Обработка фотографий. Часть 2
---
Итак, мы загрузили нашу фотографию, выделили ее, выбрали нужный нам Пресет (у нас он пока один) и нажали на него. Дальше что?
Первым делом: «Сестра, скальпель!» Подаем и сразу усваиваем Правило 3: половина успеха хорошей фотографии зависит от композиции. То есть оттого, что и как на ней расположено.
Очевидно, что об этом надо было думать еще во время съемки, но даже и при обработке мы можем повлиять на компоновку кадра, обрезав лишнее и оставив только необходимое.
Здесь самое время задать тот важный вопрос номер два: «А для чего нам нужно что-то обрезать? И нужно ли?»
Нужно. Редко какую фотографию мы не обрезаем, обычно хоть самую малость, но отчекрыжим. Самые частые случаи:
1. Когда нужно подчистить фотографию от визуального мусора, который мы не заметили в момент съемки.
2. Когда мы хотим выделить объект в кадре, убрав все, что отвлекает или рассеивает внимание.
3. Когда нужно увеличить объект в размере, потому что мы не смогли подойти поближе или нам не хватило зума.
У нас сейчас второй случай. Снимок сделан навскидку, когда нет времени тщательно компоновать кадр, отчего в нем появились участки, которые интереса не представляют, а место занимают. Вот их и отрежем.
Жмем R или на иконку инструмента Crop Overlay, Кадрирующая рамка, в открывшемся меню смотрим Aspect, Соотношение сторон — по умолчанию должно быть Original, то есть такое же, как у сенсора вашей камеры. Замыкаем замочек, чтобы оно таким и оставалось, беремся за любой край рамки и тянем куда нужно. Подвинем грузовик немного левее, чтобы оставить перед ним больше свободного пространства, «чтобы было куда ехать» и тем самым оставим в кадре справа симпатичную вершину горы, освещенную солнцем.
Здесь же и выравниваем горизонт. Это можно сделать как ползунком инструмента Angle, Уровень, так и мышкой, кому как удобно. Выводим курсор за пределы выбранного участка, зажимаем клик мышки и действуем.
Если в кадре имеется линия горизонта, то определяемся по ней, если нет, но есть вертикальные объекты ближе к центру — можно ориентироваться по ним. Если нет ни того, ни другого, выставляем горизонт на глазок. В нашем случае приблизительным ориентиром служит «кенгурятник» на передке тягача. При этом не забываем, что машина входит в поворот, где есть небольшой уклон дороги.
Лишнее убрали, картинка уже только поэтому похорошела, стала ярче и выразительнее. Сразу выставляем общий свет, Exposure. Этот снимок сделан ближе к вечеру, в тени гор, поэтому целиком его еще светлее делать не стоит, тем более, что горы и небо у нас и так светлые. Общую экспозицию оставляем как есть.
Теперь можно настроить White Balance, Баланс белого цвета. Что это за зверь?
Как мы знаем, видимый нами свет — это электромагнитные волны. Они разной длины и частоты, благодаря чему мы их отличаем друг от друга: в нашем мозгу это отличие выражается в виде разных цветов.
Отраженный от цветной поверхности свет мы называем цветом, и измеряем его такими характеристиками, как тон, яркость, светлота, насыщенность.
А сам источник света мы измеряем по шкале цветовых температур имени Кельвина, и называем его так, как называют температуру — теплый и холодный белый цвет. Или теплый и холодный свет.
Отсюда получается, что у лампочки накаливания — теплая цветовая температура, а банан — желтый. В сумерки на улице — холодный свет, а василек — голубого цвета.
По отдельности мы легко различаем как цвет, так и цветовую температуру, потому что в нашей памяти уже записаны ориентиры. К примеру, мы прекрасно знаем, потому что помним, что ракушки не бывают ярко красных или синих цветов, обычно они белые, или светлого желтого и розового оттенка. И с ходу делаем вывод: все дело в освещении, в теплой или холодной цветовой температуре, сама же ракушка на всех снимках одного и того же белого цвета.
