Лангедокская готика и где ее искать
---
С тех пор, как я узнала о существовании собора Сен-Назер в Каркассоне, я была уверена, что он романский (чистая логика: если в 1218 году он уже стоял, то точно романский, откуда в это время готика на этом консервативном юге).
Примерно месяц назад я увидела, как он выглядит, и это было очень внезапно.
На самом деле, изначально это был именно романский собор (правильное его название - собор святых Назария и Цельсия), построенный в конце XI-начале XII века на месте старого. Между 1269 и 1330 его перестроили - не для красоты, а с сугубо практическими целями, чтобы увеличить полезную площадь. Ну и элементов модной готики заодно добавили.
Еще, на самом деле, каркассонский Сен-Назер - уникальный пример настолько узнаваемой северной готики на юге Франции (да еще и построен из камня). Так-то здесь и готика была своя, южная.
И считается, что на ее формирование повлияло здание церкви якобинцев при доминиканском монастыре в Тулузе (якобинцы - средневековое название доминиканцев, по улице св. Якова в Париже, где находился их первый монастырь), строительство которого началось в 1230 году, после формального окончания войны в Лангедоке, и шло в несколько приемов, аж до 1341 года:
Самая потрясающая черта здания, на мой взгляд - вот эта "пальма", это соорудили уже в 1275-1292:
С 1369 года и до Французской революции в этой церкви хранились мощи святого Фомы Аквинского - а когда во время революции Доминиканский орден был запрещен, а монахи изгнаны, мощи перенесли в собор святого Сатурнина, где они оставались до 1974 года, когда их вернули в отреставрированную церковь якобинцев. Увы, здание так и не вернули Церкви, но оно хотя бы уцелело, несмотря на две сотни лет использования то в качестве армейского барака, то в качестве выставочной площади, было наконец отреставрировано и сейчас здесь музей.
Стоит отметить, что это единственное в этом посте здание, которое сейчас не является действующей церковью, кстати.
Собор святых Юста и Пастора в Нарбонне строился практически одновременно с перестройкой каркассонского собора, но, в отличие от него, изначально как готический.
Еще один собор святых Назария и Цельсия, на этот раз в Безье. Безье печально знаменит как первый город, попавший под удар в ходе Альбигойского крестового похода. 22 июля 1209 года город был взят и сожжен, сгорел в том числе прежний романский собор. Строительство нового началось в середине XIII века.
А это собор св. Петра в Монпелье, строившийся с середины XIV века (и до самого XIX), самый большой собор всего региона Лангедок-Руссильон. Изначально это была скромная монастырская церковь, ставшая собором после того, как в 1536 году епископская кафедра была перенесена из Магелона в Монпелье - тогда и начались масштабные перестройки церкви, превратившие ее в нынешнее грандиозное сооружение.
Главная отличительная черта лангедокской готики та же, что у каталонской - нет такой явной устремленности вверх, здания шире и приземистее. Отличие от каталонской готики - большая декоративность, хотя все равно украшений гораздо меньше, чем у северных соборов (вот обилия статуй, например, нет). Скорее всего, для церкви якобинцев, с которой пошла лангедокская готика, это был сознательный выбор: доминиканцы - скромный нищенствующий орден, какие тут украшательства.
Еще три отличительные черты - строительство из кирпича, использование только контрфорсов, без аркбутанов, и строительство соборов с одним нефом, а не с тремя, как на севере. Есть такое объяснение: мол, после Альбигойского крестового похода следовало возвращать паству в лоно Церкви путем проповеди, и для этого один неф подходит больше, и акустика лучше, и проповедник видит всех. Есть объяснение попроще: один неф привычнее еще с романских времен, а южане известные консерваторы, не то что эти беспокойные северяне.
Вот на примере уже упоминавшейся церкви якобинцев видно, что неф действительно единое пространство, несмотря на колонны:
И невозможно обойти вниманием собор св. Сесилии в Альби (1282 - 1480), одно из самых больших (если не самое большое, чего уж там) кирпичных зданий в мире. Выглядит как неприступная крепость, и это не просто так: он строился по заказу Бернара де Кастане, епископа и инквизитора, и был призван демонстрировать мощь Католической церкви.
Минутка сугубо личного оценочного мнения: а еще он страшен, как атомная война. И это не утонченная месть жителям Альби, это стиль такой - вот, например, еще несколько соборов юга Франции, правда, эти все поменьше и поэтому не такие угрожающие с виду:
Собор св. Алена в Лаворе, 1255-1300
Собор Богоматери в Ломбесе, XIV-XV вв.
Церковь Успения Богоматери в Жимоне, 1292-1331
Есть версия, что архитектором собора в Альби был каталонец Понс Дескойл, построивший, например, кафедральный собор в Пальме:
Но этот же мрачный и страшный внешне собор так прекрасен внутри, как будто его ангелы расписывали, честное слово.
Конечно, это были не ангелы, а итальянские мастера, которых в начале XVI века специально пригласил епископ Людовик д'Амбуаз - как раз перед назначением епископом Альби этот достойный муж сопровождал короля Людовика XII в итальянском походе. Братья д'Амбуаз, Людовик и Шарль, видный государственный деятель Франции, очень любили искусство вообще и итальянское искусство в частности, Шарль даже водил дружбу с Леонардо да Винчи.
И вот представим, как эстет и ценитель искусства Людовик почти сразу после путешествия по Италии прибывает в Альби, видит свой новый кафедральный собор... и в ужасе закрывает глаза. "Синий, - думает он, - я покрашу потолок в синий."
