Откуда пошла русская каменная архитектура...
---
1) Перед вами Собор Святой Софии в Стамбуле (обычно в русскоязычных текстах пишут "Собор Святой Софии в Константинополе"), который положил начало каменной храмовой архитектуре Киевской Руси в виде Софийских Соборов Киева, Полоцка и Великого Новгорода. Более тысячи лет
Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр. Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Здесь же, в 1054 году, произошло разделение единой Христианской церкви на Православную и Католическую.
2) В предыдущем репортаже мы остановились у площади Чемберлиташ, где мы посмотрели колонну Константина, мечеть Нуруосмание, караван-сарай Везир-хан и для общего кругозора рассмотрели отличия современного турецкого языка от литературного османского, существовавшего до 1930-х гг. XX века.
Прямо отсюда можно сесть в трамвай и доехать к площади Султанахмет, где и находятся Софийский Собор и Голубая мечеть - две доминанты Стамбула. Я же решил не изменять своему принципу и идти пешочком последний километр по соседним улочкам.
3) Вот ещё мечеть другому великому визирю Османской империи Кёпрюлю Мехмеду-паше, отцу уже вышеупомянутого в предыдущем репортаже Фазыля Ахмеда-паши, занимавшего эту высокую должность в 1656-1661 гг. Родился он в городке Кёпрюлю в 1583 году, сразу же почти в раннем детстве в соответствии с принципами системы девширме (осм. دوشيرمه — devşirme, один из видов налога с немусульманского населения, система принудительного набора мальчиков 8-16 лет из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве личных невольников султана; подростков обращали в ислам и увозили в Константинополь, самые способные получали образование в дворцовой школе или в доме одного из пашей и поступали впоследствии на правительственную службу в качестве чиновника) он был отнят у родителей и отдан в мусульманскую школу. Став великим везирем при монархе Мехмеде IV, Мехмед-паша (а позднее и его сын Фазыл Ахмед-паша ) сумел обеспечить для Османской империи стабильность во внутренней и внешней политике, а также повышением престижа власти во 2 половине XVI века. Были проведенные решительные действия по восстановлению военной мощи османов как на суше, так и на море, сумев нанести ряд поражений Австрии, Испании, Венеции, Речи Посполитой. В результате Османская империя сумела осуществить последние крупные завоевания, присоединив Крит, земли в Венгрии и Хорватии, Подолье, установлен контроль над Правобережной Украиной (с поражения в Венской битве в 1683 году начнётся медленное, постепенное угасание и самой империи, растянувшееся до начала XX столетия).
a href="https://fotki.yandex.ru/next/users/klintsi-kirill/album/564234/view/1864837?page=0" target="_blank">
4) В отличие от Каира, рядовая застройка Стамбула почти полностью относительно современна и соответствует 70-м гг. XX века (за слова "панельки", "брежневки" или "хрущёвки" турки, наверное, обидятся). Вся история - в возвышающихся мечетях над городом.
5)
6)
7) Турецкая школа с бессменным Лениным Мустафой Кемалем (как и во Вьетнаме будет бессменный Хо Ши Мин или в Польше Юзеф Пилсудский).
8) Бюст османского поэта Мехмета Акиф Эрсоя - автора слов гимна Турции "Марша независимости" İstiklâl Marşı, утверждённого в 1921 году. Сам автор слов гимна происходил по отцу из албанцев, по матери из бухарских узбеков, будучи по профессии ветеринаром, учителем в нескольких сельских школах. С детства же в качестве хобби начал писать стихи. На рубеже XIX-XX столетий стал главным редактором исламистского журнала «Sebilürreşad», позднее поддержал сторонников введения в стране конституционной монархии (младотурок) и их партию "Единение и прогресс" (осм. إتحاد و ترقى — İttihâd ve Terakkî, тур. İttihat ve Terakki), ответственной позднее за геноцид армян во время 1 мировой войны. Во время Кемалистской революции 1919-1923 гг. против иностранной военной интервенции Мехмет Акиф Эрсой выиграл конкурс стихов для национального гимна страны.
