Когда машины заменят людей
---
Конфликт людей и машин – популярная тема научно-фантастических произведений, хотя происходили такие случаи уже много раз. Взять, к примеру, восстания ткачей и другие случаи народных волнений, когда работники, опасаясь массовых увольнений и обесценивая своего труда, ломали механизмы, придуманные для повышения производительности.
Еще Генри Форд когда-то сказал, что если рабочий совершает однообразные движения, то это очень хорошо, так как эти операции можно автоматизировать. Потом появились роботы, и процесс замены человека машиной приобрел массовые формы. Дальше - больше. Если в двадцатом веке мехатроника выполняла главным образом задачи исключения ручного труда при выполнении физической работы, то стремительное развитие технологий на рубеже тысячелетий вывело производственные возможности на возможность создания искусственного интеллекта. А это уже предполагает вероятность того, что многие профессии перестанут быть прерогативой исключительно homo sapiens, в том числе и те, которые требуют творческого подхода.
Смогут ли машины заменить человека? Какие специальности так и останутся недоступными для компьютерного разума и стальных рук? Есть, по крайней мере, четыре области деятельности, в которых роботы потеснили людей, правда, пока еще не полностью.
Основатель Alibaba Джек Ма предсказывал, что в 30-летней перспективе руководителей заменят роботы. С другой стороны, большая часть «профессий будущего» предполагает наличие управленческих навыков
Перспектива интригует и одновременно устрашает: по результатам исследования Accenture, искусственный интеллект (ИИ) может удвоить годовые темпы экономического роста к 2035 году, изменив характер выполняемой работы и создав новую модель взаимодействия человека и машины. Предполагаемое влияние технологий ИИ на бизнес будет заключаться в увеличении производительности труда на 40% за счет фундаментальных изменений в схеме выполнения той или иной работы и усиления роли людей в создании условий для роста бизнеса.
Что это означает для топ-менеджеров, и как будет выглядеть лидерство в будущем, принимая во внимание растущую роль ИИ? Джек Ма, руководитель китайской компании Alibaba, работающей в сфере интернет-коммерции, считает, что появятся робото-руководители и даже робото-CEO — по его словам, для этого есть все основания, поскольку роботы более объективны и менее чувствительно по сравнению с людьми.
Джон Крян, глава Deutsche Bank, говорит, что ИИ приведет к значительным сокращениям в Deutsche Bank в ближайшем будущем. Сегодня уже сократили 4 000 из 9 000 рабочих мест, подлежащих сокращению в соответствии с 5-летним планом, озвученным в конце 2015 года. По словам CEO банка, новые технологии позволят Deutsche сократить в тысячу раз больше рабочих мест, он также полагает, что, в целом, все компании смогут заменить сотрудников на роботов. В планах компании в течение последующих 20 лет заменить роботами половину из 97 000 сотрудников.
Zurich Insurance Group, например, рассматривает возможность компьютерной обработки и урегулирования претензий — считается, что машина может обработать запрос в течении нескольких секунд, в то время как выполнение той же задачи человеком занимает почти час.
Чего никогда не сможет сделать робот-босс
Несмотря на то, что машины все больше будут замещать людей в выполнении монотонных задач, вряд ли можно найти замену креативности и социальному поведению. Будут появляться новые рабочие места, названия которых сегодня даже еще неизвестны. По мере того, как машины будут заменять людей в выполнении рутинных задач, структура компаний будет меняться — в будущем, спрос на квалифицированных специалистов возрастет, а вместе с ним зарплатные ожидания самих специалистов. Таким образом, очевидно: чем выше квалификация, тем больше вероятность, что люди сохранят свои рабочие места. А когда появятся новые — это будут, прежде всего, руководящие позиции. Согласно исследованию, проведенному консалтинговой компанией Capgemini, две из трех позиций будут требовать наличия управленческих навыков.
