Urbex3p'17(лето): Братислава-Озора-Прага-Чешская Швейцария-Брно-Вильнюс
---
Всем привет! Хочу рассказать вам про мое путешествие по Европе этим летом. В этом обзоре будет очень много фотографий старинных улочек, необычных видов с крыш, антуражных подземелий, заброшенных зданий и даже высоких гор. На протяжении месяца, я писал про каждое место подробно в своем паблике вконтакте. Но для тех, кто пропустил, или же не сидит вк, я написал этот большой пост, где написал в кратце про каждое место с ссылкой на полную версию. Если собираетесь в одну из упомянутых в названии стран, в этом посте вы, возможно, найдете много интересного для своего маршрута. Приятного просмотра!
Изначально я планировал поехать с моей девушкой только на неделю на электронный фестиваль в Венгрии - Озору, продажа билетов на который заканчивается за пол года до начала. Но в итоге остался путешествовать по европе еще на целый на месяц (уже прям традиция) и, кроме Венгрии, объехал еще несколько стран.
Путешествие мы начали с Братиславы - столицы Словакии. Перелет в Братиславу оказался в несколько раз дешевле, чем в Будапешт, да и посмотреть за раз на одну больше страну всегда интересней. Братислава оказалась очень уютным городком, с хоть и небольшим, но атмосферным старинным центром. Здесь мы пробыли всего один вечер, а утром сели на поезд до Будапешта - столицы Венгрии. Будапешт - город с большой историей, и состоит из двух частей - Буды и Пешта. Пополам город делит река Дунай. Во времена расцвета Австро - Венгерской империи, Будапешт превратился в большой красивый город, который строили самые известные архитекторы Европы того времени. Выделев всего вечер для знакомства с Будапештом (чего оказалось мало), на следующей день мы отправились на Озору - один из самых масштабных фестивалей психоделической транс - музыки в мире. Фестиваль огромен, как по кол- ву посетителей (около 35 тыс), так по декорациям (попадаешь в огронмый сказочный мир), так и по насыщенности программ - музыка, йога, масте - классы, настолки, практики, семинары и еще туча всякой всячины. Единственный минус - в июле в Венгрии очень жарко :( Проходит фестиваль ежегодно в 100 км от Будапешта. После Озоры несколько дней мы доисследовали Будапешт, а затем отправились в Прагу - столицу Чехии! Большую часть путешествия мы пробыли в этом чудесном историческом городе, за что спасибо моему другу - Веславу, предоставившему возможность пожить в Праге несколько недель. Где мы только не были в Праге - гуляли сутками по улицам с фотоаппаратом, лазили по крышам, заброшкам и подземным рекам, побывали на Гей - параде и в бункере холодной войны. Тем не менее возвращаться в Прагу хочется еще - очень душевный город! Из Праги мы съездили с ребятами из Перьми на пару дней в Чешскую швейцарию - полюбоваться невероятными природными ландшфтами, на гору Снежка (самую высокую гору в Чехии), и в уютный Брно. Брно - небольшой старинный городок с множеством классных обзорок и подземельев (чего только оссусарий в Костнице стоит). Под конец путешествия, мы заехали еще и в Прибалтику - в Вильнюс - столицу Литвы. Вильнюс, хоть и не такой ухоженный и престижный, как другие Европейские города, но все - же свой колорит здесь тоже есть. Вильнюс - единственный город Прибалтики, где лучше всего сохранилась малоэтажная архитектура 16-18 столетий. Ну а из Вильнюса уже в Москву.
Под катом я расскажу про самые яркие моменты путешествия, привязав ссылками к конкретным обзорам вконтакте для удобства. Буду рад, если этот обзор, как и мой опыт путешествия, будут вам полезены! Про некоторые места я возможно также напишу отдельные обзоры в будущем, поэтому пишите в комментах, что вам больше всего понравилось.
Братислава.
Какой вы себе представляете Братиславу? Если вы смотрели Евротур, то хочу вас разочаровать (а может и наоборот) - Братислава весьма красивый европейский город, где очень даже приятно погулять. Доля правды в фильме все же есть - цены в Словакии ниже, чем в соседних Венгрии, Чехии и Австрии, но не на много.
пс: К слову, Евротур снимали в городке Миловице под Прагой. Сейчас там уже нету пейзажей аппокалипсиса, и это вполне цивильный городок с отреставрированными 5-ти этажками.
А между тем Братислава - город с интересной историей. С 1541 по 1684 годы, Братислава (а тогда Пресбург) являлась столица Венгрии. Еще один интересный факт - Братислава и Вена являются самыми близкорасположенными столицами Европы (55 км и меньше часа на авто понадобиться, чтобы добраться до соседней столицы). До 1936 года из Братиславы в Вену курсировал, вы не поверите, трамвай!.
Сейчас население города составляет около 500 тыс. человек. Весь город можно пройти насквозь всего за пару часов, а историческую часть и того быстрее
Утром, мы отправились на поезде в Будапешт - столицу Венгрии. Поезда между этими странами очень доступные по меркам европы. Так билет в купе обошелся нам всего в 7 евро на человека.
Будапешт - это город широких проспектов, высоких старинных зданий 18 - 20 веков постройки, большое количество велосипедистов и самые длинные в мире трамваи.
К Будапешту вернемся после фестивался, а пока "Добро пожаловать в рай" - на пожалуй самый красочный музыкальный фестиваль в Европе - Озору.
Примерно в 150 км от Будапешта рядом с одноименным поселком Озора каждый год в августе устраивается масштабный по всем меркам фестиваль, собирающий ценителей электронной, этнической, необычной и живой музыки.
4 сцены, огромное колличество декораций, рынки с дековниками со всего мира, необычные кафешки, этнические чайные, мастер - классы, йога круглый день и 30 000 человек. Так можно грубо описать этот фестиваль.
Единственный минус во всем этом сумасшествии - это жара. Днем под солнцем температура достигает порой 40 градусов. Спасают многочисленные души и пожарные машины, поливающие тусовщиков каждые несколько часов. Больше фото в вк.
