Что будет с экологией в России
---
Госдума в первом чтении узаконила размывающие сроки установки автоматизированных приборов учета и передачи данных о сбросах и выбросах на промышленных предприятиях России.
Напомним, переход на автоматизированный сбор данных о выбросах и сбросах запланирован в рамках запущенной правительством в 2008 году реформы нормирования промышленной нагрузки на окружающую среду. Как сообщал "Давыдов.Индекс", в марте 2018 года правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект.
Согласно ему, предлагается ввести понятие "системы автоматического контроля", которые будут автоматически измерять и учитывать объем выбросов загрязняющих веществ. Предполагалось, что собранные данные будут направляться в Росприроднадзор, который ведет государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, правительство должно было получить право определять на объектах I категории (крупные предприятия, которые являются основными загрязнителями окружающей среды) оборудование, сбросы от которого подлежат автоматическому контролю. Также кабинету министров предстоит выработать правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля.
При этом мероприятия по оснащению источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ средствами автоматического контроля и передачи информации будут выполняться за счет предприятий, являющихся собственниками данных источников.
Как пишет "Коммерсант", сегодня компании отчитываются регулятору по расчетным данным не в автоматизированном режиме. Предполагается, что после перехода к автоматизированному контролю регулятор получит более достоверные данные.
Кроме того, согласно документу, установка счетчиков измерения и учета промышленных выбросов и сбросов должна начаться с момента получения комплексных разрешений — с 2019 года, переходный период продлится четыре года. Такие разрешения должны выдаваться при наличии инвестпрограммы, предполагающей переход компании к технологиям, гарантирующим требуемый регулятором удельный уровень выбросов и отходов, а также программы инструментального контроля загрязнений.
В Минпромторге оценивают все капитальные вложения, связанные с переходом на наилучшие доступные технологии, в 8-9 трлн рублей — это около половины всех капитальных инвестиций, сделанных в 2017 году. Эти деньги должны быть инвестированы в течение семи лет — с 2019 по 2025 год, на которые будут рассчитаны инвестпрограммы компаний и действующие технологические справочники. После этого срока программу предполагается завершить.
В то же время есть риск, что к указанным срокам перейти на автоматизированный контроль выбросов можно не успеть. В частности, если на предприятии планируется модернизация, оснащение его приборами контроля начнется только после ее завершения, а сроки этого процесса не определены. Кроме того, в РСПП выражают опасения, что переход к автоматизированному контролю задержит бюрократия при получении комплексного разрешения: из-за этого процедура может затянуться на много лет. Также источники в промышленных компаниях говорят, что запуск автоматизированного контроля затормозит и отсутствие в РФ производства необходимой аппаратуры, что вынудит компании ее импортировать.
Отметим, что технологическое нормирование экологической нагрузки и привязанные к нему комплексные экологические разрешения должны быть опробованы с 2019 года на самых грязных промышленных объектах. Росприроднадзор готовит список из 300 площадок уже несколько лет, однако до сих пор он так и не был утвержден.
Своим мнением о ситуации делится эколог Олег Иванов (Калининград): "Рано или поздно наша страна придет к установке подобных систем. Однако я нисколько не удивлен, что сроки размываются и Минюст не согласовывает документы. Промышленное лобби достаточно сильное, оно до последнего будет сопротивляться инициативам, направленным на справедливое право граждан и государства хотя бы каким-то образом контролировать выбросы загрязняющих веществ, которые осуществляют предприятия. В ряде городов России отсутствие контроля над выбросами уже привело к достаточно серьезным экологическим проблемам. <...>
Вопрос установки автоматизированных систем контроля может решиться только благодаря политической воле. До тех пор, пока все находится в режиме мягкого диалога и переговоров, ничего не произойдет. В нашем государстве уже давно пора переходить к экологической диктатуре и к достаточно жесткой установке правил природоохранной среды. Если все сойдется в одной точке координат (я думаю, это будет скоро), то тогда точно будет не только принято, но и обеспечено исполнение тех законотворческих инициатив, которое смогут жестко регламентировать вопросы контроля выбросов предприятий."
Руководитель регионального представительства Общероссийского экологического общественного движения "Зеленая Россия" в Самарской области Ольга Куранда считает, что во многом все упирается в деньги и политическую волю: "Для решения этого вопроса прежде всего нужны деньги. Помимо этого необходима политическая воля и установка на то, чтобы мы наконец-то стали умным государством с правильными технологиями. Вот тогда сроки установки автоматизированных экологических систем не будут сдвигаться, но до этого нам еще долго. <...>
Также в решении данной проблемы должна принимать участие общественность, которая хотя бы как-то подхлестнет власть к принятию правильных политических решений."
Председатель Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края Александр Колотов обращает внимание на то, какую роль в решении вопроса могут сыграть СМИ: "Перед тем, как данная норма появилась в законе, на протяжении ряда лет лоббисты крупнейших предприятий-загрязнителей говорили, что установка такой нормы фактически противопоказана российскому рынку, и приводили множество аргументов. После появления нормы об установке автоматизированных систем учета предприятия-загрязнители снова приложили максимум усилий, чтобы вступление в силу данной нормы было отодвинуто на далекий срок. Сейчас мы видим, что это у них успешно получилось. Можно в этом вопросе уже поставить точку, потому что любая компания, находящаяся в списке загрязнителей, будет выходить в СМИ и рассказывать о своей чистоте. Считаю, что журналисты должны одними из первых задавать вопрос предприятиям о постановке автоматизированных датчиков и передаче на добровольных началах данных о выбросах. Вот тогда будет ясно, какие компании действительно чувствуют свою экологическую ответственность, а кто просто использует экологию в качестве пиара для своих псевдодостижений на экологической ниве."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Напомним, переход на автоматизированный сбор данных о выбросах и сбросах запланирован в рамках запущенной правительством в 2008 году реформы нормирования промышленной нагрузки на окружающую среду. Как сообщал "Давыдов.Индекс", в марте 2018 года правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект.
