Flugplatz Werneuchen
---
Продолжаю тему аэродромов ГСВГ и в сегодняшнем обзоре мы прогуляемся по аэродрому Вернойхен. Этот аэродром располоежен в 18 километрах северо-восточней германской столицы и в отличии от Шперенберга не является заброшенным. Взлетно-посадочная полоса до сих пор используется малой авиацией, бывшие ангары принадлежат частным лицам, в бывшем хранилище ядерных бомб устроен тир, а на аэродромном лугу расположилось поле солнечных батарей.
Тем не менее на территории аэродрома есть парочка интересных покинутых объектов, достойных внимания городского исследователя.
01. Перенесемся в теплый июльский вечер 2015 года. Солнце клонится к закату, освещая бранденбургские поля тем волшебным светом, который бывает лишь в теплое время года перед закатом.
02. Сейчас, когда я пишу этот пост, за окном унылый февральский пейзаж и серость. Просматривая эти снимки, меня пробирает ностальгия за летом, теплом и путешествиями.
03. Вдруг среди идиллического пейзажа обнаруживается интересная башня, выглядящая немного чужеродно в таком окружении.
04. Именно она является причиной того, что мы оказались сегодня в этом месте. Башня эта уникальная, так как является не чем иным, как экспериментальной установкой для испытаний наземной версии радара Третьего рейха FuG 200.
05. Сооружена эта башня была в конце 1943 - начале 1944 года в трех километрах от аэродрома Вернойхен и входила в испытательную систему наземных радаров, которую планировалось соорудить вокруг аэродрома.
06. На вершине башни в 1944 году была установлена панорамная радарная установка для мониторинга возрушного пространства "Propeller" фирмы Lorenz, которая была создана на компонентах и узлах самолетных радаров FuG 200 „Hohentwiel“.
07. Как долго длились испытания радарной системы аэродрома Вернойхена - неизвестно, но к приходу советских войск, которые 18 апреля 1945 года заняли аэродром, радарная система была демонтирована и эвакуирована на запад. Советские войска в послевоенное время использовали башню в качестве мишени для стрельб, что наглядно видно по многочисленным дырам в бетонной конструкции. В настоящее время башня находится в частном владении и вход в нее закрывает большая железная дверь, так что осмотреть башню изнутри не удалось. Но судя по снимкам в сети, смотреть там совершенно не на что.
08. Рядом с башней совершенно случайно обнаружили еще одно незаурядное место - мемориал жертвам "Спецлагеря № 7 ", лагеря для интернированных, созданном Отделом спецлагерей НКВД на окраине деревушки Weesow.
09. Лагерь для интернированных был создан НКВД-шниками в этом месте в июне 1945 года на основе пяти крестьянских дворов и просуществовал до августа 1945, после чего был переведен в Заксенхаузен. В это время тут содержалось около 6 000 заключенных включая детей и стариков, из которых умерло от 800 до 1500 человек, главным образом от голода и болезней. Данные по погибшим до сих пор засекречены и хранятся в архивах НКВД в Москве. Установить удалось лишь имена немногих погибших узников лагеря, поэтому так мало мемориальных плит.
10. И собственно сам мемориал, установить который удалось лишь после объединения Германии в 1992 году.
11. Рядом доска с информацией о мемориале.
12. Дальше нам предстояло проехать три километра до аэродрома Вернойхена, из которых половина пути пришлась на такую знакомую и родную грунтовочку.
фото: Стас Сиколенко
13. Это самая худшая дорога из тех, по которым мне приходилось до сих пор перемещаться в Германии, правда, эта грунтовка не является официальной дорогой.
фото: Стас Сиколенко
14. Дело в том, что в соседней деревне что-то ремонтируют, в связи с чем перекрыли дорогу. Как это в Германии заведено, ремонтируют долго и не спеша уже не один месяц. В качестве объездной дороги предлагается делать 15-километровый крюк. Естественно, местные жители не дураки ехать 15 километров там, где расстояние всего два километра, пусть и по грунтовке.
фото: Стас Сиколенко
15. За пару месяцев грунтовку изрядно расширили и разбили так, что теперь она навевает ностальгические воспоминания из моего доэмигрантского прошлого.
фото: Стас Сиколенко
16. Наша прогулка по аэродромной территории начинается с котельной, расположенной прямо рядом с рулежными дорожками аэродрома.
фото: Стас Сиколенко
17. Внутри котельная оказалась, к сожалению, полностью выпотрошена.
