Голубая мечеть и завершение прогулки по Стамбулу.
---
1) Перед вами последняя заключительная часть о крупнейшем городе современной Европы. Спросите, почему не мог уложить всё повествование в 2-3 поста, растянув на 8 частей? Работа в системе образования требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу - это малость перефразировал Петра Столыпина. В действительности, уделение внимания блогу требует наличия достаточно приличного свободного времени, не взирая на усталость и необходимость постоянного раннего подъёма (о, как я ненавижу рано вставать, когда идеальное время подъёма - это 9 часов утра с окончательным рассветом, зато потом образ жизни совы до 4 утра). Пару месяц назад очень хороший друг из Мариуполя написала мне о том, что богемная жизнь закончилась. Правильно. Когда-то с бывшей супругой было достигнуто полное взаимопонимание, когда засыпать можно в 4 утра и просыпаться в 11.
2) Что-то я пишу на продажу, что-то для себя, но в преподавании использование материалов блога даёт невиданные результаты - порой уделяешь 10 минут урока на показ того или иного материала, который соответствует изучаемой теме, и восторг учеников налицо. Не надо излишних экспериментов - как же хорошо, когда есть субкультура ЖЖ, ты и свои материалы показываешь и коллег по цеху, в образовательных учреждениях это работает идеально хоть для 11 класса, хоть для восьмого и пятого. Поэтому, ЖЖ и этого блогу жить и процветать, быть отличным приложением в преподавании.
3) От небольшого экзистенциально-метафизического вступления перейдём к рассказу о последних увиденных достопримечательностях Стамбула, после которых уже срочно нужно было выдвигаться в сторону аэропорта Ататюрк.
На фото - главная площадь Султанахмет тур. Sultanahmet Meydanı), обратите внимание на слово "Meydanı", которая созвучна украинскому слову "майдан" и арабского аналога "ميدان", который аналогично произносится киевской площади. Стамбульская же площадь получила название по мечети Султана Ахмета (Голубой мечети), находящейся на ней.
4) Бани Хаммам Хюррем Султан 1556-1557 гг. постройки работы архитектора Синана по заказу Султана Сулеймана I для его любимой жены — Хюррем (она же, Роксолана или Анастасия). Хаммам (араб. حمّام) же это название общественных бань, получивших распространение в Турции, Иране, Афганистане, Средней Азии по аналогии с римскими термами. Хаммам обогревался с помощью большого котла с водой. Пар, образованный от кипения воды, подавался через небольшие отверстия, находящиеся в стенах. Внутреннее убранство турецких бань всегда было роскошным, ибо ещё пророк Мухаммед объявил поход в баню обязательным, говоря «Чистота — половина веры». Так турецкие бани получили массовое распространение. Впоследствии в Турции развилась особая философия «хаммам», с ней были связаны особые традиции и ритуалы. Турецкая баня всегда считалась на Востоке источником истинного наслаждения. Нередко под хаммамы перестраивались храмы других религий и кое-где уцелевшие римские термы. Основной отличительной чертой этого типа бань является особый температурный режим. Она не такая жаркая, как обычная баня или сауна (температура в диапазоне от 30 до 55 градусов), идеально подходит для людей, которые не любят или не переносят высокие температуры. Это также обеспечивает турецкой бане популярность среди женщин. Женские бани в Турции всегда строятся рядом с мужскими, имеют один источник снабжения водой и теплом, но разные входы. В случае, когда средств у местной общины или застройщика, выражаясь современным языком, на строительство отдельной бани не хватало, баня строилась одна. Для женщин выделялся отдельный день (нередко они делят с мужчинами четные и нечетные), в который поперек входной двери просто вешается веревка, как знак «женского дня».
Сама баня активно действовала до 1910 г, после чего была закрыта. Её помещение использовали для разных предназначений. В разные периоды Хаммам Хюррем Султан была тюрьмой, складом и ковровым базаром.
