Обработка фотографий. Часть 1
17.10.2017 491 0 0 ruslankuznetsov

Обработка фотографий. Часть 1

---
0
В закладки


— Как ты обрабатываешь фотографии?

Каждый фотограф, профессионал или любитель, хотя бы раз в жизни слышал такой вопрос. Я — много раз, и когда сам его задавал, и когда меня спрашивали. Причем, довольно часто интересующиеся хотят получить в ответ короткую, емкую и немного магическую инструкцию. Ну чтобы не зарываться в скучную теорию с незнакомыми терминами и не терять время на трудоемкие эксперименты, а просто прочитать одну статью с картинками, все хотя бы со второго раза понять, открыть фоторедактор, тут нажать, сюда потянуть, там покрутить и на этом закончить — фотография обработана. Магия!

Я тоже, по своей наивности, хотел найти такую инструкцию. Несколько лет перелопачивал блоги и книги, слушал лекции и смотрел видео-уроки. Везде, конечно, находил для себя полезное, но, блин, как же много времени было потрачено на эти поиски! И ладно время на чтение хорошей статьи, его-то как раз не жаль, как не жаль времени, потраченного на поиск той статьи. Жалко время, потраченное на поиск ответа на вопрос «какую статью читать?» Их ведь сотни и тысячи, и большинство из них повторяют друг друга.

В общем, я почитал и посмотрел. Не тысячи, но достаточно для того, чтобы прийти к двум выводам:

1. Люди, которые умеют внятно и доходчиво объяснить предмет — это большая редкость.

2. Та самая магическая инструкция, оказывается, существует. Не такая уж и короткая, но вполне емкая и доступная для понимания фотографу начального уровня.

Проблема в том, что ее никто пока не написал в одном месте. А если и написал, и даже опубликовал, так ведь эту публикацию еще найти нужно. Я пока не нашел, поэтому, как водится, решил написать ее сам.

К сожалению, я не могу обещать, что вхожу в ту самую уникальную категорию людей из первого пункта, но изо всех сил постараюсь к ней приблизиться. И да, я в первую очередь обращаюсь к начинающим фотографам, поэтому все мои рекомендации заточены именно на них. Если вы уже опытный, просоленный фото-мастер, и все равно по какой-то загадочной причине читаете этот текст, то это я не вам.

— Ну и как нужно обрабатывать фотографии?

Оказывается, мы начинаем не с того вопроса. Прежде, чем спрашивать «как», сперва нужно выяснить «почему» и «для чего».

— Ну и почему нужно обрабатывать фотографии?

1. Потому что необработанных фотографий не существует в природе.

Изображение, едва оказавшись на матрице камеры, тут же начинает обрабатываться. И будет обрабатываться до тех пор, пока мы не увидим готовую картинку на мониторе компьютера. Что его обрабатывает?

Фотоаппарат, с помощью программы, заложенной в него инженерами. Фоторедактор в компьютере, который автоматически приводит фотографию к приемлемому виду, основываясь на общем для всех снимков алгоритме. Компьютер, силами простенького конвертера для предосмотра фотографий.

А если вы олдскульный фотограф, тогда вашу фотографию сперва обрабатывает пленка посредством химикатов в ней, которые, опять же, разработали инженеры, а затем к этому процессу присоединяется всякие проявители-закрепители и фотобумаги от тех же авторов.

Другими словами, если не мы обработаем нашу фотографию, то за нас это сделают создатели фотоаппарата, компьютера и встроенных в них программ.

2. Потому что никакой фотоаппарат не может сравниться с человеческим глазом и мозгом по качеству восприятия и передаче изображения.

В этом легко убедиться, попытавшись в солнечный день сфотографировать через окно улицу, захватив часть комнаты. У нас получится одно из двух: или улица в темной рамке, или комната с белой дырой по центру. А все оттого, что так называемый «динамический диапазон» в фотоаппарате еще очень далек от привычного нам диапазона нашего зрительного аппарата.