18. В одном из помещений котельной нашелся единственный артефакт, указывающий на ГСВГ-шное прошлое этих мест.
19. Но главная цель, из-за которой я включил Вернойхен в программу этой поездки - это надземный бункер времен Третьего рейха, который советские военнослужащие окрестили "Башней Геринга".
20. Впечатляющее монолитное сооружение из бетона было возведено, как и радарная башня, которую мы посетили до этого, для испытаний системы мониторинга воздушного пространства при помощи радаров. Бункер был введен в эксплуатацию в апреле 1943 года и внутри него располагался командный центр управления радарной системой, а на крыше его были установлены антенны.
21. В 1945 году аэродром Вернойхен занимают советские войска, которые продолжают его использование вплоть до вывода группировки советских войск из Германии в начале 1990-х. "Башня Геринга", если верить информации в интернете, в 1980-х годах была перестроена в бункер связи ГСВГ.
22. Сейчас о ГСВГ-шном прошлом бункера напоминают многочисленные надписи краской, оставленные советскими военнослужащими с перечнем городов и поселков Советского Союза.
23. Кто-то из служивших тут в прошлом вернулся в эти места спустя много лет.
24. Внутрь бункера ведет всего один единственный вход.
25. Внутри коридор, пересекающий часть сооружения насквозь и выходящий в небольшую пристройку.
26. К сожалению, путь внутрь был перекрыт массивной железной дверью. Бункер принадлежит какой-то некоммерческой организации и надежно заперт.
27. Через отверстие в двери сфотографировал внутреннюю гермодверь. Это все, что можно увидеть из внутренних помещений. В 2011 году кто-то спилил решетку на двери и бункер был какое-то время доступен, так что в сети можно найти снимки его интерьеров а также видео.
28. Входной коридор заканчивается выходом в такую вот пристройку к бункеру, сооруженную, видимо, уже в советское время.
29. На крышу бункера вела лестница и мы решили поднятся наверх, раз уж попасть внутрь не получилось.
30. Оголовки воздухозаборников советской конструкции - при переоборудовании бункера советскими специалистами была полностью переделана вентиляционная система с учетом возможного применения ядерного оружия.
фото: Стас Сиколенко
31. Нижний сегмент лестницы примотан проволокой на которой и держится, но остальная часть показалась довольно надежной. Лезу первым.
фото: Стас Сиколенко
32. Минута работы руками и ногами и вот я наверху.
33. За мной следует мой напарник.
34. В центре крыши находится крепежная плата для решетчатой антенной опоры типа "Сосна" - результат советской модернизации бункера.
35. На краю крыши сооружена небольшая башенка.
36. Судя по бетону, башня родная, а не советская пристройка.
37. А вот антенная мачта в центре башни скорей всего советская.
38. Котельная, через которую пролегал наш путь, расположена прямо рядом с бункером.
39. На крыше котельной заметил каких-то животных. К сожалению, зум у моего фотика не очень мощный, так что определить, что это были за животные, не удалось.
40. Я ожидал более интересных видов с высоты. Надеялся, что будет виден аэродром, но пышная листва деревьев скрыла от нас практически все. Куда ни посмотри - было видно лишь зеленое море до самого горизонта.
41. В который раз вижу вокруг труб котельных на объектах ГСВГ характерное кольцо, обвивающее трубу по периметру. До сих пор так и не смог определить назначение этой кольцевой трубы.
фото: Стас Сиколенко
Коротенькое видео, снятое на крыше бункера:
42. Хорошо, когда в команде ты не единственный человек с фотоаппаратом, можно разбавить пост видами от третьего лица.
фото: Стас Сиколенко
43. За что я люблю такие вот поездки по восточной Германии, так это за возможность побыть один-на-один с дикой природой среди покинутых артефактов ушедшей цивилизации, хранящих внутри себя множество загадок и тайн. В перенаселенной и упорядоченной до последнего метра южной Германии такая роскошь отсутствует более, чем полностью.
44. Поэтому с приходом теплого времени года внутри меня просыпается тяга, которая манит меня снова и снова покидать цивилизацию и проезжать многие сотни километров в поисках затерянных миров.
45. Наше посещение бункера совпало с заходом солнца и мы очень надеялись увидеть с крыши бетонного саркофага красивый закат.
46. Но из-за обильной растительности, поглотившей всю территорию вокруг, закат с крыши бункера выглядел так.
47. Время двигаться дальше. Среди прочих целей, намеченных на этот вечер - посещение заброшенной диспетчерской вышки аэродрома.