Но любая сказка рано или поздно подходит к концу, как и пролетела неделя на Озоре. Из Венгенских полей возвращаемся братно в столицу, чтобы получше изучить город.
Некоторые факты о Будпаеште:
- Будапешт появился несколько веков назад при объединении городов на противоположных берегах дуная - Буды и Пешта.
- Население города составляет 1,7 миллиона человек.
- В городе есть метро, состоящее из 4 линий.
- Чтобы обойти весь исторический центр понадобится несколько дней.
Больше фото с улиц города.
И еще.
Еще Будапешт - это невероятно декорированные интерьеры храмов.
Глубокие дворы - колодцы и шикарные парадные.
Будайский замок.
В Будапеште функционирвет один из самых первых метрополитенов в Европе.
Первая (Желтая) линия Будапештского метро появилась в мае 1896 года. В те времена Австро - Венгерская империя активно развивалась и являлся важным культурным и промышленным центром. Росло население?, и появилась потребность в хорошем общественном транспорте. Будапешт стал первым городом а в континентальной Европе, где появлялось метро.
Все станции первой линии кажутся приземистыми, тесными и узенькими. До потолка можно буквально достать рукой✋. Еще бы - в те времена не было такого пассажиропотока и закладывать лишние пространства никому не приходило в голову. По этой причине у властей Будапешта нет планов продлевать Желтую линию.
Позже (в 70 - ых годах) были построены еще 2 линии специалистами из СССР. Станции на этих линиях не сильно отличаются от остальных, постренных метростроевцами в странах СНГ.
И совсем недавно (в 2014 году) была запущена новая линия, ломающая все стереотпы о привычной архитектуре.
Еще в Будапеште есть уникальный вид общественного транспорта - Зубчатый трамвай. Его основное отличие от обычного трамвая в третьем рельсе, специально сделанным под механизм шестеренки. Такая особенность позволяет трамваям ездить по сильным уклонам, какие на стороне Буды очень много. Зубчатый трамвай был впервые запущен в 1874 году.
В Будапеште немного поруфили. Большинство крыш здесь открыто, но есть одно но - все подъезды закрываются на ключ. Привычные нам домофны здесь большая редкость.
Из Будупаешта мы поехали в Прагу - один из моих любимейших городов Европы. Прагу я люблю за разнообразие старинной архитектуры, благоприятную погоду, уютные улочки, приятные цены и за отстутсвие проблем в общении (В Чехии живет очень много Русских и выходцев из стран СНГ, потому, что освоиться здесь проще, чем в других странах - Чешский очень похож на славянские языки).
В Праге мы пробыли три недели - решили заехать в гости к другу, а в итоге почти стали местными жителеми :D По своему опыту скажу, для того, чтобы обойти всю историческую часть города понадобится по крайней мере неделя.
Гулять по Праге лучше рано утром. Вот например редкое явление - пустой Карлов мост можно увидеть только в 4 - 5 часа утра.
В остальное время здесь, как в метро в час пик. 90% людей - туристы.
На второй день приезда в Прагу, я неожиданно узнал о предстоящем ежегодном «Prague Pride» - фестивале толерантности (гей - параде), который должен был пройти на Вацлавской площади. Событие интригующее, поэтому долго не думая я прихватил фотик и побежал снимать этот трэш :)
Старая "избранная" поп- музыка 90-ых и 2000-ых, невероятно дерзкие и наоборот милые наряды, транспаранты, таблички, намордники, плетки, пьяные подростки, запах травки повсюду и много много красок - так можно в вкратце описать атмосферу царящую на этом празднике. Две колонны - нарядных парней и отдельно девушек, сперва навернули пару кругов вокруг Вацлавской площади, а затем рассредоточились по всему городу. После официального окончания, я еще два дня подряд, мы с Настей наблюдали "участников" в разных уголках Праги. Такая она - свободная Европа :)
Не пройдем мы мимо и высотной Праги. В Праге много классных обзорок. Большинство из них платные, а где - то, как Танцующем доме нужно что - то купить в ресторане с террасой.
Помимо обзорок, я поднялся на несколько скатных крыш. За отважную компанию спасибо Грише из Перьми. Надо сказать, ползать по Чешсикм крышам "то еще удовольствие".
Уклон сктов - от 30 градусов и больше. Более - менее безопасное передвижение возможно только по конькам.
Во многих подъездах на чердак ведут открытые люки. Незадача только в том, чтобы попасть в подъезд - у каждого жильца личные ключи. Да - да, нкиаких таблеток, только старые - добыре замки личинки. Однако очень часто встречаются леса, по которым можно тихонько подняться и сделать сверху несколько фотографий.
Немного о Пражском метро.
Строилось оно Советским метростроем и очень похоже на советское. Та же грантино - мраморная облицовка, те же Мытищинские поезда (хотя и отреставрированные по своему). Пражское метро было открыто в 1974 году. На сегоднящний день метро насчитывает 3 лини и 61 станцию. Общая протяженность - 65 км.
Какую станцию Московского метро напоминает? Римскую
В Праге очень много крутых музеев и выставок. Некоторые из них открываются для посетителей всего 4 раза в году. Один из таких - действующий бункер под горой Фолиманка. Бункер "Folimanka" был построен во времена холодной войны для возможного укрытия людей от военного нападения. Холодная война заончилась, а бункер продолжают обслуживать.
Внутри размещена выставочная экспозиция, рассказывающая о подобных сооружениях на территории Праги, их строительстве и оборудовании, а также развешан список адресов всех убежищ города.
Расписние немногочисленных экскурсий можно посмотреть здесь.
Во время пребывания в Праге мы познакомились также с местным Урбексом - Лукасом. Его стезя - подземные реки, куда он нас и сводил.
На фото система коллекторов New line - C03.
