"Бедная собака" и оптические иллюзии из интернета
16.12.2017 406 0 0 masterok

"Бедная собака" и оптические иллюзии из интернета

---
0
В закладки


Пользователи Reddit обсуждают новую оптическую иллюзию, опубликованную в соцсети на прошлой неделе. Речь идет о фотографии, на которой запечатлены две собаки, причем голова одной из них на первый взгляд кажется деформированной.

​Если приглядеться, становится ясно, что у пса всего лишь повернута голова. У многих комментаторов ушло довольно много времени на то, чтобы как следует рассмотреть снимок.

"Спасибо. Я только что провел две минуты, поворачивая телефон и пытаясь рассмотреть собаку, убеждая себя в том, какие хорошие у нее хозяева, раз забрали такую бедняжку, и утешаясь тем, что она ничего не знает о своих отличиях. И все это только для того, чтобы узнать, что с ней все в порядке", — пишет пользователь HerpesHummus.

"Мои первые мысли были "почему это существо до сих пор живо!" — пишет LadyPoecilotheria.

"Я думал, он просто мегадеформирован", — пишет Tpmbyrne.
"А вот я сначала увидел собаку правильно и не сразу понял, что не так. Но потом я смог разглядеть ее под другим углом… Черт возьми, напоминает собаку, которую телепортировали в фильме "Муха-2", — пишет telephas1c.

"Мой мозг не видел в этом смысла не менее 10 секунд", — пишет frankythecacus.



В последнее время пользователи соцсетей часто публикуют фото с оптическими иллюзиями, многие из которых впоследствии становятся вирусными. Так, бурную реакцию в 2015 году вызвал снимок платья, который разделил интернет на два лагеря: одни утверждали, что оно сине-черное, другие — что оно бело-золотое.

Разногласия относительно цвета начались после того, как мать невесты, обладательница платья, отправила дочери фотографию, чтобы показать свой свадебный наряд.

Пользователи интернета, и в особенности социальных сетей, активно обсуждают фотографию платья, опубликованного на сайте Tumblr, после того, как обнаружилось, что некоторые люди видят платье сине-черным, а другие – бело-золотым.

Разногласия относительно цвета начались после того, как мать невесты (обладательница платья) отправила дочери фотографию, чтобы показать свой свадебный наряд. Жених с невестой не смогли прийти к общему мнению относительно цвета и переслали фото своим знакомым, одна из которых, Кейтлин Макнил, опубликовала изображение платья в своем блоге на сайте Tumblr, чтобы узнать мнение других пользователей.

Тысячи человек приняли участие в опросе, организованном сайтом buzzfeed.com, о том, платье какого цвета они видят. В итоге выяснилось, что более 70 процентов респондентов видят его в бело-золотой гамме, и только треть опрошенных заявляют, что платье сине-черное.

Как объяснил журналистам профессор психологии колледжа Рандольф-Макон Седар Райнер (Cedar Riener), скорее всего, этот эффект связан с тем, как наши глаза воспринимают свет.



Каждый человек имеет свой зрительный опыт и ожидания, а также уровень внимания и специфические, присущие только ему, движения глаз.
К примеру, даже то, на что человек посмотрел перед тем, как взглянуть на платье, может оказать прямое влияние на то, какие цвета он увидит. Также значение имеет уровень освещения в комнате, в которой находится человек.

Для распознавания цвета очень важно освещение, которое является комбинацией того, сколько света падает на предмет и сколько света от него отражается. В случае с платьем некоторые люди воспринимают изображение сине-черным, так как их глазу кажется, что освещение достаточно сильное, и отраженного света мало, другие воспринимают больше отраженного цвета, поэтому видят платье бело-золотым.
После того, как эта тема стала столь популярной в интернете, Кейтлин Макнил, опубликовавшая фото, рассказала, что на самом деле платье сине-черное.



