Выкатили и потрогали. Вспомнить всё!
---
Десять лет назад, 26 сентября 2007 года, на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка первого Sukhoi Superjet 100.
К вчерашней дате подготовить не успела, но лучше поздно, чем никому.
Предлагаю вспомнить, как всё происходило и посмотреть миллион известных, а главное, неопубликованных ранее фотографий.
Кто-то, возможно, даже себя найдёт...
Толпа журналюг прибыла в Комсомольск сутками ранее 25 сентября, нас высадили из Ил-62 прямо на территории завода.
2
Алексей Синицкий, главный редактор "Авиатранспортного обозрения".
3
Практически сразу с самолёта всех повели на экскурсию по заводу и цехам.
4
Подход Михаила Погосяна к прессе, журы задают вопросы и записывают, Тёма подслушивает, а директор КнААПО Александр Пекарш изображает подозреваку.
5
Утром 26 сентября все собираются у ангара ГСС.
6
Подтягиваются разные важные гости. Борис Абрамович, например.
7
В шатре уже с утра наливают, отпускают...
8
Честно говоря, не знаю, кто эти люди. Может, дорогие читатели подскажут?
9
Михаил Симонов (1929-2011) — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ Сухого с 1983; работая в ОКБ, принимал участие в создании Су-24, Су-25, но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.
10
Точно не помню функцию этого шатра, но вроде как курилка.
11
Начинается рассадка гостей в ангаре.
12
Левитин, Христенко, Иванов и не помню кто.
13
Мантуров, Костин (ВТБ), Чемезов.
14
Михаил Погосян, дизайнер Пирожков и французский коллега.
15
Также вспомним, что писали о событии СМИ в сентябре 2007 года:
В среду в Комсомольске-на-Амуре состоялась "торжественная выкатка" (как официально называлось это мероприятие в пригласительных) первенца из серии среднемагистральных авиалайнеров "Суперджет 100". Как обещают политики и эксперты, этот самолет должен совершить настоящую революцию в отечественной гражданской авиации. После его появления изменится не только ее облик (старенькие Ту-134 и 154 уйдут на пенсию), но и идеология — безопасность, комфорт и удобство пассажиров будут поставлены на первое место.
16
Публичная презентация SSJ-100 проходила в ЦОС (цех окончательной сборки) Гражданских самолётов Сухого, построенном за два года до этого на территории КнААПО (теперь уже КнААЗ).
Ведущий - Алексей Пивоваров.
17
Торжественные речи.
Сергей Пашковский, фотограф "Сухого".
"Выкатка" — это возможность потрогать новый проект руками, а еще это шоу, правила которого диктуются рынком. Хочешь продаваться — умей показать товар лицом. Презентация нашего "Суперджет" не уступала западным аналогам.
24
Западная пресса строчит материал, слушая синхронный перевод через наушники.
25
Те, кто собирал первый самолёт, ждут выхода...
26
И вот их вызывают на ковёр...
27
Всем встать, суд идёт сейчас начнётся!
28
Сборочный цех авиационного предприятия превратился в киноконцертную площадку, на огромных экранах транслировались видеоролики участников проекта. Наконец, под гром музыки и световые эффекты появился виновник торжества — первый "Суперджет".
29
Специально для публичной презентации планер SSJ100 был окрашен в цвета российского флага.
34
Любуйтесь, Сергей Борисыч!
Потом стены ангара начали раздвигаться и свет немного ослепил собравшихся.
37
Машину покатили на улицу.
38
Предыдущим днём прошел дождь, оставив прекрасную лужу.
39
Как и я, ТВ-шники и фотики ломанулись вслед за Суперджетом, чтобы успеть обогнать его и заснять с "морды лица".
40
41
Через пару минут вице-премьер Иванов подошел приветствовать авиастроителей и пробиться ближе было невозможно.
44
Всё кликается на побольше.
