Там, где взойдет звезда Аделаида
---
В предыдущем посте речь зашла об Оттоне I, короле Германии и основателе Священной Римской империи, и это внезапно повод вернуться к Эккехарду и Уте, но отправиться на этот раз не в Наумбург, а в уже упоминавшийся Мейсен.
И я бы начала, по сложившейся традиции, с собора, но в случае с Мейсеном начинать надо все-таки с Альбрехтсбурга.
А это вид сверху:
Альбрехтсбург считается первым дворцовым комплексом в Германии, а еще его называют "Саксонским Акрополем" за расположение на скале над Эльбой.
Как я уже говорила, это сейчас Мейсен - небольшой городок в получасе от Дрездена, знаменитый на весь мир фарфором, а в Средние века он был столицей Мейсенской марки и весьма важным городом. История Мейсена началась в 929 году, когда Генрих Птицелов велел построить здесь крепость; в 968 году был образован Мейсенский диоцез, и Мейсен стал резиденцией епископа. Католический диоцез просуществовал до 1581 года, когда сюда пришла Реформация, и был воссоздан только в 1921 году - центром его, правда, стал уже не Мейсен, а Баутцен, а с 1980 года соборной церковью епископства стала Католише Хофкирхе в Дрездене. А Мейсенский собор из католического стал лютеранским, сейчас он - главный собор Евангелическо-лютеранской земельной церкви Саксонии.
Считается, кстати, одним из самых эталонных образцов немецкой готики; вот да, никаких сомнений, сразу ясно, что это самая что ни на есть готика!
Вернемся же в XIII век, когда началось строительство этого готического собора на месте романской базилики (и других зданий комплекса Альбрехтсбурга). Строительство собора заняло полторы сотни лет, с 1260 по 1410 год. В соседнем Наумбурге уже двести лет как стоял уже известный нам собор, и на протяжении последних нескольких десятилетий его как раз слегка перестраивали в готическом стиле. А еще в Наумбургском соборе как раз заканчивал работу над статуями мастер, имя которого так и осталось неизвестным, поэтому его так и называют - Наумбургский мастер.
Толком о нем неизвестно примерно ничего, но есть предположения, что он жил и работал на севере Франции, в том числе в Амьене и Реймсе; к 1230 году он перебрался в Германию и работал в соборе в Майнце, а десятилетие спустя - в Кобленце. Там сохранился рельеф его работы - Бассенхаймский всадник:
Следующей известной его остановкой был Наумбург, а затем - Мейсен (если посмотреть на карту, то окажется, что мастер очень целенаправленно перемещался с запада на восток).
В Мейсенском соборе мастер создал семь статуй - Оттона I и его жены Адельгейды, двух покровителей собора - евангелиста Иоанна и святого Доната, епископа Ареццо, - девы Марии, Иоанна Крестителя и первомученика Стефана (есть, правда, версия, что это не Стефан, а Захария или просто ангел). Увы, хорошие фотографии есть только первых четырех, а из остальных трех я нашла только Иоанна Крестителя:
Императорская чета и пара основателей в одном кадре:
Пары по отдельности:
Адельгейда и Оттон, конечно, очаровательны :)
Адельгейда, или Аделаида, была дочерью Рудольфа II Бургундского; в возрасте пятнадцати лет она вышла замуж за Лотаря II, сына Гуго Арльского; после его смерти король Беренгар II потребовал, чтобы Адельгейда вышла замуж за его сына Адальберта. Адельгейда обратилась за покровительством к королю Восточно-Франкского королевства Оттону II, а через какое-то время стала его женой (и впоследствии - императрицей Священной Римской империи). Для Оттона это тоже был второй брак.
Она пережила и мужа, и сына - императора Оттона II, а после смерти невестки еще несколько лет была регентшей при внуке, Оттоне III. Все это время она поддерживала Церковь и миссионерскую работу среди славянских племен и очень дружила с настоятелями аббатства Клюни. Она умерла в самом конце 999 года, а чуть меньше чем через сто лет, в 1097, была канонизирована Папой Урбаном II. День ее памяти отмечается 16 декабря, она покровительствует жертвам насилия, невестам, императрицам, изгнанникам, некровным родственникам, вторым бракам, многодетным родителям, принцессам, узникам, приемным родителям и вдовам.
Витраж церкви св. Дениса в Тури, Франция; изготовлен в мастерской Лорана в Шартре в конце XIX века
Раз начала с Альбрехтсбурга, то им и закончу. В 1710 году, когда король Саксонии Август Сильный учредил фарфоровую мануфактуру, производство было размещено как раз в Альбрехтсбурге; секрет фарфора следовало тщательно охранять, и хорошо укрепленный замок на скале подходил для этого как нельзя лучше.
Секреты фарфора Альбрехтсбург охранял вплоть до 1863 года, когда производство все-таки перенесли. Теперь в замке музей, но подняться наверх и погулять по Альбрехтсбургу можно и без захода в замок. Но обязательно - с заходом в собор (не будьте как я - я вот гуляла там в 2014-м, а в соборе так и не была. Ну, нет повода не поехать снова, и заодно и до Наумбурга доехать :)).
