Правительство разделит образование
---
Одним из главных преобразований в структуре нового правительства России станет разделение Минобрнауки на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.
Соответствующую структуру Дмитрий Медведев предложил Владимиру Путину на встрече в Сочи, которая состоялась накануне, 15 мая. По словам главы правительства, разделение министерства поможет "оптимизировать действующую систему органов власти" и "лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования".
Согласно указу президента, министерство просвещения займется вопросами общей образовательной деятельности, а министерство науки и высшего образования — вопросами научных учреждений, развитием науки в целом и деятельностью вузов.
В Миннауки вольется Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). Агентство по надзору за образованием (Рособрнадзор) будет подчиняться напрямую правительству. Этот надзорный орган будет осуществлять контроль как над средней школой, так и над высшей школой и наукой, заявил Медведев, слова которого приводит РБК.
Кроме того, согласно указу главы государства, правительство РФ будет напрямую осуществлять и руководство деятельностью Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), которое до этого тоже находилось в ведении Минобрнауки.
Кто возглавит новые ведомства, пока неизвестно. Ранее источники в правительстве и Госдуме называли основными претендентами на пост главы нового министерства Григория Трубникова и Михаила Котюкова.
Разделение Минобрнауки России на две отдельные структуры обсуждалось уже несколько лет. Окончательное решение о судьбе ведомства давно назрело и оказалось целесообразным, говорят эксперты. В качестве аргументации приводится тот факт, что в абсолютном большинстве крупных стран Министерство школьного образования отделено от министерств, которые занимаются высшим образованием и наукой. Для России, где насчитывается 40 тыс. школ, это особенно актуально, отмечают они.
"Вузы и научные институты должны быть в одном ведомстве. Наука нуждается в притоке новых кадров, а высшая школа — в аспирантуре и на старших курсах как раз ведет обучение через научную работу", — заявил "Коммерсанту" вице-президент РАН Алексей Хохлов, поддержавший перемены в сфере российского образования.
Также эксперты говорят, что разделение Минобрнауки позволит более персонифицированно работать с каждой ступенью образования: от руководителей новых ведомств следует ожидать более пристального внимания к своим направлениям, так как у них будет более четкий функционал.
"Будем честны: в большом министерстве школы чувствовали себя на третьих ролях. Больше всего внимания было академикам, уважаемым людям, потом ректорам, а уже потом разбирались с проблемами директоров школ. А это неправильно", — подчеркнул ректор РУДН и бывший министр образования Владимир Филиппов.
Минобрнауки РФ в его нынешнем виде образовано в 2004 году и является правопреемником Министерства образования РФ, созданного в 1999 году. Минобрнауки России унаследовало также некоторые задачи Министерства промышленности, науки и технологий РФ, действовавшего в 2000-2004 гг. С августа 2016 года ведомство возглавляет Ольга Васильева. Ранее должности министров занимали Дмитрий Ливанов (2012-2016 гг.) и Андрей Фурсенко (2004-2012 гг.).
Своим мнением о разделении Минобрнауки делится доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко: "На мой взгляд, все примерно как было, так и останется. Просто будет новый министр, от политики которого может что-то измениться. <...> Еще раз подчеркну: никаких существенных перемен, за исключением того, что мы можем получить новые группы лоббистов, которые будут стараться вовлечь нового министра в какие-то проекты, я не вижу."
Кандидат экономических наук, заместитель директора Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елена Косарева не видит необходимости в создании отдельной структуры, курирующей высшее образование: "Я убеждена в том, что руководить высшим образованием сверху не нужно. Необходим определенный заказ (причем он должен быть от всех видов собственности — и от государства, и от бизнеса), а также вдумчивое представление о том, какие специалисты могут понадобиться через несколько лет. <...> Высшим образованием должны заниматься университеты, потому что это крупные интеллектуальные сообщества, которые в состоянии самостоятельно разработать принципы подготовки специалистов в той сфере, в которой они заняты. Госполитика для высшего образования должна строиться через те организации, которым поручено разрабатывать законы для развития экономики."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Соответствующую структуру Дмитрий Медведев предложил Владимиру Путину на встрече в Сочи, которая состоялась накануне, 15 мая. По словам главы правительства, разделение министерства поможет "оптимизировать действующую систему органов власти" и "лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования".