— В России 16 лет не строили столь сложных и современных самолетов, — проникновенно, с чувством говорил первый вице-премьер Сергей Иванов. — Для нас это даже больше, чем просто суперсамолет. Это основа, на которой будут реализовываться все будущие проекты в российской авиации.
47
"Сухой Суперджет" — один из самых амбициозных проектов российского авиапрома. Еще 5 лет назад о нем говорили как об утопии. Казалось, время ушло — весь мир летает на американских и европейских самолетах, и Россия — не исключение. А фирма "Сухой", известная своими истребителями Су-27 и Су-30, предложила этот проект.
48
49
52
53
54
Самые переживающие люди - в пресс-службах.
55
Николай Новичков с вопросом.
56
Официальная часть завершена, Иванов уходит, а Настя Дагаева догоняет Погосяна, дабы выведать что-то эксклюзивное, пока коллеги не просекли.
57
Тем временем ВТБ и авиакомпания «Дальавиа» подписали соглашение о сотрудничестве. Со стороны банка свою подпись под документом поставил президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин, со стороны «Дальавиа» — гендиректор Валерий Чичилимов.58
Соглашение предусматривает участие группы ВТБ в банковском обслуживании авиакомпании и финансировании текущих и будущих проектов, в том числе с привлечением ресурсов иностранных финансовых институтов.
59
Кравченко и Христенко.
60
Рубен Варданян, Сергей Чемезов, Андрей Костин и не знаю кто.
63
Виктор Субботин (ГСС) и Юрий Ласточкин (Сатурн).
64
И другие официальные лица.
И недовольный Колтович.
67
Валерий Окулов, глава "Аэрофлота".
68
"Всех беру без кастинга в стюардессы!"
69
С Сергеем Кравченко (Боинг-Россия).
73
74
Ирина Даннеберг, глава пресс-службы "Аэрофлота".
77
Люба Калинина (Сатурн).
81
Закономерный вопрос: чей это самолет? В его разработке участвовали иностранные авиастроители. Кажется, что все самое лучшее свезли со всего мира в Комсомольск-на-Амуре, а там собрали модель самолета. Но разработчики уверены: собрали в России — значит, самолет наш, а высокий уровень международной кооперации обеспечит не только качество, но и легкую сертификацию на Западе.
Простой пример — двигатель SаM-146 совместного производства французской компании "Снекма" и российского НПО "Сатурн". "Боинг" консультирует проект в области маркетинга и по вопросам сертификации. Итальянцы активно финансируют "Суперджет".
82
Разработка российского регионального самолета началась компанией «Гражданские самолеты Сухого» в 2001 г., стартовый заказчик – «Аэрофлот» – появился два года назад. Сейчас у ГСС 73 твердых контракта на поставку SSJ100.
SSJ100 собирается на Комсомольском-на-Амуре авиационно-промышленном объединении (КнААПО). Из 50 цехов под SSJ100 переоборудовано два, в которых трудится 400 специалистов (общая численность персонала – 14000 человек).
83
Собравшиеся – более 1000 человек – увидели SSJ100 вместительностью 95 кресел. Именно на эту модель к 2024 г. будет приходиться 75% заказов SSJ100. Планы «Сухого» по выпуску SSJ100 вместительностью в 60 кресел отложен, а вопрос об увеличении посадочных мест до 110-130 будет решен до конца 2007 г.
84
Если самолет не будет суперкомфортным, то вряд ли он хорошо пойдет на внешний рынок. С комфортом у "Суперджет 100" все в порядке. По сравнению с конкурентами увеличены габариты салона и пространство для ног пассажира под сиденьями, чуть пошире шаг между сиденьями (в среднем на 5—10 сантиметров больше, чем обычно, но во время полета для ног пассажиров эти сантиметры дорогого стоят).
85
В "Суперджетах" предусмотрен настоящий "бизнес-класс", но и пассажиры "эконома" толкаться локтями не будут. Все как в салоне магистрального авиалайнера. Размер сечения фюзеляжа позволил увеличить проход между рядами до 510 мм (обычно в региональных самолетах около 500 мм) и предложить лучшую в своем классе высоту прохода при расположении по пять комфортабельных кресел в ряд (3х2) — 2120 мм. Ширина кресел — 465 мм.
