Выборы-2018: от кого ждать проблем
---
Фонд "Петербургская политика" анализирует, в каких регионах стоит ждать самые сложные избирательные кампании.
Майская досрочная замена группы губернаторов привела к заметному увеличению числа прямых выборов глав регионов в сентябрьский день голосования — с 18 до 22, отмечают авторы доклада. С момента возвращения губернаторских выборов нынешняя кампания станет второй по числу проводимых выборов глав регионов, а также рекордной по числу замен руководителей субъектов федерации — сразу минимум 16 человек (еще по четвертым вопрос обсуждается). В прошлый раз такая ситуация наблюдалась в 2014 году, когда одновременно выбирали губернаторов в 30 регионах, а замены произошли в 10 субъектах федерации.
В 15 регионах выборы пройдут досрочно: только в мае президент сменил глав Амурской, Магаданской, Тюменской областей, Алтайского края, Республики Саха и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Аналитики "Петербургской политики" считают, что проходить осенние выборы будут на фоне разных настроений. С одной стороны, велики ожидания того, что вторая за год мощная провластная мобилизация на выборы может оказаться непростой задачей. Помимо очевидного эффекта усталости избирателей и более низкого уровня участия административного ресурса можно допустить, что голосование пройдет в условиях снижения общественных ожиданий от действующей власти.
В то же время пока нет сигналов о том, что губернаторские выборы будут рассматриваться как способ зондирования общественного мнения и выпуска социального пара.
"Наиболее проблематичным направлением оказывается принцип конкурентности: действующие главы регионов все чаще дают понять, что не будут принуждать провластных депутатов к проведению через муниципальный фильтр сильных оппозиционных конкурентов. Это облегчает техническую задачу проведения через процедуру голосования действующих глав и врио, однако создает риски снижения ценности их побед в глазах населения и элит", — говорится в докладе фонда.
Все регионы, в которых пройдут выборы, аналитики поделили на три категории: "легкие", "средней тяжести" и "потенциально проблемные" для кандидатов от власти.
В первую группу вошли семь субъектов федерации: Владимирская, Воронежская, Самарская, Тюменская области, Хабаровский и Красноярский край, а также Чукотка. Отмечается, что в этих регионах исторически высок уровень управляемости, высока мотивация к работе отдельных кандидатов, а также отсутствуют внутренние противоречия.
Кампании "средней тяжести" политологи прогнозируют в Амурской, Ивановской, Магаданской, Нижегородской, Псковской, Омской, Орловской областях, Приморском крае и Москве.
В Орловской области, объясняют эксперты, выдвижение сильных кандидатов против врио губернатора коммуниста Андрея Клычкова ограничено благодаря "коалиции ЕР и КПРФ". Правящая партия отказалась выставлять своего кандидата на выборы, но конкуренцию врио главы региона Андрею Клычкову может составить бизнесмен и депутат облсовета Виталий Рыбаков.
Ориентация московской кампании на повторение сценария президентских выборов "снижает вероятность допуска к выборам сильных оппонентов", говорится в докладе. В Амурской области назначение благовещенца, а не "варяга" Василия Орлова на пост руководителя региона "снизило риски протестной мобилизации", считают аналитики.
Вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев рассказал "Коммерсанту", что партия ЛДПР, которую он представляет, делает ставку на выборы в Амурской области, отмечая, что у них там есть сильный кандидат. "Опросы пока отдают первое место ему, а и. о. губернатора был назначен неделю назад и пока не успел проникнуться духом области", — сообщил он. При этом Лебедев считает, что победить на выборах действующих губернаторов практически невозможно, поэтому ЛДПР сделает упор в основном на выборы в региональные парламенты.
К самым проблемным аналитики фонда отнесли Алтайский край, Кемеровскую, Московскую, Новосибирскую области, Хакасию и Якутию. В частности, в Кемеровской области сложности может создать всплеск социально-политической активности, а также большое количество неопределившихся в исторически зарегулированном регионе.
Кроме того, рост протестной активности в Подмосковье может осложнить кампанию и Андрею Воробьеву. А в Якутии, где кандидат от КПРФ Павел Грудинин на мартовских выборах показал лучший результат в стране (27,25%), на будущие выборы может оказать влияние не выстроенная после назначения врио губернатора Айсена Николаева конфигурация элит.
Политологи прогнозируют, что рост тревожности россиян может также возникнуть из-за социальных и экономических тем, ранее не получавших мощного политического звучания: повышения пенсионного возраста, утилизации отходов, экологии, роста цен на бензин, бытовых неудобств во время проведения Чемпионата мира по футболу.
Напомним, что выборы губернаторов пройдут в этом году 9 сентября.