Сосредоточенность на человеческом аспекте
Поскольку вопрос об использовании ИИ касается рабочих мест, бизнес-лидерам придется усовершенствовать управленческие навыки для решения новых задач и определения возможностей, открывающихся благодаря новым технологиям. Несмотря на всю сложность технологий, определяющим фактором успеха для бизнес-лидеров и менеджеров станет внимание к человеческому аспекту. Как отреагирует персонал на радикальное изменение функционала или сокращение рабочих мест? Как можно ослабить волнения, которые может вызвать внедрение ИИ?
Поэтому бизнес-лидеры должны сосредоточиться на том, как научить сотрудников заботиться о тех, чьи позиции и департаменты будут сокращены за счет внедрения ИИ, и каким образом повысить цифровую грамотность персонала с тем, чтобы каждый понимал природу изменений, связанных с новыми технологиями, и видел возможности, которые они открывают. Можно было бы подумать, что движущей силой в процессе внедрения ИИ должен стать IT-департамент. Но стратегический аспект принятия решений предполагает, что решение о внедрении технологий ИИ является исключительно компетенцией COO или CEO.
Правильный подход: понимание того, что ИИ — это возможность, а не угроза
Что же могут сделать бизнес-лидеры, чтобы подготовиться к технологическому прогрессу, связанному с использованием ИИ в будущем? Во-первых, топ-менеджеры должны приложить усилия, чтобы определить и понять, как будут развиваться технологии в будущем, и какое влияние они окажут на бизнес. Но недостаточно просто разбираться в технологиях, важно уметь извлекать пользу из ИИ, поскольку, в большинстве случаев, можно получить преимущества не в результате сокращения затрат на оплату труда, а в результате повышения эффективности за счет уменьшения количества ошибок, высокой производительности и улучшения качества.
Во-вторых, топ-менеджерам будет необходимо уделять особенное внимание персоналу и актуальным организационным вопросам, поскольку ИИ фундаментально изменят бизнес-процессы и, что более важно, культуру организации. Бизнес-лидеры будут вынуждены «отпускать» то, что противоречит веку организационных изменений. Умение определить области, наиболее подверженные ИИ с технической точки зрения, позволит руководителям пересмотреть то, каким образом сотрудники вовлекаются в рабочий процесс, и то, как можно улучшить взаимодействие людей, команд и проектов с помощью цифровых профессиональных сетей.
И последнее, но не менее важное — ИИ также может вдохновить топ-менеджеров на определение объема их собственных задач, которые могут быть решены лучше и эффективнее за счет машин, что позволит сосредоточиться на основных функциях, с которыми не справится робот или алгоритм.
Компании заменяют людей машинами. Это тенденция?
Искусственный интеллект, роботы и другие современные технологии позволяют полностью автоматизировать многие рабочие процессы. Всё больше компаний по всему миру поддаются этому соблазну и пробуют вести дела без «живых» сотрудников. Разбираемся, как скоро машины заменят людей (и заменят ли).
С начала 2017 года Bank of America открыл в США три полностью автоматизированных отделения. Их площадь в 4 раза меньше обычного, а еще там нет сотрудников. Клиенты пользуются банкоматами и консультируются по видеосвязи с работниками из других отделений. В основном новые офисы банка занимаются ипотекой, оформлением кредитных карт и автокредитов. Экспериментирует в этом направлении и другой американский банк — Goldman Sachs. Если раньше в головном офисе покупали и продавали акции 600 трейдеров, то сегодня их осталось только двое. Всю работу выполняют программы при поддержке 200 компьютерных инженеров. Платформа по объединению балансов кредитных карт также полностью управляется программным обеспечением.
Автоматизация коснулась и ресторанной сферы: в Сан-Франциско и Гонконге открылись мини-кофейни Cafe X, в которых готовят напитки и обслуживают посетителей роботы. Заказ можно сделать в заведении или за его пределами с помощью мобильного приложения. Робот может приготовить 120 порций кофе в час. Тем не менее чистят и заправляют кофейные машины и занимаются обслуживанием компьютерного и программного обеспечения в Cafe X люди. Средства на открытие заведений получены от венчурных инвестфондов.