86
Но главный удар по конкурентам — багажная полка. Ее объем — до 70 литров. Туда легко помещаются чемоданы на колесиках (например, одобренные стандартами IATA в качестве ручной клади предельно допустимые размеры — 56 на 45 на 25 сантиметров — запомните эти цифры, когда будете покупать чемодан для полета). Самые объемные багажные полки среди самолетов-конкурентов (до 40 литров) позволяют пассажирам свободно размещать только верхнюю одежду (от легкого летнего плаща до зимней шубы). Багажную полку "Суперджет" в этом плане можно назвать "мечтой оккупанта".
87
«Фишкой» достаточно консервативной окраски стали 265 000 точек разной величины по всему фюзеляжу самолета и использование пяти оттенков синего, рассказал президент центра промышленного дизайна и инноваций «Астра Росса» Владимир Пирожков (бывший дизайнер Citroen и Toyota, приятель Германа Грефа). По его словам, на работу ушло две недели и «несколько сотен тысяч евро».
88
В производстве SSJ100 используется не более 5% композитных материалов – больше нет необходимости, рассказал начальник агрегатно-сборочного цеха КнААПО Александр Щеглов: если у дальнемагистрального B787 Dreamliner киль (деталь хвоста), выполненный из композита, дает дополнительно 500 кг коммерческой загрузки, то в случае с региональным SSJ100 – меньше 80 кг.
89
Продолжаем исследовать лужинг.
90
Через несколько лет выясняется, что группа фотографирующихся на переднем плане - инженеры и летчики, которые поднимут Суперджет в небо.
Слева Леонид Чикунов, в центре Александр Яблонцев.
91
94
95
99
Журналисты пытают главу ОАК Алексея Фёдорова. Тёма подслушивает.
102
Алексей Пивоваров и Ольга Каюкова (ГСС).
103
Ольга строит "стюардесс".
104
Игор Озар (финансовый директор "Сухого"), Михаил Симонов и ?
107
Как рассказывают очевидцы событий, принимавших непосредственное участие в подготовке мероприятия:
«Вот от чего человек может испытывать радость?... Оказывается, много от чего. Например, от обретения потерянного посреди страны вагона с синими сортирами. Вот не приехали бы сортиры... Конфуз бы был у важных людей!»
108
109
110
111
"Интерфакс" в работе.
114
Пантелеев (Авиапорт), Лысцева (ИТАР-ТАСС), Синицкий (АТО).
117
118
122
Чуть не забыла про Погосяна. Портрет же надо сделать!
123
Вовчик как бы намекает, что пора домой...
124
За целый день так набегаешься, что пока дойдёшь до шатра, там уже пусто!
Хорошо, что в самолёт разрешали тогда с собой всё брать...
125
126
И когда уже почти все разъехались, а вся компания СМИ ждала сливающихся телевизионщиков, кто-то высказал идею залезть на крышу ангара.
Ох, это было непросто, скажу я вам...
130
По узкой отвесной лестнице с рюкзаком аппаратуры за спиной... А снизу мечутся и кричат безопасники "Слезайте!!!"
Ну вот что мне сделать? Слезть и упустить такой кадр или получить потом люлей? Я выбираю второе и остаюсь.
Попутно начинаю вызванивать коллег, которые ходят где-то внизу, чтобы они собрались на групповую фотографию около самолёта.
Как нарочно, зависает телефон, перезагрузка занимает еще пару минут и опять звонки. И, как обычно, почти все не слышат вызова.
А безопасники все еще кричат на меня снизу, но сами подниматься на крышу не хотят.
Но постепенно народ начинает стекаться к самолету.
Для масштаба кусочек края ангара - почти все снималось вслепую на вытянутых руках.
Всем спасибо, все свободны! (жми)
Вот такая красота. Не верится, что десять лет прошло.
