Плакаты на тему механизации работ в подразделениях предприятия.



38. Опустевшие коридоры инженерного корпуса.



39. Под конец дня на улице всё-таки вышло солнце, и комнаты сразу преобразились. А в один момент навстречу выбежало два ошпаренных школьника, которые закричали "Охрана, бегитеее!" и скрылись в неизвестном направлении. Но охрану мы так и не увидели.



40. Типичное рабочее место того времени.



41. Красные папки для документов показались мне очень колоритными

42. Одним из самых интересных мест на объекте также является бывшая библиотека. Вообще, она является научно-технической, но порой в ней попадались и художественные книги. Большой зал с десятками металлических стеллажей, сплошь занятыми книгами самых разных времён. Конечно, в основном они датировались XX-ым веком не раньше 30-ых годов.



43. Прежнего порядка здесь конечно уже нет, однако обошлось и без "хождения по книгам".



44. Попадается много зарубежной литературы, например, эта книга-реестр американских производителей в сфере промышленности и авиационно-космической отрасли.



45. На полках, в основном, справочники по металлургии и машиностроению, марочники сталей и другая аналогичная литература.



46. К сожалению, быстро садилось солнце, и отснять библиотеку тщательней не вышло.



47.  А наша прогулка уже приближалась к своему логическому завершению. Так выглядит главный холл нашего здания. Примечательны красивые деревянные шкафы с почтовыми ящиками для корреспонденции.



48. Перед тем как отправиться домой, мы всё же решили попробовать успеть на закат и вылезти на крышу. И у нас это вышло, благо и цвета неба были красивые. Виды, конечно, не очень, но и о каких пейзажах может идти речь на промзоне? Только об индустриальных...



После мы ещё немного посидели на крыше, а затем выбрались из здания тем же путём - через главную дверь.

Да... В скором времени на большей части территории появится технопарк, жилой комплекс "ЗилАрт" и другие. Музей предприятия с мемориальным кабинетом Лихачёва на данный момент уже уничтожен. Года пройдут, и  только оставшиеся административные здания, переделанные в административно-деловые центры, будут напоминать о прошлом легендарного предприятия. Безусловно, таким огромным промышленным заводам не место в черте города и среди жилой застройки. Но всё же, на душе становится немного жаль, когда смотришь, как подобное предприятие с такой историей исчезает фактически в небытие. Лица работников с фотографий, уютные рабочие места, старые кульманы, богатая библиотека...Всё то инженерное прошлое, то, чем люди жили, архивы чертежей и наработок, всё канет в лету... На этой, увы, грустной ноте, я завершаю свой репортаж.

P.S. А тем, кто хочет видеть мои путешествия и приключения в режиме реального времени, предлагаю добавить меня в Instagram ;)

Я буду очень рад новым друзьям и читателям в ЖЖ! Дружить;)

Если вам понравился этот репортаж, советую посмотреть также:

                      1.Текстильная фабрика               2. Заброшенное КБ                3. Ткуарчал ГРЭС                            

       

До новых встреч!

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Производство украинского бронеавтомобиля "Дозор-Б" будет остановлено
Оригинал взят у коллеги andrei_bt в Вот и завершается трагикомедия с Дозор-Б Производство бронеавтомобиля "Дозор-Б" будет остановлено Производство «Дозор-Б» —
Бауман в чулках и Котовский в химчистке
Фото 1964 г. Дубовика. 1-й Кирпичный переулок. Фабрика-химчистка им. Котовского. Меня всегда интересовало, когда тому или иному предприятию присваивали имя некоей
Что они сделали с нашим ЗИЛом?
Промышленные зоны Москвы занимают тысячи гектаров. Часть таких зон процветает и функционирует, но большинство из них прекратили свое производство много лет назад и
Недостроенный экраноплан "Спасатель" выведен из цеха на отстой
Как сообщило 11 августа 2016 года информационное агентство НИА "Нижний Новгород", недостроенный экраноплан "Спасатель" (С-33) проекта 09037 покинул цех на территории
ГП "Завод имени Малышева" в 2016 году увеличило производство на феноменальные 654%
Как информирует харьковский информационный портал "Status Quo", ГП "Завод имени Малышева" (Харьков) в первом квартале 2016 года увеличило объем производства на 654% в
На "Северной верфи" начата постройка нового судостроительного комплекса
АО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург; входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» - ОСК) в своем пресс-релизе сообщило, что 22