И я бы начала, по сложившейся традиции, с собора, но в случае с Мейсеном начинать надо все-таки с Альбрехтсбурга.
А это вид сверху:
Альбрехтсбург считается первым дворцовым комплексом в Германии, а еще его называют "Саксонским Акрополем" за расположение на скале над Эльбой.
Как я уже говорила, это сейчас Мейсен - небольшой городок в получасе от Дрездена, знаменитый на весь мир фарфором, а в Средние века он был столицей Мейсенской марки и весьма важным городом. История Мейсена началась в 929 году, когда Генрих Птицелов велел построить здесь крепость; в 968 году был образован Мейсенский диоцез, и Мейсен стал резиденцией епископа. Католический диоцез просуществовал до 1581 года, когда сюда пришла Реформация, и был воссоздан только в 1921 году - центром его, правда, стал уже не Мейсен, а Баутцен, а с 1980 года соборной церковью епископства стала Католише Хофкирхе в Дрездене. А Мейсенский собор из католического стал лютеранским, сейчас он - главный собор Евангелическо-лютеранской земельной церкви Саксонии.
Считается, кстати, одним из самых эталонных образцов немецкой готики; вот да, никаких сомнений, сразу ясно, что это самая что ни на есть готика!
Вернемся же в XIII век, когда началось строительство этого готического собора на месте романской базилики (и других зданий комплекса Альбрехтсбурга). Строительство собора заняло полторы сотни лет, с 1260 по 1410 год. В соседнем Наумбурге уже двести лет как стоял уже известный нам собор, и на протяжении последних нескольких десятилетий его как раз слегка перестраивали в готическом стиле. А еще в Наумбургском соборе как раз заканчивал работу над статуями мастер, имя которого так и осталось неизвестным, поэтому его так и называют - Наумбургский мастер.
Толком о нем неизвестно примерно ничего, но есть предположения, что он жил и работал на севере Франции, в том числе в Амьене и Реймсе; к 1230 году он перебрался в Германию и работал в соборе в Майнце, а десятилетие спустя - в Кобленце. Там сохранился рельеф его работы - Бассенхаймский всадник:
Следующей известной его остановкой был Наумбург, а затем - Мейсен (если посмотреть на карту, то окажется, что мастер очень целенаправленно перемещался с запада на восток).
В Мейсенском соборе мастер создал семь статуй - Оттона I и его жены Адельгейды, двух покровителей собора - евангелиста Иоанна и святого Доната, епископа Ареццо, - девы Марии, Иоанна Крестителя и первомученика Стефана (есть, правда, версия, что это не Стефан, а Захария или просто ангел). Увы, хорошие фотографии есть только первых четырех, а из остальных трех я нашла только Иоанна Крестителя:
Императорская чета и пара основателей в одном кадре:
Пары по отдельности:
Адельгейда и Оттон, конечно, очаровательны :)
Адельгейда, или Аделаида, была дочерью Рудольфа II Бургундского; в возрасте пятнадцати лет она вышла замуж за Лотаря II, сына Гуго Арльского; после его смерти король Беренгар II потребовал, чтобы Адельгейда вышла замуж за его сына Адальберта. Адельгейда обратилась за покровительством к королю Восточно-Франкского королевства Оттону II, а через какое-то время стала его женой (и впоследствии - императрицей Священной Римской империи). Для Оттона это тоже был второй брак.
Она пережила и мужа, и сына - императора Оттона II, а после смерти невестки еще несколько лет была регентшей при внуке, Оттоне III. Все это время она поддерживала Церковь и миссионерскую работу среди славянских племен и очень дружила с настоятелями аббатства Клюни. Она умерла в самом конце 999 года, а чуть меньше чем через сто лет, в 1097, была канонизирована Папой Урбаном II. День ее памяти отмечается 16 декабря, она покровительствует жертвам насилия, невестам, императрицам, изгнанникам, некровным родственникам, вторым бракам, многодетным родителям, принцессам, узникам, приемным родителям и вдовам.
Витраж церкви св. Дениса в Тури, Франция; изготовлен в мастерской Лорана в Шартре в конце XIX века
Раз начала с Альбрехтсбурга, то им и закончу. В 1710 году, когда король Саксонии Август Сильный учредил фарфоровую мануфактуру, производство было размещено как раз в Альбрехтсбурге; секрет фарфора следовало тщательно охранять, и хорошо укрепленный замок на скале подходил для этого как нельзя лучше.
Секреты фарфора Альбрехтсбург охранял вплоть до 1863 года, когда производство все-таки перенесли. Теперь в замке музей, но подняться наверх и погулять по Альбрехтсбургу можно и без захода в замок. Но обязательно - с заходом в собор (не будьте как я - я вот гуляла там в 2014-м, а в соборе так и не была. Ну, нет повода не поехать снова, и заодно и до Наумбурга доехать :)).
Взято: arandilme.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]