Но это мы. А фотоаппарат таким мудростям не обучен, различать и запоминать предметы и цвета он пока не умеет. То есть в него заложены какие-то алгоритмы по определению цветовой температуры, но этого часто недостаточно даже для съемки в обычных условиях, не говоря уже о условиях специфических — ночью при свете костра или в красно-синем зале клуба.
Поэтому наша камера, не понимая, что перед ней все та же рубашка белого цвета, сделает примерно такие снимки в условиях разной цветовой температуры: в тени, в облачную погоду, на солнце, под лампой холодного дневного света и при обычном теплом свете лампы накаливания.
Так вот Баланс белого цвета — это когда мы на всех этих фотографиях поправляем цветовую температуру так, чтобы рубашка стала белой. С условием, что мы знаем ее настоящий цвет.
Если мы снимаем в JPEG, то эту поправку стоит делать еще на этапе съемки, в самой камере, а если перешли на RAW, то в процессе обработки. Чем и займемся.
Сейчас в меню WB (White Balance, Баланс белого) по умолчанию выбран режим As Shot, Как снято. Если фотография сделана в хороших условиях, когда камере легко вычислить цветовую температуру, то можно все так и оставить, Баланс белого у нас будет вполне приемлемый.
Только мы не ищем легких путей. Тем более, что правильно выставленный Баланс белого — это четверть успеха фотографии. Вторая четверть, как мы помним — это честный и выразительный контраст, а целая половина успеха принадлежит грамотной композиции. Остальные фишки и свистульки уже мало на что повлияют.
Но что значит «правильно выставленный Баланс белого»? С точки зрения кого или чего? Фотографа, зрителя, белой рубашки?
И снова вспоминаем второй вопрос: «для чего мы сейчас это делаем?»
Если мы хотим передать историческую реалистичность запечатленного момента, тогда да, ориентируемся на рубашку, или что тут у нас знакомого цвета. Если пытаемся передать атмосферу прохладного вечера в горах, значит стоит сделать свет чуть холоднее. А если нам хочется оставить в памяти сладкую грусть золотой осени, то можно подкрутить свет в теплую сторону.
Скажем, что здесь мы за сладкую грусть и теплые Кельвины. Для их осуществления у нас есть три метода.
1. Простой, но далеко не всегда эффективный: позволить Лайтруму самому угадать правильный ответ, выбрав режим Auto, Автоматический.
Ответ неверный. С такой температурой не сладко грустить, а жарко фантазировать.
В том же выпадающем меню ради интереса можно было бы попробовать другие варианты, но мы пока идем дальше.
2. При втором методе можно использовать White Balance Selector, или Пипетку. Ею мы можем взять «на пробу» отдельные участки цвета, и Лайтрум снова попытается угадать правильный температурный баланс, только в отличие от первого способа, он будет оценивать один этот маленький участок в несколько пикселей, а не всю картинку. То есть, мы ему говорим: «Это серый», а он думает: «А, ну раз это серый, то вот каким будет зеленый, красный и синий».
Задача, на первый взгляд, проста: нам нужно потянуть Пипетку на изображение и найти участки с нейтральным цветом, только не черные или белые, а именно серые — темные или светлые. А для этого мы должны знать, что они в реальности серые, потому что на снимке у серого тоже может быть перекос в холодную или теплую сторону. У серого цвета циферки внизу увеличительного стекла будут максимально близкие друг ко другу.
Находим такое место, один клик, и готово! Так, вроде бы, задумано. Только у нас есть одна маленькая проблемка: на нашей фотографии очень трудно найти нейтральный участок. Я бы даже сказал невозможно, потому что так и не смог его отыскать. Тыкал, кликал, фотка то краснела, то синела, то зеленела, но ни сладости, ни грусти так и не показала.
В общем, Пипетку пока тоже оставим в покое, ею нужно пользоваться в определенных условиях, о которых мы поговорим позже. К тому же, Пипетка — это полуавтомат, а нам нужно научиться все делать самим.
3. Поэтому вручную тянем ползунки, их всего-то два: Temp, Температура и Tint, Оттенок, и вот кто за что отвечает.
Ползунком Температуры мы будем пользоваться намного чаще, чем Оттенком. В том числе и потому, что, как правило, камера изначально неплохо попадает с настройкой Оттенка еще на этапе съемки. Но иногда и его нужно подправлять, например, когда мы используем заготовки Лайтрума в разделе Camera Calibration, отчего общий оттенок фотографии может перекосить в зеленый или фиолетовый.