Точно так же, как со светом, у фотоаппарата возникают проблемы со считыванием цвета, например, когда мы снимаем в хмурую погоду, на фоне ярко окрашенной стены или дома при свете люстры. И с перспективой у него тоже не все гладко, когда на снимке выясняется, что высотные дома падают друг на друга, а у холодильника закругленные стенки. И с контрастом, когда солнце светит в линзу, тоже все не просто. И еще много в чем фотоаппарат проигрывает нашим глазам и мозгу.

То есть обрабатывая фотографию, мы исправляем недостатки и ошибки фотоаппарата.

Ну и второй вопрос:

— Для чего нужно обрабатывать фотографии?

1. Чтобы привести свет и цвет на снимке к реальности. Или максимально близко к цвету, который мы видим своими глазами. Чтобы фотография передавала подлинность момента, который мы решили запечатлеть.

2. Чтобы в застывшее мгновение добавить настроение, ощущения и эмоции, которые мы испытывали при съемке. Ведь в кадр вмещается так мало по сравнению с тем, что видели наши глаза. А мы еще слышали, обоняли и осязали мир вокруг нас, и чтобы это хоть как-то приложить к изображению, мы используем доступные нам в обработке инструменты: свет, цвет и композицию.

3. Чтобы что-то выделить, обратить на это внимание зрителя. Обрезать лишнее и затемнить неважное, а нужное подчеркнуть, выпятить и оттопырить.

4. Чтобы внести художественность. Улучшить фотографию или ухудшить ее, приукрасить или исказить согласно нашим целям. Чтобы творить и вытворять, короче.

Лично мне четырех этих пунктов достаточно, чтобы объяснить себе и другим, для чего же я все-таки обрабатываю фотографии.

Только теперь, когда мы ответили на первые два вопроса, можно двигаться к третьему, потому что обрабатывая, исправляя и улучшая фотографию, нам ни в коем случае нельзя забывать почему и для чего это делаем. И время от времени, прежде чем лишний раз что-то покрутить и подвинуть, еще раз задать себе эти вопросы.

Если вы желаете читать и параллельно экспериментировать в своем редакторе на такой же фотографии, как у меня, скачайте ее отсюда.

Если предпочитаете работать над своей фоткой, найдите похожую на мою по содержанию. И желательно, конечно, чтобы она была в RAW, так называемом «сыром формате», где намного больше информации, чем в JPEG. Дальше я все цифры буду приводить для RAW формата, но и если у вас только JPEG, беспокоится не нужно, в конце все будет в любом случае понятно.

Загружаем нашу фотографию в редактор. Какой редактор? Да какой угодно, но я все же рекомендую Lightroom от Adobe.



Где взять Лайтрум, как установить, как загружать фотку и другие технические вопросы, которые возникают по ходу дела, несем Гуглу, он знает и поможет. Я сознательно опущу все попутные детали, которые легко можно найти самому, и сосредоточусь на том, что искать долго и порой нудно.

Первым делом нам нужно решить, хорошая это фотография или нет, оставлять ее или выбрасывать. Здесь возникает вопрос: стоит ее прежде обработать или и так все понятно? Лично я убежден, что стоит обработать, потому что серо-бурое недоразумение, которое хочется тут же стереть, может скрывать в себе красоту, которая проявится в процессе обработки.

Для того, чтобы одним кликом улучшить эту фотографию до приемлемого уровня, нам нужно создать собственную Предварительную настройку или Preset. Мы это сделаем один раз, чтобы в будущем экономить уйму времени.

Заходим в Develop, Проявка, (жмем D) и начинаем снизу: Camera Calibration, Калибровка камеры. Видите Profile: Adobe Standard? Это то, о чем я говорил в самом начале: вы еще даже не притронулись к своей фотографии, а редактор уже немного ее обработал.



Профиль — это самый базовый параметр настроек. Можно оставить как есть, а можно выбрать что-то другое, если Лайтрум вам это предложит. Я обычно выбираю профиль Camera Standard — это значит, что Лайтрум пытается скопировать стандартные настройки моей камеры, когда она работает в формате JPEG.



Если у вас камера Fujifilm, то вам очень повезло с этим меню — у Фуджи просто невероятные цвета (годы выпуска пленок не прошли даром), и Лайтрум смог к ним очень близко подобраться. Выбирайте любой профиль по вкусу и наслаждайтесь результатом.

