А коммунисты-то были трусоваты.
---
Вот подумал я о том, что коммунисты были трусоваты, и сразу себя одёрнул. Эта мысль показалась мне почти кощунственной. Как трусоваты? Эти люди показали своё беспримерное мужество в боях и в преодолении самых разных трудностей. Они строили Магнитку и БАМ, покоряли космос, осваивали Арктику. И даже чуму в Монголии победили. Могли ли трусоватые люди совершить всё это?
Но мысль моя на этом не остановилась, а пошла себе дальше извилистыми путями. Я вспомнил как нам в пору комсомольской юности говорили, что есть просто мужество и есть мужество гражданское. Просто мужество - это когда выходишь на медведя с ружьём или забегаешь в горящую избу, чтобы вытащить оттуда человека. А гражданское мужество - это когда заступаешься за несправедливо обиженного начальством товарища. Когда идёшь против мнения авторитетов или мнения большинства, если чувствуешь, что эти авторитеты или большинство - неправы. И частенько человек, который обладает просто мужеством, бывает совершенно лишён мужества гражданского.
С коммунистами та же картина. Они могли победить засуху или совершить какой-нибудь героический поступок, но иногда ими руководил явный страх. Вот казалось бы, зачем им разрушать церкви? Они внедрили в сознание людей новую, могучую, самую передовую идеологию, которая когда-нибудь должна покорить весь мир.
Они могли бы и не замечать эту "старушечью" церковь. Что она может противопоставить столь гигантской иделогической машине? Пусть себе проводит свои замшелые обряды, бормочет непонятные молитвы. Но нет, они этой церкви боялись. Именно боялись, поэтому и поступали с нею без всякого великодушия, свойственного сильным и смелым.
Заброшенный храм. Вологодская область, Фото с "Яндекс-фоток".
А разорённые кладбища. В моём блоге они упоминаются два раза здесь и здесь. В Ревде и в Верх-Нейвинске. А по всей России таких кладбищ, которые коммунисты снесли , были сотни. Чем могли им навредить могильные камни? Да ничем. Значит и тут страх. И неуверенность в себе и своей правоте. А вдруг люди станут любоваться красивыми памятниками, и им захочется вернуться в тот мир, где были угнетатели и угнетённые?
Интересно, на основании чего отдавались приказы о сносе кладбищ. В приказах должны быть указаны причины сноса. Например, снести Ипатьевский дом, в котором расстреляли царскую семью, нужно было "в порядке реконструкции города Свердловска". А старое кладбище в Верх-Нейвинске под каким благовидным предлгом снесли? Вот бы узнать.
Напомню историю ещё одного кладбища, которое находилось у меня прямо под окнами, там, где сейчас стоит памятник Журавли. Там были похоронены заключённые исправительно-трудового лагеря №100, которые строили Новоуральск.
Этот лагерь был в нашем городе в сталинские времена. Когда на месте кладбища заключённых в семидесятых годах стали строить поликлинику, то кости похороненных там не засыпали, как я писал раньше. Их выкопали из земли и тайно увезли куда-то. А куда - этой информации нет в архивах и до неё не могут докопаться даже самые настойчивые краеведы. На какой свалке или в каком лесу под кустом лежат кости строителей нашего города - никто не знает. Осуждены они были в основном "за колоски". Помните, кто с поля три колоска украл, тот уже преступник.
А ведь прошло уже двадцать лет со времени разоблачения культа личности. И эти люди были давно реабилитированы. Могли бы поставить им какой-нибудь немудрящий памятник. Ведь люди всё же, не собаки. Но их предпочли закопать тайно. А почему? Да опять же страх. Всё та же трусость. Кстати готовность признать свои ошибки - это тоже гражданское мужество.
Но мысль моя на этом не остановилась, а пошла себе дальше извилистыми путями. Я вспомнил как нам в пору комсомольской юности говорили, что есть просто мужество и есть мужество гражданское. Просто мужество - это когда выходишь на медведя с ружьём или забегаешь в горящую избу, чтобы вытащить оттуда человека. А гражданское мужество - это когда заступаешься за несправедливо обиженного начальством товарища. Когда идёшь против мнения авторитетов или мнения большинства, если чувствуешь, что эти авторитеты или большинство - неправы. И частенько человек, который обладает просто мужеством, бывает совершенно лишён мужества гражданского.
С коммунистами та же картина. Они могли победить засуху или совершить какой-нибудь героический поступок, но иногда ими руководил явный страх. Вот казалось бы, зачем им разрушать церкви? Они внедрили в сознание людей новую, могучую, самую передовую идеологию, которая когда-нибудь должна покорить весь мир.
Они могли бы и не замечать эту "старушечью" церковь. Что она может противопоставить столь гигантской иделогической машине? Пусть себе проводит свои замшелые обряды, бормочет непонятные молитвы. Но нет, они этой церкви боялись. Именно боялись, поэтому и поступали с нею без всякого великодушия, свойственного сильным и смелым.
Заброшенный храм. Вологодская область, Фото с "Яндекс-фоток".
А разорённые кладбища. В моём блоге они упоминаются два раза здесь и здесь. В Ревде и в Верх-Нейвинске. А по всей России таких кладбищ, которые коммунисты снесли , были сотни. Чем могли им навредить могильные камни? Да ничем. Значит и тут страх. И неуверенность в себе и своей правоте. А вдруг люди станут любоваться красивыми памятниками, и им захочется вернуться в тот мир, где были угнетатели и угнетённые?
Интересно, на основании чего отдавались приказы о сносе кладбищ. В приказах должны быть указаны причины сноса. Например, снести Ипатьевский дом, в котором расстреляли царскую семью, нужно было "в порядке реконструкции города Свердловска". А старое кладбище в Верх-Нейвинске под каким благовидным предлгом снесли? Вот бы узнать.
Напомню историю ещё одного кладбища, которое находилось у меня прямо под окнами, там, где сейчас стоит памятник Журавли. Там были похоронены заключённые исправительно-трудового лагеря №100, которые строили Новоуральск.
Этот лагерь был в нашем городе в сталинские времена. Когда на месте кладбища заключённых в семидесятых годах стали строить поликлинику, то кости похороненных там не засыпали, как я писал раньше. Их выкопали из земли и тайно увезли куда-то. А куда - этой информации нет в архивах и до неё не могут докопаться даже самые настойчивые краеведы. На какой свалке или в каком лесу под кустом лежат кости строителей нашего города - никто не знает. Осуждены они были в основном "за колоски". Помните, кто с поля три колоска украл, тот уже преступник.
А ведь прошло уже двадцать лет со времени разоблачения культа личности. И эти люди были давно реабилитированы. Могли бы поставить им какой-нибудь немудрящий памятник. Ведь люди всё же, не собаки. Но их предпочли закопать тайно. А почему? Да опять же страх. Всё та же трусость. Кстати готовность признать свои ошибки - это тоже гражданское мужество.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]