Последняя публикация профессора психологии из университета Ритсумейкан в Киото Акиёси Китаока в «Твиттере» фотографии тарелки с клубникой стала предметом обсуждения всего мира: какого цвета ягода. На просторах сети это уже не первая баталия, причиной которой являются оптические иллюзии. Пару лет назад из-за «сине-белого» платья чуть ли не распадались семьи, а в этом году весна ознаменовалась новым спором — клубничным. Постораемся объяснить, каким образом клубника «обманывает» человеческий мозг, а также объясним популярные оптические иллюзии, гуляющие по сети.

В конце февраля профессор психологии из университета Ритсумейкан в Киото Акиёси Китаока опубликовал в «Твиттере» фотографию тарелки с клубникой, вокруг которой развернулась бурная дискуссия: люди чудесным образом видят в посуде красные ягоды, несмотря на то, что на картинке нет ни одного красного пикселя.

Баталии в соцсетях прекратились после того, как один из пользователей отделил цвет ягод с картинки, казавшийся людям красным, и поместил его на белый фон. Как оказалось, клубника на тарелке была не самого аппетитного цвета — серо-зеленого. В основе этой иллюзии лежит особенность мозга корректировать цвет предмета, который меняется в зависимости от освещения. При просмотре фотографии с клубникой мозг убирает голубые оттенки и показывает вам красный цвет.



Также несколько месяцев назад внимание пользователей привлекла схожая оптическая иллюзия: тогда людям предлагалось определить цвет двух пилюль, лежащих на ладонях. Исходя из опроса BuzzFeed, 63% пользователей видели две серые таблетки, 37% — синюю и красную. На самом же деле обе пилюли были серого цвета.

Наиболее зрелищными можно назвать иллюзии ложного движения, когда мы смотрим на статичную картинку и нам кажется, что изображение движется. Данный эффект связан с неадекватной расшифровкой мозгом определенных сигналов, поступающих от глаз, а также неосознанной коррекцией зрительного образа.

Ученые объясняют, что детально наше зрение воспринимает лишь небольшой фрагмент визуального поля, а чтобы расширить воспринимаемую поверхность, мозг использует «зрительное ощупывание» — автоматические движения глаз по воспринимаемому полю. Они очень быстры (два-три движения в секунду) и незаметны для нас. За каждое движение глаз мозг воспринимает очень маленький фрагмент зрительного поля и складывает все это в единую, неделимую картину, но мы этого даже не замечаем.



По мере движения глаз от одного зрительного поля к другому мозг вводится в заблуждение углом падения нарисованных теней. После каждого зрительного ощупывания мозг находит точки не там, где он предполагал, и решает, что они сместились в сторону. Именно это и дает эффект движения и колыхания.

Еще один вид оптических иллюзий — это невозможные фигуры. На первый взгляд они выглядят как проекции обычных трехмерных объектов, однако при детальном рассмотрении вам становятся видны противоречивые соединения элементов фигуры. Отметим, что такие иллюзии довольно популярны в кинематографе: к примеру, по лестнице Пенроуза (бесконечная лестница, невозможная лестница) прогуливались герои фильма «Начало». Несмотря на то, что у этой лестницы нет ни начала, ни конца, ее можно сконструировать в реальности.

Еще одна бесконечная фигура — это треугольник Пенроуза, открытый в далеком 1934 году шведским художником Оскаром Реутерсвардом. Широкую известность эта фигура обрела после опубликования статьи о невозможных фигурах в «Британском журнале социальной психологии» английским математиком Роджером Пенроузом в 1958 году. А под влиянием этой статьи в 1961 голландский художник Мауриц Эшер создал одну из своих знаменитых литографий «Водопад».