фото: Стас Сиколенко
48. Последний взгляд на четырехэтажный бетонный монолит.
49. И наша прогулка продолжается уже непосредственно по территории аэродрома.
50. В южной части аэродрома расположены многочисленные ангары, но почти все они закрыты и принадлежат частным лицам или организациям.
51. На фасаде этого ангара красуется эмблема какой-то организации.
52. Еще одним интересным объектом на аэродроме является арсенал, в котором хранились авиационные ядерные бомбы. На входе в ядерный арсенал сооружены два бетонных пулеметных гнезда.
53. В настоящее время внутри арсенала расположился тир стрелкового ферайна, так что осмотреть его можно лишь через забор.
54. Ядерный арсенал был сооружен в Вернойхене в начале 1970-х и представляет собою два бункера типа "Гранит-2".
55. На крыше между бункерами установлена еще одна бетонная пулеметная точка.
Приведу план аэродрома для наглядности. Как видно по этому гуглоснимку, большая часть аэродрома занята солнечными панелями. Взлетно-посадочная полоса до сих пор используется малой авиацией, в том числе и летной школой, в которой обучают управлению ультралегкими самолетами. Во время нашей прогулки мы осмотели наиболее интересную южную часть аэродрома в той последовательности, в которой я пронумеровал посещенные нами объекты.
56. Осмотрев ядерный арсенал, мы выходим на рулежную дорожку и по ней направляемся к последней цели - диспетчерской вышке. Пока мы идем, расскажу пару слов об истории аэродрома.
История аэродрома берет свое начало в 1935 году, когда было принято решение о создании в этом месте школы пилотов Люфтваффе. Строительные работы начинаются в 1936 году и завершаются в ноябре следующего года. 27 ноября 1937 года проходит торжественная церемония передачи символического ключа от аэродрома, который принимает Теодор Остеркамп (справа на снимке) - один из лучших асов Первой мировой войны, получивший во время Второй мировой звание генерал-майора Люфтваффе. С этого дня в Вернойхене действует школа пилотов-истребителей Jagdfliegerschule 1.
Во время немецкого вторжения в Польшу осенью 1939 года аэродром активно используется в качестве стартовой площадки для бомбардировщиков, осуществляющих боевые вылеты над территорией Польши. В 1943-1944 годах тут проходят испытания системы наземных радаров, про которые я писал выше. В январе-феврале 1945 отсюда вылетают истребители в сторону Восточного фронта, который все ближе и ближе подходит к немецкой границе.
20 апреля 1945 года в Вернойхен входят советские войска и размещают на аэродроме пикирующие бомбардировщики Пе-2, 241-й бомбардировочной авиационной дивизии , которые в последние дни войны осуществляли отсюда вылеты в сторону Берлина.
После окончания войны использование аэродрома было продолжено советскими оккупационными войсками, которые в 1951-1952 годах проводят масштабную модернизацию аэродрома, включающую расширение взлетно-посадочной полосы до размеров 2500 х 80 метров, после которого в 1953 году тут размещают реактивные бомбардировщики Ил-28, способные нести тактическое ядерное оружие.
В 1960-х годах на аэродроме в Вернойхене размещают более современные боевые самолеты Як-27 и Як-28. Ниже иллюстрация из книги немецких историков Лутца Фройндта и Штефана Бюттнера "Rote Plätze", посвященной истории советских ВВС, базировавшихся на территории ГДР. Снимки сделаны на аэродроме в Вернойхене.
взято отсюда
Помимо прочего на аэродроме в 1950-х годах временно стационировались стратегические бомбардировщики Ту-4 и Ту-16, а в 1957 году тут приземлился Ту-104 с Никитой Хрущевым на борту.
В начале 1970-х аэродром подвергается очередной модернизации, в рамках которой сооружаются бункера для хранения ядерных бомб и подземный склад ГСМ, расположенный прямо под площадкой для размещения самолетов. В 1974 году в Вернойхене осуществляется дислокация новейших советских истребителей-перехватчиков Миг-25, 931-го отдельного гвардейского разведывательного полка, которые размещались тут вплоть до 1991 года. Вот они на фото, сделанное в Вернойхене.
взято отсюда
В 1991 году начинается вывод советских войск из Германии и Вернойхен покидают все базировавшиеся тут боевые самолеты, а в 1993 году он переходит в собственность Германии, после чего большую часть территории аэродрома занимает поле солнечных батарей, а взлетно-посадочная полоса используется исключительно частной легкомоторной авиацией.
Теперь продолжим фотопрогулку.