Korkma, sönmez bu şafaklarda yüzen al sancak;
Sönmeden yurdumun üstünde tüten en son ocak.
O benim milletimin yıldızıdır parlayacak;
O benimdir, o benim milletimindir ancak.
Çatma, kurban olayım çehreni ey nazlı hilal!
Kahraman ırkıma bir gül! ne bu şiddet bu celal?
Sana olmaz dökülen kanlarımız sonra helal,
Hakkıdır, Hak’ka tapan, milletimin istiklal!
И его же русский перевод:
Не бойся, не погаснет в небе флаг,
Пока в стране есть хоть один очаг.
Флаг мне и моей нации звезда.
Ты не сгоришь под небом никогда.
Не хмурься, полумесяц, коль люди под тобой,
А улыбнись, ведь мой народ — герой.
Прости, что в битвах кровь он не берёг,
Свобода — право всех, в чьём сердце Бог.
9) Выходим к площади Султанахмет.
10)
11) И вот храм Святой Софии, о котором и хочу рассказать в этом репортаже.
Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, попытка расширения территории до границ бывшей Римской империи, строительство дворцов и храмов. Достижения были ещё впереди, а началось всё с 532 года, когда Юстиниан едва не лишился власти в ходе народного восстания "Ника" (благодарить ему за спасение своего трона стоит супругу Феодору, проявившей твёрдость характера и не позволившей мужу оставить город, в результате чего восстание было утоплено в крови горожан Константинополя, вырезав бунтовщиков на ипподроме, потерявших бдительность и посчитав, что император вот-вот бежит, отчего и собрались на коронацию "народного императора" Гипатия). Во время этого бунта большая часть Константинополя оказалась разрушена вместе с первоначальным Софийским собором. Спустя сорок дней после окончания бойни император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского.
12) На постройку был употреблён лучший строительный материал. По императорскому циркуляру В Константинополь свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
"Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони".
Прокопий Кесарийский
13) В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.
Главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства 6 в. тенденции к грандиозности, величественной пышности и торжественности.
14) В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение во время осады Константинополя турками-османами. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.
В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
15) Выстроенный в 532–537 годах Софийский храм Константинополя воспринимался молящимися как воплощение идеи соборной, то есть вселенской, Церкви. Этот храм вмещал до десятка тысяч людей. Грандиозное пространство храма при его длине в 77 м, ширине 71,7 м и высоте в 55,6 м осенялось куполом диаметром 32 м. Сам центральный купол был сооружен так, что казалось, будто он парит в воздухе. Удивительная пространственность и легкость архитектуры Софии Константинопольской стала недостижимым идеалом и чудом мировой архитектуры. Византийский писатель Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565) оставил такую запись: «Всякий раз, как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божиим соизволением завершено такое дело».
Ночное освещение этого храма сравнивалось со знаменитым фаросским маяком, только над Босфором и Мраморным морем. Византийские писатели иногда называли Софийский собор «кораблем» или «маяком».
16) Одним из наиболее ярких свидетельств влияния православной культуры Византии на молодую культуру Киевской Руси являются древнерусские Софийские соборы. Крещение Руси произошло 988 году. Уже в 989 году в Новгороде Великом был построен деревянный Софийский собор «о тринадесяти версех», то есть с тринадцатью куполами. А к середине XI века на Руси имелось несколько каменных Софийских соборов, самыми знаменитыми из которых стали София Киевская (1037–1043), София Новгородская (1045–1052) и София Полоцкая (1030-1060) Они же являются свидетельством преемственности культурных связей между Византией и Древней Русью в те давние времена.
17)
18)
19) Для сравнения, облик Собора Святой Софии в Великом Новгороде
20) Собор Святой Софии в Полоцке. Да, от первоначальной постройки почти ничего не осталось. Перед вами перестроенный вариант в стиле "виленского барокко" архитектора Яна Глаубица.
21) Первоначальный облик Софийского Собора закладки 1030-1060-х гг.
22) Макет первоначального облика Софийского Собора в Киеве (оригинал фотографии у Ильи Буяновского varandej)
23) И современный перестроенный облик Софии Киевской в стиле украинского барокко (оригинал фотографии у Ильи Буяновского).
