Музей-усадьба Абрамцево
---
Из старых записей моих друзей по Живому журналу :)
Среди подмосковных усадеб Абрамцево занимает особое положение. В отличие от роскошных дворцов Архангельского, Кускова и Останкина Абрамцево с его скромным домом не представляет с точки зрения архитектуры интереса, являясь обычным образцом мелкопоместных дворянских усадеб того времени. Значение Абрамцева заключается в том, что ему выпала завидная участь — дважды на протяжении XIX века усадьба была одним из центров русской культурной жизни.
Текст читать обязательно! Эту прогулку можно назвать "По следам Бабы-Яги". Казалось бы, при чём тут Баба-Яга? А вот при чём. Во-первых, в Абрамцево жило столько знаменитых великих людей, что написать "По следам" кого-то одного из них было бы несправедливо по отношению к остальным. Во-вторых, все домики в округе о ней напоминают. И в-третьих, недалеко от входа в усадьбу мы видим такой вот замечательный памятник.
Усадьба в разное время принадлежала двум известным владельцам – писателю Сергею Аксакову, которого мы знаем по сказке «Аленький цветочек», и известному русскому промышленнику, предпринимателю, меценату, строителю Ярославской железной дороги и покровителю искусств Савве Мамонтову.
Свою славную историю подмосковное имение начинает с 1843 г., когда его приобретает писатель С.Аксаков. «Раем земным» называл Аксаков свое любимое Абрамцево. Красота, богатство здешней природы поражала его до глубины души: «Вода в реке Воря свежая, глубина одинаковая, дно – паркет из мелкого песку. Уженье и бранье белых грибов – все это под носом, в таком расстоянии от балкона, что можно все это делать и разговаривать с детьми».
С.Аксаков принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Здесь он создал лучшие произведения, вошедшие в золотой фонд русской классической литературы. При жизни Аксаковых их дом в Абрамцеве посещали Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, М.С.Щепкин, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, М.П.Погодин, Н.М.Загоскин и многие другие видные представители литературы и искусства тех лет.
Многие из них подолгу жили в усадьбе. Этот период истории усадьбы можно назвать литературным периодом. Здесь Аксаков написал «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника», «Аленький цветочек», а Гоголь писал второй том «Мертвых душ». А первую свою книжку Аксаков выпустил в возрасте 56 лет, это уникальный случай в русской литературе. Называлась эта книга «Заметки об ужении рыбы».
Купив Абрамцево, Аксаков пишет Гоголю: "Наконец-то, милый друг, я приобретаю усадьбу, где я смогу по достоинству принять вас!" Он просто боготворил писателя, и Гоголь этим беззастенчиво пользовался - подолгу жил тут, но капризничал, обижался, всех поучал и постоянно был всем недоволен.
Но по-своему Гоголь любил хозяина, и даже устраивал такую забаву - встав рано утром, он собирал в лесу белые грибы, а когда Аксаков выходил в лес с корзинкой, крался перед ним и везде втыкал эти грибы в землю. А старый подслеповатый хозяин очень радовался, как много он насобирал, не отходя от тропинки.
"Вот, наконец, за все терпенье
Судьба вознаградила нас:
Мы, наконец, нашли именье
По вкусу нашему, как раз.
Прекрасно местоположенье,
Гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье
Зеленой рощею густой.
Там есть и парк, и пропасть тени,
И всякой множество воды;
Там пруд — не лужа по колени,
И дом годится хоть куды."
(С.Аксаков об Абрамцево)
Сергей Тимофеевич Аксаков скончался в 1859 году. После его смерти Абрамцево приходит в запустение. Но в 1870 году усадьбу купил Савва Иванович Мамонтов, промышленник-миллионер.
И наступает "художественный" период в жизни усадьбы, в отличии от "литературного", аксаковского. В этот период в усадьбе часто бывали и работали многие художники и артисты — В.Д.Поленов, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, В.А.Серов, И.Е.Репин, М.В.Нестеров, И.И.Левитан, М.А.Врубель, Ф.И.Шаляпин, М.Н.Ермолова.