Пражские системы водотоовода заслуживают отдельного внимания. Первые коллекторы появились еще в 19 веке. Сейчас же сеть это сложнейшая сеть коллекторов, которые пересекаются, дублируются и продуманы до разных мелочей. Отдавая дань традициям, Чехи по сей день используют в строительстве керамический кирпич. Один такой кирпич, кстати, стоит 19 крон ~ 50 рублей.
Есть и современные коллекторы из композита, но и там местами заложена кирпичная кладка, например в колодцах и перепадах.
CSO - 31
Восхищает, как качественно продумана эргономика коллекторов и система водоотведения. Большинство тоннелей во время хорошей погоды - сухие. Вода течет либо по специальному желобу (как в например в Мотольском Потоке), так отводится в параллельные, более глубокие коллекторы с маленьким диаметром.
Про подземную Прагу я, возможно напишу даже полноценный пост. Чего только стоит новый коллектор с перепадной шахтой в 45 метров!
Системы водоотведения "CSO 60 и CSO 61".
Отдельного внимания заслуживает бывшая Пражская станция аэрации.
Большая часть подземной системы водоотводов были спроектированы известным Английским инженером - Вильямом Линдлеем в 19 столетии. Линдлей также построил и первые очистные сооружения Праги, которые целиком находятся под землей.
В XX веке границы Праги быстро расширялась, объемы нечистот тоже росли, и к 80-ых годам XX века, в городе была построена более мощная станция очистки, а Линдлеевскую превратили в музей.
В Праге есть и прикольные заброшенные места, но их мало. Самое известное - бывший корпус 4-этажный цех машиностроительной фабрики "Českomoravská-Kolben-Daněk" (Чешско - Моравская фабрика им. Колбенова).
С 1871 по 1998 года здесь производились автомобили, строительная техника, электронное оборудование (в т.ч. ЭВМ), а также локомотивы и трамваи (в т.ч. легендарные "Тарты" - самые распространенные в мире трамваи). Сейчас большая часть цехов бывшей фабрики снесена, идут приготовления к жилой и торгово - равлекательной застройке. Из единственного уцелевшего Литейного цеха возможно что - то сделают в будущем, а пока сюда наведываются только немногочисленные фотографы, граферы, скейтеры и другие сомнительные личности.
Еще одно известное заброшенное место находится на самой окраине Праги, в лесном ущелье - бывший комплекс динамитной фабрики.
Основана фабрика была в далеком 1870 году. Территория представлят из себя 400 - метровое ущелье, в котором разбросано множество старых и новых бункеров для хранения динамита, а также около десятка более современных построек, часть из которых появились также во времена СССР.
Внутри много граффити, в одном из зданий даже пирамида из балончиков!
Про Прагу можно рассказывать еще долго... (еще бы, пробыл здесь пол месяца :D) Но отправимся из города в горы! В Чехии есть очень живописный заповедник - Адршпашско-Теплицке скалы, который в народе назвали "Чешской швейцарией".
Этот привлекательный, даже таинственный, скальный город, напоминает картинку из фантастического фильма, где тёмный лес и недоступные ущелья переплетаются со странными каменными фигурами, словно пришедшими сюда из сказки о великанах. "Адршпашско-Теплицке скалы" - один из красивейших заповедников Европы. Расположен на северо-западе Чехии, вблизи границы с Германией.
Один из самых популярных маршрутов проходит по каньону реки Каменица. В некоторых местах ширина каньона доходит до 1 метра!
От основной тропы имеются многочисленные ответвления, некоторые из которых выглядят так. Уход с маршрута на свой страх и риск :) Перед каждой такой лестницей стоит предупреждающий знак.
Зато осмелевшегося подняться на верхушку путешественника ждут невероятные видны на всю долину Адршпашско-Теплицких скал!
Из заповедника отправляемся в горы, на самую высочкую точку Чехии - гору Снежку (1603 м.).
На вершину горы ведет несколько маршрутов, мы выбрали самый популярный - из поселка Мала Упа, по хребту, через вершину Своровой горы (1411 м), затем подъем на саму Снежку (1603) и спуск по живописному каньону реки Упа к поселку Под Снежкою.
Тропа проходит прямо по границе 2 государств - Чехии и Польши. Во время восхождения мы миновали сразу через три растительные зоны: горную (сосновые леса), субальпийскую (карликовые ели) и альпийскую (щебень, травы, мхи и лишайники).
На всем протяжении дорожка аккуратно уложена камнями с продуманными дренажами для отвода дождевых вод. Даже в плохую погоду тропу не размывает и идти весьма комфортно.
Путь до вершины занял у нас около 4 часов. На пике горы находится Польская обсерватория, несколько кафешек и самое высокое в Чехии отделение почты, откуда можно отправить открытку в любую точку планеты.
Погода на верху непредсказуема. Когда мы поднялись, на вершину нашло облако и здесь стало очень прохладно. Переждать решили за кружкой горячего грога в этой кафешке, где также находится отделение почты.
Быстро подняться на Снежку и спуститься можно на канатной дороге из поселка Под Снежкою. Стоит такое удовольствие около 30 евро в 1 сторону (актуально на 2017 год).
Вниз мы решили пойти пешком. Тропа сперва идет по хребту, затем через живописные альпийские склоны и в конце выходит к каньону реки Упа.
С гор мы вернулись обратно в Прагу. За поездку, кстати, хочу поблагодарить моих друзей из Перьми, которые оказались в это время в Праге. В Праге мы пробыл всего день и следующим же утром отправились в небольшой и уютный город Брно.
С первого взгляда влюбился в этот маленький старинный городок с старыми улочками, уложенными брусчаткой, невысокими, но красивми домами, острыми пиками башен, уютными пивными, ночными тусовками и много чем еще...
В Брно какая- то своя магия. Но опустим сентименты...