57. Мы были не единственными гуляющими по территории аэродрома. Встретились с парочкой местных жителей, которые, видимо, часто используют это место для прогулок, несмотря на то, что по его периметру расставлены знаки, запрещающие проход на территорию.
58. Для предотвращения использования территории аэродрома нелегальными гонщиками, тут местами сооружены насыпи из строительного мусора, перегораживающие рулежные дорожки.
59. Для этой же цели была перегорожена взлетно-посадочная полоса, которую разделили земляным валом высотой 70 см на две части, что стало причиной двух авиакатастров в начале 2000-х.
В 2002 году швейцарский самолет модели Saab 2000 совершал полет из Базеля в Гамбург, но по причине ухудшения погодных условий в Гамбурге было решено перенести посадку на другой аэродром. Аэродром Бремена из-за грозы оказался также недоступен, Ганновер тоже выпал, было решено лететь к Берлину, но при подлете к Берлину там тоже стремительно ухудшилась погода. Топливо подходило к концу и было принято решение совешить посадку в Вернойхене. Экипаж самолета ничего не знал о земляном вале, перегораживающем впп и при посадке потерял шассии в результате столкновения с насыпью, только чудом обошлось без жертв. Подобная участь постигла еще один самолет спустя два года, там было травмировано шесть пассажиров.
60. Последние лучи уже зашедшего солнца красиво подсвечивают облака, создавая приятный фон для этой вечерней прогулки.
61. По пути встречаются заброшенные бункера для аэродромной техники.
62. Один из самолетных ангаров оказался тоже заброшенным.
Так эта часть аэродрома выглядела в 1980-х.
снимок из коллекции штурмана Александра Кислова, взято отсюда.
63. Этот ангар оказался единственным заброшенным в южной части аэродрома.
64. Остальные ангары были закрыты и, судя по их виду, у них был владелец.
65. Аварийная сирена на крыше ангара с предыдущего снимка.
66. Вот мы и подошли к финальной цели этой прогулки - диспетчерской вышке.
67. Справа от шлагбаума, переекрывающего вход в этот сектор аэродрома, можно заметить бетонную пулеметную точку.
68. Конструкция типичная для объектов ГСВГ.
69. Помещение диспетчерской вышки выглядит совсем печально. Видно, что здание заброшено очень давно и за последние двадцать лет за ним никто не присматривал.
70. Судя по архитектурному стилю, вышка была построена уже в послевоенное время.
71. Несмотря на заброшенность, окна на первых этажах заколочены досками. Полагаю, сделано это для того, чтобы тут не лазали дети, так как рядом с аэродромом находятся жилые дома.
Примерно так выглядело это место в 1980-х.
снимок из коллекции штурмана Александра Кислова, взято отсюда
72. Конечно, полностью запечатать подобный объект невозможно. Любители городских исследований всегда сделают залаз, которым мы и воспользовались для проникновения внутрь.
73. Внутри тотальная разруха и дестрой. Оценив ситуацию, мы не стали тратить время на то, чтоб осмотреть каждое помещение и направились сразу в подвал.
74. Подвал оказался наиболее интересной частью вышки, по крайней мере тут была обнаружена парочка интересных артефактов.
75. Каждая дверь подписана, так что гадать, что располагалось в том или ином помещении не пришлось.
76. В кочегарке обнаружились печи и бойлер.
77. Удивительная находка, учитывая тотальную пустоту в остальных помещениях здания.
78. Даже угольные брикеты лежали горкой в уголке.
фото: Стас Сиколенко
79. Радиаторы отопления тоже присутствовали на своих местах.
80. За кочегаркой следовала кладовая.
81. Тут обнаружилась парочка дембельских надписей.
82. В соседнем помещении сохранились остатки оборудования связи.
83. Выпотрошенные электрощитки.
84. С немецкими обозначениями и инструкциями.
85. Плакат с какими-то кодами и командами.
фото: Стас Сиколенко
86. Дверь, примечательная рядом наклеек, типичных для позднего СССР.
87. Куда же на аэродроме без авиационной тематики?
88. Советские красавицы.
89. Плакат с советскими истребителями на немецком языке.
90. Осмотрев подвал, мы поднялись на самую верхушку диспетчерской вышки.
91. Тут ожидаемо не оказалось совершенно ничего, кроме голых стен и горы строительного мусора на полу.
92. Виды с диспетчерской вышки на территорию аэродрома.
93.
94. На этом наша прогулка подошла к завершению. Мы осмотрели все объекты аэродрома, представляющие интерес для городского исследователя.