Еще одна любопытная иллюзия — комната Эймса, способная превращать находящихся в ней людей в гигантов и карликов. Это помещение неправильной формы было спроектировано американским офтальмологом Альбертом Эймсом в 1934 году. Спереди оно выглядит как обычная комната, однако его истинная форма трапециевидная: стены наклонены, потолок и пол также находятся под наклоном, а правый угол находится гораздо ближе к зашедшему в комнату наблюдателю, чем левый, или наоборот.

В результате оптической иллюзии человек, стоящий в одном углу, кажется наблюдателю гигантом, в то время как человек, стоящий в другом углу, кажется карликом. Иллюзия настолько убедительна, что человек, идущий вперед и назад от левого угла в правый угол, «растет» или «уменьшается» на глазах. Эта иллюзия часто используется в кино и на ТВ, когда человека нормального роста необходимо показать в качестве гиганта или карлика по сравнению с другими.

Видеть, значит верить. Мы привыкли полностью полагаться на глаза, ведь их, кажется, не проведешь. Но при всей важности зрения, оно не такое уж и совершенное. Некоторые картинки способны обвести нас вокруг пальца и заставить видеть движение там, где его нет, или чувствовать головокружение, стоя на разрисованной, но абсолютно ровной поверхности. А все потому, что видим мы не глазами, а нейронами мозга, который обманываться только рад. Телеканал «360» разобрался в ошибках восприятия и в том, почему они происходят.



«Лицо на Марсе»

Пожалуй, самый яркий пример иллюзии космического масштаба — знаменитое «лицо на Марсе». Образ, похожий на человеческий лик, наделал много шума, и породил гипотезы об инопланетном происхождении. На самом же деле, отчетливо видимое лицо оказалось лишь игрой света и тени.
Человеческое сознание устроено так, что достраивает картинку.

«Из сочетания темных и светлых пятен возникает иллюзия объема, перспективное изменение масштаба и контрастности создает иллюзию глубины, наличие симметрии и асимметрии придает картинке статичность или динамичность», — рассуждает фотограф Станислав Ржевский.

В отличие от галлюцинаций иллюзии восприятия присущи каждому человеку с нормальным состоянием психики. Говоря простыми словами, иллюзия — это искажение формы, цвета, положения в пространстве. Но каждый из этих признаков не воспринимается самостоятельно, а только в совокупности.
Иллюзии движения



«Когда изображение искусственно модифицировано, например, смежные изображения заметно отличаются друг от друга, возникает иллюзия движения. Это достигается за счет контраста, мозг начинает думать, что картинка движется», — говорит психотерапевт Марк Сандомирский.

Доказательство — знаменитая иллюзия японского профессора психологии Акиоши Китаока «Вращающийся змей», подарившая создателю мировую славу. Посмотрите, картинка абсолютно статична. Это легко проверить, зафиксируйте взгляд в центре одного из кругов.
Иллюзия Китаока активирует зоны мозга, призванные наблюдать за действительно движущимися объектами, например, пейзажем из окна поезда.

«Такой эффект достигается за счет гиперконтрастного изображения, деталей, и, главное, из-за микродвижений глаз. Это физиология. Глаза всегда находятся в движении», — говорит нейрофизиолог Илья Ханыков.

Информация о контрасте, изменениях яркости крайне важна для нашего мозга, именно по этим параметрам мы распознаем оттенки цвета, фигуры, поэтому большинство иллюзий движения построены на повторе разноцветных фрагментов.



«Можно сказать, что мы вообще интерпретируем реальность через контрасты. Есть эффект усиления контраста для более убедительного поиска различий и создания значимых сигналов для нашей деятельности», — объяснил нейрофизиолог Илья Ханыков.

«Если в полной темноте зажечь свечу, она ослепит. В этом случае увеличивается чувствительность, которая формируется на уровне нейронов. И этот эффект также вызван поиском контрастов», — сказал нейрофизиолог Илья Ханыков.