Мамонтов был очень творческий, незаурядный человек. Он изучал технику классического пения в миланском театре Ла Скала, учился живописи, играл на драматической сцене, прекрасно делал керамику и майолику, но в историю русской культуры он вошёл главным образом как меценат. Его называли "Савва великолепный, покровитель искусства".
Его заслуги потребовали бы отдельной темы. Ну например, "Мамонтовская частная опера", в которой обрёл славу Фёдор Иванович Шаляпин. Благодаря Савве стал популярен Модест Петрович Мусоргский. Мамонтов во всем поддерживал Римского-Корсакова. Это его заслуги перед музыкой.
Что касается живописи, то здесь, в Абрамцево, собирался так называемый "Мамонтовский кружок". Большинство знаменитых художников здесь подолгу жили и работали, хозяин создавал им для этого все условия.
Кстати, о названии усадьбы. Большинство специалистов склоняются к тому, что «Абрамцево» произошло от слова «обрамк». Это слово обозначает крутой овраг, расположенный рядом с прудом, рекой. Но московский говор акающий и поэтому, со временем, Обрамцево стало называться Абрамцево. Вот с этого балкончика мы видим овраг, спускающийся к реке Воре.
Знаменитый художник Михаил Врубель очень многим был обязан Савве Мамонтову. Человек он был безалаберный, отчасти безумный, и нигде не мог устроится. Савва же постоянно давал ему заказы, по царски платил, кормил и давал жильё. Здесь в Абрамцево Врубель нашёл свою любовь - Надежду Забелу, которая была певицей "Частной оперы Мамонтова". Вот она в виде Царевны-Лебедь кисти супруга.
Надежда Забела была любимой ученицей Римского-Корсакова, и многое писал под неё, например, ту же Царевну в "Сказке о Царе Салтане". Она вышла замуж за Врубеля, и у них родился сын, которого они назвали в честь Мамонтова Саввой. Но счастье было недолгим, сын умер, а брак распался.
В усадьбе бережно сохраняется изразцовая скамья, сделанная по эскизам Врубеля. Сесть на неё нельзя, пришлось фотографировать через стекло.
Сам Врубель окончил свои дни в клинике для душевнобольных. В общем, такая мысль сама напрашивается, если рассматривать его произведения. Мамонтов очень переживал из-за кончины друга.
Вот это здание со странным названием "Баня-Теремок" было построено архитектором Иваном Ропетом. Изначально избушка действительно планировалась как баня, но вышла настолько изысканной и красивой, что ей сразу присвоили высокое звание "Теремок".
Баня-Теремок стала служить гостевым флигелем для многих известных художников. Например, здесь подолгу гостил живописец Валентин Серов.
Много знаменитых полотен написал здесь Серов. Например, картину "Девочка с персиками". Это портрет дочери Саввы Мамонтова Веры, которую все ласково называли Верушкой.
Не только Верушка Мамонтова оказалась увековечена на холсте. Её брат Андрей запечатлён Виктором Васнецовым в роли Алёши Поповича на знаменитой картине "Три богатыря". Сама картина висит тут неподалёку в местном ресторане.
Виктор Васнецов создал в Абрамцево много замечательных произведений, и не только картин. Он владел разными искусствами, и построил недалеко вот такую "Избушку на курьих ножках".
Удивительно, что за столько лет избушка совершенно не развалилась, и стоит такая же крепкая, как прежде, и её не коснулась рука вандалов. Возможно, это объясняется покровительством Бабы-Яги, которой эта избушка посвящена.
Строилась она, разумеется, просто для развлечения абрамцевских детей, но в результате оказалась произведением искусства, и знаменита далеко за пределами усадьбы.
Впоследствии Васнецов часто обращался в живописи к сказочным сюжетам, его картины служат иллюстрациями ко многим детским книжкам, и постоянно мы видим вот такое оформление избушки - голова лошади и летучая мышь.
В связи с отсутствием в данный момент местной Бабы-Яги для фото на память я использую свою собственную.
