Кина не будет: о фильмах, запрещённых или снятых с проката в Беларуси
На широкие экраны вышел фильм «Крым», события которого разворачиваются на фоне “крымской весны” 2014-го года. С самого начала съёмок картина вызвала широкий резонанс, усилившийся этим летом, когда первый её трейлер стали показывать в минских кинотеатрах. Украинское посольство этим фактом возмутилось, подготовило ноту протеста и в белорусский прокат фильм так и не попал.
По случаю премьеры противоречивой картины я решил узнать подробности этого инцидента и вспомнить о других громких случаях недопуска художественных фильмов на белорусские экраны.
«Крым» (2017)
Кадр из фильма "Крым" А.Пиманова
Режиссёром и идейным вдохновителем проекта о событиях, приведших к присоединению Крыма к России, стал Алексей Пиманов, известный по своей телепрограмме «Человек и закон». По словам Пиманова, в марте 2014-го года он находился в Крыму, был очевидцем происходящего и увиденное его потрясло настолько, что он почти сразу приступил к разработке картины, которая бы отразила событие “планетарного масштаба”.
По понятным причинам, картина вызвала волну возмущений в Украине, о прокате ленты в которой не шло и речи. Пиманов предпринял попытку добиться выдачи его фильму прокатного удостоверения и направил украинскому правительству открытое письмо. Попытка, как и следовало ожидать, была безрезультатной.
Открытое письмо А.Пиманова в адрес украинского правительства
Беларусь, как страна-посредник в разрешении конфликта в Луганске и на Донбассе, оказалась в затруднительном положении, усугубившемся в июле. Перед показом фильма «Блокбастер» в минских кинотеатрах зрителям демонстрировали трейлер ленты Пиманова, и уже в считанные дни Министерство иностранных дел Республики Беларусь получило от своих украинских коллег дипломатическую ноту. Посол Украины Игорь Кизим тогда пояснил, что фильм оправдывает захват полуострова и его показ в Беларуси негативно скажется на отношениях двух государств.
Позднее представители минского киновидеопроката вовсе опровергли намерение показывать «Крым» в Беларуси, подчеркнув, что трейлер был неотъемлемой частью российского фильма "Блокбастер" и прикреплён к нему правообладателями фильма. В свою очередь российская компания-прокатчик «Парадиз» заявила, что переговоры о белорусской премьере скандального фильма всё же велись.
Как бы там ни было, на широких экранах белорусские зрители «Крым» не увидят. И это не единичный пример, когда политические, религиозные и иные обстоятельства становились на пути у фильмов.
«Код Да Винчи» (2006)
Том Хэнкс и Одри Тоту в фильме "Код Да Винчи"
Экранизацию одноимённого романа-бестселлера Дэна Брауна встретили сокрушительной критикой как в христианских, так и в исламских странах. Например, в России православные общественные организации устраивали пикеты и стояния; а представители Московского Патриархата вовсе призывали обратиться в Прокуратуру. Несмотря на возмущения и безусловный резонанс, вызванный интерпретацией библейских событий, фильм с проката так и не сняли. По итогам 2006-го года «Код…» оказался в пятёрке самых прибыльных лент, демонстрировавшихся в российских кинотеатрах.
В Беларуси же наблюдалась совершенно противоположная ситуация. Здесь картина Рона Ховарда исчезла из кинотеатров через четыре дня после премьеры. Директор унитарного предприятия «Киновидеопрокат» Василий Коктыш заявил, что причиной тому послужило оскорбление чувств верующих: о фильме в негативном ключе высказалась Белорусская православная церковь, а в католическом Минском костёле св. Симеона и Елены проводились посты в связи с показом ленты.
«Телепорт» (2008)
Хейден Кристенсен в фильме "Телепорт"
Картина Дага Лаймана («Мистер и миссис Смит») должна была появиться на белорусских экранах в начале 2008-го года. Вовсю шла его рекламная кампания, по городу были развешены плакаты, однако накануне премьеры фильм из прокатной сетки пропал – ему на смену пришли выпущенные ранее фильмы ужасов «Глаз» с Джессикой Альбой и «Я легенда» с Уиллом Смитом.
Официальных комментариев мне отыскать не удалось. Предположу, что всё дело в срыве договорённостей с российскими партнёрами-прокатчиками. Хотя версия о вреде показа в Беларуси фильма о том, что можно запросто телепортироваться в любое желаемое место, выглядит куда забавней.
«Диктатор» (2012)
Саша Б.Коэн в образе адмирал-генерала Аладина. Х/ф "Диктатор"
Пародийно-сатирический фильм Саши Бэрона Коэна встретил острое неприятие, в основном, в странах Средней Азии. В Таджикистане фильм попал под запрет официально. В Казахстане его сняли с проката через несколько недель после премьеры. В Пакистане и Узбекистане в кинотеатрах показали сокращённую, подвергшуюся цензуре версию картины. Беларусь тоже упоминается в числе стран, столкнувшейся с определёнными трудностями в принятии решения о выдаче ленте прокатного удостоверения. Здесь фильм «Диктатор» просто проигнорировали.