24) В следующий раз -заключительная часть о Стамбуле в ходе визита одного дня.
Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр. Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Здесь же, в 1054 году, произошло разделение единой Христианской церкви на Православную и Католическую.
2) В предыдущем репортаже мы остановились у площади Чемберлиташ, где мы посмотрели колонну Константина, мечеть Нуруосмание, караван-сарай Везир-хан и для общего кругозора рассмотрели отличия современного турецкого языка от литературного османского, существовавшего до 1930-х гг. XX века.
Прямо отсюда можно сесть в трамвай и доехать к площади Султанахмет, где и находятся Софийский Собор и Голубая мечеть - две доминанты Стамбула. Я же решил не изменять своему принципу и идти пешочком последний километр по соседним улочкам.
3) Вот ещё мечеть другому великому визирю Османской империи Кёпрюлю Мехмеду-паше, отцу уже вышеупомянутого в предыдущем репортаже Фазыля Ахмеда-паши, занимавшего эту высокую должность в 1656-1661 гг. Родился он в городке Кёпрюлю в 1583 году, сразу же почти в раннем детстве в соответствии с принципами системы девширме (осм. دوشيرمه — devşirme, один из видов налога с немусульманского населения, система принудительного набора мальчиков 8-16 лет из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве личных невольников султана; подростков обращали в ислам и увозили в Константинополь, самые способные получали образование в дворцовой школе или в доме одного из пашей и поступали впоследствии на правительственную службу в качестве чиновника) он был отнят у родителей и отдан в мусульманскую школу. Став великим везирем при монархе Мехмеде IV, Мехмед-паша (а позднее и его сын Фазыл Ахмед-паша ) сумел обеспечить для Османской империи стабильность во внутренней и внешней политике, а также повышением престижа власти во 2 половине XVI века. Были проведенные решительные действия по восстановлению военной мощи османов как на суше, так и на море, сумев нанести ряд поражений Австрии, Испании, Венеции, Речи Посполитой. В результате Османская империя сумела осуществить последние крупные завоевания, присоединив Крит, земли в Венгрии и Хорватии, Подолье, установлен контроль над Правобережной Украиной (с поражения в Венской битве в 1683 году начнётся медленное, постепенное угасание и самой империи, растянувшееся до начала XX столетия).
a href="https://fotki.yandex.ru/next/users/klintsi-kirill/album/564234/view/1864837?page=0" target="_blank">
4) В отличие от Каира, рядовая застройка Стамбула почти полностью относительно современна и соответствует 70-м гг. XX века (за слова "панельки", "брежневки" или "хрущёвки" турки, наверное, обидятся). Вся история - в возвышающихся мечетях над городом.
5)
6)
7) Турецкая школа с бессменным Лениным Мустафой Кемалем (как и во Вьетнаме будет бессменный Хо Ши Мин или в Польше Юзеф Пилсудский).
8) Бюст османского поэта Мехмета Акиф Эрсоя - автора слов гимна Турции "Марша независимости" İstiklâl Marşı, утверждённого в 1921 году. Сам автор слов гимна происходил по отцу из албанцев, по матери из бухарских узбеков, будучи по профессии ветеринаром, учителем в нескольких сельских школах. С детства же в качестве хобби начал писать стихи. На рубеже XIX-XX столетий стал главным редактором исламистского журнала «Sebilürreşad», позднее поддержал сторонников введения в стране конституционной монархии (младотурок) и их партию "Единение и прогресс" (осм. إتحاد و ترقى — İttihâd ve Terakkî, тур. İttihat ve Terakki), ответственной позднее за геноцид армян во время 1 мировой войны. Во время Кемалистской революции 1919-1923 гг. против иностранной военной интервенции Мехмет Акиф Эрсой выиграл конкурс стихов для национального гимна страны.
Korkma, sönmez bu şafaklarda yüzen al sancak;
Sönmeden yurdumun üstünde tüten en son ocak.
O benim milletimin yıldızıdır parlayacak;
O benimdir, o benim milletimindir ancak.
