
В каком состоянии находится российский научный флот?
---

Действующий академический научно-исследовательский флот России в 2025 году представлен ограниченным числом судов. Значительная часть флота имеет зарубежное происхождение (в т.ч. еще со времен СССР), что создает существенные сложности с обслуживанием и поставками комплектующих в текущих условиях, требуя поиска аналогов или использования схем параллельного импорта. Вместе с тем, в ближайшие годы планируется построить до 10 новых научно-исследовательских судов (НИС).
В распоряжении институтов РАН в 2025 году находятся НИС «Дальние Зеленцы» (Мурманск), «Академик Опарин» (Дальний Восток), «Денеб» (Ростов), «Профессор Водяницкий» и катамаран «Пионер-М» (Севастополь, с ограниченной эксплуатацией). Институт океанологии РАН управляет тремя судами водоизмещением около 6000 тонн и двумя судами водоизмещением порядка 2500 тонн, базирующимися преимущественно в Калининграде; часть судов проходит модернизацию в Санкт-Петербурге.
Значительная часть флота имеет зарубежное происхождение, что создает существенные сложности с обслуживанием и поставками комплектующих в текущих условиях, требуя поиска аналогов или использования схем параллельного импорта. Износ флота высок, однако его работоспособность определяется качеством ухода и своевременностью ремонта, а не только возрастом. Приоритетными задачами являются поддержание существующего флота в рабочем состоянии и одновременное развертывание программы строительства новых судов.
Активно прорабатывается программа обновления флота. Планируется построить до 10 новых научно-исследовательских судов. В их числе: одно судно ледового класса Arc7 для круглогодичной работы в Арктике, два крупнотоннажных судна для океанских исследований, три-четыре среднетоннажных судна водоизмещением около 2500 тонн, а также одно-два малотоннажных судна (водоизмещением около 300 тонн или менее) для работы на мелководье, в частности на Каспии.
В качестве базовой концепции принята адаптация под научные задачи существующих проектов судов, разработанных КБ «Алмаз» (входящим в ОСК), что позволит сократить сроки и стоимость проектирования, обеспечить серийность и упростить обслуживание. Все суда будут строиться на российских верфях (вероятно, мощностях ОСК) с максимальным использованием отечественных комплектующих. Сроки реализации программы зависят от финансирования и производственных мощностей, ориентировочно составляя около 10 лет.
В 2025 году стало известно, что финансирование строительства двух многофункциональных научно-исследовательских судов проекта 113 («Александр Лисицын» и «Академик В.И. Ильичев») уже увеличено с 29 до 48 млрд рублей, но сроки их сдачи сдвинуты на 2027 и 2029 годы соответственно.
Перспективные задачи для нового флота сконцентрированы в Арктике (изучение экосистем, мониторинг Севморпути, разведка шельфа, установление границ континентального шельфа), а также включают обеспечение глубоководной разведки минеральных ресурсов (железомарганцевых конкреций, полиметаллических сульфидов, антарктического криля) с обязательным экологическим мониторингом, исследования климата и палеоклимата (включая отбор кернов), изучение ключевых океанических районов, влияющих на глобальный климат, и поисковые работы. Оснащение новых НИС планируется отечественным научным оборудованием (розетты-батометры, CTD-зонды, доплеровские измерители течений, многолучевые эхолоты), а также глубоководными аппаратами – телеуправляемыми (ТНПА) и, потенциально, возрожденными обитаемыми.
Также российские ученые рассматривают возможность перевода базирования части своего исследовательского флота из Калининграда (имеющего сложности с выходом в океан через Датские проливы и таможенными процедурами) в Мурманск как незамерзающий порт с прямым выходом в Мировой океан.
Источник: salt.mediasalt.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]