Своим мнением об исследовании делится политический аналитик Кирилл Николенко: "Полагаю, что муниципальный фильтр и возможность давления на политиков, которые могут составить реальную конкуренцию кремлевским назначенцам, являются теми факторами, которые делают практически любые выборы легкими для власти. Затруднения могут возникнуть там, где существует борьба группировок как на региональном, так и на федеральном уровнях, то есть это не условная оппозиция будет мешать, а внутренние противоречия в "Единой России". В этой связи я полагаю, что разделение регионов в плане сложности выборов для власти носит примерный и предварительный характер."
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета Юрий Чернышов считает, что регионы надо было оценивать по другому критерию: "Материал Фонда "Петербургская политика", на мой взгляд, вполне адекватно отражает реальную ситуацию, однако есть одно принципиальное "но". Почему, собственно, политологи оценивают региональные выборные кампании с точки зрения того, насколько они будут "легкими для власти"? Почему бы не оценивать выборы так, как должно быть, то есть насколько они будут способствовать реальному волеизъявлению граждан?
Впрочем, ответ на это содержится в суждениях некоторых экспертов о том, что для альтернативных кандидатов "выиграть губернаторские выборы практически невозможно". Таким образом, получается, что результаты считаются уже предрешенными, и различной будет лишь степень "легкости для власти" достижения этих результатов. Вряд ли такие установки будут способствовать возвращению всенародным выборам их должного смысла."
Доктор политических наук, глава АНО "Институт политического анализа и стратегий" Дмитрий Нечаев (Воронеж) не соглашается с оценкой, которую получила Воронежская область: "На мой взгляд, коллеги из фонда "Петербургская политика" не во всем правы. Градация регионов по степени сложности выборной кампании не очень точно отражает картину. <...>
Наш регион не относится к группе, где выборы пройдут легко. Я думаю, что он относится к группе, в которой отмечены регионы средней степени сложности. И вот почему.
Во-первых, Александр Гусев не является достаточно раскрученным, публичным политиком, который буквально в рамках кавалерийской атаки одолеет общественное мнение и как следствие обретет поддержку избирателей на сентябрьских выборах.
Во-вторых, несмотря на наличие административного ресурса и контроля за муниципальными сельскими районами области, остается город Воронеж, в котором даже на президентских выборах явка была непростая. <...>
В-третьих, в области сейчас непростые социально-экономические тренды развития, понятно, что не Гусев является причиной этих проблем, они перешли к нему по инерции, но спрос будет с него.
И последнее: у Гусева нет команды. Та, команда, которая ему досталась от Гордеева, является несбалансированной. <...> Одним словом, административное окружение Гусева достаточно проблемное и в плане интеллектуальной составляющей, и в плане организации, и в плане выработки стратегии. <...> Это все неизбежно отразится на выборах губернатора."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Майская досрочная замена группы губернаторов привела к заметному увеличению числа прямых выборов глав регионов в сентябрьский день голосования — с 18 до 22, отмечают авторы доклада. С момента возвращения губернаторских выборов нынешняя кампания станет второй по числу проводимых выборов глав регионов, а также рекордной по числу замен руководителей субъектов федерации — сразу минимум 16 человек (еще по четвертым вопрос обсуждается). В прошлый раз такая ситуация наблюдалась в 2014 году, когда одновременно выбирали губернаторов в 30 регионах, а замены произошли в 10 субъектах федерации.
В 15 регионах выборы пройдут досрочно: только в мае президент сменил глав Амурской, Магаданской, Тюменской областей, Алтайского края, Республики Саха и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Аналитики "Петербургской политики" считают, что проходить осенние выборы будут на фоне разных настроений. С одной стороны, велики ожидания того, что вторая за год мощная провластная мобилизация на выборы может оказаться непростой задачей. Помимо очевидного эффекта усталости избирателей и более низкого уровня участия административного ресурса можно допустить, что голосование пройдет в условиях снижения общественных ожиданий от действующей власти.
В то же время пока нет сигналов о том, что губернаторские выборы будут рассматриваться как способ зондирования общественного мнения и выпуска социального пара.
"Наиболее проблематичным направлением оказывается принцип конкурентности: действующие главы регионов все чаще дают понять, что не будут принуждать провластных депутатов к проведению через муниципальный фильтр сильных оппозиционных конкурентов. Это облегчает техническую задачу проведения через процедуру голосования действующих глав и врио, однако создает риски снижения ценности их побед в глазах населения и элит", — говорится в докладе фонда.
Все регионы, в которых пройдут выборы, аналитики поделили на три категории: "легкие", "средней тяжести" и "потенциально проблемные" для кандидатов от власти.
В первую группу вошли семь субъектов федерации: Владимирская, Воронежская, Самарская, Тюменская области, Хабаровский и Красноярский край, а также Чукотка. Отмечается, что в этих регионах исторически высок уровень управляемости, высока мотивация к работе отдельных кандидатов, а также отсутствуют внутренние противоречия.
Кампании "средней тяжести" политологи прогнозируют в Амурской, Ивановской, Магаданской, Нижегородской, Псковской, Омской, Орловской областях, Приморском крае и Москве.