Разумеется, за подобным решением усмотрели политическую подоплёку. Хотя директор Киновидеопроката В.Коктыш ссылается на совершенно другие причины: фильм, мол, низкопробный, снят на грани фола; плюс ко всему, его демонстрация требовала цифрового оборудования, которого на тот момент в столичных кинотеатрах попросту не хватало.
«Номер 44» (2015)
Гэри Олдман и Том Харди. Кадр из фильма "Номер 44"
Фильм о расследовании серии убийств детей в сталинской России должен был снимать Ридли Скотт с Кристином Бэйлом в главной роли. Позже Скотт ограничился лишь продюсерскими функциями, на посту постановщика его сменил Даниэль Эспиноза («Код доступа “Кейптаун”»), а роль сыщика досталась Тому Харди.
Картина стала экранизацией романа «Child 44», к слову, изданного на русском языке ещё в 2008-ом году и, буквально в считанные дни перед запланированной премьерой (в России и Беларуси она должна была состояться в один день) была снята с проката. Причиной тому послужило решение компании-прокатчика Централ партнершип, принятое по итогам закрытого показа ленты, на котором присутствовали представители Министерства культуры России.
Министр культуры РФ Вл.Мединский
Позже с официальным заявлением выступил министр культуры России Вл.Мединский, объяснивший, что лента искажает исторические факты: «Не страна, а Мордор, с физически и морально неполноценными недочеловеками, кровавое месиво в кадре из каких-то орков и упырей — вот в такой стране происходит действие фильма от 30-х до 50-х годов ХХ века. Так показана наша страна — та самая, которая только что победила в Великой войне, вырвалась в число мировых лидеров и вот-вот запустит первого человека в космос… Такие фильмы, как "№44", не должны выходить в нашей стране в массовый кинопрокат, зарабатывая на нашем кинозрителе, ни в год 70-летия Победы, ни когда бы то ни было ещё».
Запрет на показ в России привёл к запрету и на белорусский прокат. Директор минского Киновидеопроката Василий Коктыш тогда пояснил, что это стало следствием решения Централ партнершип: «Они приняли такое решение. Мы, конечно же, его поддержали. Зачем нам эти проблемы и вопросы?! Фильм того не стоит. Мы его даже не хотели брать в прокат, но сделали это по просьбе «Централ Партнершип».
Вместо переведённого и озвученного «Номера 44», ещё накануне имевшего прокатное удостоверение и широкую рекламную кампанию, белорусским зрителям добавили дополнительные сеансы очередной части «Форсажа».
«Пила», «Фредди против Джейсона» и ещё 100 фильмов
Кэри Элвис в фильме Джеймса Вана "Пила"
От снятых и недопущенных к белорусскому прокату фильмов перейду к списку картин, который в своё время наделал в прессе немало шума. Речь об официальном списке нежелательных картин, составленном Экспертной комиссией при Министерстве культуры Беларуси. Список существовал довольно длительное время, и на него любили ссылаться СМИ и даже республиканские общественные организации.
В последующем, видимо, пришло осознание, что перечень хоть и носит рекомендательный характер, но в глазах общественности выглядит, скорее, продуктом цензуры. А потому с официального сайта эта информация пропала. Напоминанием о ней служит лишь “битая” ссылка на удалённую страницу сайта Минкульта РБ, носящая название “primernyi-perechen-filmov-ne-rekomendovannykh-respublikanskoi-ekspertnoi-komissiei”.
К счастью, ничто из интернета бесследно не исчезает и благодаря гугл-кэшу мне удалось отыскать оригинальный список, сканом которого с удовольствием с вами делюсь. Помимо кровавых фильмов ужасов и порнографии, в нём можно увидеть довольно неожиданные примеры, вроде британской исторической драмы «Гитлер. Восстание зла», арт-хаусного хита «Плохой лейтенант» с Харви Кейтелем и даже комедию «Типа крутой охранник».
Послесловие. Запретный плод сладок. Непререкаемая истина, которая отлично демонстрирует свою актуальность на примере “неудобных” фильмов. Картины, показы которых в отсутствие интереса со стороны минкультов могли пройти спокойно или вовсе незаметно, оказываются в центре искусственно нагнетённого скандала, что приводит к совершенно противоположному эффекту – повышенному зрительскому вниманию. В Сети у этого явления есть даже свой аналог, получивший название “Эффект Барбры Стрейзанд”. Интересно, слышали ли о нём хоть что-то те, кто раздул всю эту шумиху вокруг «Матильды» Учителя?
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
7 известных киносцен, которые едва не убили актёров
Атомное оружие Холодной войны: про фильм «Взрывная блондинка»
Forever 80s. Почему ’80-ые продолжают влиять на современную культуру
«Цельнометаллическая оболочка»: Интересные факты о культовом фильме
Странная война: почему «Дюнкерк» может стать самым спорным фильмом Нолана