Брно считается одним из самых красивых городов Центральной Европы и является столицей Моравского края. В Брно хорошо сохранилась старинная архитектура и ... даже не знаю как объяснить... срденевековый колорит (в плане уюта, а не то что вы подумали). Туристов в Брно не много, в отличии от Праге, где русский язык звучит практически повсюду. В любой кафешке с вами может запросто разговориться официант или хозяин просто за жизнь, а спросив на улице "как дойти...", не пугайтесь, если вам не просто покажут дорогу, а еще и отведут в это место!
В Брно есть несколько необычных мест, достойных внимания! В самом центре города, под Зеленым рынком на разной глубине расположена система эпичных подземелий. Сеть подземных ходов соединяет подвалы многих домов, расположенных под старинной площадью, где в былые времена находились трактиры, винные погреба, мастерские, лаборатории и даже темницы.
Подземные ходы появились в разное время, одновременно со строительством домов на Зеленой площади ориентировочно в XVII - XVIII веках. Глубина ходов варьируется от 6 до 15 метров над уровнем земли. Самая глубокая отметка находится в узеньком тоннеле, проходящим под центром площади. В былые времена этот тоннель постоянно затапливало, пока здесь не появился насос.
В 2011 году городское управление приняло решение очистить старинные ходы и открыть подземелья для публики. Вход в лабиринт находится в доме № 21 на пл. Зеленый рынок.
Карта ходов.
Еще одно известное подземелье находится под костелом Святого Иакова. В бывших подвалах храма находится огромное костехранилище "Брненская Костница".
Внутри аккуратно сложены останки около 50 000 человек, которые укладывались здесь на протяжении средневековой чумы и холеры, тридцатилетней священной войны и шведской осады.
Подземный оссуарий в Брно считается вторым по величине в Европе, сразу после Парижа. Привели в порядок и открыли склеп для посещения туристами в 2012 году, до этого все останки покоились здесь хаотично.
Посмотреть Брно можно также и с высоты - в городе есть несколько обзорных площадок, с которых открывается лучшие виды на весь город. Самая известная - на башне Старой городской Ратуши.
В будние дни, даже летом, наверху как правило немноголюдно, а чаще и вовсе никого! Поэтому берите любимую девушку, бутылочку Чешского вина и на верх провожать закат.
История ратуши очень интересная - первая версия ратуши появилась в 1240 году. На протяжении 6 столетий ратуша перестраивалось и увеличивалось в размерах - из маленького домика, до одного из самых высоких зданий исторического центра (после готический соборов). Последняя версия ратуши появилась в 1935 г., когда городские власти переехали в другое здание - Новую ратушу (двухэтажное непримечательное здание).
Как в почти в любом Европейском городе - в Брно много монументальных готических костелов с пышными интерьерами. На фото - костел Святого Иакова. Храм был впервые построен в XIII веке, а затем ни раз совершенствовался разным архитекторами. Последние изменения были внесены в 1592 году, когда Чешский архитектор Антон Пилигрим пристроил башню с ренессансным куполом, высотой 92 метра. В подвале этого храма расположена знаменитая Костница, о которой я написал выше.
Еще один монументальный храм, а за одно и самое высокое здание в Старом Брно - костел Петра и Павла, построенный также в XIII. Последние изменения произошли в 1904 - 1905 годах (появились две 84 - метровые башни).
Внутри башен оборудована обзорная площадка с самым высоким видом на весь город. Костел расположен на границе кольца исторической и современной застройки города, таким образом сверху можно увидеть контрасты эпох. Несмотря на то, что это самая высокая точка в городе, наверху башни довольно тесно и здесь едва могут поместиться 3 человека на одном балкончике (всего их 2).
Это и есть весь Брно. Город можно пройти насквозь пешком часа за полтора.
На этом прощаемся с Брно и с Чехией и едем в Прибалтику - смотреть старинный Вильнюс.
Вильнюс - уникальный город Прибалтики, где хорошо сохранилась старинная архитектура XVII - XVIII веков. В отличии от других Прибалтийских городов, здесь преобладают маленькие дома, узкие улочки и колоритные дворирки.
Вечером в центре очень атмосферно - гуляют туристы, из многчисленных кафе доносится спокойная музыка, а старинные уличные фонари создают волшебный уют.
Тем не менее, не смотря на всю красоту старого города, заглянув в любую подворотню или покинув центр, Вильнюс перестает быть красивым и парадным, и вылезают все изъяны - обшарпанные фасады, потрескавшийся асфальт и заваленные мусором дворы. Сказывается близость с Россией?
Улочки Вильнюса.
Как я писал выше, некоторым домам Вильнюса больше 300 лет. В них даже сохранились подъезды с деревянными лестницами!
Как и в любом Европейском городе, в Вильнюсе есть свои прекрасные Готические храмы.
Костёл «Святого духа». Весьма крупное строение, «прячущиеся» в узких улочках старого Вильнюса.
Интрьер поскромней. Костел Святых Иоаннов.
На Колокольне собора распложена обзорная площадка с лучшим видом на город.
Побывать в Вильнюсе безусловно стоит! Но больше двух дней здесь делать нечего... Центр относительно небольшой, а за его приделами, кроме нового квартала с небоскребами смотреть особо не на что.
Вильнюс оказался заклюительной точкой осеннего путешествия. Из Вильнюса мы отправились автобусом в Минск, из Минска бла-блакаром - в Москву. Путь домой занял около суток.
Несмотря на затянувшуюся поездку, мое пребывание в дождливой сентябырьской Москве сильно не затянулось и уже через неделю я поехал в очередное путешествие по Швеции - Дании - Германии и Франции. Но это будет уже другая история ;) До новых встреч!
(: НЕ УСТАЛИ ЛИСТАТЬ? :)
В любом случае мне будет очень приятно, если какие - то из моих заметок вы позаимствуете для вашего путешествия. Не сидите дома, отправляйтесь исследовать мир при первой же возможности!
Хочу сказать спасибо всем, кто составлял мне компанию в этом невероятном путешествии, а именно моей любимой девушке - Насте, ребятам из Москвы с которыми мы были на Озоре, ребятам из Перьми, инциировавшими поездку в Чешские горы, моему Чешскому другу - Веславу за возможность пожить в Праге и еще всем всем случайным людями, которые сделали эту поездку такой, какой она получилась.