Затем он зовет художников из Италии, и в результате трех лет работы, с 1509 по 1512 год, получается такая фантастическая красота, смотрите:
Даже собор кажется уже не таким страшным, правда?:)
Примерно месяц назад я увидела, как он выглядит, и это было очень внезапно.
На самом деле, изначально это был именно романский собор (правильное его название - собор святых Назария и Цельсия), построенный в конце XI-начале XII века на месте старого. Между 1269 и 1330 его перестроили - не для красоты, а с сугубо практическими целями, чтобы увеличить полезную площадь. Ну и элементов модной готики заодно добавили.
Еще, на самом деле, каркассонский Сен-Назер - уникальный пример настолько узнаваемой северной готики на юге Франции (да еще и построен из камня). Так-то здесь и готика была своя, южная.
И считается, что на ее формирование повлияло здание церкви якобинцев при доминиканском монастыре в Тулузе (якобинцы - средневековое название доминиканцев, по улице св. Якова в Париже, где находился их первый монастырь), строительство которого началось в 1230 году, после формального окончания войны в Лангедоке, и шло в несколько приемов, аж до 1341 года:
Самая потрясающая черта здания, на мой взгляд - вот эта "пальма", это соорудили уже в 1275-1292:
С 1369 года и до Французской революции в этой церкви хранились мощи святого Фомы Аквинского - а когда во время революции Доминиканский орден был запрещен, а монахи изгнаны, мощи перенесли в собор святого Сатурнина, где они оставались до 1974 года, когда их вернули в отреставрированную церковь якобинцев. Увы, здание так и не вернули Церкви, но оно хотя бы уцелело, несмотря на две сотни лет использования то в качестве армейского барака, то в качестве выставочной площади, было наконец отреставрировано и сейчас здесь музей.
Стоит отметить, что это единственное в этом посте здание, которое сейчас не является действующей церковью, кстати.
Собор святых Юста и Пастора в Нарбонне строился практически одновременно с перестройкой каркассонского собора, но, в отличие от него, изначально как готический.
Еще один собор святых Назария и Цельсия, на этот раз в Безье. Безье печально знаменит как первый город, попавший под удар в ходе Альбигойского крестового похода. 22 июля 1209 года город был взят и сожжен, сгорел в том числе прежний романский собор. Строительство нового началось в середине XIII века.
А это собор св. Петра в Монпелье, строившийся с середины XIV века (и до самого XIX), самый большой собор всего региона Лангедок-Руссильон. Изначально это была скромная монастырская церковь, ставшая собором после того, как в 1536 году епископская кафедра была перенесена из Магелона в Монпелье - тогда и начались масштабные перестройки церкви, превратившие ее в нынешнее грандиозное сооружение.
Главная отличительная черта лангедокской готики та же, что у каталонской - нет такой явной устремленности вверх, здания шире и приземистее. Отличие от каталонской готики - большая декоративность, хотя все равно украшений гораздо меньше, чем у северных соборов (вот обилия статуй, например, нет). Скорее всего, для церкви якобинцев, с которой пошла лангедокская готика, это был сознательный выбор: доминиканцы - скромный нищенствующий орден, какие тут украшательства.
Еще три отличительные черты - строительство из кирпича, использование только контрфорсов, без аркбутанов, и строительство соборов с одним нефом, а не с тремя, как на севере. Есть такое объяснение: мол, после Альбигойского крестового похода следовало возвращать паству в лоно Церкви путем проповеди, и для этого один неф подходит больше, и акустика лучше, и проповедник видит всех. Есть объяснение попроще: один неф привычнее еще с романских времен, а южане известные консерваторы, не то что эти беспокойные северяне.
Вот на примере уже упоминавшейся церкви якобинцев видно, что неф действительно единое пространство, несмотря на колонны:
И невозможно обойти вниманием собор св. Сесилии в Альби (1282 - 1480), одно из самых больших (если не самое большое, чего уж там) кирпичных зданий в мире. Выглядит как неприступная крепость, и это не просто так: он строился по заказу Бернара де Кастане, епископа и инквизитора, и был призван демонстрировать мощь Католической церкви.
Минутка сугубо личного оценочного мнения: а еще он страшен, как атомная война. И это не утонченная месть жителям Альби, это стиль такой - вот, например, еще несколько соборов юга Франции, правда, эти все поменьше и поэтому не такие угрожающие с виду:
Собор св. Алена в Лаворе, 1255-1300
Собор Богоматери в Ломбесе, XIV-XV вв.
Церковь Успения Богоматери в Жимоне, 1292-1331
Есть версия, что архитектором собора в Альби был каталонец Понс Дескойл, построивший, например, кафедральный собор в Пальме:
Но этот же мрачный и страшный внешне собор так прекрасен внутри, как будто его ангелы расписывали, честное слово.
Конечно, это были не ангелы, а итальянские мастера, которых в начале XVI века специально пригласил епископ Людовик д'Амбуаз - как раз перед назначением епископом Альби этот достойный муж сопровождал короля Людовика XII в итальянском походе. Братья д'Амбуаз, Людовик и Шарль, видный государственный деятель Франции, очень любили искусство вообще и итальянское искусство в частности, Шарль даже водил дружбу с Леонардо да Винчи.
И вот представим, как эстет и ценитель искусства Людовик почти сразу после путешествия по Италии прибывает в Альби, видит свой новый кафедральный собор... и в ужасе закрывает глаза. "Синий, - думает он, - я покрашу потолок в синий."
Затем он зовет художников из Италии, и в результате трех лет работы, с 1509 по 1512 год, получается такая фантастическая красота, смотрите:
Даже собор кажется уже не таким страшным, правда?:)
Взято: arandilme.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]