Вставки курсивом сделаны по материалам Общей газеты и Ведомостей от 26 сентября 2007 г.
К вчерашней дате подготовить не успела, но лучше поздно, чем никому.
Предлагаю вспомнить, как всё происходило и посмотреть миллион известных, а главное, неопубликованных ранее фотографий.
Кто-то, возможно, даже себя найдёт...
Толпа журналюг прибыла в Комсомольск сутками ранее 25 сентября, нас высадили из Ил-62 прямо на территории завода.
2
Алексей Синицкий, главный редактор "Авиатранспортного обозрения".
3
Практически сразу с самолёта всех повели на экскурсию по заводу и цехам.
4
Подход Михаила Погосяна к прессе, журы задают вопросы и записывают, Тёма подслушивает, а директор КнААПО Александр Пекарш изображает подозреваку.
5
Утром 26 сентября все собираются у ангара ГСС.
6
Подтягиваются разные важные гости. Борис Абрамович, например.
7
В шатре уже с утра наливают, отпускают...
8
Честно говоря, не знаю, кто эти люди. Может, дорогие читатели подскажут?
9
Михаил Симонов (1929-2011) — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ Сухого с 1983; работая в ОКБ, принимал участие в создании Су-24, Су-25, но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.
10
Точно не помню функцию этого шатра, но вроде как курилка.
11
Начинается рассадка гостей в ангаре.
12
Левитин, Христенко, Иванов и не помню кто.
13
Мантуров, Костин (ВТБ), Чемезов.
14
Михаил Погосян, дизайнер Пирожков и французский коллега.
15
Также вспомним, что писали о событии СМИ в сентябре 2007 года:
В среду в Комсомольске-на-Амуре состоялась "торжественная выкатка" (как официально называлось это мероприятие в пригласительных) первенца из серии среднемагистральных авиалайнеров "Суперджет 100". Как обещают политики и эксперты, этот самолет должен совершить настоящую революцию в отечественной гражданской авиации. После его появления изменится не только ее облик (старенькие Ту-134 и 154 уйдут на пенсию), но и идеология — безопасность, комфорт и удобство пассажиров будут поставлены на первое место.
16
Публичная презентация SSJ-100 проходила в ЦОС (цех окончательной сборки) Гражданских самолётов Сухого, построенном за два года до этого на территории КнААПО (теперь уже КнААЗ).
Ведущий - Алексей Пивоваров.
17
Торжественные речи.
Сергей Пашковский, фотограф "Сухого".
"Выкатка" — это возможность потрогать новый проект руками, а еще это шоу, правила которого диктуются рынком. Хочешь продаваться — умей показать товар лицом. Презентация нашего "Суперджет" не уступала западным аналогам.
24
Западная пресса строчит материал, слушая синхронный перевод через наушники.
25
Те, кто собирал первый самолёт, ждут выхода...
26
И вот их вызывают на ковёр...
27
Всем встать, суд идёт сейчас начнётся!
28
Сборочный цех авиационного предприятия превратился в киноконцертную площадку, на огромных экранах транслировались видеоролики участников проекта. Наконец, под гром музыки и световые эффекты появился виновник торжества — первый "Суперджет".
29
Специально для публичной презентации планер SSJ100 был окрашен в цвета российского флага.
34
Любуйтесь, Сергей Борисыч!
Потом стены ангара начали раздвигаться и свет немного ослепил собравшихся.
37
Машину покатили на улицу.
38
Предыдущим днём прошел дождь, оставив прекрасную лужу.
39
Как и я, ТВ-шники и фотики ломанулись вслед за Суперджетом, чтобы успеть обогнать его и заснять с "морды лица".
40
41
Через пару минут вице-премьер Иванов подошел приветствовать авиастроителей и пробиться ближе было невозможно.
44
Всё кликается на побольше.
— В России 16 лет не строили столь сложных и современных самолетов, — проникновенно, с чувством говорил первый вице-премьер Сергей Иванов. — Для нас это даже больше, чем просто суперсамолет. Это основа, на которой будут реализовываться все будущие проекты в российской авиации.