Рядом с избушкой установлена скифская Каменная баба, привезённая Саввой Мамонтовым с одного из курганов в Харьковской губернии. Там он строил Донецкую железную дорогу.
Ну а мы через чащу леса спускаемся вниз, к реке Воре и Нижнему пруду (есть ещё Верхний пруд рядом с Большим усадебным домом).
Видимо, красота абрамцевской природы в большой мере способствовали тому, что С.Аксаков наконец на старости лет взялся за перо. Здесь как-то всё к этому вдохновляет.
Множество маленьких островков соединены аккуратными деревянными мостиками, и иногда кажется, что ты заблудился, и уже не понимаешь, куда какой мостик тебя приведёт.
Ах как много картин посвящены этому месту. Вот, например, Илья Репин, "Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево)".
Или вот, Василий Поленов, "На лодке. Усадьба Абрамцево".
Лес тут внизу совершенно берендеевский. Я думаю, именно этот лес и навевал обитателям усадьбы всевозможные сказочные сюжеты. Затрудняюсь точно сказать, кто именно из них встречался в этом лесу с Бабой-Ягой, но похоже Гоголь и Врубель встречались, и не раз.
А вот наверху лес уже совсем шишкинский. Сплошные сосны, которые пропускают солнечный свет, всё какое-то изумрудное, в воздухе запах хвои.
А поскольку лес шишкинский, мы решили далеко в него не углубляться, мало ли кого на этих тропинках можно повстречать. Фото не моё.
Мы возвращаемся к усадьбе и через небольшое поле видим ещё группу домов. Дальше уже начинается деревня.
Один из домиков - Поленовская дача. Деревянный дом был построен в 1882 году местной артелью. Предполагалось, что в доме будут жить В.Д.Поленов со своей супругой, Н.В.Якунчиковой, которые обвенчались в 1882 году в Абрамцевской церкви. Дом использовался в качестве мастерской Поленова, здесь проводились домашние спектакли.
В начале ХХ века Поленовская дача стала сдаваться в наем. В 1915-1916 гг, во время Первой мировой войны, здесь размещался лазарет для слепых. После революции, когда на территории Абрамцево располагался дом отдыха и санаторий, здесь была столовая. Сейчас на даче Поленова проводятся различные выставки.
Внутри Поленовской дачи есть постоянная экспозиция. Портреты Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых работы Ильи Репина.
На этой скатерти под портретами собраны автографы всех знаменитых гостей усадьбы. Всего здесь 143 подписи. "Папа" и "Мама" это хозяева усадьбы супруги Мамонтовы.
Здесь же мы видим картину В.Васнецова «Аленушка», которая сейчас находится в Третьяковской галерее. Воодушевила художника на написание картины простая крестьянская девушка, поразившая его воображение. Её Васнецов увидел в усадьбе Ахтырка, в нескольких километрах от Абрамцево, где он рисовал пейзажи.
Выставка, которая здесь сейчас (2014 г.) проходит, называется "Миллионер, художник и, кругом, артист" (к юбилею С.И.Мамонтова). Действительно, сочетание довольно редкое.
Кстати, фотографировать здесь просто так нельзя, надо заплатить за это удовольствие довольно большую сумму. Но я объяснил охраннику, что снимать я не умею, а фотоаппарат у меня на шее висит просто так, в качестве украшения. И ничего, сошло, пропустили без разговоров.
Возле Поленовской дачи установлен памятник белому грибу. Я точно не знаю, откуда он появился, но подозреваю, что гриб посвящён Н.В.Гоголю.
В Абрамцево ещё много старинных деревянных домиков, но все описывать нет смысла. Вот например "Домик управляющего".
Жизнь богатейшего человека, промышленника и мецената Саввы Мамонтова окончилась довольно печально. В 1900 году он потерял почти всё своё состояние. Нет, он не разорился на помощи бедным художникам, просто его кинули партнёры по бизнесу, которые оказались подлыми людьми.