Сама же будущая супруга турецкого султана, по одним данным, была дочерью православного священника из Рогатина (современная Ивано-Франковской область на Украине), по другим сведениям, из селения Чемеровцы (современная Хмельницкая область Украины). Во время одного из набегов крымских татар девушка попала в плен и после нескольких перепродаж была подарена Сулейману, бывшему тогда наследным принцем и занимавшему государственный пост в Манисе, где существовал собственный гарем. Не исключено, что она была подарена 26-летнему Сулейману по случаю восшествия на престол. Уже через пару лет она стала любимой наложницей, а позднее и женой и главным политическим советником (о перипетиях её жизни можете посмотреть известный украинский сериал конца 1990-х гг. "Роксолана-пленница султана" или современный турецкий многосерийный фильм "Великолепный век"). Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом — канун (в арабском разные слова: تقليد "таклид", традиция и قانون "канун", закон). Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.
5) Немецкий фонтан (тур. Alman Çeşmesi), подаренный Германской империей в память о втором визите в Стамбул кайзера Вильгельма II в 1898 году. Проект фонтана был разработан архитектором Спиттой, постройкой руководил архитектор Шоель. Фонтан был сконструирован в Германии, затем по частям перевезён в Стамбул и собран на своём современном месте. Открыт же фонтан был 27 января 1901 года, в день рождения Вильгельма II.
6) Вензель Вильгельма II и тугра (тогра; араб. طغراء, тур. tuğra, осм. طغراء — tuğra, персональный знак султана с информацией о его титуле и имени) Абдул-Хамида II на потолке фонтана.
7) Фонтан султана Ахмеда III, построенный в 1728 году в стиле османского рококо. В 1947—1952 годах фонтан изображался на обратной стороне банкноты достоинством в 10 турецких лир. Фонтан представляет собой большой квадратный блок с пятью малыми куполами. Ниши михраба на каждой из четырёх стен со внешней стороны обрамлены барельефом с растительным и цветочным орнаментом, и в каждой из этих ниш находится фонтанчик с питьевой водой (чешме). Вода подается из восьмиугольного бассейна внутри павильона, вокруг которого оставлено место для прогулок работникам павильона. На каждом внешнем углу находится киоск с тремя зарешеченными окнами (шебиль), через которые бесплатно выдавались стаканы с водой.
8) Фрагмент византийской стены и толпы туристов (в России, пожалуй, подобное в Петербурге и на Красной площади Москвы увидишь).
9)
10) В завершение всего рассказа о Стамбуле - Голубая мечеть или мечеть Султанахмет 1606-1616 гг. постройки во время правления Ахмеда I. В начале его правления Османская империя вела одновременно две войны — с Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов. Это поражение и другие события привели к тому, что авторитет Турции был подорван, и султан Ахмед I решил построить мечеть и таким образом умилостивить Аллаха. К тому же, турецкие султаны уже в течение сорока лет не возвели ни одной новой мечети. Строительство началось в августе 1609 года, когда султану было 19 лет. Предшественники Ахмеда за строительство мечетей платили тем, что было добыто в ходе войн, но так как Ахмед I не выиграл ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы. Организация и описание работ были тщательно записаны в шести томах
11) Архитектор мечети — Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и решивший превзойти своего учителя. Мехмет Ага до выявления архитектурных талантов служил в янычарском полку, где отвечал за сооружения, связанные с водоснабжением.
Сама же мечеть вмещает в себя около 10,000 человек, высота купола - 43 метра, 6 минаретов по 64 метра. Архитектура мечети сочетает в себе два стиля — классический османский и византийский. По легенде, султан приказал построить стандартное количество (4) золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана.
12) Для строительства мечети был использован камень и мрамор. Название «Голубая мечеть» она получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики пришли в упадок.
13) Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в который вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.
14) Когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что величайшая святыня исламского мира — мечеть Масджид аль-Харам в Мекке теперь сравнялась по количеству минаретов (их было 6) с Мечетью Султана Ахмета, это было признано святотатством и было принято решение пристроить к мечети аль-Харам ещё один минарет, чтобы она вновь превзошла все существующие сооружения.
15) Вот и подошёл к концу весь цикл рассказов об одном проведённом дне в Стамбуле. Обеспокоенный, я поспешил в метро в сторону аэропорта. Так как я до этого почти всю ночь не спал, попробовал подремать в вагоне поезда, пока меня не разбудил местный стамбульский дедушка. Перелёт из Стамбула до Москвы стоил мне ещё одной бессонной ночи (вернее, опять же дремота максимум на 1,5 часа). В России по прибытию сразу же поехал в то место, где живу, где и удалось моментально отрубиться на 5 часов. А вечером предстоял поезд в плацкартном вагоне до Клинцов, увы, и тогда вновь недостаточно продуктивно поспал. Уже дома высыпался. Это были самые бессонные три дня моей жизни. Как и пошутила Мила, спасибо надо сказать нашему президенту. Во внутрь Собора Святой Софии - дал себе слово, что пойду туда с будущем супругой во время медового месяца. Глупо, скажете? Нет. Время поджимало, да и цена билета в 700 рублей кусалась. Поэтому, пообещал будущей невесте показать это место.