С вами был Игорь Литвийский
Мой инстаграмм - https://www.instagram.com/time2urbex/
Блог вконаткте - vk.com/time2urbex
До встречи друзья!
Изначально я планировал поехать с моей девушкой только на неделю на электронный фестиваль в Венгрии - Озору, продажа билетов на который заканчивается за пол года до начала. Но в итоге остался путешествовать по европе еще на целый на месяц (уже прям традиция) и, кроме Венгрии, объехал еще несколько стран.
Путешествие мы начали с Братиславы - столицы Словакии. Перелет в Братиславу оказался в несколько раз дешевле, чем в Будапешт, да и посмотреть за раз на одну больше страну всегда интересней. Братислава оказалась очень уютным городком, с хоть и небольшим, но атмосферным старинным центром. Здесь мы пробыли всего один вечер, а утром сели на поезд до Будапешта - столицы Венгрии. Будапешт - город с большой историей, и состоит из двух частей - Буды и Пешта. Пополам город делит река Дунай. Во времена расцвета Австро - Венгерской империи, Будапешт превратился в большой красивый город, который строили самые известные архитекторы Европы того времени. Выделев всего вечер для знакомства с Будапештом (чего оказалось мало), на следующей день мы отправились на Озору - один из самых масштабных фестивалей психоделической транс - музыки в мире. Фестиваль огромен, как по кол- ву посетителей (около 35 тыс), так по декорациям (попадаешь в огронмый сказочный мир), так и по насыщенности программ - музыка, йога, масте - классы, настолки, практики, семинары и еще туча всякой всячины. Единственный минус - в июле в Венгрии очень жарко :( Проходит фестиваль ежегодно в 100 км от Будапешта. После Озоры несколько дней мы доисследовали Будапешт, а затем отправились в Прагу - столицу Чехии! Большую часть путешествия мы пробыли в этом чудесном историческом городе, за что спасибо моему другу - Веславу, предоставившему возможность пожить в Праге несколько недель. Где мы только не были в Праге - гуляли сутками по улицам с фотоаппаратом, лазили по крышам, заброшкам и подземным рекам, побывали на Гей - параде и в бункере холодной войны. Тем не менее возвращаться в Прагу хочется еще - очень душевный город! Из Праги мы съездили с ребятами из Перьми на пару дней в Чешскую швейцарию - полюбоваться невероятными природными ландшфтами, на гору Снежка (самую высокую гору в Чехии), и в уютный Брно. Брно - небольшой старинный городок с множеством классных обзорок и подземельев (чего только оссусарий в Костнице стоит). Под конец путешествия, мы заехали еще и в Прибалтику - в Вильнюс - столицу Литвы. Вильнюс, хоть и не такой ухоженный и престижный, как другие Европейские города, но все - же свой колорит здесь тоже есть. Вильнюс - единственный город Прибалтики, где лучше всего сохранилась малоэтажная архитектура 16-18 столетий. Ну а из Вильнюса уже в Москву.
Под катом я расскажу про самые яркие моменты путешествия, привязав ссылками к конкретным обзорам вконтакте для удобства. Буду рад, если этот обзор, как и мой опыт путешествия, будут вам полезены! Про некоторые места я возможно также напишу отдельные обзоры в будущем, поэтому пишите в комментах, что вам больше всего понравилось.
Братислава.
Какой вы себе представляете Братиславу? Если вы смотрели Евротур, то хочу вас разочаровать (а может и наоборот) - Братислава весьма красивый европейский город, где очень даже приятно погулять. Доля правды в фильме все же есть - цены в Словакии ниже, чем в соседних Венгрии, Чехии и Австрии, но не на много.
пс: К слову, Евротур снимали в городке Миловице под Прагой. Сейчас там уже нету пейзажей аппокалипсиса, и это вполне цивильный городок с отреставрированными 5-ти этажками.
А между тем Братислава - город с интересной историей. С 1541 по 1684 годы, Братислава (а тогда Пресбург) являлась столица Венгрии. Еще один интересный факт - Братислава и Вена являются самыми близкорасположенными столицами Европы (55 км и меньше часа на авто понадобиться, чтобы добраться до соседней столицы). До 1936 года из Братиславы в Вену курсировал, вы не поверите, трамвай!.
Сейчас население города составляет около 500 тыс. человек. Весь город можно пройти насквозь всего за пару часов, а историческую часть и того быстрее
Утром, мы отправились на поезде в Будапешт - столицу Венгрии. Поезда между этими странами очень доступные по меркам европы. Так билет в купе обошелся нам всего в 7 евро на человека.
Будапешт - это город широких проспектов, высоких старинных зданий 18 - 20 веков постройки, большое количество велосипедистов и самые длинные в мире трамваи.
К Будапешту вернемся после фестивался, а пока "Добро пожаловать в рай" - на пожалуй самый красочный музыкальный фестиваль в Европе - Озору.
Примерно в 150 км от Будапешта рядом с одноименным поселком Озора каждый год в августе устраивается масштабный по всем меркам фестиваль, собирающий ценителей электронной, этнической, необычной и живой музыки.
4 сцены, огромное колличество декораций, рынки с дековниками со всего мира, необычные кафешки, этнические чайные, мастер - классы, йога круглый день и 30 000 человек. Так можно грубо описать этот фестиваль.
Единственный минус во всем этом сумасшествии - это жара. Днем под солнцем температура достигает порой 40 градусов. Спасают многочисленные души и пожарные машины, поливающие тусовщиков каждые несколько часов. Больше фото в вк.
Но любая сказка рано или поздно подходит к концу, как и пролетела неделя на Озоре. Из Венгенских полей возвращаемся братно в столицу, чтобы получше изучить город.
Некоторые факты о Будпаеште:
- Будапешт появился несколько веков назад при объединении городов на противоположных берегах дуная - Буды и Пешта.