Но Савва не унывал. Он продолжал жить в Абрамцево, занимаясь керамикой и майоликой, его работы даже получали призы на международных выставках. Умер он в 1918 году, а в 1920 году в усадьбе открыли музей, который действует и поныне.
Когда думаешь о судьбе такого человека, невольно приходит в голову фраза из Библии: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное". Богатый ты или нищий, занимайся тем, для чего ты родился, и всё будет не зря.
А вот старейший обитатель усадьбы - дуб, которому около 300 лет, и который видел всех хозяев и посетителей Абрамцево.
Верхний пруд, по сравнению с Нижним, очень маленький, зато до него от Главного дома усадьбы два шага.
На территории заповедника есть Церковь Спаса Нерукотворного. Эта церковь уникальна тем, что была построена дружной абрамцевской семьёй творцов.
Проектировал её Васнецов, Врубель изготовил для неё камин, сам Савва Мамонтов резал интерьеры по камню, его супруга была генератором идей.
А внутри находится уникальный иконостас. Вот он. Основную икону Спаса Нерукотворного справа написал Репин. Богоматерь в центре работы Васнецова, Благовещенье слева - Поленова.
А во дворе храма находится фамильное кладбище Мамонтовых. В середине могила Верушки (Девочки с персиками), которая умерла совсем молодой. А справа покоится сам Савва Мамонтов и его супруга Елизавета.
Мы вышли с территории усадьбы и напротив увидели ресторан "Галерея". Это самый дорогой и бестолковый ресторан из всех, что я посещал. Официанты тупые, повар ничего не умеет, цены космические.
..................................................................................................................................
На днях я обменялся сообщениями с Алексеем, автором этого репортажа. Он мне рассказал, что в настоящее время занимается совсем другими работами и от публикаций в ЖЖ давно отошел. И предложил мне самому брать и печатать в Сообществе его "посты". Я человек скромный и не стану делать вид, что обижен таким подходом. Просто буду иногда делать копии - и в НАШ Журнал.
А уж Вы, дорогие читатели, скажите - такие работы для Вас интересны или нет......?
Среди подмосковных усадеб Абрамцево занимает особое положение. В отличие от роскошных дворцов Архангельского, Кускова и Останкина Абрамцево с его скромным домом не представляет с точки зрения архитектуры интереса, являясь обычным образцом мелкопоместных дворянских усадеб того времени. Значение Абрамцева заключается в том, что ему выпала завидная участь — дважды на протяжении XIX века усадьба была одним из центров русской культурной жизни.
Текст читать обязательно! Эту прогулку можно назвать "По следам Бабы-Яги". Казалось бы, при чём тут Баба-Яга? А вот при чём. Во-первых, в Абрамцево жило столько знаменитых великих людей, что написать "По следам" кого-то одного из них было бы несправедливо по отношению к остальным. Во-вторых, все домики в округе о ней напоминают. И в-третьих, недалеко от входа в усадьбу мы видим такой вот замечательный памятник.
Усадьба в разное время принадлежала двум известным владельцам – писателю Сергею Аксакову, которого мы знаем по сказке «Аленький цветочек», и известному русскому промышленнику, предпринимателю, меценату, строителю Ярославской железной дороги и покровителю искусств Савве Мамонтову.
Свою славную историю подмосковное имение начинает с 1843 г., когда его приобретает писатель С.Аксаков. «Раем земным» называл Аксаков свое любимое Абрамцево. Красота, богатство здешней природы поражала его до глубины души: «Вода в реке Воря свежая, глубина одинаковая, дно – паркет из мелкого песку. Уженье и бранье белых грибов – все это под носом, в таком расстоянии от балкона, что можно все это делать и разговаривать с детьми».
С.Аксаков принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Здесь он создал лучшие произведения, вошедшие в золотой фонд русской классической литературы. При жизни Аксаковых их дом в Абрамцеве посещали Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, М.С.Щепкин, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, М.П.Погодин, Н.М.Загоскин и многие другие видные представители литературы и искусства тех лет.
