ЕР становится ближе к избирателям?
---
В Ульяновской области депутаты заксобрания в первом чтении приняли закон "О наказах избирателей". По задумке авторов, документ должен возложить большую ответственность на власть перед избирателями.
Согласно законопроекту, наказами избирателей считаются их инициативы, требующие финансовых и иных материальных затрат. Решения принимаются на встречах парламентариев с гражданами, если на них присутствовало не менее 30 человек — для села, 50 человек — для городского поселения и 100 человек — для городского округа, "за" должно не менее двух третей участников, сообщает "Коммерсант".
После этого решение, подписанное депутатом и пятью избирателями, направляется спикеру заксобрания: он либо отказывает по формальным основаниям, либо передает на рассмотрение соответствующего комитета. Для получения финансирования на реализацию наказа также потребуется положительный отзыв губернатора. После всего этого инициативу одобряет заксобрание и она становится наказом, обязательным для исполнения областным правительством.
Контроль за выполнением наказов заксобрание осуществляет раз в год, об их ненадлежащем исполнении докладывают губернатору.
В Ульяновской области с предложением принять такой закон ранее выступали представители ЛДПР и КПРФ. В январе 2017 года региональное отделение "Единой России" подписало с правительством региона меморандум об исполнении наказов избирателей, на что власти выделили 1,44 млрд рублей из областного бюджета. Тогда оппозиционные партии возмутились, что несправедливо выделять деньги на исполнение наказов только одной партии, потребовав принятия регионального закона, определяющего равные условия, однако с законодательной инициативой так и не вышли.
В сентябре прошлого года о необходимости такого закона заявил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, который и поручил правовому управлению разработать документ. В итоге законопроект на рассмотрение внесли председатель комитета по госстроительству Василий Гвоздев ("Единая Россия") и депутат Дмитрий Грачев (ЛДПР).
"Самый главный результат, как мне кажется, этого закона — то, что впервые в Ульяновской области активные жители становятся полноценными участниками бюджетного процесса. Не просто они попросили, а им отказали. А собираются, встречаются с депутатом по определенной процедуре, голосуют и включаются в бюджетный процесс", — заявил Гвоздев, слова которого приводит "Ульяновская правда".
В настоящее время подобные законы приняты в 12 регионах России, однако отношение к ним неоднозначное. В частности, в Оренбургской и Нижегородской областях авторами таких документов стали представители КПРФ, однако разработку законопроекта критиковали депутаты от "Единой России", которые ссылались на то, что "депутат и так должен добиваться, чтобы бюджет соответствовал наказам избирателей".
Кроме того, осенью 2017 года аналогичный документ внесли на рассмотрение Госдумы. Планируется, что он будет представлен в весеннюю сессию нижней палаты, однако возможно, что рассмотрение будет отложено, так как правовое управление высказало замечания по финансированию наказов.
Депутат Василий Гвоздев рассказал, что при разработке инициативы в Ульяновской области парламентарии опирались на опыт других регионов. Он отметил, что закон "заставит всех быть активнее". Гвоздев также подчеркнул, что не понравиться он может только исполнительной власти, поскольку "заставит их работать, да еще и отчитываться". Также депутат добавил, что с новым законом "депутаты и население объединяются" и "появляется новый участник бюджетного процесса — население".
В КПРФ также считают, что принятие такого закона необходимо, однако отмечают, что есть ряд претензий, в том числе к процедуре финансирования. В частности, если будет 50 наказов от ЕР и 50 от КПРФ, а денег у правительства окажется только на два, то будет ясно, кому они достанутся, прокомментировал лидер фракции коммунистов в областном заксобрании Александр Кругликов.
О статусе и значении наказов избирателей рассуждает депутат Самарской Губернской думы, доктор исторических наук Михаил Матвеев: "Институт наказов избирателей возник в период советского законодательства. На тот момент наказ избирателей носил характер правового акта. <...> Как правило, речь шла не о том, чтобы лавочку вкопать в каком-то дворе, а о более крупных планах. <...> Где-то по наказам строили гостиницы, где-то — заводы. Но тем не менее механизм работал в том плане, что наказ избирателей был не просто словом — он носил характер правового акта. Потом эта система была разрушена. <...> На самом деле я хорошо отношусь к теме наказов избирателей, потому что депутатский корпус чаще всего узаконивает планы администрации. В этой связи влияние избирателей, в частности на бюджет, небольшое. Было бы правильнее, если бы депутаты могли определенную часть бюджета расписывать по тем предложениям избирательных округов, которые действительно поступают от избирателей в виде каких-то наказов. В некоторых случаях на муниципальном уровне такая работа существует. <...> Периодически то в одном регионе, то в другом такие инициативы возникают. Где-то это работает, а у нас в Самарской области закон о наказах не работает и существует только на бумаге."
Политолог Николай Васин двояко отнесся к этому документу. С одной стороны, он считает его правильным и нужным, с другой — сомневается в его реализуемости: "В принципе идея такого законопроекта сама по себе интересная. Если бы наказы были оформлены, то партия власти и депутаты брали бы на себя ответственность за их реализацию. Это позволило бы более четко требовать с депутатов выполнения наказов. <...> На самом деле в тех условиях, в которых сегодня живет Ульяновская область, я считаю этот закон малореалистичным. Он больше продиктован необходимостью заявить громко о себе в преддверии сентябрьских выборов в Законодательное собрание Ульяновской области. <...> И в этом плане в желании узаконить наказы можно усмотреть определенную пиар-акцию."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Согласно законопроекту, наказами избирателей считаются их инициативы, требующие финансовых и иных материальных затрат. Решения принимаются на встречах парламентариев с гражданами, если на них присутствовало не менее 30 человек — для села, 50 человек — для городского поселения и 100 человек — для городского округа, "за" должно не менее двух третей участников, сообщает "Коммерсант".