Согласно указу президента, министерство просвещения займется вопросами общей образовательной деятельности, а министерство науки и высшего образования — вопросами научных учреждений, развитием науки в целом и деятельностью вузов.
В Миннауки вольется Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). Агентство по надзору за образованием (Рособрнадзор) будет подчиняться напрямую правительству. Этот надзорный орган будет осуществлять контроль как над средней школой, так и над высшей школой и наукой, заявил Медведев, слова которого приводит РБК.
Кроме того, согласно указу главы государства, правительство РФ будет напрямую осуществлять и руководство деятельностью Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), которое до этого тоже находилось в ведении Минобрнауки.
Кто возглавит новые ведомства, пока неизвестно. Ранее источники в правительстве и Госдуме называли основными претендентами на пост главы нового министерства Григория Трубникова и Михаила Котюкова.
Разделение Минобрнауки России на две отдельные структуры обсуждалось уже несколько лет. Окончательное решение о судьбе ведомства давно назрело и оказалось целесообразным, говорят эксперты. В качестве аргументации приводится тот факт, что в абсолютном большинстве крупных стран Министерство школьного образования отделено от министерств, которые занимаются высшим образованием и наукой. Для России, где насчитывается 40 тыс. школ, это особенно актуально, отмечают они.
"Вузы и научные институты должны быть в одном ведомстве. Наука нуждается в притоке новых кадров, а высшая школа — в аспирантуре и на старших курсах как раз ведет обучение через научную работу", — заявил "Коммерсанту" вице-президент РАН Алексей Хохлов, поддержавший перемены в сфере российского образования.
Также эксперты говорят, что разделение Минобрнауки позволит более персонифицированно работать с каждой ступенью образования: от руководителей новых ведомств следует ожидать более пристального внимания к своим направлениям, так как у них будет более четкий функционал.
"Будем честны: в большом министерстве школы чувствовали себя на третьих ролях. Больше всего внимания было академикам, уважаемым людям, потом ректорам, а уже потом разбирались с проблемами директоров школ. А это неправильно", — подчеркнул ректор РУДН и бывший министр образования Владимир Филиппов.
Минобрнауки РФ в его нынешнем виде образовано в 2004 году и является правопреемником Министерства образования РФ, созданного в 1999 году. Минобрнауки России унаследовало также некоторые задачи Министерства промышленности, науки и технологий РФ, действовавшего в 2000-2004 гг. С августа 2016 года ведомство возглавляет Ольга Васильева. Ранее должности министров занимали Дмитрий Ливанов (2012-2016 гг.) и Андрей Фурсенко (2004-2012 гг.).
Своим мнением о разделении Минобрнауки делится доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко: "На мой взгляд, все примерно как было, так и останется. Просто будет новый министр, от политики которого может что-то измениться. <...> Еще раз подчеркну: никаких существенных перемен, за исключением того, что мы можем получить новые группы лоббистов, которые будут стараться вовлечь нового министра в какие-то проекты, я не вижу."
Кандидат экономических наук, заместитель директора Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елена Косарева не видит необходимости в создании отдельной структуры, курирующей высшее образование: "Я убеждена в том, что руководить высшим образованием сверху не нужно. Необходим определенный заказ (причем он должен быть от всех видов собственности — и от государства, и от бизнеса), а также вдумчивое представление о том, какие специалисты могут понадобиться через несколько лет. <...> Высшим образованием должны заниматься университеты, потому что это крупные интеллектуальные сообщества, которые в состоянии самостоятельно разработать принципы подготовки специалистов в той сфере, в которой они заняты. Госполитика для высшего образования должна строиться через те организации, которым поручено разрабатывать законы для развития экономики."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]