Игра в имитацию: о «Бегущем по лезвию 2049» и его режиссёре
Золотое правило сиквела гласит: бери всё лучшее из предыдущего фильма и удваивай это. Такая схема отлично работает в развлекательных фильмах и хорошо видна на примере всяких «Форсажей» или «Рэмбо»: погони, перестрелки, экшен – от фильма к фильму эти составляющие прирастают по экспоненте и, при должном уровне изобретательности авторов, способны годами обеспечивать актёров работой, приносить студии доход и удовлетворять зрительские потребности (последняя опция необязательна).
Но даже когда внешне всё выглядит довольно благополучно – внутренняя логика происходящего со временем начинает катастрофически хромать. Очередное продолжение фильма, всё чаще возводящее во вторую степень свои козыри, неизбежно скатывается в какой-то фарс. Да, с виду всё в порядке, но стоит на минутку вспомнить, что человек, с лёгкостью сбивающий автомобилем летящий вертолёт, ещё в первом фильме едва не заваливал всю миссию из-за порезанных пяток – и вся картина происходящего рассыпается, как карточный домик.
Думаю, эта немного отвлечённая прелюдия уже дала вам понять, к каким выводам я вас подталкиваю: «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва хоть и является всего лишь вторым фильмом во вселенной репликантов, но местами выглядит так, словно между ним и оригинальной лентой Ридли Скотта было снято, если слепо следовать логике нумерации названия сиквела, ещё 2047 фильмов. И каждый из них хотел казаться более нуарным, медитативным и философским, нежели его предшественник.
Как мне кажется, именно такой подход раздул хронометраж фильма Вильнёва до каких-то несоизмеримых с его смысловым стержнем размеров. Новый «Бегущий…» длится почти на час (!) дольше своего предшественника и я даже с натяжкой не могу сказать, что такой циклопический хронометраж в без малого 180 минут был хоть сколько-то оправдан. Оригинальный фильм тоже не блистал изощрённостью сюжетных ходов, но ставку на них он и не делал: работа Скотта – это, во-первых, умопомрачительный аудиовизуальный ряд (до сих пор оказывающий влияние на кинематографистов), а во-вторых – мощнейший философский заряд, густо замешанный на рационализме, иррационализме, ницшеанстве и, если угодно, "достоевщине". И если с первой позицией в сиквеле ещё всё очень даже неплохо (работа дизайнера, оператора и мастера по свету проделана впечатляющая, но ни о какой новой планке, увы, речи не идёт), то на месте второго пункта зияет огромная дыра, которую Вильнёв прикрывал как мог, пуская в ход даже совсем уж чуждо тут выглядящую библейщину.
К слову, о Вильнёве.
Ещё до премьеры фильма в интернете оказались данные об оценках, которые дали его работе тест-группы и критики, посмотревшие второго «Бегущего…» на закрытых показах. В двух словах шквал дифирамб сводился к повторению им подвига, совершённого в позапрошлом году Джорджем Миллером с его несомненно улучшенной версией «Безумного Макса», ставшего едва ли не главным приятным сюрпризом года. По моим ощущениям, критики снова сыграли с «Бегущим…» злую шутку. С той лишь разницей, что 35 лет назад они растоптали «Мону Лизу» жанра, а сегодня – превознесли её искусную, но всё же копию. В этой связи Вильнёв вообще перестал производить впечатление самобытного рассказчика и его дальнейшие планы заняться бондианой, «Клеопатрой» и «Дюной», а не какими-то аутентичными проектами – красноречивое тому подтверждение и грустный привет тем, кто называет Дени новым Ноланом. Потому что с такими намерениями его уже почти ничего не отличает от Дж.Дж.Абрамса, с той лишь разницей, что последний хотя бы честен перед зрителем в желании уйти с головой в любимые с детства мирки и не позиционирует себя автором умной фантастики (прошлогоднее «Прибытие» Вильнёва, к слову, возмутительная пустышка).
Послесловие: в сиквеле есть сцена, где подружка-голограмма героя Райана Гослинга пытается синхронизироваться с живой девушкой, буквально накладывая свои движения поверх её движений до степени полного их смешения/замещения. Вот и новый «Бегущий…» такой же: он старательно повторяет всё за оригиналом и как бы говорит нам "Смотри, я могу не хуже!". Иногда получается очень хорошо, но малейший “рассинхрон” – и сразу становится видно, кто есть кто. Плохим от этого сиквел не становится: это всё же скорее хороший фильм с массой достоинств и поклонникам жанра его точно не следует пропускать. Но, боюсь, воспоминания от работы Вильнёва вскоре исчезнут так же бесследно, как бесследно исчезают слёзы под дождём.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Как снимали фильм "Бегущий по лезвию" (1982)
Наследие репликанта: о книгах, комиксах, играх и других продолжениях "Бегущего по лезвию"
Про создание фильма "Трон" (1982)
Что "Звёздные войны" позаимствовали у французского "Валериана"
Как снимали фильм "Марсианин" (2015)
"Пятый элемент" Люка Бессона: каким мог быть фильм
ЧТО ПОСЛУШАТЬ?
Оригинальный саундтрек к фильму "Бегущий по лезвию"
Оригинальный саундтрек к фильму "Бегущий по лезвию 2049"