Ещё один привет из детства.
---
Вчера мой коллега Анатолий Николаевич Шершунов принёс мне две старинные инструкции по сборке пластиковых моделей самолётов. И набор декалей к ним. Декали - это переводные картинки, где на бумагу наклеено изображение. Эту бумагу нужно намочить в воде и изображение можно будет перенести на любую поверхность. В нашем случае на борт самолёта. Штучкам этим лет тридцать или даже сорок.
-У тебя же есть такие самолёты. Может пригодятся?
Дело в том, что именно таких самолётов у меня и нет. Но речь пока не об этом.
Было в нашем детстве такое важное явление, как пластиковые модели самолётов. Делали их в ГДР на народном предприятии, которое называлось "Пластикарт". Но мы, дети этого названия даже и не знали. Для нас подобные самолётики были просто чудом.
Это были наборы, которые советскому мальчишке ещё предстояло самому склеить. Они были в ярких коробках с рисунками, а на рисунках - какая-то яркая, нездешняя жизнь и самолёт в главной роли. На коробке с "Боингом-727" был нарисован летящий самолёт на фоне Нью-Йорка. Небоскрёбы, океан и чуть ли не статуя Свободы вдалеке. И мы, мелкие, смотрели на всё это во-от такими глазами.
Правда были эти самолёты в продаже не всегда, стоили довольно дорого. Покупали их нам родители редко. И почему-то это были модели в основном отечественных самолётов. Конечно, модель Ту-154 тоже очень красива, но это же привычно. Такие самолёты можно видеть в телевизоре каждый день. А мне хотелось "Боингов" и "Каравелл", которые встречались на прилавке куда реже.
А самой "редкой редкостью" был самолётик, который называется "Комета" (Comet-4). Я конечно предполагал, что где-то он есть, но в продаже не видел ни разу. Поэтому мне очень хотелось именно его.
Однажды я ехал на автобусе в школу. Родители мне кстати денег на автобус давали не всегда, хотели, чтоб я ходил пешком, что для здоровья куда полезнее. А я иногда вредил своему здоровью, ездил зайцем и постоянно боялся контролёров. Спасало меня лишь то, что утром все ехали на работу и в автобусах была такая давка, что никакие контролёры туда не совались. И вот, еду я в автобусе, смотрю в окно и вдруг вижу на чьём-то подоконнике вожделенный самолётик.
Я выпрыгнул из автобуса, подбежал к этому окошку и стоял, смотрел, любовался. Хотел написать "долго смотрел", но это было бы неправдой. Долго любоваться мне было некогда, нужно было ехать в школу. И когда минут через пять подошёл следующий автобус, я втиснул свой портфельчик между тел трудящихся атомной отрасли, а потом втиснулся туда же и сам. Заветное окошко я помнил долго, и потом время от времени приходил к нему и смотрел, смотрел.
Нашёл в Интернете вот такое фото. Хоть это и не та модель, но всё же... Часть обшивки почему-то отогнута кверху. Зачем?
Вроде бы, чего уж я в ней нашёл, в этой "Комете"? Самолёт и самолёт. Правда не совсем обычный, но об этом я узнал позже. Узнал, что первоначальный вариант этого английского самолёта был первым в мире серийно выпускавшимся реактивным пассажирским лайнером. Узнал о нескольких катастрофах, которые случалались с "Кометами" в первое время их эксплуатации. Как долго бились люди над тем, чтоб разгадать тайну этих катастроф. Как опускали самолёт в огромный бассейн и подвергали его нагрузкам. Тянули туда и сюда, а потом заметили, что от уголков окон идут крошечные трещинки в металле. Окна на "Кометах" были ещё прямоугольные, "старомодные". Из-за такой формы окон металл и трескался, постепенно разрушая фюзеляж самолёта.
Я уже неоднократно писал о том, что вещи из детства потихоньку возвращаются в мою жизнь. И о том, что однажды сын нашёл на улице большой кулёк выброшенных кем-то тех самых пластикартовских моделей, о которых я мечтал в детстве. Мы их восстановили, насколько это было возможно. Потом они то висели у нас дома по стенам, то пылились в большой коробке. Теперь вот лежат у меня на работе и ждут своего часа. Ждут, пока я закажу витрину и выставлю все свои старые игрушки советских времён на всеобщее обозрение.
И когда я ничего этакого не ожидал, вдруг приходит Анатолий Николаевич и приносит мне привет из детства.
-У тебя же есть "Комета", возьми...