Многие из них подолгу жили в усадьбе. Этот период истории усадьбы можно назвать литературным периодом. Здесь Аксаков написал «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника», «Аленький цветочек», а Гоголь писал второй том «Мертвых душ». А первую свою книжку Аксаков выпустил в возрасте 56 лет, это уникальный случай в русской литературе. Называлась эта книга «Заметки об ужении рыбы».
Купив Абрамцево, Аксаков пишет Гоголю: "Наконец-то, милый друг, я приобретаю усадьбу, где я смогу по достоинству принять вас!" Он просто боготворил писателя, и Гоголь этим беззастенчиво пользовался - подолгу жил тут, но капризничал, обижался, всех поучал и постоянно был всем недоволен.
Но по-своему Гоголь любил хозяина, и даже устраивал такую забаву - встав рано утром, он собирал в лесу белые грибы, а когда Аксаков выходил в лес с корзинкой, крался перед ним и везде втыкал эти грибы в землю. А старый подслеповатый хозяин очень радовался, как много он насобирал, не отходя от тропинки.
"Вот, наконец, за все терпенье
Судьба вознаградила нас:
Мы, наконец, нашли именье
По вкусу нашему, как раз.
Прекрасно местоположенье,
Гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье
Зеленой рощею густой.
Там есть и парк, и пропасть тени,
И всякой множество воды;
Там пруд — не лужа по колени,
И дом годится хоть куды."
(С.Аксаков об Абрамцево)
Сергей Тимофеевич Аксаков скончался в 1859 году. После его смерти Абрамцево приходит в запустение. Но в 1870 году усадьбу купил Савва Иванович Мамонтов, промышленник-миллионер.
И наступает "художественный" период в жизни усадьбы, в отличии от "литературного", аксаковского. В этот период в усадьбе часто бывали и работали многие художники и артисты — В.Д.Поленов, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, В.А.Серов, И.Е.Репин, М.В.Нестеров, И.И.Левитан, М.А.Врубель, Ф.И.Шаляпин, М.Н.Ермолова.
Мамонтов был очень творческий, незаурядный человек. Он изучал технику классического пения в миланском театре Ла Скала, учился живописи, играл на драматической сцене, прекрасно делал керамику и майолику, но в историю русской культуры он вошёл главным образом как меценат. Его называли "Савва великолепный, покровитель искусства".
Его заслуги потребовали бы отдельной темы. Ну например, "Мамонтовская частная опера", в которой обрёл славу Фёдор Иванович Шаляпин. Благодаря Савве стал популярен Модест Петрович Мусоргский. Мамонтов во всем поддерживал Римского-Корсакова. Это его заслуги перед музыкой.
Что касается живописи, то здесь, в Абрамцево, собирался так называемый "Мамонтовский кружок". Большинство знаменитых художников здесь подолгу жили и работали, хозяин создавал им для этого все условия.
Кстати, о названии усадьбы. Большинство специалистов склоняются к тому, что «Абрамцево» произошло от слова «обрамк». Это слово обозначает крутой овраг, расположенный рядом с прудом, рекой. Но московский говор акающий и поэтому, со временем, Обрамцево стало называться Абрамцево. Вот с этого балкончика мы видим овраг, спускающийся к реке Воре.
Знаменитый художник Михаил Врубель очень многим был обязан Савве Мамонтову. Человек он был безалаберный, отчасти безумный, и нигде не мог устроится. Савва же постоянно давал ему заказы, по царски платил, кормил и давал жильё. Здесь в Абрамцево Врубель нашёл свою любовь - Надежду Забелу, которая была певицей "Частной оперы Мамонтова". Вот она в виде Царевны-Лебедь кисти супруга.
Надежда Забела была любимой ученицей Римского-Корсакова, и многое писал под неё, например, ту же Царевну в "Сказке о Царе Салтане". Она вышла замуж за Врубеля, и у них родился сын, которого они назвали в честь Мамонтова Саввой. Но счастье было недолгим, сын умер, а брак распался.