95. Покидаем вышку и направляемся к следующей цели этого дня, а точней уже ночи - заброшенному бункеру штази, расположенному не далеко от аэродрома.
Но об этом как нибудь в другой раз...
Тем не менее на территории аэродрома есть парочка интересных покинутых объектов, достойных внимания городского исследователя.
01. Перенесемся в теплый июльский вечер 2015 года. Солнце клонится к закату, освещая бранденбургские поля тем волшебным светом, который бывает лишь в теплое время года перед закатом.
02. Сейчас, когда я пишу этот пост, за окном унылый февральский пейзаж и серость. Просматривая эти снимки, меня пробирает ностальгия за летом, теплом и путешествиями.
03. Вдруг среди идиллического пейзажа обнаруживается интересная башня, выглядящая немного чужеродно в таком окружении.
04. Именно она является причиной того, что мы оказались сегодня в этом месте. Башня эта уникальная, так как является не чем иным, как экспериментальной установкой для испытаний наземной версии радара Третьего рейха FuG 200.
05. Сооружена эта башня была в конце 1943 - начале 1944 года в трех километрах от аэродрома Вернойхен и входила в испытательную систему наземных радаров, которую планировалось соорудить вокруг аэродрома.
06. На вершине башни в 1944 году была установлена панорамная радарная установка для мониторинга возрушного пространства "Propeller" фирмы Lorenz, которая была создана на компонентах и узлах самолетных радаров FuG 200 „Hohentwiel“.
07. Как долго длились испытания радарной системы аэродрома Вернойхена - неизвестно, но к приходу советских войск, которые 18 апреля 1945 года заняли аэродром, радарная система была демонтирована и эвакуирована на запад. Советские войска в послевоенное время использовали башню в качестве мишени для стрельб, что наглядно видно по многочисленным дырам в бетонной конструкции. В настоящее время башня находится в частном владении и вход в нее закрывает большая железная дверь, так что осмотреть башню изнутри не удалось. Но судя по снимкам в сети, смотреть там совершенно не на что.
08. Рядом с башней совершенно случайно обнаружили еще одно незаурядное место - мемориал жертвам "Спецлагеря № 7 ", лагеря для интернированных, созданном Отделом спецлагерей НКВД на окраине деревушки Weesow.
09. Лагерь для интернированных был создан НКВД-шниками в этом месте в июне 1945 года на основе пяти крестьянских дворов и просуществовал до августа 1945, после чего был переведен в Заксенхаузен. В это время тут содержалось около 6 000 заключенных включая детей и стариков, из которых умерло от 800 до 1500 человек, главным образом от голода и болезней. Данные по погибшим до сих пор засекречены и хранятся в архивах НКВД в Москве. Установить удалось лишь имена немногих погибших узников лагеря, поэтому так мало мемориальных плит.
10. И собственно сам мемориал, установить который удалось лишь после объединения Германии в 1992 году.
11. Рядом доска с информацией о мемориале.
12. Дальше нам предстояло проехать три километра до аэродрома Вернойхена, из которых половина пути пришлась на такую знакомую и родную грунтовочку.
фото: Стас Сиколенко
13. Это самая худшая дорога из тех, по которым мне приходилось до сих пор перемещаться в Германии, правда, эта грунтовка не является официальной дорогой.
фото: Стас Сиколенко
14. Дело в том, что в соседней деревне что-то ремонтируют, в связи с чем перекрыли дорогу. Как это в Германии заведено, ремонтируют долго и не спеша уже не один месяц. В качестве объездной дороги предлагается делать 15-километровый крюк. Естественно, местные жители не дураки ехать 15 километров там, где расстояние всего два километра, пусть и по грунтовке.
фото: Стас Сиколенко
15. За пару месяцев грунтовку изрядно расширили и разбили так, что теперь она навевает ностальгические воспоминания из моего доэмигрантского прошлого.
фото: Стас Сиколенко
16. Наша прогулка по аэродромной территории начинается с котельной, расположенной прямо рядом с рулежными дорожками аэродрома.
фото: Стас Сиколенко
17. Внутри котельная оказалась, к сожалению, полностью выпотрошена.
18. В одном из помещений котельной нашелся единственный артефакт, указывающий на ГСВГ-шное прошлое этих мест.
19. Но главная цель, из-за которой я включил Вернойхен в программу этой поездки - это надземный бункер времен Третьего рейха, который советские военнослужащие окрестили "Башней Геринга".