Самый большой хайп в мире, пожалуй, вызвал проект онлайн-ретейлера Amazon по открытию продуктовых магазинов Amazon Go без касс и кассиров. Концепция предусматривает продажу товаров при помощи мобильного приложения. Посетитель прикладывает смартфон к турникету на входе, а оплата за товары снимается автоматически с привязанной банковской карты. Данные о клиенте и выбранных им продуктах будет собирать система, работающая на основе машинного обучения и искусственного интеллекта. Первые торговые заведения нового формата скоро откроются в Сиэтле, а недавно стало известно о возможном их появлении и в Лондоне. В мире уже всерьез заговорили о том, что модель Amazon Go через несколько лет станет общим стандартом для ретейлеров. В компании Amazon рассчитывают, что в каждом таком магазине будут трудиться в среднем не более 6 «живых» сотрудников. Сейчас в Amazon работают 45000 роботов — на 15 000 больше, чем годом ранее.
Директор по информационным технологиям Х5 Retail Group Фабрисио Гранжа сообщил о возможном запуске в России «умных» магазинов по модели Amazon Go. «Я рассматриваю это с одной компанией, которая работала с Amazon, но это пока фаза обсуждения», — рассказал он.
Стартап DoNotPay заменил ботами адвокатов: проект помогает пользователям обжаловать уведомления о нарушении правил дорожного движения. Другой юридический стартап eBrevia использует искусственный интеллект для извлечения данных из текстов контрактов, чтобы быстрее эти контракты проанализировать.
Сбербанк еще в прошлом году запустил робота-юриста, который самостоятельно пишет исковые заявления на должников. Вскоре он сможет заменить 3 тысячи сотрудников. Сбербанк намерен доверить роботу составление практически всех исков против физических лиц. «Планы у нас достаточно большие, мы таких роботов производим по целому ряду направлений», — рассказал зампред правления Сбербанка Вадим Кулик. В прошлом году глава кредитной организации Герман Греф заявил, что через 5 лет работу в компании потеряют десятки тысяч работающих ныне людей, так как 80% решений будет автоматически принимать искусственный интеллект.
Компании Knightscope и Gamma 2 Robotics разрабатывают роботов-охранников, которые уже следят за соблюдением порядка в офисных и торговых центрах. А стартап Nightingale Security использует дронов-роботов, позволяющим клиентам вести постоянное наблюдение за объектом.
В конце минувшего года ООН опубликовала доклад, согласно которому в ближайшие годы из-за развития технологий более 65% рабочей силы развитых стран лишатся работы. Людей просто заменят роботы и автоматизированные системы управления. Аналитики Bank of America считают, что из-за автоматизации и роботизации в ближайшие 10–15 лет администраторы, чиновники, пекари, мясники, рыбаки и налоговые инспекторы окажутся не нужными. Также машины во многом заменят HR-менеджеров. В исследовании The Future of Jobs, недавно опубликованном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), уточняется, что рабочие места исчезнут преимущественно в сфере административной работы и реальном секторе, а прибавятся (но значительно меньше) — в интеллектуальных и высокотехнологичных сферах. В связи с этим в мире всерьез заговорили о необходимости введения безусловного базового дохода, который обеспечил бы население, оставшееся без работы. А основатель Microsoft Билл Гейтс даже предложил брать с роботов, выполняющих человеческую работу, подоходные налоги. «Если, к примеру, человек работает на фабрике и получает $50 тысяч, из его зарплаты делаются отчисления. Если робот делает, то же самое, целесообразно с него брать аналогичный налог», — отметил Гейтс.
Россия не избежит общемирового тренда: всё, что можно будет автоматизировать, постепенно поручат машинам, а людям останутся профессии, требующие творческого подхода, считает руководитель проектов института развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково» Андрей Шапенко. Но это в среднесрочной перспективе, а пока, по мнению эксперта, экономических стимулов для сокращения ручного труда у российских компаний немного. Владельцам предприятий выгоднее держать в штате неквалифицированный персонал с низкой зарплатой, чем автоматизировать процессы.
