Кедайняй – как даже не выжить, а процветать маленькому городку в центре Литвы.
---
Пожалуй, всех евроскептиков и почитателей СССР, считающих, как плохо живёт Литва в нынешних капиталистических реалиях, надо принудительно отправлять на экскурсию в Кедайняй - небольшой город в самом центре Литвы.
Нет, это не какой-то там резерват достижений литовского хозяйства. Этому городу более шести столетий и всю свою историю он пытался по максиму извлечь выгоду из своего стратегического расположения. Получалось это по разному, были здесь в разные периоды и упадки, и расцветы.
На данный момент это город с одним из самых маленьких уровней безработицы в Литве, множеством прибыльно работающих предприятий, сравнительно малым процентом эмиграции среди местного населения и большими планами на будущее. Ну, а для путешественников он интересен прежде всего отлично сохранившимся и приведённым в порядок Старым городом, а также своей любопытной и неординарной историей.
Прогуляемся по нему и попробуем прочувствовать ритм его прошлого и настоящего...
2.
Кедайняй в сознании современных жителей Литвы подчас имеет множество стереотипов. Его считают огуречной столицей Литвы, связывают с местным политиком-популистом русского происхождения Виктором Успаскисом, а также вспоминают о его крупнейших и богатейших предприятиях „Лифосе“ и „Виконде“.
Не многие вспомнят, что когда-то этот город был столицей Жемайтии и что им несколько столетий правили Радзивиллы - богатейший дворянский клан Литвы, Польши и Беларуси. Ещё меньше знает, что в этом городе почти всегда мирно уживались разные народы со своими религиями и конфессиями – католики, лютеране, иудеи, православные.
3.
Видимо, не случайно свою прогулку по этому городу мы начали с посещения единственного в Литве минарета. История его появления здесь в самом центре нашей небольшой страны удивительна и неправдоподобна.
4.
Нет, в Кедайняй нет и никогда не было мусульманской общины. Расположенная на отшибе города эта башня была построена в 1880 году по проекту тогдашнего виленского губернатора и заодно хозяина местной усадьбы русского генерала и известного военного инженера Эдуарда Тотлебена.
5.
Этот человек был очень неординарной личностью. Участник военных кампаний на Кавказе и одни из руководителей обороны Севастополя в Крымской войне он приложил свою руку и знания к созданию множества известных фортификационных проектов своего времени в Керчи, Киеве, финском Свеаборге, Кронштадте, Варшаве. Инженерный гений Тотлебена был задействован и в уже известных мне и постоянным моим читателям крепостях Каунаса, Динабурга и Осовца.
6.
Минарет в Кедайняй был построен под личным его руководством в память о Крымской компании. Есть и альтернативная народная версия причины появления минарета. Якобы, у генерала была привезена с очередной военной компании сюда наложница-турчанка. Для неё и было выстроено это необычное для Литвы сооружение, отлично сохранившиеся до наших дней.
7.
Когда-то рядом находилась и красивейшая усадьба графа, которая была взорвана отступающими немцами в годы Второй Мировой войны.
8.
Сохранился лишь ландшафтный парк, да несколько запруд.
9.
Неподалёку от минарета находится и местный вокзал. До центра города тут совсем не близко. Видимо, вокзал был также построен не без покровительства русского генерала, который мог таким образом лично встречать там своих гостей.
10.
Теперь здесь расположен далеко не самый лучший район Кедайняй. Мы не стали здесь задерживаться и поспешили в самый центр города.
11.
Здесь расположен его Старый город с отлично сохранившейся древней планировкой и множеством старинных зданий. Его улицы в наши дни блистают чистотой и порядком.
12.
Большинство старых зданий отреставрировано и выглядят весьма необычно.
13.
Когда то здесь жило очень пёстрое население. Обширные связи и удобное месторасположение превратили Кедайняй в важный центр торговли и религии. Всё началось с небольшой рыболовецкой деревушки, расположившейся на берегу реки Невежис, которую согласно местным легендам основал некий купец Кейданген из Курляндии.
14.
С самого становления Кедайняй, как города, его опекали два богатейших княжеских рода - Радзивиллы и Кишки. Элементы их фамильных гербов стали основой современного обозначения города – чёрное орлиное крыло и лапа, держащая серебряную подкову с тремя крестами.
15.
Именно ярые противники католичества и почитатели евангелистов-реформаторов Радзивиллы привели в город множество новых религий. Пять столетий назад религиозная власть в городе была поделена между католиками, кальвинистами и лютеранами. Позже здесь получили право селиться и православные жители, а также евреи и даже ариане – сторонники редкого ответвления христианства.
16.
В те времена в городе жили немцы, шведы и даже шотландцы. Тогда все эти конфессии и народы сосуществовали довольно мирно. Но Радзивилам этого было мало.Ещё немного и Литва могла пойти по пути Латвии и Эстонии. Именно Кедайняйская уния 1655 года провозгласила разрыв с Польшей и союз со Швецией. Тот конфликт закончился войной, которую Радзивиллы проиграли, а город оказался разорён на долгие десятилетия.
