Как нарисовать человека, которого никто (из живущих) не видел: мастер-класс
---
В посте про витражи Шартра я показывала портрет Амори де Монфора, написанный в 1834 году Анри Шеффером по заказу короля Луи-Филиппа I.
Всегда было интересно, конечно, рисовал ли Шеффер исключительно из головы или не совсем уж из головы. Ну вот, я нашла картинку, которая уж очень похожа на портрет - или наоборот, портрет похож на картинку (точнее сказать, оба изображения я знаю давно, но раньше у меня было гораздо хуже с памятью на лица). Даже так и написано - "Амори де Монфор"!
Но... это не тот Амори де Монфор :)
Это племянник "того" Амори - третий сын Симона де Монфора-младшего, которого мы тоже видели на витражах Шартра. Он родился в 1242 или 1243 году, уже после смерти дяди, пошел по духовной стезе, был казначеем Йоркского собора, после битвы при Ившэме бежал во Францию с матерью, сестрой и оставшимися в живых братьями, оказался в Италии, начал изучать медицину и теологию в Падуанском университете, ненадолго вернулся с сестрой в Англию, где они были захвачены в плен наемниками короля Эдварда I, через какое-то время освобожден, позже отказался от духовной карьеры и подался в рыцари (я бы сказала, с такой семьей это нисколько не удивительно, по духовной части там обычно женщины шли), и умер где-то в Италии после 1301 года. Про одного из его братьев, Ги де Монфора, графа Нолы, я писала в связи с "Сицилийской вечерней", где он один из главных героев.
А миниатюра - часть очень, очень красивого манускрипта с генеалогическим древом короля Иоанна Безземельного:
Кликабельно; а на сайте Британской библиотеки можно посмотреть на другие листы и отдельные фрагменты
Манускрипт даже относительно точно датирован - начало XIV века, до 1308 года. Так что портреты ближе к концу листа вполне могли иметь сходство с их предметами - еще были живы те, кто знал, как они выглядели.
Вообще, на этом листе знакомые все лица и все свои - вот Ричард Корнуолльский, вызволявший Амори-старшего из каирского плена, а потом воевавший против его брата (и мужа своей сестры) Симона во время Второй баронской войны в Англии (и полтора года просидевший в плену у Симона, вот ирония-то), вот его сын Генрих, убитый в Италии Ги, графом Нолы, и его братом Симоном. There are many stories between the lines.
Я практически уверена, что Шеффер видел этот манускрипт, но чертовски интересно, как он его нашел. Хотя, в принципе, мог вполне логично предположить, что раз брат Амори женился на дочери и сестре королей Англии, то где-то в королевских родословных могли кого-то из этого рода и изобразить.
Вообще, рисовать портреты, опираясь на портреты родственников - вполне традиционное занятие. Вот, например, гравюра 1788 года с портретом Матье II де Монморанси, знаменитого коннетабля Франции (дяди Амори, с которого мы начали, и его предшественник на этой должности):
Имеет несомненное сходство с портретом, заметим, что прижизненным, еще одного знаменитого коннетабля из того же рода, своего потомка, стало быть - конечно, это Анн де Монморанси (1493-1567), портрет работы Жана Клуэ, 1530 года:
Есть еще портрет работы Корнеля де Лиона, написанный лет на 5-6 позже:
И портрет работы Леонара Лимузена, уже 1556 года:
Фамильное сходство налицо :)
Сильно сомневаюсь, конечно, что Матье и правда щеголял в таких доспехах, как на гравюре - это скорее XV-XVI век уже, вот Франческо Мария Делла Ровере в чем-то похожем позировал Тициану в 1530-е:
Всегда было интересно, конечно, рисовал ли Шеффер исключительно из головы или не совсем уж из головы. Ну вот, я нашла картинку, которая уж очень похожа на портрет - или наоборот, портрет похож на картинку (точнее сказать, оба изображения я знаю давно, но раньше у меня было гораздо хуже с памятью на лица). Даже так и написано - "Амори де Монфор"!
Но... это не тот Амори де Монфор :)
Это племянник "того" Амори - третий сын Симона де Монфора-младшего, которого мы тоже видели на витражах Шартра. Он родился в 1242 или 1243 году, уже после смерти дяди, пошел по духовной стезе, был казначеем Йоркского собора, после битвы при Ившэме бежал во Францию с матерью, сестрой и оставшимися в живых братьями, оказался в Италии, начал изучать медицину и теологию в Падуанском университете, ненадолго вернулся с сестрой в Англию, где они были захвачены в плен наемниками короля Эдварда I, через какое-то время освобожден, позже отказался от духовной карьеры и подался в рыцари (я бы сказала, с такой семьей это нисколько не удивительно, по духовной части там обычно женщины шли), и умер где-то в Италии после 1301 года. Про одного из его братьев, Ги де Монфора, графа Нолы, я писала в связи с "Сицилийской вечерней", где он один из главных героев.
А миниатюра - часть очень, очень красивого манускрипта с генеалогическим древом короля Иоанна Безземельного:
Кликабельно; а на сайте Британской библиотеки можно посмотреть на другие листы и отдельные фрагменты
Манускрипт даже относительно точно датирован - начало XIV века, до 1308 года. Так что портреты ближе к концу листа вполне могли иметь сходство с их предметами - еще были живы те, кто знал, как они выглядели.
Вообще, на этом листе знакомые все лица и все свои - вот Ричард Корнуолльский, вызволявший Амори-старшего из каирского плена, а потом воевавший против его брата (и мужа своей сестры) Симона во время Второй баронской войны в Англии (и полтора года просидевший в плену у Симона, вот ирония-то), вот его сын Генрих, убитый в Италии Ги, графом Нолы, и его братом Симоном. There are many stories between the lines.
Я практически уверена, что Шеффер видел этот манускрипт, но чертовски интересно, как он его нашел. Хотя, в принципе, мог вполне логично предположить, что раз брат Амори женился на дочери и сестре королей Англии, то где-то в королевских родословных могли кого-то из этого рода и изобразить.
Вообще, рисовать портреты, опираясь на портреты родственников - вполне традиционное занятие. Вот, например, гравюра 1788 года с портретом Матье II де Монморанси, знаменитого коннетабля Франции (дяди Амори, с которого мы начали, и его предшественник на этой должности):
Имеет несомненное сходство с портретом, заметим, что прижизненным, еще одного знаменитого коннетабля из того же рода, своего потомка, стало быть - конечно, это Анн де Монморанси (1493-1567), портрет работы Жана Клуэ, 1530 года:
Есть еще портрет работы Корнеля де Лиона, написанный лет на 5-6 позже:
И портрет работы Леонара Лимузена, уже 1556 года:
Фамильное сходство налицо :)
Сильно сомневаюсь, конечно, что Матье и правда щеголял в таких доспехах, как на гравюре - это скорее XV-XVI век уже, вот Франческо Мария Делла Ровере в чем-то похожем позировал Тициану в 1530-е:
Взято: arandilme.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]