2) Что-то я пишу на продажу, что-то для себя, но в преподавании использование материалов блога даёт невиданные результаты - порой уделяешь 10 минут урока на показ того или иного материала, который соответствует изучаемой теме, и восторг учеников налицо. Не надо излишних экспериментов - как же хорошо, когда есть субкультура ЖЖ, ты и свои материалы показываешь и коллег по цеху, в образовательных учреждениях это работает идеально хоть для 11 класса, хоть для восьмого и пятого. Поэтому, ЖЖ и этого блогу жить и процветать, быть отличным приложением в преподавании.
3) От небольшого экзистенциально-метафизического вступления перейдём к рассказу о последних увиденных достопримечательностях Стамбула, после которых уже срочно нужно было выдвигаться в сторону аэропорта Ататюрк.
На фото - главная площадь Султанахмет тур. Sultanahmet Meydanı), обратите внимание на слово "Meydanı", которая созвучна украинскому слову "майдан" и арабского аналога "ميدان", который аналогично произносится киевской площади. Стамбульская же площадь получила название по мечети Султана Ахмета (Голубой мечети), находящейся на ней.
4) Бани Хаммам Хюррем Султан 1556-1557 гг. постройки работы архитектора Синана по заказу Султана Сулеймана I для его любимой жены — Хюррем (она же, Роксолана или Анастасия). Хаммам (араб. حمّام) же это название общественных бань, получивших распространение в Турции, Иране, Афганистане, Средней Азии по аналогии с римскими термами. Хаммам обогревался с помощью большого котла с водой. Пар, образованный от кипения воды, подавался через небольшие отверстия, находящиеся в стенах. Внутреннее убранство турецких бань всегда было роскошным, ибо ещё пророк Мухаммед объявил поход в баню обязательным, говоря «Чистота — половина веры». Так турецкие бани получили массовое распространение. Впоследствии в Турции развилась особая философия «хаммам», с ней были связаны особые традиции и ритуалы. Турецкая баня всегда считалась на Востоке источником истинного наслаждения. Нередко под хаммамы перестраивались храмы других религий и кое-где уцелевшие римские термы. Основной отличительной чертой этого типа бань является особый температурный режим. Она не такая жаркая, как обычная баня или сауна (температура в диапазоне от 30 до 55 градусов), идеально подходит для людей, которые не любят или не переносят высокие температуры. Это также обеспечивает турецкой бане популярность среди женщин. Женские бани в Турции всегда строятся рядом с мужскими, имеют один источник снабжения водой и теплом, но разные входы. В случае, когда средств у местной общины или застройщика, выражаясь современным языком, на строительство отдельной бани не хватало, баня строилась одна. Для женщин выделялся отдельный день (нередко они делят с мужчинами четные и нечетные), в который поперек входной двери просто вешается веревка, как знак «женского дня».
Сама баня активно действовала до 1910 г, после чего была закрыта. Её помещение использовали для разных предназначений. В разные периоды Хаммам Хюррем Султан была тюрьмой, складом и ковровым базаром.
Сама же будущая супруга турецкого султана, по одним данным, была дочерью православного священника из Рогатина (современная Ивано-Франковской область на Украине), по другим сведениям, из селения Чемеровцы (современная Хмельницкая область Украины). Во время одного из набегов крымских татар девушка попала в плен и после нескольких перепродаж была подарена Сулейману, бывшему тогда наследным принцем и занимавшему государственный пост в Манисе, где существовал собственный гарем. Не исключено, что она была подарена 26-летнему Сулейману по случаю восшествия на престол. Уже через пару лет она стала любимой наложницей, а позднее и женой и главным политическим советником (о перипетиях её жизни можете посмотреть известный украинский сериал конца 1990-х гг. "Роксолана-пленница султана" или современный турецкий многосерийный фильм "Великолепный век"). Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом — канун (в арабском разные слова: تقليد "таклид", традиция и قانون "канун", закон). Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.