Разумеется, фундаментальные открытия пока компьютер совершить не может, для этого нужен не просто человеческий разум, а уникальный интеллект и множество других личных качеств, отличающих гения от всех прочих. Однако всем людям, близким к миру науки, хорошо известно, что огромное количество диссертаций и квалификационных работ построены не на внезапных озарениях и парадоксальных гипотезах. Их авторы просто кропотливо и тщательно выполнили ряд (порой очень длинный) каких-либо экспериментов, выявив корреляцию какого-то одного параметра относительно другого и сделав при этом определенные выводы.
Что же, и такая наука нужна, но в данном случае ученым, «высиживающим» свои трактаты, вполне возможно, в скором времени грозит безработица. Современная техническая база позволяет выполнять эксперименты, систематизировать и обрабатывать результаты, планировать дальнейшие опыты и делать маленькие открытия без участия людей. «Первой ласточкой» стал робот Адам, созданный в Кембридже. Эта машина заменила нескольких лаборантов, она начала трудиться в 2009 году. Уже есть и Ева, изобретающая новые лекарства от малярии в Манчестерском университете. Естественно, она – тоже робот
Шоу-бизнес Эта область человеческой деятельности, имеющая определенное отношение к искусству, тоже подвержена автоматизации. К примеру, не ахти каким чудом считаются концерты, даваемые голографическим образом репера Шакура Тупака, убитого неизвестными еще в 1996 году. Правда, в данном случае в репертуаре все же произведения покойного певца, но учитывая общий уровень современной поп-культуры, можно смело предположить, что машины кое-какие песни могли бы исполнять и не хуже.
Пока еще киноиндустрия и телевидение не полностью перешли на искусственных актеров (которым не нужно платить гонораров, экономия налицо), но если дела пойдут и дальше в том же направлении, то ждать этого недолго. К примеру, для начала можно автоматизировать труд сценаристов, ломающих голову в поиске новых историй, в то время как компьютер куда быстрее создаст интригующее начало, вполне добротный сюжет и неожиданный финал, если его соответствующим образом запрограммировать. Да и музыку писать он тоже может, может быть, не шедевры, но если прямо сейчас включить радио и послушать, что передают…
Робот за операционным столом
Хорошим хирургом не рождаются. Опыт – следствие многих ошибок, в том числе и роковых для пациента. Уже есть машины, способные работать скальпелем не хуже, а даже и лучше иных «живых» врачей. К примеру, робот Да Винчи способен выполнять операции, недоступные ни одному «человеческому» хирургу. Пока он работает дистанционно, что позволяет врачу, находящемуся в центральной больнице, оперировать больных по всему миру. Однако сам этот факт говорит о многообещающих перспективах.
Более простая на первый взгляд задача – уход за больными. И здесь есть определенный простор. Некоторые пациенты стесняются персонала, а санитары и нянечки тоже бывают разными, и не все отличаются большим милосердием и добротой. А тут приедет робот на колесиках, раздаст лекарства, приберет, одеяло поправит, и все будет замечательно. Авиация Раньше в летных школах и училищах готовили пилотов. Теперь эта профессия, скорее, заслуживает названия «оператор», настолько она стала рутинной. В этом, конечно же, есть важный отрицательный момент. При возникновении внештатной ситуации летчик не всегда готов импровизировать, но с веяниями нового времени не поспоришь. Совершенствование технологий управления проявляется в том, что беспилотниками можно теперь управлять дистанционно, как авиамоделями, за много километров от самолета. Впрочем, и это уже вчерашний день, современные дроны способны выполнять полностью самостоятельный полет.
Особенно это важно для военных, ведь в этом случае жизни летчиков не подвергаются опасности. Но и гражданские лайнеры может пилотировать робот, в этом, собственно, ничего нового нет, достаточно вспомнить наш «Буран», слетавший на орбиту без единого космонавта на борту и благополучно вернувшийся. Теперь это привычно, любой самолет можно посадить без участия экипажа, автоматизация управления достигла того уровня совершенства, когда машина может действовать не хуже человека. Другой вопрос, понравится ли это пассажирам. Может быть, если они в скором времени тоже станут роботами… И все же? Нет, машины людей не заменят. Какими бы совершенными ни были роботы, они всегда действуют по программе, пусть и очень сложной.