- Население города составляет 1,7 миллиона человек.
- В городе есть метро, состоящее из 4 линий.
- Чтобы обойти весь исторический центр понадобится несколько дней.
Больше фото с улиц города.
И еще.
Еще Будапешт - это невероятно декорированные интерьеры храмов.
Глубокие дворы - колодцы и шикарные парадные.
Будайский замок.
В Будапеште функционирвет один из самых первых метрополитенов в Европе.
Первая (Желтая) линия Будапештского метро появилась в мае 1896 года. В те времена Австро - Венгерская империя активно развивалась и являлся важным культурным и промышленным центром. Росло население?, и появилась потребность в хорошем общественном транспорте. Будапешт стал первым городом а в континентальной Европе, где появлялось метро.
Все станции первой линии кажутся приземистыми, тесными и узенькими. До потолка можно буквально достать рукой✋. Еще бы - в те времена не было такого пассажиропотока и закладывать лишние пространства никому не приходило в голову. По этой причине у властей Будапешта нет планов продлевать Желтую линию.
Позже (в 70 - ых годах) были построены еще 2 линии специалистами из СССР. Станции на этих линиях не сильно отличаются от остальных, постренных метростроевцами в странах СНГ.
И совсем недавно (в 2014 году) была запущена новая линия, ломающая все стереотпы о привычной архитектуре.
Еще в Будапеште есть уникальный вид общественного транспорта - Зубчатый трамвай. Его основное отличие от обычного трамвая в третьем рельсе, специально сделанным под механизм шестеренки. Такая особенность позволяет трамваям ездить по сильным уклонам, какие на стороне Буды очень много. Зубчатый трамвай был впервые запущен в 1874 году.
В Будапеште немного поруфили. Большинство крыш здесь открыто, но есть одно но - все подъезды закрываются на ключ. Привычные нам домофны здесь большая редкость.
Из Будупаешта мы поехали в Прагу - один из моих любимейших городов Европы. Прагу я люблю за разнообразие старинной архитектуры, благоприятную погоду, уютные улочки, приятные цены и за отстутсвие проблем в общении (В Чехии живет очень много Русских и выходцев из стран СНГ, потому, что освоиться здесь проще, чем в других странах - Чешский очень похож на славянские языки).
В Праге мы пробыли три недели - решили заехать в гости к другу, а в итоге почти стали местными жителеми :D По своему опыту скажу, для того, чтобы обойти всю историческую часть города понадобится по крайней мере неделя.
Гулять по Праге лучше рано утром. Вот например редкое явление - пустой Карлов мост можно увидеть только в 4 - 5 часа утра.
В остальное время здесь, как в метро в час пик. 90% людей - туристы.
На второй день приезда в Прагу, я неожиданно узнал о предстоящем ежегодном «Prague Pride» - фестивале толерантности (гей - параде), который должен был пройти на Вацлавской площади. Событие интригующее, поэтому долго не думая я прихватил фотик и побежал снимать этот трэш :)
Старая "избранная" поп- музыка 90-ых и 2000-ых, невероятно дерзкие и наоборот милые наряды, транспаранты, таблички, намордники, плетки, пьяные подростки, запах травки повсюду и много много красок - так можно в вкратце описать атмосферу царящую на этом празднике. Две колонны - нарядных парней и отдельно девушек, сперва навернули пару кругов вокруг Вацлавской площади, а затем рассредоточились по всему городу. После официального окончания, я еще два дня подряд, мы с Настей наблюдали "участников" в разных уголках Праги. Такая она - свободная Европа :)
Не пройдем мы мимо и высотной Праги. В Праге много классных обзорок. Большинство из них платные, а где - то, как Танцующем доме нужно что - то купить в ресторане с террасой.
Помимо обзорок, я поднялся на несколько скатных крыш. За отважную компанию спасибо Грише из Перьми. Надо сказать, ползать по Чешсикм крышам "то еще удовольствие".
Уклон сктов - от 30 градусов и больше. Более - менее безопасное передвижение возможно только по конькам.
Во многих подъездах на чердак ведут открытые люки. Незадача только в том, чтобы попасть в подъезд - у каждого жильца личные ключи. Да - да, нкиаких таблеток, только старые - добыре замки личинки. Однако очень часто встречаются леса, по которым можно тихонько подняться и сделать сверху несколько фотографий.
Немного о Пражском метро.
Строилось оно Советским метростроем и очень похоже на советское. Та же грантино - мраморная облицовка, те же Мытищинские поезда (хотя и отреставрированные по своему). Пражское метро было открыто в 1974 году. На сегоднящний день метро насчитывает 3 лини и 61 станцию. Общая протяженность - 65 км.
Какую станцию Московского метро напоминает? Римскую
В Праге очень много крутых музеев и выставок. Некоторые из них открываются для посетителей всего 4 раза в году. Один из таких - действующий бункер под горой Фолиманка. Бункер "Folimanka" был построен во времена холодной войны для возможного укрытия людей от военного нападения. Холодная война заончилась, а бункер продолжают обслуживать.
Внутри размещена выставочная экспозиция, рассказывающая о подобных сооружениях на территории Праги, их строительстве и оборудовании, а также развешан список адресов всех убежищ города.
Расписние немногочисленных экскурсий можно посмотреть здесь.
Во время пребывания в Праге мы познакомились также с местным Урбексом - Лукасом. Его стезя - подземные реки, куда он нас и сводил.
На фото система коллекторов New line - C03.
Пражские системы водотоовода заслуживают отдельного внимания. Первые коллекторы появились еще в 19 веке. Сейчас же сеть это сложнейшая сеть коллекторов, которые пересекаются, дублируются и продуманы до разных мелочей. Отдавая дань традициям, Чехи по сей день используют в строительстве керамический кирпич. Один такой кирпич, кстати, стоит 19 крон ~ 50 рублей.
Есть и современные коллекторы из композита, но и там местами заложена кирпичная кладка, например в колодцах и перепадах.
