
Трамвайный бунт 1909: как забастовка вагоновожатых привела к хаосу на Невском проспекте
---
На историческом снимке Карла Буллы запечатлено необычное для начала XX века ДТП: на перекрестке Невского и Садовой столкнулись два трамвая. Это происшествие не было случайностью — в июне 1909 года Петербург охватила масштабная забастовка вагоновожатых и кондукторов. Чтобы не парализовать город, на линии вышли временные работники — с предсказуемым результатом.
Причины бунта
Поводом для стачки стал новый график работы. Раньше сотрудники трамвайных парков трудились по 19 часов двое суток подряд, а затем имели полные сутки отдыха. Реформа предполагала переход на 8–9-часовые смены с ежедневным чередованием утренних и вечерних дежурств. Зарплаты немного повысили, но работники остались недовольны:
Семейные служащие лишались привычного распорядка — теперь жёнам приходилось чаще готовить и носить еду на линии.
Отменили доплаты за ночные смены, из-за чего реальный доход многих снизился.
Хаос на улицах
1 июня тысячи сотрудников трамвайных парков отказались выходить на работу. Администрация срочно наняла студентов, механиков и даже случайных «господ в штатском» (как иронизировала пресса), но в первый день на маршруты вышло лишь 10% вагонов.
Город погрузился в транспортный коллапс:
Огромные очереди на остановках, давка в трамваях.
Извозчики взвинтили цены в разы, отвечая на возмущение пассажиров: «Какая такая таксия?»
Ремонтные службы воспользовались затишьем и начали долгожданный ремонт мостовой на Невском.
Жёсткие меры
Власти ответили быстро:
Уволили всех участников забастовки, предложив вернуться только тем, кто подаст прошение до 2 июня.
Арестовали активистов, а их семьи пригрозили выселить из служебного жилья.
Уже к 5 июня большинство работников вернулись на линии. Убытки составили 35 тысяч рублей — чуть больше дневной выручки трамвайного предприятия.
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Причины бунта
Поводом для стачки стал новый график работы. Раньше сотрудники трамвайных парков трудились по 19 часов двое суток подряд, а затем имели полные сутки отдыха. Реформа предполагала переход на 8–9-часовые смены с ежедневным чередованием утренних и вечерних дежурств. Зарплаты немного повысили, но работники остались недовольны:
Семейные служащие лишались привычного распорядка — теперь жёнам приходилось чаще готовить и носить еду на линии.
Отменили доплаты за ночные смены, из-за чего реальный доход многих снизился.
Хаос на улицах
1 июня тысячи сотрудников трамвайных парков отказались выходить на работу. Администрация срочно наняла студентов, механиков и даже случайных «господ в штатском» (как иронизировала пресса), но в первый день на маршруты вышло лишь 10% вагонов.
Город погрузился в транспортный коллапс:
Огромные очереди на остановках, давка в трамваях.
Извозчики взвинтили цены в разы, отвечая на возмущение пассажиров: «Какая такая таксия?»
Ремонтные службы воспользовались затишьем и начали долгожданный ремонт мостовой на Невском.
Жёсткие меры
Власти ответили быстро:
Уволили всех участников забастовки, предложив вернуться только тем, кто подаст прошение до 2 июня.
Арестовали активистов, а их семьи пригрозили выселить из служебного жилья.
Уже к 5 июня большинство работников вернулись на линии. Убытки составили 35 тысяч рублей — чуть больше дневной выручки трамвайного предприятия.
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]