Их действия предсказуемы, искры Божьей в них нет, души тоже, их удел подчиняться воле людей. Другой вопрос состоит в том, что люди, относящиеся к своему труду как к тяжкой обузе, станут в большинстве своем ненужными, их заменят компьютеры, исполнительные механизмы, автоматические регуляторы и прочие хитроумные изобретения, способные выполнять рутинную работу. В этом явлении можно видеть плохое, так как многие лентяи, не желающие учиться, останутся за бортом жизни. Но есть и позитивный оттенок в таких прогнозах, появится свобода творчества и множество возможностей проявить себя как личность, то есть самореализоваться.
Фантасты придумали роботов десятки лет назад, но умные металлические люди так и не появились на наших улицах. Воплощению мечты в реальность мешает многое. В том числе и сам человек
Неуниверсальные помощники
Симпатичные создания из новейших пластиков и сплавов, по мнению людей, должны выполнять тяжелую или скучную работу: ходить в магазин, мыть посуду, пылесосить, делать с детьми уроки и разговаривать с бабушкой о погоде. Если понадобится, они отнесут квитанции в банк и довезут хозяина до работы.
Каждое из этих действий само по себе не требует особых усилий, но вместе они отнимают массу времени, поэтому бытовые роботы должны быть универсальными.
«Сегодня в лабораториях есть роботы, которые умеют решать несколько задач параллельно, но, во-первых, в каждый момент они заняты только одной из них, а во-вторых, они самостоятельно не могут выбрать, какой из задач отдать предпочтение. Более того, роботы совсем не понимают, чего не нужно делать в конкретной ситуации», — объясняет старший лектор Школы компьютерных наук в Бирмингеме, специалист в области искусственного интеллекта Ник Хоз.
Чтобы пропылесосить квартиру, роботу нужен один алгоритм, для похода в магазин — другой, и оба они должны быть прописаны в электронных «мозгах». Небольшое изменение параметров, если оно не задано изначально, например продуктовые секции в магазине поменяли местами, делает задачу неосуществимой. Машина выполняет только предустановленные команды и не может «сообразить», что в магазине, по сути, все осталось прежним. «Одно из решений проблемы — создать подобие социальной сети для роботов, куда они будут загружать данные, полученные в новых ситуациях, а остальные роботы смогут их скачать», — говорит Ник.
Ограниченный ум
Другая черта, которую сценаристы будущего приписывают роботам наряду с универсальностью, — фантастический ум. С тех пор как созданный IBM компьютер Deep Blue обыграл одного из величайших шахматистов планеты Гарри Каспарова, многим кажется, что по части интеллекта машины превзошли людей. Суперкомпьютеры и процессоры в мобильных телефонах, выполняющие тысячи операций в секунду, подкрепляют эту уверенность. Но в действительности людям нечего бояться.
Ум роботов ограничен так называемой проблемой значения. «Это колоссальная проблема робототехники, — говорит Хоз. — Роботы не понимают, что значит «цветок», или «небо», или что угодно. Хуже того, люди и сами не знают, что такое значение — они просто понимают его, и все». Машина может выучить, что объект на четырех ножках с сиденьем и спинкой — это стул, но смысл понятия «стул» ей недоступен. Поэтому дизайнерский стул без ножек и с раздвоенной спинкой робот вряд ли опознает, притом что у человека никаких проблем с этим не возникнет.
«Люди создают огромные базы, куда записывают все возможные значения слов. Но это лишь частичное решение: если то, о чем вы говорите, есть в базе, робот вас поймет. А если слова там нет? Существует и другой подход, когда роботов обучают значению через опыт. Но опять-таки они выучат только значение тех понятий, с которыми столкнулись лично», — рассказывает Ник Хоз.
СЛОЖНОСТИ
Почти, но не совсем...
Антропоморфность — коварная штука. Если робот сильно напоминает человека, но некоторые черты все же отличаются, люди начинают испытывать отвращение. Этот феномен получил название «зловещая долина» (uncanny valley). Термин придумал в 1970 году японский специалист по робототехнике Масахиро Мори. Изначально реакцию отторжения объясняли особенностями человеческой психики, но в 2009 году ученые из Принстона показали, что обезьяны ведут себя точно так же. Это означает, что боязнь вроде бы таких же, но чуть-чуть непохожих на себя существ имеет серьезные эволюционные основания. Мозг воспринимает эти различия как признак нездоровья и стремится ограничить контакты с потенциально опасным объектом.