Çatma, kurban olayım çehreni ey nazlı hilal!
Kahraman ırkıma bir gül! ne bu şiddet bu celal?
Sana olmaz dökülen kanlarımız sonra helal,
Hakkıdır, Hak’ka tapan, milletimin istiklal!
И его же русский перевод:
Не бойся, не погаснет в небе флаг,
Пока в стране есть хоть один очаг.
Флаг мне и моей нации звезда.
Ты не сгоришь под небом никогда.
Не хмурься, полумесяц, коль люди под тобой,
А улыбнись, ведь мой народ — герой.
Прости, что в битвах кровь он не берёг,
Свобода — право всех, в чьём сердце Бог.
9) Выходим к площади Султанахмет.
10)
11) И вот храм Святой Софии, о котором и хочу рассказать в этом репортаже.
Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, попытка расширения территории до границ бывшей Римской империи, строительство дворцов и храмов. Достижения были ещё впереди, а началось всё с 532 года, когда Юстиниан едва не лишился власти в ходе народного восстания "Ника" (благодарить ему за спасение своего трона стоит супругу Феодору, проявившей твёрдость характера и не позволившей мужу оставить город, в результате чего восстание было утоплено в крови горожан Константинополя, вырезав бунтовщиков на ипподроме, потерявших бдительность и посчитав, что император вот-вот бежит, отчего и собрались на коронацию "народного императора" Гипатия). Во время этого бунта большая часть Константинополя оказалась разрушена вместе с первоначальным Софийским собором. Спустя сорок дней после окончания бойни император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского.
12) На постройку был употреблён лучший строительный материал. По императорскому циркуляру В Константинополь свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
"Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони".
Прокопий Кесарийский
13) В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.
Главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства 6 в. тенденции к грандиозности, величественной пышности и торжественности.
14) В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение во время осады Константинополя турками-османами. 30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.
В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
15) Выстроенный в 532–537 годах Софийский храм Константинополя воспринимался молящимися как воплощение идеи соборной, то есть вселенской, Церкви. Этот храм вмещал до десятка тысяч людей. Грандиозное пространство храма при его длине в 77 м, ширине 71,7 м и высоте в 55,6 м осенялось куполом диаметром 32 м. Сам центральный купол был сооружен так, что казалось, будто он парит в воздухе. Удивительная пространственность и легкость архитектуры Софии Константинопольской стала недостижимым идеалом и чудом мировой архитектуры. Византийский писатель Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565) оставил такую запись: «Всякий раз, как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божиим соизволением завершено такое дело».
Ночное освещение этого храма сравнивалось со знаменитым фаросским маяком, только над Босфором и Мраморным морем. Византийские писатели иногда называли Софийский собор «кораблем» или «маяком».
16) Одним из наиболее ярких свидетельств влияния православной культуры Византии на молодую культуру Киевской Руси являются древнерусские Софийские соборы. Крещение Руси произошло 988 году. Уже в 989 году в Новгороде Великом был построен деревянный Софийский собор «о тринадесяти версех», то есть с тринадцатью куполами. А к середине XI века на Руси имелось несколько каменных Софийских соборов, самыми знаменитыми из которых стали София Киевская (1037–1043), София Новгородская (1045–1052) и София Полоцкая (1030-1060) Они же являются свидетельством преемственности культурных связей между Византией и Древней Русью в те давние времена.
17)
18)
19) Для сравнения, облик Собора Святой Софии в Великом Новгороде
20) Собор Святой Софии в Полоцке. Да, от первоначальной постройки почти ничего не осталось. Перед вами перестроенный вариант в стиле "виленского барокко" архитектора Яна Глаубица.
21) Первоначальный облик Софийского Собора закладки 1030-1060-х гг.
22) Макет первоначального облика Софийского Собора в Киеве (оригинал фотографии у Ильи Буяновского varandej)
23) И современный перестроенный облик Софии Киевской в стиле украинского барокко (оригинал фотографии у Ильи Буяновского).
24) В следующий раз -заключительная часть о Стамбуле в ходе визита одного дня.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]