20. Впечатляющее монолитное сооружение из бетона было возведено, как и радарная башня, которую мы посетили до этого, для испытаний системы мониторинга воздушного пространства при помощи радаров. Бункер был введен в эксплуатацию в апреле 1943 года и внутри него располагался командный центр управления радарной системой, а на крыше его были установлены антенны.
21. В 1945 году аэродром Вернойхен занимают советские войска, которые продолжают его использование вплоть до вывода группировки советских войск из Германии в начале 1990-х. "Башня Геринга", если верить информации в интернете, в 1980-х годах была перестроена в бункер связи ГСВГ.
22. Сейчас о ГСВГ-шном прошлом бункера напоминают многочисленные надписи краской, оставленные советскими военнослужащими с перечнем городов и поселков Советского Союза.
23. Кто-то из служивших тут в прошлом вернулся в эти места спустя много лет.
24. Внутрь бункера ведет всего один единственный вход.
25. Внутри коридор, пересекающий часть сооружения насквозь и выходящий в небольшую пристройку.
26. К сожалению, путь внутрь был перекрыт массивной железной дверью. Бункер принадлежит какой-то некоммерческой организации и надежно заперт.
27. Через отверстие в двери сфотографировал внутреннюю гермодверь. Это все, что можно увидеть из внутренних помещений. В 2011 году кто-то спилил решетку на двери и бункер был какое-то время доступен, так что в сети можно найти снимки его интерьеров а также видео.
28. Входной коридор заканчивается выходом в такую вот пристройку к бункеру, сооруженную, видимо, уже в советское время.
29. На крышу бункера вела лестница и мы решили поднятся наверх, раз уж попасть внутрь не получилось.
30. Оголовки воздухозаборников советской конструкции - при переоборудовании бункера советскими специалистами была полностью переделана вентиляционная система с учетом возможного применения ядерного оружия.
фото: Стас Сиколенко
31. Нижний сегмент лестницы примотан проволокой на которой и держится, но остальная часть показалась довольно надежной. Лезу первым.
фото: Стас Сиколенко
32. Минута работы руками и ногами и вот я наверху.
33. За мной следует мой напарник.
34. В центре крыши находится крепежная плата для решетчатой антенной опоры типа "Сосна" - результат советской модернизации бункера.
35. На краю крыши сооружена небольшая башенка.
36. Судя по бетону, башня родная, а не советская пристройка.
37. А вот антенная мачта в центре башни скорей всего советская.
38. Котельная, через которую пролегал наш путь, расположена прямо рядом с бункером.
39. На крыше котельной заметил каких-то животных. К сожалению, зум у моего фотика не очень мощный, так что определить, что это были за животные, не удалось.
40. Я ожидал более интересных видов с высоты. Надеялся, что будет виден аэродром, но пышная листва деревьев скрыла от нас практически все. Куда ни посмотри - было видно лишь зеленое море до самого горизонта.
41. В который раз вижу вокруг труб котельных на объектах ГСВГ характерное кольцо, обвивающее трубу по периметру. До сих пор так и не смог определить назначение этой кольцевой трубы.
фото: Стас Сиколенко
Коротенькое видео, снятое на крыше бункера:
42. Хорошо, когда в команде ты не единственный человек с фотоаппаратом, можно разбавить пост видами от третьего лица.
фото: Стас Сиколенко
43. За что я люблю такие вот поездки по восточной Германии, так это за возможность побыть один-на-один с дикой природой среди покинутых артефактов ушедшей цивилизации, хранящих внутри себя множество загадок и тайн. В перенаселенной и упорядоченной до последнего метра южной Германии такая роскошь отсутствует более, чем полностью.
44. Поэтому с приходом теплого времени года внутри меня просыпается тяга, которая манит меня снова и снова покидать цивилизацию и проезжать многие сотни километров в поисках затерянных миров.
45. Наше посещение бункера совпало с заходом солнца и мы очень надеялись увидеть с крыши бетонного саркофага красивый закат.
46. Но из-за обильной растительности, поглотившей всю территорию вокруг, закат с крыши бункера выглядел так.
47. Время двигаться дальше. Среди прочих целей, намеченных на этот вечер - посещение заброшенной диспетчерской вышки аэродрома.
фото: Стас Сиколенко
48. Последний взгляд на четырехэтажный бетонный монолит.
49. И наша прогулка продолжается уже непосредственно по территории аэродрома.
50. В южной части аэродрома расположены многочисленные ангары, но почти все они закрыты и принадлежат частным лицам или организациям.