CSO - 31
Восхищает, как качественно продумана эргономика коллекторов и система водоотведения. Большинство тоннелей во время хорошей погоды - сухие. Вода течет либо по специальному желобу (как в например в Мотольском Потоке), так отводится в параллельные, более глубокие коллекторы с маленьким диаметром.
Про подземную Прагу я, возможно напишу даже полноценный пост. Чего только стоит новый коллектор с перепадной шахтой в 45 метров!
Системы водоотведения "CSO 60 и CSO 61".
Отдельного внимания заслуживает бывшая Пражская станция аэрации.
Большая часть подземной системы водоотводов были спроектированы известным Английским инженером - Вильямом Линдлеем в 19 столетии. Линдлей также построил и первые очистные сооружения Праги, которые целиком находятся под землей.
В XX веке границы Праги быстро расширялась, объемы нечистот тоже росли, и к 80-ых годам XX века, в городе была построена более мощная станция очистки, а Линдлеевскую превратили в музей.
В Праге есть и прикольные заброшенные места, но их мало. Самое известное - бывший корпус 4-этажный цех машиностроительной фабрики "Českomoravská-Kolben-Daněk" (Чешско - Моравская фабрика им. Колбенова).
С 1871 по 1998 года здесь производились автомобили, строительная техника, электронное оборудование (в т.ч. ЭВМ), а также локомотивы и трамваи (в т.ч. легендарные "Тарты" - самые распространенные в мире трамваи). Сейчас большая часть цехов бывшей фабрики снесена, идут приготовления к жилой и торгово - равлекательной застройке. Из единственного уцелевшего Литейного цеха возможно что - то сделают в будущем, а пока сюда наведываются только немногочисленные фотографы, граферы, скейтеры и другие сомнительные личности.
Еще одно известное заброшенное место находится на самой окраине Праги, в лесном ущелье - бывший комплекс динамитной фабрики.
Основана фабрика была в далеком 1870 году. Территория представлят из себя 400 - метровое ущелье, в котором разбросано множество старых и новых бункеров для хранения динамита, а также около десятка более современных построек, часть из которых появились также во времена СССР.
Внутри много граффити, в одном из зданий даже пирамида из балончиков!
Про Прагу можно рассказывать еще долго... (еще бы, пробыл здесь пол месяца :D) Но отправимся из города в горы! В Чехии есть очень живописный заповедник - Адршпашско-Теплицке скалы, который в народе назвали "Чешской швейцарией".
Этот привлекательный, даже таинственный, скальный город, напоминает картинку из фантастического фильма, где тёмный лес и недоступные ущелья переплетаются со странными каменными фигурами, словно пришедшими сюда из сказки о великанах. "Адршпашско-Теплицке скалы" - один из красивейших заповедников Европы. Расположен на северо-западе Чехии, вблизи границы с Германией.
Один из самых популярных маршрутов проходит по каньону реки Каменица. В некоторых местах ширина каньона доходит до 1 метра!
От основной тропы имеются многочисленные ответвления, некоторые из которых выглядят так. Уход с маршрута на свой страх и риск :) Перед каждой такой лестницей стоит предупреждающий знак.
Зато осмелевшегося подняться на верхушку путешественника ждут невероятные видны на всю долину Адршпашско-Теплицких скал!
Из заповедника отправляемся в горы, на самую высочкую точку Чехии - гору Снежку (1603 м.).
На вершину горы ведет несколько маршрутов, мы выбрали самый популярный - из поселка Мала Упа, по хребту, через вершину Своровой горы (1411 м), затем подъем на саму Снежку (1603) и спуск по живописному каньону реки Упа к поселку Под Снежкою.
Тропа проходит прямо по границе 2 государств - Чехии и Польши. Во время восхождения мы миновали сразу через три растительные зоны: горную (сосновые леса), субальпийскую (карликовые ели) и альпийскую (щебень, травы, мхи и лишайники).
На всем протяжении дорожка аккуратно уложена камнями с продуманными дренажами для отвода дождевых вод. Даже в плохую погоду тропу не размывает и идти весьма комфортно.
Путь до вершины занял у нас около 4 часов. На пике горы находится Польская обсерватория, несколько кафешек и самое высокое в Чехии отделение почты, откуда можно отправить открытку в любую точку планеты.
Погода на верху непредсказуема. Когда мы поднялись, на вершину нашло облако и здесь стало очень прохладно. Переждать решили за кружкой горячего грога в этой кафешке, где также находится отделение почты.
Быстро подняться на Снежку и спуститься можно на канатной дороге из поселка Под Снежкою. Стоит такое удовольствие около 30 евро в 1 сторону (актуально на 2017 год).
Вниз мы решили пойти пешком. Тропа сперва идет по хребту, затем через живописные альпийские склоны и в конце выходит к каньону реки Упа.
С гор мы вернулись обратно в Прагу. За поездку, кстати, хочу поблагодарить моих друзей из Перьми, которые оказались в это время в Праге. В Праге мы пробыл всего день и следующим же утром отправились в небольшой и уютный город Брно.
С первого взгляда влюбился в этот маленький старинный городок с старыми улочками, уложенными брусчаткой, невысокими, но красивми домами, острыми пиками башен, уютными пивными, ночными тусовками и много чем еще...
В Брно какая- то своя магия. Но опустим сентименты...
Брно считается одним из самых красивых городов Центральной Европы и является столицей Моравского края. В Брно хорошо сохранилась старинная архитектура и ... даже не знаю как объяснить... срденевековый колорит (в плане уюта, а не то что вы подумали). Туристов в Брно не много, в отличии от Праге, где русский язык звучит практически повсюду. В любой кафешке с вами может запросто разговориться официант или хозяин просто за жизнь, а спросив на улице "как дойти...", не пугайтесь, если вам не просто покажут дорогу, а еще и отведут в это место!
