Сюжеты соборов: Христос во славе и четыре евангелиста
---
Некоторое время назад я обдумывала идею написать серию постов о том, как опознавать святых в статуях и на картинах, и мне кажется, что я наконец придумала, как это сделать в рамках рассказов о все тех же соборах (и в более интересном формате, чем в виде списка "святой - атрибут(ы) - картинки"). Так что будем разглядывать фасады (в первых нескольких сериях - тимпаны) и разбираться, что и кто на них изображен.
Тимпан - часть портала прямо над дверями. У меня есть полезный пост со схемами, на которых подписаны разные части собора, схема портала - последние две картинки в нем.
Тимпаны - пожалуй, самая выразительная скульптурная часть собора, потому что, как правило, это не просто статуи, а какой-то сюжет. Самый выразительный - Страшный суд и воскресение мертвых, но о них в следующий раз, а пока посмотрим на более ранний - Христа во славе с четырьмя евангелистами, и заодно поговорим об атрибутах евангелистов. Собственно, об изображениях Христа во славе можно (и нужно!) написать отдельный большой пост, так что пока - только о евангелистах.
Христос во славе - очень популярный в романский, а затем в готический период сюжет для тимпанов. В романский и раннеготический период особенно любили изображать как раз с евангелистами:
Собор святого Трофима в Арле, XII-XV вв.
Королевский портал Шартрского собора, 1140-1150
Бургосский собор, 1221-1567
Собор св. Маврикия в Анже, XII-XIII вв.
И неоготика не осталась в стороне: портал Риверсайдской церкви в Нью-Йорке, 1928—1930:
Традиция представлять четырех евангелистов в виде определенных существ пошла от описания четырех существ, несущий колесницу Господа в видении пророка Иезекииля (первая глава книги Иезекииля; там, правда, ничто на возможные связи с евангелистами, конечно, не указывает), ранняя формулировка принадлежит святому Иерониму, а самая полная - Рабану Мавру, немецкому богослову IX века, который определил три значения для каждого существа: первое - представление одного из четырех евангелистов, второе - представление природы Христа, и третье - представление добродетелей, необходимых христианам для спасения.
Матфей - ангел; Евангелие от Матфея начинается с родословия Иисуса от Авраама, таким образом, акцентируя человечество Христа. Христиане должны использовать разум для спасения.
Марк - лев; лев - символ отваги и монархии; он символизирует воскресение Христа (как так, как считалось, львы спят с открытыми глазами, что сравнивалось с Христом в гробнице) и Христа-Царя. Христиане должны быть отважны на пути спасения.
Лука - телец, телец - символ жертвенности, служения и силы. Евангелие от Луки начинается со служения Захарии в храме и описывает жертву Христа и его служение. Христиане же должны быть готовы пожертвовать собой на пути следования Христу.
Иоанн - орел; орел летает высоко в небе, а еще считается, что орел может смотреть прямо на солнце. Иоанн начинает с того, что "в начале было Слово", и в целом у него более абстрактное Евангелие по сравнению с тремя остальными, с акцентом на вознесение и божественную природу Христа. Христиане же должны смотреть в вечность безбоязненно, в ожидании воссоединения с Богом.
(Все статуи - Католише Хофкирхе в Дрездене, 1739-1755 гг.)
Евангелисты могли изображаться как люди, сопровождаемыми ангелом, львом, орлом и быком, как ангел, лев, орел и бык, и даже как гибриды.
Келлская книга, ок. 800:
По часовой стрелке: Матфей, Марк, Иоанн, Лука
Аахенское Евангелие, 820:
По часовой стрелке: Матфей, Иоанн, Лука, Марк
В живописи, конечно, тоже масса изображений. Так изобразил евангелистов, например, Рубенс в 1614 году:
А так - Абрахам Блумарт в 1615 году:
А вот Марк и Лука работы Маттиаса Стома, 1635 год:
Есть у него и Иоанн, 1633-1639 гг.:
Есть Марк отдельно:
А вот Матфея я не нашла.