47
"Сухой Суперджет" — один из самых амбициозных проектов российского авиапрома. Еще 5 лет назад о нем говорили как об утопии. Казалось, время ушло — весь мир летает на американских и европейских самолетах, и Россия — не исключение. А фирма "Сухой", известная своими истребителями Су-27 и Су-30, предложила этот проект.
48
49
52
53
54
Самые переживающие люди - в пресс-службах.
55
Николай Новичков с вопросом.
56
Официальная часть завершена, Иванов уходит, а Настя Дагаева догоняет Погосяна, дабы выведать что-то эксклюзивное, пока коллеги не просекли.
57
Тем временем ВТБ и авиакомпания «Дальавиа» подписали соглашение о сотрудничестве. Со стороны банка свою подпись под документом поставил президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин, со стороны «Дальавиа» — гендиректор Валерий Чичилимов.58
Соглашение предусматривает участие группы ВТБ в банковском обслуживании авиакомпании и финансировании текущих и будущих проектов, в том числе с привлечением ресурсов иностранных финансовых институтов.
59
Кравченко и Христенко.
60
Рубен Варданян, Сергей Чемезов, Андрей Костин и не знаю кто.
63
Виктор Субботин (ГСС) и Юрий Ласточкин (Сатурн).
64
И другие официальные лица.
И недовольный Колтович.
67
Валерий Окулов, глава "Аэрофлота".
68
"Всех беру без кастинга в стюардессы!"
69
С Сергеем Кравченко (Боинг-Россия).
73
74
Ирина Даннеберг, глава пресс-службы "Аэрофлота".
77
Люба Калинина (Сатурн).
81
Закономерный вопрос: чей это самолет? В его разработке участвовали иностранные авиастроители. Кажется, что все самое лучшее свезли со всего мира в Комсомольск-на-Амуре, а там собрали модель самолета. Но разработчики уверены: собрали в России — значит, самолет наш, а высокий уровень международной кооперации обеспечит не только качество, но и легкую сертификацию на Западе.
Простой пример — двигатель SаM-146 совместного производства французской компании "Снекма" и российского НПО "Сатурн". "Боинг" консультирует проект в области маркетинга и по вопросам сертификации. Итальянцы активно финансируют "Суперджет".
82
Разработка российского регионального самолета началась компанией «Гражданские самолеты Сухого» в 2001 г., стартовый заказчик – «Аэрофлот» – появился два года назад. Сейчас у ГСС 73 твердых контракта на поставку SSJ100.
SSJ100 собирается на Комсомольском-на-Амуре авиационно-промышленном объединении (КнААПО). Из 50 цехов под SSJ100 переоборудовано два, в которых трудится 400 специалистов (общая численность персонала – 14000 человек).
83
Собравшиеся – более 1000 человек – увидели SSJ100 вместительностью 95 кресел. Именно на эту модель к 2024 г. будет приходиться 75% заказов SSJ100. Планы «Сухого» по выпуску SSJ100 вместительностью в 60 кресел отложен, а вопрос об увеличении посадочных мест до 110-130 будет решен до конца 2007 г.
84
Если самолет не будет суперкомфортным, то вряд ли он хорошо пойдет на внешний рынок. С комфортом у "Суперджет 100" все в порядке. По сравнению с конкурентами увеличены габариты салона и пространство для ног пассажира под сиденьями, чуть пошире шаг между сиденьями (в среднем на 5—10 сантиметров больше, чем обычно, но во время полета для ног пассажиров эти сантиметры дорогого стоят).
85
В "Суперджетах" предусмотрен настоящий "бизнес-класс", но и пассажиры "эконома" толкаться локтями не будут. Все как в салоне магистрального авиалайнера. Размер сечения фюзеляжа позволил увеличить проход между рядами до 510 мм (обычно в региональных самолетах около 500 мм) и предложить лучшую в своем классе высоту прохода при расположении по пять комфортабельных кресел в ряд (3х2) — 2120 мм. Ширина кресел — 465 мм.