Конечно, я бы предпочёл самолётик целиком, но за неимением... А "Кометы" у меня таки нет. Есть Ту-154, Як-40, Ан-24, Ил-18. Есть "Боинг -707", "Меркурий" и "Трайдент". Есть два Ту-144 в разной степени комплектации (на одном нет только шасси, на другом - половины того, что должно быть). Есть даже здоровенный бомбардировщику Ту-20 (Ту-95) и Ту-134. Это всё - "наследство" того кулька.
Теперь будет ещё и это. Инструкция на "Комету".
И инструкция на "Каравеллу". Плюс набор декалей для обоих самолётов. Эти самолёты чем-то похожи. Наверное, формой носовой части. Кстати иллюминаторы у "Каравеллы" имеют довольно причудливую форму. Есть в них что-то от мавританских дворцов.
Инструкции по сборке написаны на четырёх языках стран народной демократии - немецком, польском, чешском и русском. Правда стран этих было куда больше. И вправду, почему нет, например, монгольского текста. Или в Монголию пластикартовские самолётики не поставлялись?
Инструкция на русском. Из неё мы узнаём, что нужно "вклеить носовой балкончик" (стекло кабины). И то, что "подставка(верхняя часть 22) должна заскакивать в ножку(21) и фюзеляж". Человек, для которого русский язык родной, сказал бы "вставляться" вместо "заскакивать". Но дети, собиравшие эти самолёты, к словам не придирались.
Краткое описание самолёта и список деталей почему-то только по-немецки. Но это нестрашно. Модели были довольно простыми и советскому ребёнку незачем было разбирать немецкий текст. Всё было понятно и из инструкции. Здесь же и список всех самолётов, что выпускались в то время. Список довольно длинный. Кстати название "Пластикарт" народное предприятие получило в 1973-ем году. Название это нигде не упомянуто, значит инструкции и декали относятся к более раннему периоду. Наверное, годам к шестидесятым.
Вот из чего-то такого и состояли модели самолётов. Половинки крыльев, половинки фюзеляжа, стойки шасси, колёса. И фирменная гранёная подставка под самолёт, форма которой не менялась десятилетиями.
Изящные рисунки для хвоста, эмблемы, надпись "Эр Франс". А вон написано "Аэрофлот". Это от какого самолёта? Явно не от "Кометы" и не от "Каравеллы". Хотя французы как-то хотели продать "Каравеллу" Советскому Союзу и даже перекрасили один самолёт в цвета "Аэрофлота", чтоб советские товарищи соблазнились. Не соблазнились.
Вот такой привет из детства. Когда будет готова витрина, он займёт там достойное место.
-У тебя же есть такие самолёты. Может пригодятся?
Дело в том, что именно таких самолётов у меня и нет. Но речь пока не об этом.
Было в нашем детстве такое важное явление, как пластиковые модели самолётов. Делали их в ГДР на народном предприятии, которое называлось "Пластикарт". Но мы, дети этого названия даже и не знали. Для нас подобные самолётики были просто чудом.
Это были наборы, которые советскому мальчишке ещё предстояло самому склеить. Они были в ярких коробках с рисунками, а на рисунках - какая-то яркая, нездешняя жизнь и самолёт в главной роли. На коробке с "Боингом-727" был нарисован летящий самолёт на фоне Нью-Йорка. Небоскрёбы, океан и чуть ли не статуя Свободы вдалеке. И мы, мелкие, смотрели на всё это во-от такими глазами.
Правда были эти самолёты в продаже не всегда, стоили довольно дорого. Покупали их нам родители редко. И почему-то это были модели в основном отечественных самолётов. Конечно, модель Ту-154 тоже очень красива, но это же привычно. Такие самолёты можно видеть в телевизоре каждый день. А мне хотелось "Боингов" и "Каравелл", которые встречались на прилавке куда реже.
А самой "редкой редкостью" был самолётик, который называется "Комета" (Comet-4). Я конечно предполагал, что где-то он есть, но в продаже не видел ни разу. Поэтому мне очень хотелось именно его.
Однажды я ехал на автобусе в школу. Родители мне кстати денег на автобус давали не всегда, хотели, чтоб я ходил пешком, что для здоровья куда полезнее. А я иногда вредил своему здоровью, ездил зайцем и постоянно боялся контролёров. Спасало меня лишь то, что утром все ехали на работу и в автобусах была такая давка, что никакие контролёры туда не совались. И вот, еду я в автобусе, смотрю в окно и вдруг вижу на чьём-то подоконнике вожделенный самолётик.