Мы помним, что еще при создании пресета я подвинул два ползунка, потому что знаю, что и куда перекашивается в моем конкретном случае. Но сейчас мы отменим это действие и все выставим по нулям.
Возвращаемся обратно в базовый раздел Basic (Бэйсик, заодно выучим примерное произношение местных терминов). Пробуем подвигать ползунок Temperature (Тэмпречур) в разные стороны, чтобы увидеть диапазон его действия. Останавливаемся пока на 6400 Кельвинов, когда в общем стало теплее, но небо еще не зеленое.
Теперь двигаем Tint (Тынт) вправо, четырех единиц достаточно, чтобы общий оттенок подвинулся от зеленого к фиолетовому.
Здесь нужно вспомнить, что у всех разные камеры и мониторы, поэтому может так быть, что у меня картинка «зеленит», а у вас «фиолетит». И вы об этом даже не догадываетесь, потому что привыкли к своему монитору. Что тогда?
Во-первых, сделать калибровку монитора (так и пишем в Гугле).
Во-вторых, найти образцы фотографий с нормальной температурой и оттенком. Идем на сайты с профессиональными фотографиями и какими нужно путями получаем для себя копии фотографий, сделанных в разных ситуациях, в нашем случае снимок осеннего леса в горах или что-то подобное. А лучше несколько таких снимков.
Смотрим на правильно сделанные фотографии не меньше минуты, затем открываем нашу фотку и сразу же видим, куда у нас перекос. А все потому, что есть такое понятие «замыленный глаз», когда мы перестаем регистрировать реальные цвета и оттенки, потому что нам не с чем сравнивать.
Все мы ощущали этот эффект на себе, походив в солнцезащитных очках и потом их сняв — мир оказывался серым, синим, зеленым или еще каким. Вот как быстро мы забываем, какого цвета небо, трава и наша кожа, потому что нам не на что ориентироваться, у нас в голове нет цветовой таблицы и шкалы цветовой температуры. Что нам показывают, тому и верим. Отсюда Правило 4: время от времени нужно сверять свой внутренний цветовой и температурный баланс с реальным. Посмотрев на грамотно сбалансированные фотографии на мониторе, полистав журнал или выглянув в окно.
Именно так я выяснил, что мои фотографии имеют зеленый оттенок, и поэтому в настройках Camera Calibration (Кемера Калибрэйшн) подвинул Tint в фиолетовую сторону на +8, а насыщенность зеленого убрал до –20. Почему в этом разделе — потому что я знаю, что все мои фотографии нуждаются в этой одинаковой доработке и я ее занесу в Пресет. Правда, +8 оказалось многовато, прибираем до +5.
При этом White Balance (Уайт Бяланс) каждый раз нужно регулировать отдельно, поэтому его нельзя заносить в Preset (Присэт).
Заодно возвращаем настройки Оттенка на те, что были по-умолчанию, раз уж мы их выставили в другом отделе: двойной клик на слово Tint.
Так как мы внесли изменения, которые хотим сохранить в Пресете (Tint вместо +8 убрали до +5), то жмем на него правой кнопкой и в меню выбираем Update with current settings, Добавить последние настройки.
Снова выбираем все, кроме White Balance (Уайт Бяланс, ага, именно «бя», а не «бэ») и жмем Update (Апдэйт).
С Балансом белого вроде получилось, подводим итоги.
• Половина успеха хорошей фотографии зависит от того, что и как на ней расположено.
• А четверть успеха хорошей фотографии зависит от правильно выставленного Баланса белого.
• Цвет — желтый и синий, свет — теплый и холодный.
• Баланс белого — это когда белая рубашка на фотографии такая же белая, как в реальности.
• Ни фотоаппарат, ни фоторедактор не знают, какого оттенка белая рубашка.
• Температуру фотографии выставляем не только по белой рубашке, но и по настроению.
• Глаз замыливается и запутывается, его нужно обнулять, посмотрев на правильно сбалансированную фотографию или в окно.
Продолжение следует.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]