В усадьбе бережно сохраняется изразцовая скамья, сделанная по эскизам Врубеля. Сесть на неё нельзя, пришлось фотографировать через стекло.
Сам Врубель окончил свои дни в клинике для душевнобольных. В общем, такая мысль сама напрашивается, если рассматривать его произведения. Мамонтов очень переживал из-за кончины друга.
Вот это здание со странным названием "Баня-Теремок" было построено архитектором Иваном Ропетом. Изначально избушка действительно планировалась как баня, но вышла настолько изысканной и красивой, что ей сразу присвоили высокое звание "Теремок".
Баня-Теремок стала служить гостевым флигелем для многих известных художников. Например, здесь подолгу гостил живописец Валентин Серов.
Много знаменитых полотен написал здесь Серов. Например, картину "Девочка с персиками". Это портрет дочери Саввы Мамонтова Веры, которую все ласково называли Верушкой.
Не только Верушка Мамонтова оказалась увековечена на холсте. Её брат Андрей запечатлён Виктором Васнецовым в роли Алёши Поповича на знаменитой картине "Три богатыря". Сама картина висит тут неподалёку в местном ресторане.
Виктор Васнецов создал в Абрамцево много замечательных произведений, и не только картин. Он владел разными искусствами, и построил недалеко вот такую "Избушку на курьих ножках".
Удивительно, что за столько лет избушка совершенно не развалилась, и стоит такая же крепкая, как прежде, и её не коснулась рука вандалов. Возможно, это объясняется покровительством Бабы-Яги, которой эта избушка посвящена.
Строилась она, разумеется, просто для развлечения абрамцевских детей, но в результате оказалась произведением искусства, и знаменита далеко за пределами усадьбы.
Впоследствии Васнецов часто обращался в живописи к сказочным сюжетам, его картины служат иллюстрациями ко многим детским книжкам, и постоянно мы видим вот такое оформление избушки - голова лошади и летучая мышь.
В связи с отсутствием в данный момент местной Бабы-Яги для фото на память я использую свою собственную.
Рядом с избушкой установлена скифская Каменная баба, привезённая Саввой Мамонтовым с одного из курганов в Харьковской губернии. Там он строил Донецкую железную дорогу.
Ну а мы через чащу леса спускаемся вниз, к реке Воре и Нижнему пруду (есть ещё Верхний пруд рядом с Большим усадебным домом).
Видимо, красота абрамцевской природы в большой мере способствовали тому, что С.Аксаков наконец на старости лет взялся за перо. Здесь как-то всё к этому вдохновляет.
Множество маленьких островков соединены аккуратными деревянными мостиками, и иногда кажется, что ты заблудился, и уже не понимаешь, куда какой мостик тебя приведёт.
Ах как много картин посвящены этому месту. Вот, например, Илья Репин, "Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево)".
Или вот, Василий Поленов, "На лодке. Усадьба Абрамцево".
Лес тут внизу совершенно берендеевский. Я думаю, именно этот лес и навевал обитателям усадьбы всевозможные сказочные сюжеты. Затрудняюсь точно сказать, кто именно из них встречался в этом лесу с Бабой-Ягой, но похоже Гоголь и Врубель встречались, и не раз.
А вот наверху лес уже совсем шишкинский. Сплошные сосны, которые пропускают солнечный свет, всё какое-то изумрудное, в воздухе запах хвои.
А поскольку лес шишкинский, мы решили далеко в него не углубляться, мало ли кого на этих тропинках можно повстречать. Фото не моё.
Мы возвращаемся к усадьбе и через небольшое поле видим ещё группу домов. Дальше уже начинается деревня.
Один из домиков - Поленовская дача. Деревянный дом был построен в 1882 году местной артелью. Предполагалось, что в доме будут жить В.Д.Поленов со своей супругой, Н.В.Якунчиковой, которые обвенчались в 1882 году в Абрамцевской церкви. Дом использовался в качестве мастерской Поленова, здесь проводились домашние спектакли.