Отсутствие желаний
Пожалуй, больше всего люди боятся, что однажды роботам надоест подчиняться человеку и они захватят мир. Перспектива маловероятна не только потому, что роботы не понимают смысла слов «захватить» и «мир». Намного более веская причина в том, что пока инженерам не удалось наделить роботов сознанием. Это трудноопределимое понятие дает людям свободу выбора и желания, в том числе и мирового господства.
«Пока мы не понимаем, как формируется сознание у людей, а значит, не можем воспроизвести его у роботов. На мой взгляд, дело в том, как именно связаны между собой различные отделы мозга. Если мы когда-нибудь разберемся в этом, то, возможно, сумеем повторить структуру мозга и снабдить роботов сознанием», — полагает Хоз.
ПРАКТИКА
Больше — значит лучше
Многие действия, которые не требуют от человека усилий, для роботов оказываются невыполнимыми. Механическим существам трудно рассчитать силу захвата, когда они жмут руку или берут что-то хрупкое, они очень плохо ходят и совсем не умеют бегать. На ежегодном чемпионате по робофутболу RoboCup игроки передвигаются со скоростью около 3 м/с (10,8 км/ч), а у лучших футболистов вместо ног колеса или гусеницы.
Двуногим роботам очень сложно удерживать равновесие, при ходьбе процессор просчитывает каждый шаг, определяя, как именно распределить вес. Самыми устойчивыми в движении оказались роботы с четырьмя конечностями, например созданный компанией Boston Dynamics совместно с Лабораторией реактивного движения NASA «большой пес», BigDog (на фото). Существо на гибких лапах умеет ходить по ровной земле, песку, снегу и неглубоким водоемам, забирается в горы и спускается с них и при этом тащит на «спине» до 150 килограммов веса. Повалить его на землю не так-то просто: на демонстрационных видео инженеры пинают робота ногами, но он все равно остается на четырех конечностях.
Машины, не понимающие значений слов и не имеющие сознания, не смогут заменить людей там, где нужно действовать не по шаблону, пусть даже и сложному. Например, хотя роботам неведом страх, они не боятся боли, могут существовать без кислорода и воды, выдерживать экстремальные температуры, — из них очень плохие космонавты. «Ту информацию, которую марсоход собирает три месяца, человек получил бы за три часа, — поясняет Ник. — Люди с Земли отсматривают телеметрию и посылают аппарату задание, сколько сантиметров проехать, к какому камню приблизиться, какой инструмент использовать.
Человек принял бы все эти решения за доли секунды». В среднем сигнал идет от Марса до Земли около 15 минут (и столько же обратно), но коммуникация не всегда возможна из-за помех. Поэтому «выхлоп» даже от короткого путешествия человека на Марс оказался бы в сотни раз больше нескольких роботизированных миссий, каждая из которых длилась годы. Рекордсмен среди марсианских долгожителей, ровер «Оппортьюнити», за более чем 10 лет на Красной планете проехал всего 40 километров.
Да, роботы хорошо считают, они сильны, выносливы и работают без перерывов на сон и еду. Но, как это ни парадоксально, из машин не выйдет универсальных помощников до тех пор, пока они не станут более человечными и не обзаведутся сознанием (или, возможно, душой).
Источники:
http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/353763-bogi-iz-mashiny-zamenit-li-top-menedzherov-iskusstvennyy-intellekt?utm_source=vk&utm_medium=partner&utm_campaign=lentach
https://incrussia.ru/fly/kompanii-zamenyayut-lyudey-mashinami-eto-tendentsiya/
http://fb.ru/post/gadgets-and-gizmos/2015/11/16/2797
http://www.vokrugsveta.ru/article/213429/
http://masterok.media/91547-kogda-mashiny-zamenyat-lyudey.html
Взято: masterok.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]