86
Но главный удар по конкурентам — багажная полка. Ее объем — до 70 литров. Туда легко помещаются чемоданы на колесиках (например, одобренные стандартами IATA в качестве ручной клади предельно допустимые размеры — 56 на 45 на 25 сантиметров — запомните эти цифры, когда будете покупать чемодан для полета). Самые объемные багажные полки среди самолетов-конкурентов (до 40 литров) позволяют пассажирам свободно размещать только верхнюю одежду (от легкого летнего плаща до зимней шубы). Багажную полку "Суперджет" в этом плане можно назвать "мечтой оккупанта".
87
«Фишкой» достаточно консервативной окраски стали 265 000 точек разной величины по всему фюзеляжу самолета и использование пяти оттенков синего, рассказал президент центра промышленного дизайна и инноваций «Астра Росса» Владимир Пирожков (бывший дизайнер Citroen и Toyota, приятель Германа Грефа). По его словам, на работу ушло две недели и «несколько сотен тысяч евро».
88
В производстве SSJ100 используется не более 5% композитных материалов – больше нет необходимости, рассказал начальник агрегатно-сборочного цеха КнААПО Александр Щеглов: если у дальнемагистрального B787 Dreamliner киль (деталь хвоста), выполненный из композита, дает дополнительно 500 кг коммерческой загрузки, то в случае с региональным SSJ100 – меньше 80 кг.
89
Продолжаем исследовать лужинг.
90
Через несколько лет выясняется, что группа фотографирующихся на переднем плане - инженеры и летчики, которые поднимут Суперджет в небо.
Слева Леонид Чикунов, в центре Александр Яблонцев.
91
94
95
99
Журналисты пытают главу ОАК Алексея Фёдорова. Тёма подслушивает.
102
Алексей Пивоваров и Ольга Каюкова (ГСС).
103
Ольга строит "стюардесс".
104
Игор Озар (финансовый директор "Сухого"), Михаил Симонов и ?
107
Как рассказывают очевидцы событий, принимавших непосредственное участие в подготовке мероприятия:
«Вот от чего человек может испытывать радость?... Оказывается, много от чего. Например, от обретения потерянного посреди страны вагона с синими сортирами. Вот не приехали бы сортиры... Конфуз бы был у важных людей!»
108
109
110
111
"Интерфакс" в работе.
114
Пантелеев (Авиапорт), Лысцева (ИТАР-ТАСС), Синицкий (АТО).
117
118
122
Чуть не забыла про Погосяна. Портрет же надо сделать!
123
Вовчик как бы намекает, что пора домой...
124
За целый день так набегаешься, что пока дойдёшь до шатра, там уже пусто!
Хорошо, что в самолёт разрешали тогда с собой всё брать...
125
126
И когда уже почти все разъехались, а вся компания СМИ ждала сливающихся телевизионщиков, кто-то высказал идею залезть на крышу ангара.
Ох, это было непросто, скажу я вам...
130
По узкой отвесной лестнице с рюкзаком аппаратуры за спиной... А снизу мечутся и кричат безопасники "Слезайте!!!"
Ну вот что мне сделать? Слезть и упустить такой кадр или получить потом люлей? Я выбираю второе и остаюсь.
Попутно начинаю вызванивать коллег, которые ходят где-то внизу, чтобы они собрались на групповую фотографию около самолёта.
Как нарочно, зависает телефон, перезагрузка занимает еще пару минут и опять звонки. И, как обычно, почти все не слышат вызова.
А безопасники все еще кричат на меня снизу, но сами подниматься на крышу не хотят.
Но постепенно народ начинает стекаться к самолету.
Для масштаба кусочек края ангара - почти все снималось вслепую на вытянутых руках.
Всем спасибо, все свободны! (жми)
Вот такая красота. Не верится, что десять лет прошло.
Вставки курсивом сделаны по материалам Общей газеты и Ведомостей от 26 сентября 2007 г.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]