После этого решение, подписанное депутатом и пятью избирателями, направляется спикеру заксобрания: он либо отказывает по формальным основаниям, либо передает на рассмотрение соответствующего комитета. Для получения финансирования на реализацию наказа также потребуется положительный отзыв губернатора. После всего этого инициативу одобряет заксобрание и она становится наказом, обязательным для исполнения областным правительством.
Контроль за выполнением наказов заксобрание осуществляет раз в год, об их ненадлежащем исполнении докладывают губернатору.
В Ульяновской области с предложением принять такой закон ранее выступали представители ЛДПР и КПРФ. В январе 2017 года региональное отделение "Единой России" подписало с правительством региона меморандум об исполнении наказов избирателей, на что власти выделили 1,44 млрд рублей из областного бюджета. Тогда оппозиционные партии возмутились, что несправедливо выделять деньги на исполнение наказов только одной партии, потребовав принятия регионального закона, определяющего равные условия, однако с законодательной инициативой так и не вышли.
В сентябре прошлого года о необходимости такого закона заявил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, который и поручил правовому управлению разработать документ. В итоге законопроект на рассмотрение внесли председатель комитета по госстроительству Василий Гвоздев ("Единая Россия") и депутат Дмитрий Грачев (ЛДПР).
"Самый главный результат, как мне кажется, этого закона — то, что впервые в Ульяновской области активные жители становятся полноценными участниками бюджетного процесса. Не просто они попросили, а им отказали. А собираются, встречаются с депутатом по определенной процедуре, голосуют и включаются в бюджетный процесс", — заявил Гвоздев, слова которого приводит "Ульяновская правда".
В настоящее время подобные законы приняты в 12 регионах России, однако отношение к ним неоднозначное. В частности, в Оренбургской и Нижегородской областях авторами таких документов стали представители КПРФ, однако разработку законопроекта критиковали депутаты от "Единой России", которые ссылались на то, что "депутат и так должен добиваться, чтобы бюджет соответствовал наказам избирателей".
Кроме того, осенью 2017 года аналогичный документ внесли на рассмотрение Госдумы. Планируется, что он будет представлен в весеннюю сессию нижней палаты, однако возможно, что рассмотрение будет отложено, так как правовое управление высказало замечания по финансированию наказов.
Депутат Василий Гвоздев рассказал, что при разработке инициативы в Ульяновской области парламентарии опирались на опыт других регионов. Он отметил, что закон "заставит всех быть активнее". Гвоздев также подчеркнул, что не понравиться он может только исполнительной власти, поскольку "заставит их работать, да еще и отчитываться". Также депутат добавил, что с новым законом "депутаты и население объединяются" и "появляется новый участник бюджетного процесса — население".
В КПРФ также считают, что принятие такого закона необходимо, однако отмечают, что есть ряд претензий, в том числе к процедуре финансирования. В частности, если будет 50 наказов от ЕР и 50 от КПРФ, а денег у правительства окажется только на два, то будет ясно, кому они достанутся, прокомментировал лидер фракции коммунистов в областном заксобрании Александр Кругликов.
О статусе и значении наказов избирателей рассуждает депутат Самарской Губернской думы, доктор исторических наук Михаил Матвеев: "Институт наказов избирателей возник в период советского законодательства. На тот момент наказ избирателей носил характер правового акта. <...> Как правило, речь шла не о том, чтобы лавочку вкопать в каком-то дворе, а о более крупных планах. <...> Где-то по наказам строили гостиницы, где-то — заводы. Но тем не менее механизм работал в том плане, что наказ избирателей был не просто словом — он носил характер правового акта. Потом эта система была разрушена. <...> На самом деле я хорошо отношусь к теме наказов избирателей, потому что депутатский корпус чаще всего узаконивает планы администрации. В этой связи влияние избирателей, в частности на бюджет, небольшое. Было бы правильнее, если бы депутаты могли определенную часть бюджета расписывать по тем предложениям избирательных округов, которые действительно поступают от избирателей в виде каких-то наказов. В некоторых случаях на муниципальном уровне такая работа существует. <...> Периодически то в одном регионе, то в другом такие инициативы возникают. Где-то это работает, а у нас в Самарской области закон о наказах не работает и существует только на бумаге."
Политолог Николай Васин двояко отнесся к этому документу. С одной стороны, он считает его правильным и нужным, с другой — сомневается в его реализуемости: "В принципе идея такого законопроекта сама по себе интересная. Если бы наказы были оформлены, то партия власти и депутаты брали бы на себя ответственность за их реализацию. Это позволило бы более четко требовать с депутатов выполнения наказов. <...> На самом деле в тех условиях, в которых сегодня живет Ульяновская область, я считаю этот закон малореалистичным. Он больше продиктован необходимостью заявить громко о себе в преддверии сентябрьских выборов в Законодательное собрание Ульяновской области. <...> И в этом плане в желании узаконить наказы можно усмотреть определенную пиар-акцию."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]