Его и далее преследовали пожары, войны и эпидемии. Со временем торговля и всё более активное ремесленничество возродили Кедайняй заново. Им всё ещё владели потомки Радзивиллов, которых окончательно погубил союз с Наполеоном в его походе на Москву 1812 года.
После разгрома французов кедайняйские владения были конфискованы и переданы во власть польского графа Франциска Чапского. Но и тот потерял их из-за поддержки польско-литовских восстаний в 1831 и 1863 годах. Тогда Кедайняй становился мятежным центром и яростно боролся с царскими карательными войсками. В итоге, Чапский был выслан в Сибирь и умер в изгнании, а город перешёл во владения генерала Тотлебена и его потомков вплоть до Первой Мировой войны. Не смотря на все конфликты и войны, Кедайняй процветал.
17.
В городе постоянно организовывались ярмарки, действовали кирпичный, молочный и колбасный заводы, кожевенная и картонная фабрика. До наших дней сохранились все три главные торговые площади небольшого городка. Большую часть торговли держала еврейская община. Её члены создали первый местный банк, организовали типографское дело.
18.
Именно местные евреи в своё время начали выращивать здесь огурцы, ставшие в наше время символом города. Кедайняй всегда славился религиозной терпимостью, поэтому здесь не было погромов в годы послевоенной литовской независимости, а евреи не были обособлены и принимали активное участие в общественной жизни города – состояли в общих пожарных командах, играли в городских оркестрах и т.д.
19.
Но Вторая Мировая война всё равно не пощадила местное еврейское население. Оно было полностью уничтожено в течении нескольких августовских дней 1941 года в близлежащих лесах. За один день было расстреляно 2076 евреев или треть всего тогдашнего населения города.
20.
До наших дней сохранилось их многочисленное наследие. В городе до сих пор стоят три еврейские синагоги, причём одна из них действующая.
21.
Не было разорено и местное еврейское кладбище в советские годы. Жаль до него мы в этот раз не доехали.
22.
Сохранилось и здание первого еврейского банка. Правда, нынче оно пустует, но оригинальная инсталляция оживляет его серые стены.
23.
Отлично сохранились в городе и все его другие религиозные храмы различных конфессий.
24.
В очень необычной для католической Литвы кальвинистской церкви с четырьмя башенками и колокольней находится мавзолей Радзивиллов. В советские годы здесь располагался спортзал.
25.
В глубине старого города находится красивейший деревянный костёл Святого Иосифа, построенный более 300 лет назад монахами-кармелитами.
26.
Когда-то здесь разполагалось языческое святилище богу Пяркунасу. Деревянный шедевр монахов чудом сохранилась до наших дней. В советские годы здесь располагались склады.
27.
Чуть поодаль у реки высится костёл Святого Георгия, построенный на месте литовского замка более шести столетий назад из торуньских красных кирпичей.
28.
Православная церковь Вознесения Господнего тоже благополучно стоит на своём месте. Когда-то деньги на её восстановление давал лично будущий премьер-министр Российской империи Пётр Столыпин (тогда он был предводителем Ковенского дворянства).
29.
В советские годы многие старинные оригинальные дома лишали всех их архитектурных особенностей, но не разрушали.
30.
За последние годы местные жители стараются вернуть им изначальный облик, как это хорошо видно на следующей фотографии.
31.
Даже те дома, до которых не дошла рука реставраторов стараются как-то украсить и преобразить.
32.
В старом городе есть много и пустующих территорий, которые ещё ждут своих инвесторов.
33.
В годы СССР Кедайняй себя чувствовал также вполне вольготно. Рядом был построен большой военный аэродром. В наше время там устраивают спортивные праздники и гоняют местные драг-рэйсеры. В городе было положено начало химической промышленности, построены новые заводы и фабрики. Часть их обанкротилась с развалом Советского Союза, а часть только нарастила производство в последние десятилетия.
34.
В Кедайняй теперь производятся минеральные удобрения, мороженое, сахар, хлеб, сельскохозяйственные корма и, конечно, знаменитые местные огурцы. Это обеспечивает занятостью большую часть населения. Да, и близость Каунаса сказывается.
35.
Но туристический потенциал города пока не раскрыт в полную меру.
36.
Мы прогулялись по городу.
37.
Посидели в местном ресторанчике.
38.
Заглянули в прокуратуру.
39.
Убедились, что раздача быстрых кредитов действует.
40.
Даже следы советского прошлого гармонично впмсываются в его архитектурный ансамбль.
41.
Современные вполне приличные здания тоже присутствуют в центре.
42.
Но не заметили толп туристов с фотоаппаратами наперевес и путешественников с рюкзаками.
43.
Учитывая, что в городе есть на что посмотреть, а сам городской центр прекрасен в любую погоду, рискну предположить, что будущее у этого города есть. Да, и его настоящее можно считать вполне успешным. А если не верите, загляните как-нибуть сюда сами...
44.
Взято: lavagra.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]