5) Немецкий фонтан (тур. Alman Çeşmesi), подаренный Германской империей в память о втором визите в Стамбул кайзера Вильгельма II в 1898 году. Проект фонтана был разработан архитектором Спиттой, постройкой руководил архитектор Шоель. Фонтан был сконструирован в Германии, затем по частям перевезён в Стамбул и собран на своём современном месте. Открыт же фонтан был 27 января 1901 года, в день рождения Вильгельма II.
6) Вензель Вильгельма II и тугра (тогра; араб. طغراء, тур. tuğra, осм. طغراء — tuğra, персональный знак султана с информацией о его титуле и имени) Абдул-Хамида II на потолке фонтана.
7) Фонтан султана Ахмеда III, построенный в 1728 году в стиле османского рококо. В 1947—1952 годах фонтан изображался на обратной стороне банкноты достоинством в 10 турецких лир. Фонтан представляет собой большой квадратный блок с пятью малыми куполами. Ниши михраба на каждой из четырёх стен со внешней стороны обрамлены барельефом с растительным и цветочным орнаментом, и в каждой из этих ниш находится фонтанчик с питьевой водой (чешме). Вода подается из восьмиугольного бассейна внутри павильона, вокруг которого оставлено место для прогулок работникам павильона. На каждом внешнем углу находится киоск с тремя зарешеченными окнами (шебиль), через которые бесплатно выдавались стаканы с водой.
8) Фрагмент византийской стены и толпы туристов (в России, пожалуй, подобное в Петербурге и на Красной площади Москвы увидишь).
9)
10) В завершение всего рассказа о Стамбуле - Голубая мечеть или мечеть Султанахмет 1606-1616 гг. постройки во время правления Ахмеда I. В начале его правления Османская империя вела одновременно две войны — с Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов. Это поражение и другие события привели к тому, что авторитет Турции был подорван, и султан Ахмед I решил построить мечеть и таким образом умилостивить Аллаха. К тому же, турецкие султаны уже в течение сорока лет не возвели ни одной новой мечети. Строительство началось в августе 1609 года, когда султану было 19 лет. Предшественники Ахмеда за строительство мечетей платили тем, что было добыто в ходе войн, но так как Ахмед I не выиграл ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы. Организация и описание работ были тщательно записаны в шести томах
11) Архитектор мечети — Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и решивший превзойти своего учителя. Мехмет Ага до выявления архитектурных талантов служил в янычарском полку, где отвечал за сооружения, связанные с водоснабжением.
Сама же мечеть вмещает в себя около 10,000 человек, высота купола - 43 метра, 6 минаретов по 64 метра. Архитектура мечети сочетает в себе два стиля — классический османский и византийский. По легенде, султан приказал построить стандартное количество (4) золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана.
12) Для строительства мечети был использован камень и мрамор. Название «Голубая мечеть» она получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики пришли в упадок.
13) Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в который вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.
14) Когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что величайшая святыня исламского мира — мечеть Масджид аль-Харам в Мекке теперь сравнялась по количеству минаретов (их было 6) с Мечетью Султана Ахмета, это было признано святотатством и было принято решение пристроить к мечети аль-Харам ещё один минарет, чтобы она вновь превзошла все существующие сооружения.
15) Вот и подошёл к концу весь цикл рассказов об одном проведённом дне в Стамбуле. Обеспокоенный, я поспешил в метро в сторону аэропорта. Так как я до этого почти всю ночь не спал, попробовал подремать в вагоне поезда, пока меня не разбудил местный стамбульский дедушка. Перелёт из Стамбула до Москвы стоил мне ещё одной бессонной ночи (вернее, опять же дремота максимум на 1,5 часа). В России по прибытию сразу же поехал в то место, где живу, где и удалось моментально отрубиться на 5 часов. А вечером предстоял поезд в плацкартном вагоне до Клинцов, увы, и тогда вновь недостаточно продуктивно поспал. Уже дома высыпался. Это были самые бессонные три дня моей жизни. Как и пошутила Мила, спасибо надо сказать нашему президенту. Во внутрь Собора Святой Софии - дал себе слово, что пойду туда с будущем супругой во время медового месяца. Глупо, скажете? Нет. Время поджимало, да и цена билета в 700 рублей кусалась. Поэтому, пообещал будущей невесте показать это место.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]