Иллюзия тени и света

Человеческий мозг не сомневается, если объект находится в тени, значит, он хуже освещен. Достаточно посмотреть на оптическую иллюзию профессора Массачусетского технологического института Эдварда Адельсона. Опубликованная в 1995 году она до сих пор заставляет нас, махнув рукой, говорить: «Да, ладно, не может быть!»
Может. Фишка этой картинки в том, что клетки шахматной доски, обозначенные буквами A и B, одного оттенка серого цвета, но благодаря тени и окружающей обстановке, кажутся абсолютно разными.
То, что клетки одинакового цвета, элементарно доказать. Распечатайте на принтере картинку, вырежете квадраты по контуру и приложите друг к другу.

«Светлая клетка, окруженная более темными, будет восприниматься светлее обычного, и наоборот, — так сам Адельсон объясняет данный эффект, — На рисунке светлая шахматная клетка (В) в тени окружена более темными. Это приводит к тому, что клетка (В) кажется нам светлее. Темные же шахматные клетки, окруженные светлыми вне падающей тени, кажутся нам более темными».

Восприятие цветов зависит от окружающей действительности. Один и тот же тон может выглядеть по-разному, в зависимости от фона, на котором он изображен. Плюс большую роль в восприятии цвета играет освещение.

«Серое пятно, помещенное в окружении цветных пятен, в иллюзорном восприятии приобретает некоторый тон, которого в действительности не существовало», — отмечает художник Станислав Ржевский



Какая из фигур темнее? Наверняка, вы ответите, не задумываясь. А теперь закройте середину пальцем и убедитесь в том, что ошиблись. Фигуры одинакового цвета.
Эти иллюзии показывают, насколько важна реакция мозга на восприятие цвета при наличии тени. Именно то, как мозг воспринимает фон, тень, освещение и расположение объекта формирует то, что мы видим. Вспомните, злосчастное платье. Одни видели бело-золотое, другие сине-черное. Разгадка тайны оказалась на поверхности — освещение и фон. Это и есть пример разницы зрительного восприятия.
Цвет придумывает мозг

Стоит отметить, что технически цвета вообще не существует. Есть понятие света, сигналы которого получает и пытается распознать мозг, окрашивая это электромагнитное излучение в разные тона. По большому счету мир — монохромный, а цвета — исключительно творение мозга. Такое восприятие, говорят физиологи, было необходимо для выживания, что бы отличать груду камней от спящего бизона или медведя. Именно поэтому естественный отбор, эволюция и поддержали его.

Человеческий глаз обладает так называемым свойством цветопостоянства — в пределах широкого диапазона яркости освещения, восприятие тонов практически не изменяется. «К примеру, цветные предметы выглядят практически одинаково при комнатном и уличном освещении. Однако по мере снижения интенсивности света, способность к сохранению цветопостоянства ослабевает», — отмечает фотограф Станислав Ржевский.



При очень слабом освещении отдельные цвета становятся неразличимы. И тогда эта самая оптическая иллюзия, то есть ошибка восприятия, помогает нам. На сетчатке формируется изображение, отличающееся от предмета, который его создал. «Например, в темном парке на тропе мы видим движение и воспринимаем, например, опавший листок, как птичку или мышку, то есть живой объект. Только после мы понимаем, что он неживой. Такое восприятие было эволюционно выигрышно, потому что все, кто предполагал живой объект, с большей вероятностью выживали в столкновении с ним», — отмечает нейрофизиолог Илья Ханыков.

Иллюзия объема и глубины

Художественные приемы, позволяющие на плоскости создавать объемные предметы, с учетом их расположения в пространстве, открыли еще в античные времена. До сих пор для этого применяются различные виды перспективы и светотеневые акценты.

Перспектива сама по себе уже является обманом, потому что она создает иллюзию пространства на плоскости. Например, уходящая вдаль дорога или рельсы всегда изображаются линиями, стремящимися к сближению в одной точке. И кажется, что два одинаковых отрезка разные по размеру. А все потому, что мозг воспринимает верхний отрезок как расположенный дальше, следовательно, представляет его большим по размеру.