В Орловской области, объясняют эксперты, выдвижение сильных кандидатов против врио губернатора коммуниста Андрея Клычкова ограничено благодаря "коалиции ЕР и КПРФ". Правящая партия отказалась выставлять своего кандидата на выборы, но конкуренцию врио главы региона Андрею Клычкову может составить бизнесмен и депутат облсовета Виталий Рыбаков.
Ориентация московской кампании на повторение сценария президентских выборов "снижает вероятность допуска к выборам сильных оппонентов", говорится в докладе. В Амурской области назначение благовещенца, а не "варяга" Василия Орлова на пост руководителя региона "снизило риски протестной мобилизации", считают аналитики.
Вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев рассказал "Коммерсанту", что партия ЛДПР, которую он представляет, делает ставку на выборы в Амурской области, отмечая, что у них там есть сильный кандидат. "Опросы пока отдают первое место ему, а и. о. губернатора был назначен неделю назад и пока не успел проникнуться духом области", — сообщил он. При этом Лебедев считает, что победить на выборах действующих губернаторов практически невозможно, поэтому ЛДПР сделает упор в основном на выборы в региональные парламенты.
К самым проблемным аналитики фонда отнесли Алтайский край, Кемеровскую, Московскую, Новосибирскую области, Хакасию и Якутию. В частности, в Кемеровской области сложности может создать всплеск социально-политической активности, а также большое количество неопределившихся в исторически зарегулированном регионе.
Кроме того, рост протестной активности в Подмосковье может осложнить кампанию и Андрею Воробьеву. А в Якутии, где кандидат от КПРФ Павел Грудинин на мартовских выборах показал лучший результат в стране (27,25%), на будущие выборы может оказать влияние не выстроенная после назначения врио губернатора Айсена Николаева конфигурация элит.
Политологи прогнозируют, что рост тревожности россиян может также возникнуть из-за социальных и экономических тем, ранее не получавших мощного политического звучания: повышения пенсионного возраста, утилизации отходов, экологии, роста цен на бензин, бытовых неудобств во время проведения Чемпионата мира по футболу.
Напомним, что выборы губернаторов пройдут в этом году 9 сентября.
Своим мнением об исследовании делится политический аналитик Кирилл Николенко: "Полагаю, что муниципальный фильтр и возможность давления на политиков, которые могут составить реальную конкуренцию кремлевским назначенцам, являются теми факторами, которые делают практически любые выборы легкими для власти. Затруднения могут возникнуть там, где существует борьба группировок как на региональном, так и на федеральном уровнях, то есть это не условная оппозиция будет мешать, а внутренние противоречия в "Единой России". В этой связи я полагаю, что разделение регионов в плане сложности выборов для власти носит примерный и предварительный характер."
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета Юрий Чернышов считает, что регионы надо было оценивать по другому критерию: "Материал Фонда "Петербургская политика", на мой взгляд, вполне адекватно отражает реальную ситуацию, однако есть одно принципиальное "но". Почему, собственно, политологи оценивают региональные выборные кампании с точки зрения того, насколько они будут "легкими для власти"? Почему бы не оценивать выборы так, как должно быть, то есть насколько они будут способствовать реальному волеизъявлению граждан?
Впрочем, ответ на это содержится в суждениях некоторых экспертов о том, что для альтернативных кандидатов "выиграть губернаторские выборы практически невозможно". Таким образом, получается, что результаты считаются уже предрешенными, и различной будет лишь степень "легкости для власти" достижения этих результатов. Вряд ли такие установки будут способствовать возвращению всенародным выборам их должного смысла."
Доктор политических наук, глава АНО "Институт политического анализа и стратегий" Дмитрий Нечаев (Воронеж) не соглашается с оценкой, которую получила Воронежская область: "На мой взгляд, коллеги из фонда "Петербургская политика" не во всем правы. Градация регионов по степени сложности выборной кампании не очень точно отражает картину. <...>
Наш регион не относится к группе, где выборы пройдут легко. Я думаю, что он относится к группе, в которой отмечены регионы средней степени сложности. И вот почему.
Во-первых, Александр Гусев не является достаточно раскрученным, публичным политиком, который буквально в рамках кавалерийской атаки одолеет общественное мнение и как следствие обретет поддержку избирателей на сентябрьских выборах.
Во-вторых, несмотря на наличие административного ресурса и контроля за муниципальными сельскими районами области, остается город Воронеж, в котором даже на президентских выборах явка была непростая. <...>
В-третьих, в области сейчас непростые социально-экономические тренды развития, понятно, что не Гусев является причиной этих проблем, они перешли к нему по инерции, но спрос будет с него.
И последнее: у Гусева нет команды. Та, команда, которая ему досталась от Гордеева, является несбалансированной. <...> Одним словом, административное окружение Гусева достаточно проблемное и в плане интеллектуальной составляющей, и в плане организации, и в плане выработки стратегии. <...> Это все неизбежно отразится на выборах губернатора."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]