Давно забытая пасхальная традиция
---
Раньше католические священники танцевали вокруг лабиринта и играли в символическую, ритуальную игру с мячом во время празднования Пасхи.
В эпоху Средневековья представители духовенства играли в мяч в лабиринтах вроде того, который находится в Шартрском соборе
Сотни лет назад в Шартрском соборе (Франция) на каменном полу появился плоский лабиринт c широкими извилистыми линиями. Его диаметр составляет целых 12 метров!
В XII веке подобного рода лабиринты стали неотъемлемой частью интерьера соборов в Италии и северной части Франции. Цель, которой они служили, является загадочной и метафорической в некотором роде. Прохождение лабиринта могло символизировать паломничество или даже путешествие души Иисуса Христа через ад в период между его распятием и воскрешением. Иногда лабиринты украшали изображениями Минотавра из древнегреческого мифа с участием героя Тесея.
Однако благодаря документу XIV века мы знаем, что, по меньшей мере, один соборный лабиринт служил иной цели (раз в год) – его использовали в качестве площадки для игры в мяч в пасхальный понедельник.
В кафедральном соборе в Оксерре на севере Франции (и, скорее всего, в Сансе, Амьене и Шартре) представители духовенства собирались вокруг лабиринта, танцевали и бросали друг другу мяч. Эти игры, по мнению средневековых религиозных наблюдателей, были связаны с языческими практиками. В некоторых местах они были неотъемлемой частью церковных ритуалов на протяжении сотен лет.
Лабиринт в Шартрском соборе
И хотя пасхальная игра в мяч была весёлой, она была доступна не для всех. Макс Харрис в своей книге «Священные причуды: новая история пира дураков» пишет, что перед вечерней молитвой в пасхальный понедельник члены капитула собирались в доме архиепископа, чтобы поесть мяса и выпить вино со специями. «После этого архиепископ должен был бросить мяч», – уточняется в тексте. В случае отсутствия архиепископа эту обязанность брал на себя его заместитель.
Во время выполнения ритуала священник, который только недавно присоединился к общине, должен был донести большой мяч (в источниках не указывается, из чего он был сделан), который не помещался в одной руке, до круга. Затем он бросал мяч главе церкви, который в танце продвигался с ним по лабиринту. Назначенная группа пела антифональный гимн Victimae paschali laudes, а орган дожидался своего часа.
В соборе в Оксерре когда-то был лабиринт
Священники затем начинали танцевать вокруг лабиринта, в то время как архиепископ (или его заместитель) пробирался по линиям вглубь лабиринта, не прекращая бросать мяч поочерёдно каждому из священников. Игра длилась до тех пор, пока он не достигал центра лабиринта.
Какова была цель данного ритуала? Никто не знает наверняка, однако она, скорее всего, была связана с одними из самых важных вопросов в жизни. Какое наше место в мире? Как мы справляемся с трудностями?
Линии лабиринта могли символизировать устройство Вселенной, которая, согласно средневековым представлениям, состояла из 12 концентрических слоёв. Танец, как пишет Дэвид Браун, религиозный учёный из Университета Дарема, говорил о том, что вера не теряется даже в самых сложных ситуациях.
Лабиринт в соборе в Амьене
Или, если танец символизировал путь Тесея, то, по словам Харриса, мяч мог означать победу над Минотавром. В другой традиции мяч имел более простое значение: восходящее солнце в пасхальное утро.
Как бы там ни было, традиция играть в мяч была ограничена пределами северной Франции, и в скором времени она перестала существовать. В конце XV века для управления собором в Оксерре был назначен новый священник, который не приносил с собой мяч на Пасху. Его, в конце концов, убедили сыграть в игру, однако это стало концом традиции. Даже каменные лабиринты постепенно начали исчезать. Так, лабиринт в соборе в Оксерре убрали в конце XVII века.
Grotto Park в Портланде — Орегон.
Источник - muz4in.net/ и d3.ru
В эпоху Средневековья представители духовенства играли в мяч в лабиринтах вроде того, который находится в Шартрском соборе
Сотни лет назад в Шартрском соборе (Франция) на каменном полу появился плоский лабиринт c широкими извилистыми линиями. Его диаметр составляет целых 12 метров!
В XII веке подобного рода лабиринты стали неотъемлемой частью интерьера соборов в Италии и северной части Франции. Цель, которой они служили, является загадочной и метафорической в некотором роде. Прохождение лабиринта могло символизировать паломничество или даже путешествие души Иисуса Христа через ад в период между его распятием и воскрешением. Иногда лабиринты украшали изображениями Минотавра из древнегреческого мифа с участием героя Тесея.
Однако благодаря документу XIV века мы знаем, что, по меньшей мере, один соборный лабиринт служил иной цели (раз в год) – его использовали в качестве площадки для игры в мяч в пасхальный понедельник.
В кафедральном соборе в Оксерре на севере Франции (и, скорее всего, в Сансе, Амьене и Шартре) представители духовенства собирались вокруг лабиринта, танцевали и бросали друг другу мяч. Эти игры, по мнению средневековых религиозных наблюдателей, были связаны с языческими практиками. В некоторых местах они были неотъемлемой частью церковных ритуалов на протяжении сотен лет.
Лабиринт в Шартрском соборе
И хотя пасхальная игра в мяч была весёлой, она была доступна не для всех. Макс Харрис в своей книге «Священные причуды: новая история пира дураков» пишет, что перед вечерней молитвой в пасхальный понедельник члены капитула собирались в доме архиепископа, чтобы поесть мяса и выпить вино со специями. «После этого архиепископ должен был бросить мяч», – уточняется в тексте. В случае отсутствия архиепископа эту обязанность брал на себя его заместитель.
Во время выполнения ритуала священник, который только недавно присоединился к общине, должен был донести большой мяч (в источниках не указывается, из чего он был сделан), который не помещался в одной руке, до круга. Затем он бросал мяч главе церкви, который в танце продвигался с ним по лабиринту. Назначенная группа пела антифональный гимн Victimae paschali laudes, а орган дожидался своего часа.
В соборе в Оксерре когда-то был лабиринт
Священники затем начинали танцевать вокруг лабиринта, в то время как архиепископ (или его заместитель) пробирался по линиям вглубь лабиринта, не прекращая бросать мяч поочерёдно каждому из священников. Игра длилась до тех пор, пока он не достигал центра лабиринта.
Какова была цель данного ритуала? Никто не знает наверняка, однако она, скорее всего, была связана с одними из самых важных вопросов в жизни. Какое наше место в мире? Как мы справляемся с трудностями?
Линии лабиринта могли символизировать устройство Вселенной, которая, согласно средневековым представлениям, состояла из 12 концентрических слоёв. Танец, как пишет Дэвид Браун, религиозный учёный из Университета Дарема, говорил о том, что вера не теряется даже в самых сложных ситуациях.
Лабиринт в соборе в Амьене
Или, если танец символизировал путь Тесея, то, по словам Харриса, мяч мог означать победу над Минотавром. В другой традиции мяч имел более простое значение: восходящее солнце в пасхальное утро.
Как бы там ни было, традиция играть в мяч была ограничена пределами северной Франции, и в скором времени она перестала существовать. В конце XV века для управления собором в Оксерре был назначен новый священник, который не приносил с собой мяч на Пасху. Его, в конце концов, убедили сыграть в игру, однако это стало концом традиции. Даже каменные лабиринты постепенно начали исчезать. Так, лабиринт в соборе в Оксерре убрали в конце XVII века.
Grotto Park в Портланде — Орегон.
Источник - muz4in.net/ и d3.ru
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]