Разумеется, есть и витражи с евангелистами - например, в церкви св. Тидехо в Малвиде, Уэльс:
И в Кёльнском соборе:
Кстати, у вас как, уже получается с ходу определять, кто есть кто?;)
Тимпан - часть портала прямо над дверями. У меня есть полезный пост со схемами, на которых подписаны разные части собора, схема портала - последние две картинки в нем.
Тимпаны - пожалуй, самая выразительная скульптурная часть собора, потому что, как правило, это не просто статуи, а какой-то сюжет. Самый выразительный - Страшный суд и воскресение мертвых, но о них в следующий раз, а пока посмотрим на более ранний - Христа во славе с четырьмя евангелистами, и заодно поговорим об атрибутах евангелистов. Собственно, об изображениях Христа во славе можно (и нужно!) написать отдельный большой пост, так что пока - только о евангелистах.
Христос во славе - очень популярный в романский, а затем в готический период сюжет для тимпанов. В романский и раннеготический период особенно любили изображать как раз с евангелистами:
Собор святого Трофима в Арле, XII-XV вв.
Королевский портал Шартрского собора, 1140-1150
Бургосский собор, 1221-1567
Собор св. Маврикия в Анже, XII-XIII вв.
И неоготика не осталась в стороне: портал Риверсайдской церкви в Нью-Йорке, 1928—1930:
Традиция представлять четырех евангелистов в виде определенных существ пошла от описания четырех существ, несущий колесницу Господа в видении пророка Иезекииля (первая глава книги Иезекииля; там, правда, ничто на возможные связи с евангелистами, конечно, не указывает), ранняя формулировка принадлежит святому Иерониму, а самая полная - Рабану Мавру, немецкому богослову IX века, который определил три значения для каждого существа: первое - представление одного из четырех евангелистов, второе - представление природы Христа, и третье - представление добродетелей, необходимых христианам для спасения.
Матфей - ангел; Евангелие от Матфея начинается с родословия Иисуса от Авраама, таким образом, акцентируя человечество Христа. Христиане должны использовать разум для спасения.
Марк - лев; лев - символ отваги и монархии; он символизирует воскресение Христа (как так, как считалось, львы спят с открытыми глазами, что сравнивалось с Христом в гробнице) и Христа-Царя. Христиане должны быть отважны на пути спасения.
Лука - телец, телец - символ жертвенности, служения и силы. Евангелие от Луки начинается со служения Захарии в храме и описывает жертву Христа и его служение. Христиане же должны быть готовы пожертвовать собой на пути следования Христу.
Иоанн - орел; орел летает высоко в небе, а еще считается, что орел может смотреть прямо на солнце. Иоанн начинает с того, что "в начале было Слово", и в целом у него более абстрактное Евангелие по сравнению с тремя остальными, с акцентом на вознесение и божественную природу Христа. Христиане же должны смотреть в вечность безбоязненно, в ожидании воссоединения с Богом.
(Все статуи - Католише Хофкирхе в Дрездене, 1739-1755 гг.)
Евангелисты могли изображаться как люди, сопровождаемыми ангелом, львом, орлом и быком, как ангел, лев, орел и бык, и даже как гибриды.
Келлская книга, ок. 800:
По часовой стрелке: Матфей, Марк, Иоанн, Лука
Аахенское Евангелие, 820:
По часовой стрелке: Матфей, Иоанн, Лука, Марк
В живописи, конечно, тоже масса изображений. Так изобразил евангелистов, например, Рубенс в 1614 году:
А так - Абрахам Блумарт в 1615 году:
А вот Марк и Лука работы Маттиаса Стома, 1635 год:
Есть у него и Иоанн, 1633-1639 гг.:
Есть Марк отдельно:
А вот Матфея я не нашла.
Разумеется, есть и витражи с евангелистами - например, в церкви св. Тидехо в Малвиде, Уэльс:
И в Кёльнском соборе:
Кстати, у вас как, уже получается с ходу определять, кто есть кто?;)
Взято: arandilme.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]