Увы, Фуджика у меня больше нет, а с профилями Sony Лайтрум пока справляется на троечку. В моем случае общий оттенок фотографии зеленит, поэтому мне приходится еще немного доводить ползунки вручную.



Но на первом этапе, пока мы еще не выяснили, куда кренятся наши цвета, эти инструменты лучше не трогать, мы вернемся сюда позже, если будет такая необходимость.

Поднимаемся выше и открываем раздел Lens Correction, Коррекция линзы, и отмечаем Enable Profile Correction, Включить профиль коррекции. Если ваша линза занесена в реестр Лайтрума (скорее всего), то он сам включит все, что нужно. Если нет, можно поискать в списке самую близкую к вашей.



Следующий раздел — Detail, Детали. Здесь мы настраиваем резкость изображения и подавитель шума. Сейчас мы выставляем базовые значения, которые, если понадобится, всегда можем изменить. Начинаем с резкости.

Amount, Количество — 50. Это среднее значение, обычно его изменяем только в тех случаях, когда снимок получился откровенно нерезким.

Radius, Радиус — 1.5. Ширина в пикселях, на которой делается резкость.

Detail, Детализация — 30. Чем выше цифра, тем меньшие детали на фотографии будут подвержены обработке.

Masking, Маскировка — 50. Очень важный инструмент, маскирует участки фотографии, которые нежелательно делать резче, чем они уже есть, например небо или кожа на лице. Зажимаем Option (Mac) или Alt (PC) и двигаем ползунок: там, где белый цвет, будет накладываться резкость, там, где черный — не будет.

Таким же образом, с зажатой клавишей, можно подвигать и другие ползунки, чтобы лучше увидеть эффект их работы.

Luminance, Яркость цифрового шума — 25. Для большинства снимков этого достаточно, если нет — вернемся и добавим еще. Все остальные параметры оставляем по умолчанию.



Переходим к базовым инструментам. Здесь начинается самое интересное и самое главное.

Правило 1: При общей обработке инструментами Контраста пользуемся часто, инструментами Баланса белого и Оттенка — реже, инструментами Цвета — очень редко, почти никогда.



Почему так? Здесь мы не обойдемся без теории, но ее будет совсем немного.

Дело в том, что каждый цвет достигает своего предельного насыщения при определенном уровне светлоты. Если мы возьмем цветовую таблицу «радугу» и наложим на нее серый градиент, который одинаково затемнит и высветлит все цвета, то получим неоднозначный результат.



Оказывается, желтый цвет насыщеннее тогда, когда он светлее, синий — когда темнее, а красный в своем «расцвете» чуть темнее зеленого. Также видно, что чем светлее цвета, кроме желтого, тем сложнее их отличить от других. И слишком темные цвета, кроме синего, тоже очень схожи между собой и трудно различимы.

Отсюда два вывода.

1. Чтобы сделать цвет насыщеннее, его нужно довести до оптимальной для него светлости.

2. Разводя цвета по оптимальным светлостям, мы усиливаем контраст между ними.

Вот он, первый секрет грамотно обработанной фотографии: для усиления контрастности и цветности фотографии цвета нужно засветлять или затемнять, а не умножать.

Именно поэтому мы пользуемся исключительно зелеными ползунками Света и Контраста. А почему не красными ползунками Цвета, в чем разница? Давайте проверим. Берем цветовую таблицу. Здесь все цвета на своих местах, от затемненных до выбеленных, каждый в своей клеточке.



Двигаем ползунок Saturation, Насыщенность до упора вправо на +100. И действительно, таблица стала еще насыщеннее, еще ярче. Вроде бы.


Но на самом деле в ней всего лишь стало больше клеточек с насыщенным цветом. Я выделил красный и зеленый, но прекрасно видно, что и другие цвета размножились одинаковыми клеточками. Кроме синего, его стало еще меньше. Было – стало.


О чем это нам говорит? О том, что в таблице стало меньше вариативности цвета, меньше цветовых оттенков, зато появилось неприлично много одинаковых клеточек насыщенного цвета там, где они изначально не должны быть.