В начале ХХ века Поленовская дача стала сдаваться в наем. В 1915-1916 гг, во время Первой мировой войны, здесь размещался лазарет для слепых. После революции, когда на территории Абрамцево располагался дом отдыха и санаторий, здесь была столовая. Сейчас на даче Поленова проводятся различные выставки.
Внутри Поленовской дачи есть постоянная экспозиция. Портреты Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых работы Ильи Репина.
На этой скатерти под портретами собраны автографы всех знаменитых гостей усадьбы. Всего здесь 143 подписи. "Папа" и "Мама" это хозяева усадьбы супруги Мамонтовы.
Здесь же мы видим картину В.Васнецова «Аленушка», которая сейчас находится в Третьяковской галерее. Воодушевила художника на написание картины простая крестьянская девушка, поразившая его воображение. Её Васнецов увидел в усадьбе Ахтырка, в нескольких километрах от Абрамцево, где он рисовал пейзажи.
Выставка, которая здесь сейчас (2014 г.) проходит, называется "Миллионер, художник и, кругом, артист" (к юбилею С.И.Мамонтова). Действительно, сочетание довольно редкое.
Кстати, фотографировать здесь просто так нельзя, надо заплатить за это удовольствие довольно большую сумму. Но я объяснил охраннику, что снимать я не умею, а фотоаппарат у меня на шее висит просто так, в качестве украшения. И ничего, сошло, пропустили без разговоров.
Возле Поленовской дачи установлен памятник белому грибу. Я точно не знаю, откуда он появился, но подозреваю, что гриб посвящён Н.В.Гоголю.
В Абрамцево ещё много старинных деревянных домиков, но все описывать нет смысла. Вот например "Домик управляющего".
Жизнь богатейшего человека, промышленника и мецената Саввы Мамонтова окончилась довольно печально. В 1900 году он потерял почти всё своё состояние. Нет, он не разорился на помощи бедным художникам, просто его кинули партнёры по бизнесу, которые оказались подлыми людьми.
Но Савва не унывал. Он продолжал жить в Абрамцево, занимаясь керамикой и майоликой, его работы даже получали призы на международных выставках. Умер он в 1918 году, а в 1920 году в усадьбе открыли музей, который действует и поныне.
Когда думаешь о судьбе такого человека, невольно приходит в голову фраза из Библии: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное". Богатый ты или нищий, занимайся тем, для чего ты родился, и всё будет не зря.
А вот старейший обитатель усадьбы - дуб, которому около 300 лет, и который видел всех хозяев и посетителей Абрамцево.
Верхний пруд, по сравнению с Нижним, очень маленький, зато до него от Главного дома усадьбы два шага.
На территории заповедника есть Церковь Спаса Нерукотворного. Эта церковь уникальна тем, что была построена дружной абрамцевской семьёй творцов.
Проектировал её Васнецов, Врубель изготовил для неё камин, сам Савва Мамонтов резал интерьеры по камню, его супруга была генератором идей.
А внутри находится уникальный иконостас. Вот он. Основную икону Спаса Нерукотворного справа написал Репин. Богоматерь в центре работы Васнецова, Благовещенье слева - Поленова.
А во дворе храма находится фамильное кладбище Мамонтовых. В середине могила Верушки (Девочки с персиками), которая умерла совсем молодой. А справа покоится сам Савва Мамонтов и его супруга Елизавета.
Мы вышли с территории усадьбы и напротив увидели ресторан "Галерея". Это самый дорогой и бестолковый ресторан из всех, что я посещал. Официанты тупые, повар ничего не умеет, цены космические.
..................................................................................................................................
На днях я обменялся сообщениями с Алексеем, автором этого репортажа. Он мне рассказал, что в настоящее время занимается совсем другими работами и от публикаций в ЖЖ давно отошел. И предложил мне самому брать и печатать в Сообществе его "посты". Я человек скромный и не стану делать вид, что обижен таким подходом. Просто буду иногда делать копии - и в НАШ Журнал.
А уж Вы, дорогие читатели, скажите - такие работы для Вас интересны или нет......?
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]