Одним из первых миру это продемонстрировал итальянский психолог Марио Понцо в начале XX века: он доказал, что на восприятие размеров предметов влияют не только смежные объекты, но и глубина фона, и разработал классическую иллюзию, которая носит его имя. Ярким примером иллюзии объема является направление в искусстве под названием оп-арт (от англ. optical art — «оптическое искусство»). Одним из его основоположников считается Виктор Вазарели, французский художник и скульптор.

В большинстве случаев такие рисунки делаются на горизонтальных поверхностях. И именно благодаря искаженным пропорциям, при просмотре с определенной точки мы видим не плоское изображение, а объемное. К слову, в Москве работает целый музей оптических иллюзий. Так что если вас не пугают обмороки и головокружения, отправляйтесь в мир искаженной реальности. А если «укачивает», тренируйте вестибулярный аппарат, ведь весь дискомфорт связан именно с ним.



«Глаза видят одно, от положения тела поступают другие сигналы, из-за этого несоответствия и возникает дискомфорт. Но самое приятное в этом то, что вестибулярный аппарат можно тренировать», — делится наблюдениями нейрофизиолог Илья Ханыков. Психотерапевт, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии Марк Сандомирский уточняет, что подобные картинки рассчитаны на человека с нормальным состоянием нервной системы, глаз, мозга и связи между ними.

«Если у человека есть проблемы со зрением, мозгом или координацией, а к этому могут присоединяться проблемы с органами равновесия, тогда восприятие подобных картинок либо не получается, либо становится чрезмерной нагрузкой для мозга и вызывает разного рода дискомфорт — головную боль, боль в глазах, зрительное утомление», — объяснил Сандомирский.

Очевидно, что таким людям, и в 3D-кино не сходить…

Иллюзия искажения

Оптические иллюзии художники и дизайнеры в XXI веке научились вписывать в интерьер. По их мотивам создают мебель и предметы декора. Так, например, автор стеллажа «180°» был вдохновлен иллюзией немецкого астрофизика Иоганна Цельнера, обнаруженной ученым в 1860 году. Горизонтальные линии искажены особым расположением квадратов, и, хотя они параллельны относительно друг друга, кажется, что каждая установлена под наклоном.

На рисунке Цельнера длинные линии кажутся не параллельными, но в действительности это не так. Весь фокус в том, что короткие линии образуют угол с длинными, и именно он создает впечатление, будто бы один конец длинной линии ближе к нам, чем другой.

Мозг возвращает нас в детство

Любые оптические иллюзии вызывают в человеке бурный поток эмоций.

«Все эти эффекты, несовпадение восприятия с реальностью, несовпадение зрительного впечатления с привычным опытом вызывают возрастную регрессию, то есть заставляют мозг переключаться в детское состояние», — говорит психотерапевт Марк Сандомирский. По его словам, в самом раннем возрасте, в первые недели и месяцы жизни мозг только учился обрабатывать информацию, которую передают глаза, распознавать предметы и улавливать целостную картинку. А при просмотре искаженных и модифицированных картинок обычный навык нарушается, мозг оказывается в непривычном состоянии, полагая, что нужно переучиваться. «Картинка приковывает внимание, взрослый, словно ребенок, воспринимает предметы с жадным любопытством, именно поэтому эффекты вызывают детские эмоции, ведь у ребенка они более живые и яркие чем у взрослого. То же самое лежит в основе оптических иллюзий и 3D кино», — заключил Марк Сандомирский.

Источники:
https://ria.ru/world/20171129/1509804341.html?referrer_block=index_daynews3_5
https://realnoevremya.ru/articles/58081-populyarnye-opticheskie-illyuzii-v-internete
https://360tv.ru/news/tekst/opticheskie-illyuzii-kak-mozg-vozvrashaet-nas-v-detstvo-75858/
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]