Название инструмента Vibrance трудно перевести на русский язык, но по смыслу близки слова Интенсивность и Энергичность цвета. Он действует мягче, чем Saturation, но по тому же принципу — увеличивая количество клеточек с насыщенным цветом, при этом почему-то делая упор на синем оттенке.

А теперь давайте подвинем до упора ползунок Contrast и на этом закончим про теорию цвета.

Здесь хоть и утрировано, но все правильно: цвета на своих местах, вариативность клеточек не исчезла, только светлые области стали еще светлее, а темные — темнее. Менее насыщенные клеточки остались нетронутыми, а более насыщенные стали еще ярче. Картинка не испорчена, все довольны, Контраст рулит, теперь вы тоже это знаете, с чем вас и поздравляю.



Возвращаемся к нашей фотографии и приступаем к работе с инструментами в отделе Tone, Тон.

Первый на очереди ползунок Exposure, Экспозиция, то есть количество света. Которого на этом снимке, а равно и на всех наших снимках, должно быть чуть меньше нормы. Это осознанное затемнение нужно для того, чтобы не пересветить светлые части фотографии. Помните понятие «динамический диапазон» и пример про комнату и окно? Так вот, здесь роль темной комнаты выполняют горы, а роль светлого окна — небо.

Если бы я снял горы в нормальном свете, небо превратилось бы в сплошное белое пересвеченное пятно. А пересвет, и это Правило 2, не вытягивается, не затемняется и не исправляется. Затемнение можно осветлить, пересвет — нет.

Exposure, Экспозицию поднимаем на 0.30, для базовой настройки этого достаточно. Вся фотография становится чуть светлее.

Highlights, Светлые тона, опускаем по максимуму, в  –100. Темнеет только то, что светлое, и сразу виден результат: к нам вернулось небо.



Shadows, Тени поднимаем до +60, чтобы вывести из сумрака ближний план.

Whites, Белые тона убираем до –15. Это самые яркие белые оттенки, в нашем случае — засвет на снежных вершинах.

Blacks, Черные тона убираем до –30. Самые темные тона придают контраст и глубину в тенях.

Остался последний ползунок, собственно Контраст. А чем мы сейчас занимались? Тоже контрастом, но регулировали каждую из четырех световых категорий по отдельности: самые яркие Белые тона, основные Светлые, основные Тени и самые темные Черные тона. Контраст — это все то же, только одним махом. Хороший инструмент, но мы его пока не будем трогать.

А пойдем вниз, в раздел Effects, Эффекты. Там есть такой интересный инструмент Dehaze, Антидымка, и он работает даже лучше, чем Contrast. Поднимаем его на +30.



Все, на этом наша работа с базовыми настройками для создания Пресета закончена. В левой панели жмем плюсик в разделе Presets, даем ему имя, отмечаем галочками все, кроме White Balance и жмем Create, Создать.


Дыщ! У нас появился собственный Пресет, та самая чудо-кнопка, которой мы можем в один щелчок привести фотографию к презентабельному виду, достаточному, чтобы решить — нужна она нам, или нет. В будущем мы создадим еще больше Пресетов для различных ситуаций и задач.

Проверяем кнопку в деле: жмем внизу на Reset, Сброс, и все наши настройки исчезают, изображение возвращается в первоначальное состояние. Жмем на имя нашего Пресета, и все настройки снова прикрутились к фотке.



Теперь, когда мы получше видим достоинства и недостатки снимка, можно принять решение о его дальнейшей судьбе. Оставляем? Значит работаем дальше.

Только это у нас сейчас «дальше», а потом будет так: загрузили фотографию, нажали Пресет, решили ее судьбу, поехали дальше. Все как бы сначала, но как бы уже и нет.

Начинаем собирать пункты в нашу Инструкцию, пока что беспорядочно:

  • Снимаем в RAW формате.

  • Выбираем фотографии, которые чуть темнее нормы, потому что тени вытягиваются, а засветы — нет.

  • Дозируем площадь воздействия резкости инструментом Masking.

  • Усиливаем насыщенность цвета исключительно инструментами Tone, или Контраста.

  • Компенсируем недостатки Динамического диапазона камеры, убирая Highlights и поднимая Shadows.

  • Создаем Пресеты, они экономят уйму времени.

Продолжение следует.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]