51. На фасаде этого ангара красуется эмблема какой-то организации.
52. Еще одним интересным объектом на аэродроме является арсенал, в котором хранились авиационные ядерные бомбы. На входе в ядерный арсенал сооружены два бетонных пулеметных гнезда.
53. В настоящее время внутри арсенала расположился тир стрелкового ферайна, так что осмотреть его можно лишь через забор.
54. Ядерный арсенал был сооружен в Вернойхене в начале 1970-х и представляет собою два бункера типа "Гранит-2".
55. На крыше между бункерами установлена еще одна бетонная пулеметная точка.
Приведу план аэродрома для наглядности. Как видно по этому гуглоснимку, большая часть аэродрома занята солнечными панелями. Взлетно-посадочная полоса до сих пор используется малой авиацией, в том числе и летной школой, в которой обучают управлению ультралегкими самолетами. Во время нашей прогулки мы осмотели наиболее интересную южную часть аэродрома в той последовательности, в которой я пронумеровал посещенные нами объекты.
56. Осмотрев ядерный арсенал, мы выходим на рулежную дорожку и по ней направляемся к последней цели - диспетчерской вышке. Пока мы идем, расскажу пару слов об истории аэродрома.
История аэродрома берет свое начало в 1935 году, когда было принято решение о создании в этом месте школы пилотов Люфтваффе. Строительные работы начинаются в 1936 году и завершаются в ноябре следующего года. 27 ноября 1937 года проходит торжественная церемония передачи символического ключа от аэродрома, который принимает Теодор Остеркамп (справа на снимке) - один из лучших асов Первой мировой войны, получивший во время Второй мировой звание генерал-майора Люфтваффе. С этого дня в Вернойхене действует школа пилотов-истребителей Jagdfliegerschule 1.
Во время немецкого вторжения в Польшу осенью 1939 года аэродром активно используется в качестве стартовой площадки для бомбардировщиков, осуществляющих боевые вылеты над территорией Польши. В 1943-1944 годах тут проходят испытания системы наземных радаров, про которые я писал выше. В январе-феврале 1945 отсюда вылетают истребители в сторону Восточного фронта, который все ближе и ближе подходит к немецкой границе.
20 апреля 1945 года в Вернойхен входят советские войска и размещают на аэродроме пикирующие бомбардировщики Пе-2, 241-й бомбардировочной авиационной дивизии , которые в последние дни войны осуществляли отсюда вылеты в сторону Берлина.
После окончания войны использование аэродрома было продолжено советскими оккупационными войсками, которые в 1951-1952 годах проводят масштабную модернизацию аэродрома, включающую расширение взлетно-посадочной полосы до размеров 2500 х 80 метров, после которого в 1953 году тут размещают реактивные бомбардировщики Ил-28, способные нести тактическое ядерное оружие.
В 1960-х годах на аэродроме в Вернойхене размещают более современные боевые самолеты Як-27 и Як-28. Ниже иллюстрация из книги немецких историков Лутца Фройндта и Штефана Бюттнера "Rote Plätze", посвященной истории советских ВВС, базировавшихся на территории ГДР. Снимки сделаны на аэродроме в Вернойхене.
взято отсюда
Помимо прочего на аэродроме в 1950-х годах временно стационировались стратегические бомбардировщики Ту-4 и Ту-16, а в 1957 году тут приземлился Ту-104 с Никитой Хрущевым на борту.
В начале 1970-х аэродром подвергается очередной модернизации, в рамках которой сооружаются бункера для хранения ядерных бомб и подземный склад ГСМ, расположенный прямо под площадкой для размещения самолетов. В 1974 году в Вернойхене осуществляется дислокация новейших советских истребителей-перехватчиков Миг-25, 931-го отдельного гвардейского разведывательного полка, которые размещались тут вплоть до 1991 года. Вот они на фото, сделанное в Вернойхене.
взято отсюда
В 1991 году начинается вывод советских войск из Германии и Вернойхен покидают все базировавшиеся тут боевые самолеты, а в 1993 году он переходит в собственность Германии, после чего большую часть территории аэродрома занимает поле солнечных батарей, а взлетно-посадочная полоса используется исключительно частной легкомоторной авиацией.
Теперь продолжим фотопрогулку.
57. Мы были не единственными гуляющими по территории аэродрома. Встретились с парочкой местных жителей, которые, видимо, часто используют это место для прогулок, несмотря на то, что по его периметру расставлены знаки, запрещающие проход на территорию.