В Брно есть несколько необычных мест, достойных внимания! В самом центре города, под Зеленым рынком на разной глубине расположена система эпичных подземелий. Сеть подземных ходов соединяет подвалы многих домов, расположенных под старинной площадью, где в былые времена находились трактиры, винные погреба, мастерские, лаборатории и даже темницы.
Подземные ходы появились в разное время, одновременно со строительством домов на Зеленой площади ориентировочно в XVII - XVIII веках. Глубина ходов варьируется от 6 до 15 метров над уровнем земли. Самая глубокая отметка находится в узеньком тоннеле, проходящим под центром площади. В былые времена этот тоннель постоянно затапливало, пока здесь не появился насос.
В 2011 году городское управление приняло решение очистить старинные ходы и открыть подземелья для публики. Вход в лабиринт находится в доме № 21 на пл. Зеленый рынок.
Карта ходов.
Еще одно известное подземелье находится под костелом Святого Иакова. В бывших подвалах храма находится огромное костехранилище "Брненская Костница".
Внутри аккуратно сложены останки около 50 000 человек, которые укладывались здесь на протяжении средневековой чумы и холеры, тридцатилетней священной войны и шведской осады.
Подземный оссуарий в Брно считается вторым по величине в Европе, сразу после Парижа. Привели в порядок и открыли склеп для посещения туристами в 2012 году, до этого все останки покоились здесь хаотично.
Посмотреть Брно можно также и с высоты - в городе есть несколько обзорных площадок, с которых открывается лучшие виды на весь город. Самая известная - на башне Старой городской Ратуши.
В будние дни, даже летом, наверху как правило немноголюдно, а чаще и вовсе никого! Поэтому берите любимую девушку, бутылочку Чешского вина и на верх провожать закат.
История ратуши очень интересная - первая версия ратуши появилась в 1240 году. На протяжении 6 столетий ратуша перестраивалось и увеличивалось в размерах - из маленького домика, до одного из самых высоких зданий исторического центра (после готический соборов). Последняя версия ратуши появилась в 1935 г., когда городские власти переехали в другое здание - Новую ратушу (двухэтажное непримечательное здание).
Как в почти в любом Европейском городе - в Брно много монументальных готических костелов с пышными интерьерами. На фото - костел Святого Иакова. Храм был впервые построен в XIII веке, а затем ни раз совершенствовался разным архитекторами. Последние изменения были внесены в 1592 году, когда Чешский архитектор Антон Пилигрим пристроил башню с ренессансным куполом, высотой 92 метра. В подвале этого храма расположена знаменитая Костница, о которой я написал выше.
Еще один монументальный храм, а за одно и самое высокое здание в Старом Брно - костел Петра и Павла, построенный также в XIII. Последние изменения произошли в 1904 - 1905 годах (появились две 84 - метровые башни).
Внутри башен оборудована обзорная площадка с самым высоким видом на весь город. Костел расположен на границе кольца исторической и современной застройки города, таким образом сверху можно увидеть контрасты эпох. Несмотря на то, что это самая высокая точка в городе, наверху башни довольно тесно и здесь едва могут поместиться 3 человека на одном балкончике (всего их 2).
Это и есть весь Брно. Город можно пройти насквозь пешком часа за полтора.
На этом прощаемся с Брно и с Чехией и едем в Прибалтику - смотреть старинный Вильнюс.
Вильнюс - уникальный город Прибалтики, где хорошо сохранилась старинная архитектура XVII - XVIII веков. В отличии от других Прибалтийских городов, здесь преобладают маленькие дома, узкие улочки и колоритные дворирки.
Вечером в центре очень атмосферно - гуляют туристы, из многчисленных кафе доносится спокойная музыка, а старинные уличные фонари создают волшебный уют.
Тем не менее, не смотря на всю красоту старого города, заглянув в любую подворотню или покинув центр, Вильнюс перестает быть красивым и парадным, и вылезают все изъяны - обшарпанные фасады, потрескавшийся асфальт и заваленные мусором дворы. Сказывается близость с Россией?
Улочки Вильнюса.
Как я писал выше, некоторым домам Вильнюса больше 300 лет. В них даже сохранились подъезды с деревянными лестницами!
Как и в любом Европейском городе, в Вильнюсе есть свои прекрасные Готические храмы.
Костёл «Святого духа». Весьма крупное строение, «прячущиеся» в узких улочках старого Вильнюса.
Интрьер поскромней. Костел Святых Иоаннов.
На Колокольне собора распложена обзорная площадка с лучшим видом на город.
Побывать в Вильнюсе безусловно стоит! Но больше двух дней здесь делать нечего... Центр относительно небольшой, а за его приделами, кроме нового квартала с небоскребами смотреть особо не на что.
Вильнюс оказался заклюительной точкой осеннего путешествия. Из Вильнюса мы отправились автобусом в Минск, из Минска бла-блакаром - в Москву. Путь домой занял около суток.
Несмотря на затянувшуюся поездку, мое пребывание в дождливой сентябырьской Москве сильно не затянулось и уже через неделю я поехал в очередное путешествие по Швеции - Дании - Германии и Франции. Но это будет уже другая история ;) До новых встреч!
(: НЕ УСТАЛИ ЛИСТАТЬ? :)
В любом случае мне будет очень приятно, если какие - то из моих заметок вы позаимствуете для вашего путешествия. Не сидите дома, отправляйтесь исследовать мир при первой же возможности!
Хочу сказать спасибо всем, кто составлял мне компанию в этом невероятном путешествии, а именно моей любимой девушке - Насте, ребятам из Москвы с которыми мы были на Озоре, ребятам из Перьми, инциировавшими поездку в Чешские горы, моему Чешскому другу - Веславу за возможность пожить в Праге и еще всем всем случайным людями, которые сделали эту поездку такой, какой она получилась.
С вами был Игорь Литвийский
Мой инстаграмм - https://www.instagram.com/time2urbex/
Блог вконаткте - vk.com/time2urbex
До встречи друзья!
Взято: samnamos.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]