Согласно ему, предлагается ввести понятие "системы автоматического контроля", которые будут автоматически измерять и учитывать объем выбросов загрязняющих веществ. Предполагалось, что собранные данные будут направляться в Росприроднадзор, который ведет государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, правительство должно было получить право определять на объектах I категории (крупные предприятия, которые являются основными загрязнителями окружающей среды) оборудование, сбросы от которого подлежат автоматическому контролю. Также кабинету министров предстоит выработать правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля.
При этом мероприятия по оснащению источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ средствами автоматического контроля и передачи информации будут выполняться за счет предприятий, являющихся собственниками данных источников.
Как пишет "Коммерсант", сегодня компании отчитываются регулятору по расчетным данным не в автоматизированном режиме. Предполагается, что после перехода к автоматизированному контролю регулятор получит более достоверные данные.
Кроме того, согласно документу, установка счетчиков измерения и учета промышленных выбросов и сбросов должна начаться с момента получения комплексных разрешений — с 2019 года, переходный период продлится четыре года. Такие разрешения должны выдаваться при наличии инвестпрограммы, предполагающей переход компании к технологиям, гарантирующим требуемый регулятором удельный уровень выбросов и отходов, а также программы инструментального контроля загрязнений.
В Минпромторге оценивают все капитальные вложения, связанные с переходом на наилучшие доступные технологии, в 8-9 трлн рублей — это около половины всех капитальных инвестиций, сделанных в 2017 году. Эти деньги должны быть инвестированы в течение семи лет — с 2019 по 2025 год, на которые будут рассчитаны инвестпрограммы компаний и действующие технологические справочники. После этого срока программу предполагается завершить.
В то же время есть риск, что к указанным срокам перейти на автоматизированный контроль выбросов можно не успеть. В частности, если на предприятии планируется модернизация, оснащение его приборами контроля начнется только после ее завершения, а сроки этого процесса не определены. Кроме того, в РСПП выражают опасения, что переход к автоматизированному контролю задержит бюрократия при получении комплексного разрешения: из-за этого процедура может затянуться на много лет. Также источники в промышленных компаниях говорят, что запуск автоматизированного контроля затормозит и отсутствие в РФ производства необходимой аппаратуры, что вынудит компании ее импортировать.
Отметим, что технологическое нормирование экологической нагрузки и привязанные к нему комплексные экологические разрешения должны быть опробованы с 2019 года на самых грязных промышленных объектах. Росприроднадзор готовит список из 300 площадок уже несколько лет, однако до сих пор он так и не был утвержден.
Своим мнением о ситуации делится эколог Олег Иванов (Калининград): "Рано или поздно наша страна придет к установке подобных систем. Однако я нисколько не удивлен, что сроки размываются и Минюст не согласовывает документы. Промышленное лобби достаточно сильное, оно до последнего будет сопротивляться инициативам, направленным на справедливое право граждан и государства хотя бы каким-то образом контролировать выбросы загрязняющих веществ, которые осуществляют предприятия. В ряде городов России отсутствие контроля над выбросами уже привело к достаточно серьезным экологическим проблемам. <...>
Вопрос установки автоматизированных систем контроля может решиться только благодаря политической воле. До тех пор, пока все находится в режиме мягкого диалога и переговоров, ничего не произойдет. В нашем государстве уже давно пора переходить к экологической диктатуре и к достаточно жесткой установке правил природоохранной среды. Если все сойдется в одной точке координат (я думаю, это будет скоро), то тогда точно будет не только принято, но и обеспечено исполнение тех законотворческих инициатив, которое смогут жестко регламентировать вопросы контроля выбросов предприятий."
Руководитель регионального представительства Общероссийского экологического общественного движения "Зеленая Россия" в Самарской области Ольга Куранда считает, что во многом все упирается в деньги и политическую волю: "Для решения этого вопроса прежде всего нужны деньги. Помимо этого необходима политическая воля и установка на то, чтобы мы наконец-то стали умным государством с правильными технологиями. Вот тогда сроки установки автоматизированных экологических систем не будут сдвигаться, но до этого нам еще долго. <...>
Также в решении данной проблемы должна принимать участие общественность, которая хотя бы как-то подхлестнет власть к принятию правильных политических решений."
Председатель Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края Александр Колотов обращает внимание на то, какую роль в решении вопроса могут сыграть СМИ: "Перед тем, как данная норма появилась в законе, на протяжении ряда лет лоббисты крупнейших предприятий-загрязнителей говорили, что установка такой нормы фактически противопоказана российскому рынку, и приводили множество аргументов. После появления нормы об установке автоматизированных систем учета предприятия-загрязнители снова приложили максимум усилий, чтобы вступление в силу данной нормы было отодвинуто на далекий срок. Сейчас мы видим, что это у них успешно получилось. Можно в этом вопросе уже поставить точку, потому что любая компания, находящаяся в списке загрязнителей, будет выходить в СМИ и рассказывать о своей чистоте. Считаю, что журналисты должны одними из первых задавать вопрос предприятиям о постановке автоматизированных датчиков и передаче на добровольных началах данных о выбросах. Вот тогда будет ясно, какие компании действительно чувствуют свою экологическую ответственность, а кто просто использует экологию в качестве пиара для своих псевдодостижений на экологической ниве."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]