58. Для предотвращения использования территории аэродрома нелегальными гонщиками, тут местами сооружены насыпи из строительного мусора, перегораживающие рулежные дорожки.
59. Для этой же цели была перегорожена взлетно-посадочная полоса, которую разделили земляным валом высотой 70 см на две части, что стало причиной двух авиакатастров в начале 2000-х.
В 2002 году швейцарский самолет модели Saab 2000 совершал полет из Базеля в Гамбург, но по причине ухудшения погодных условий в Гамбурге было решено перенести посадку на другой аэродром. Аэродром Бремена из-за грозы оказался также недоступен, Ганновер тоже выпал, было решено лететь к Берлину, но при подлете к Берлину там тоже стремительно ухудшилась погода. Топливо подходило к концу и было принято решение совешить посадку в Вернойхене. Экипаж самолета ничего не знал о земляном вале, перегораживающем впп и при посадке потерял шассии в результате столкновения с насыпью, только чудом обошлось без жертв. Подобная участь постигла еще один самолет спустя два года, там было травмировано шесть пассажиров.
60. Последние лучи уже зашедшего солнца красиво подсвечивают облака, создавая приятный фон для этой вечерней прогулки.
61. По пути встречаются заброшенные бункера для аэродромной техники.
62. Один из самолетных ангаров оказался тоже заброшенным.
Так эта часть аэродрома выглядела в 1980-х.
снимок из коллекции штурмана Александра Кислова, взято отсюда.
63. Этот ангар оказался единственным заброшенным в южной части аэродрома.
64. Остальные ангары были закрыты и, судя по их виду, у них был владелец.
65. Аварийная сирена на крыше ангара с предыдущего снимка.
66. Вот мы и подошли к финальной цели этой прогулки - диспетчерской вышке.
67. Справа от шлагбаума, переекрывающего вход в этот сектор аэродрома, можно заметить бетонную пулеметную точку.
68. Конструкция типичная для объектов ГСВГ.
69. Помещение диспетчерской вышки выглядит совсем печально. Видно, что здание заброшено очень давно и за последние двадцать лет за ним никто не присматривал.
70. Судя по архитектурному стилю, вышка была построена уже в послевоенное время.
71. Несмотря на заброшенность, окна на первых этажах заколочены досками. Полагаю, сделано это для того, чтобы тут не лазали дети, так как рядом с аэродромом находятся жилые дома.
Примерно так выглядело это место в 1980-х.
снимок из коллекции штурмана Александра Кислова, взято отсюда
72. Конечно, полностью запечатать подобный объект невозможно. Любители городских исследований всегда сделают залаз, которым мы и воспользовались для проникновения внутрь.
73. Внутри тотальная разруха и дестрой. Оценив ситуацию, мы не стали тратить время на то, чтоб осмотреть каждое помещение и направились сразу в подвал.
74. Подвал оказался наиболее интересной частью вышки, по крайней мере тут была обнаружена парочка интересных артефактов.
75. Каждая дверь подписана, так что гадать, что располагалось в том или ином помещении не пришлось.
76. В кочегарке обнаружились печи и бойлер.
77. Удивительная находка, учитывая тотальную пустоту в остальных помещениях здания.
78. Даже угольные брикеты лежали горкой в уголке.
фото: Стас Сиколенко
79. Радиаторы отопления тоже присутствовали на своих местах.
80. За кочегаркой следовала кладовая.
81. Тут обнаружилась парочка дембельских надписей.
82. В соседнем помещении сохранились остатки оборудования связи.
83. Выпотрошенные электрощитки.
84. С немецкими обозначениями и инструкциями.
85. Плакат с какими-то кодами и командами.
фото: Стас Сиколенко
86. Дверь, примечательная рядом наклеек, типичных для позднего СССР.
87. Куда же на аэродроме без авиационной тематики?
88. Советские красавицы.
89. Плакат с советскими истребителями на немецком языке.
90. Осмотрев подвал, мы поднялись на самую верхушку диспетчерской вышки.
91. Тут ожидаемо не оказалось совершенно ничего, кроме голых стен и горы строительного мусора на полу.
92. Виды с диспетчерской вышки на территорию аэродрома.
93.
94. На этом наша прогулка подошла к завершению. Мы осмотрели все объекты аэродрома, представляющие интерес для городского исследователя.
95. Покидаем вышку и направляемся к следующей цели этого дня, а точней уже ночи - заброшенному бункеру штази, расположенному не далеко от аэродрома.
Но об этом как нибудь в другой раз...
Взято: technolirik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]