Я выпрыгнул из автобуса, подбежал к этому окошку и стоял, смотрел, любовался. Хотел написать "долго смотрел", но это было бы неправдой. Долго любоваться мне было некогда, нужно было ехать в школу. И когда минут через пять подошёл следующий автобус, я втиснул свой портфельчик между тел трудящихся атомной отрасли, а потом втиснулся туда же и сам. Заветное окошко я помнил долго, и потом время от времени приходил к нему и смотрел, смотрел.
Нашёл в Интернете вот такое фото. Хоть это и не та модель, но всё же... Часть обшивки почему-то отогнута кверху. Зачем?
Вроде бы, чего уж я в ней нашёл, в этой "Комете"? Самолёт и самолёт. Правда не совсем обычный, но об этом я узнал позже. Узнал, что первоначальный вариант этого английского самолёта был первым в мире серийно выпускавшимся реактивным пассажирским лайнером. Узнал о нескольких катастрофах, которые случалались с "Кометами" в первое время их эксплуатации. Как долго бились люди над тем, чтоб разгадать тайну этих катастроф. Как опускали самолёт в огромный бассейн и подвергали его нагрузкам. Тянули туда и сюда, а потом заметили, что от уголков окон идут крошечные трещинки в металле. Окна на "Кометах" были ещё прямоугольные, "старомодные". Из-за такой формы окон металл и трескался, постепенно разрушая фюзеляж самолёта.
Я уже неоднократно писал о том, что вещи из детства потихоньку возвращаются в мою жизнь. И о том, что однажды сын нашёл на улице большой кулёк выброшенных кем-то тех самых пластикартовских моделей, о которых я мечтал в детстве. Мы их восстановили, насколько это было возможно. Потом они то висели у нас дома по стенам, то пылились в большой коробке. Теперь вот лежат у меня на работе и ждут своего часа. Ждут, пока я закажу витрину и выставлю все свои старые игрушки советских времён на всеобщее обозрение.
И когда я ничего этакого не ожидал, вдруг приходит Анатолий Николаевич и приносит мне привет из детства.
-У тебя же есть "Комета", возьми...
Конечно, я бы предпочёл самолётик целиком, но за неимением... А "Кометы" у меня таки нет. Есть Ту-154, Як-40, Ан-24, Ил-18. Есть "Боинг -707", "Меркурий" и "Трайдент". Есть два Ту-144 в разной степени комплектации (на одном нет только шасси, на другом - половины того, что должно быть). Есть даже здоровенный бомбардировщику Ту-20 (Ту-95) и Ту-134. Это всё - "наследство" того кулька.
Теперь будет ещё и это. Инструкция на "Комету".
И инструкция на "Каравеллу". Плюс набор декалей для обоих самолётов. Эти самолёты чем-то похожи. Наверное, формой носовой части. Кстати иллюминаторы у "Каравеллы" имеют довольно причудливую форму. Есть в них что-то от мавританских дворцов.
Инструкции по сборке написаны на четырёх языках стран народной демократии - немецком, польском, чешском и русском. Правда стран этих было куда больше. И вправду, почему нет, например, монгольского текста. Или в Монголию пластикартовские самолётики не поставлялись?
Инструкция на русском. Из неё мы узнаём, что нужно "вклеить носовой балкончик" (стекло кабины). И то, что "подставка(верхняя часть 22) должна заскакивать в ножку(21) и фюзеляж". Человек, для которого русский язык родной, сказал бы "вставляться" вместо "заскакивать". Но дети, собиравшие эти самолёты, к словам не придирались.
Краткое описание самолёта и список деталей почему-то только по-немецки. Но это нестрашно. Модели были довольно простыми и советскому ребёнку незачем было разбирать немецкий текст. Всё было понятно и из инструкции. Здесь же и список всех самолётов, что выпускались в то время. Список довольно длинный. Кстати название "Пластикарт" народное предприятие получило в 1973-ем году. Название это нигде не упомянуто, значит инструкции и декали относятся к более раннему периоду. Наверное, годам к шестидесятым.
Вот из чего-то такого и состояли модели самолётов. Половинки крыльев, половинки фюзеляжа, стойки шасси, колёса. И фирменная гранёная подставка под самолёт, форма которой не менялась десятилетиями.
Изящные рисунки для хвоста, эмблемы, надпись "Эр Франс". А вон написано "Аэрофлот". Это от какого самолёта? Явно не от "Кометы" и не от "Каравеллы". Хотя французы как-то хотели продать "Каравеллу" Советскому Союзу и даже перекрасили один самолёт в цвета "Аэрофлота", чтоб советские товарищи соблазнились. Не соблазнились.
Вот такой привет из детства. Когда будет готова витрина, он займёт там достойное место.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]