Школа, где учился Вернер фон Браун
---
1) Я думаю, что многие из тех, кто читал о 2 мировой войне, слышал о немецких ракетах "Фау-2", ставшими предвестником межконтинентальных баллистических ракет, а также об американской лунной программе, позволившей в 1969 году группе астронавтов, самым известным из которых был Нил Амстронг, совершить пилотируемый полёт на спутник нашей планеты. Однако мало кто знает, что изобретатель немецкого оружия возмездия и инициатор полёта на Луну Вернер фон Браун некоторое время жил в ныне российском городе Гусев Калининградской области, который до 1945 года носил название Гумбиннен, где он он провёл первые годы своей жизни и учился в той школе, которую мы с вами посетим в этом репортаже.
2) Эта школа крайне необычно даже безотносительно того, что в ней учился конструктор и ракетостроитель Вернер фон Браун. В актовом зале этого учебного заведения находится крайне важная с культурной точки зрения фреска, отражающая начало распространения протестантизма по миру из Германии (думаю, многие помнят, что к протестантизму относятся, к примеру, англиканская церковь в Англии, лютеранство в Скандинавских странах, множество течений протестантизма в США).
Но, обо всё по порядку. Родился Вернер фон Браун в городе Выжиск (до 1 мировой войны, город Вирзиц, сейчас окрестности польской Познани) в 1912 году в протестантской аристократической семье, уже в Гумбиннене (совр. Гусев) учился в этой Фридрихшуле в 1919-1920 гг. Во время протестантского обряда конфирмации (аналог крещения, только в сознательном возрасте) его родители подарили ему телескоп, что и дало толчок к увлечению астрономией. Во время учёбы в интернате имени Германа Литца добыл экземпляр книги «Ракета для межпланетного пространства» одного из основоположников ракетной техники Германа Оберта, прочитав которую, он был вдохновлён идее космических полётов, став целенаправленно заниматься физикой и математикой, чтобы потом конструировать ракеты.
3) В 1930 году начал работать над ракетами на жидком топливе в Германии, в 1932-1933 гг. осуществил запуск нескольких ракет на высоту 2000-2500 м. Роль ракетостроения стремитель возросла после 1933 года в связи с приходом к власти Адольфа Гитлера и партии НСДАП, когда нацистский режим запретил гражданское ракетостроение, и всё перешло к военным, для которых был построен ракетный центр в деревне Пенемюнде на севере Германии, на которой Браун стал техническим директором с 1937 года. В сотрудничестве с люфтваффе центр в Пенемюнде разрабатывал ракетные двигатели на жидком топливе, а также реактивные ускорители взлёта для самолётов. Также там разрабатывали баллистическую ракету дальнего радиуса A-4 (Фау-2, имеющей возможность долетать до Лондона за 6 минут). В том же году Браун вступил в Национал-социалистическую партию.
4) 22 декабря 1942 года Адольф Гитлер подписал приказ о производстве ракет A-4 как «оружия возмездия», устанавливающий в качестве цели для разработчиков Лондон. После показа Брауном 7 июля 1943 года цветного фильма, демонстрирующего взлёт A-4, Гитлер пришёл в восторг и вскоре лично дал ему звание профессора. Для Германии и для того времени это было совершенно исключительное пожалование для инженера, которому исполнился всего 31 год. Ракеты Фау-2 применяли для обстрелов городов Англии, Франции, Голландии и Бельгии в 1944-1945 гг.
5) Есть сведения о гибели около 20,000 узников концлагерей, чей труд использовался при строительство ракет Фау-2, в этом случае получается, что именно узников погибло больше, чем в ходе ударов по целям в Англии. 2 мая 1945 году вместе с братом Вернер фон Браун сдался американским союзным войскам, продвигавшихся с Западной Германии к Берлину, опасаясь репрессий со стороны Красной армии. Летом 1945 года его тайком переправили в США, где он возглавил Службу проектирования и разработки вооружения армии в Техасе с получением американского гражданства 11 сентября 1945 года.
6) С 1956 года — руководитель программы разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Редстоун». С 1960 года — член Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и директор Центра космических полётов NASA. Руководитель разработок ракет-носителей серии «Сатурн» и космических кораблей серии «Аполлон». Несмотря на внимание к космическим полётам, которое стали уделять власти США после запуска СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году, первым человеком в космосе в 1961 г. снова стал не американец. Полёт Юрия Алексеевича Гагарина послужил причиной провозглашения Джоном Кеннеди программной речи, в которой он заявил, что для престижа нации необходимо обеспечить высадку американского астронавта на Луну до 1970 года. Вернер фон Браун стал руководителем лунной программы США.
20 июля 1969 года Нил Армстронг, командир «Аполлона-11», стал первым человеком на Земле, ступившим на лунную поверхность. За этот полёт Браун был награждён медалью НАСА «За выдающуюся службу» в 1969 году.
7) Вот такая неординарная личность училась в стенах этой школы, где сейчас здесь находится Гусевский агропромышленный колледж по адресу ул. Тимирязева 3.
8) Справа - след от артиллерийского снаряда.
9) На дороге и тротуаре - уцелевшая немецкая булыжная мостовая.
10) Здание построено в неоготическом стиле в 1903 году. В принципе, даже уже в российский период истории города это место считается старейшим учебным заведением образованной в 1946 году Калининградской области (тоже малоизвестная деталь, что в 1945-1946 гг. нынешний 39-регион назывался Кёнигсбергской областью).
11)
12)
13) Интерьеры учебного заведения. Мне очень повезло попасть во внутрь, так как охране представился учителем из Брянской области (кстати, это было настоящее кодовое слово во время путешествия, стоило сказать "я учитель из Брянской области, сразу мне открывались все двери, не говоря уже об автостопе в самых труднодоступных районах 39-региона). Встретивший меня учитель истории сказал, что не положено было охране меня пропускать, но, коль попал, то покажет то, ради чего я пришёл.
14) Неоготика.
15) Всматривайтесь в интерьеры, смотрите, как вбираются друг в друга немецкое и российское.
16)
17)
18)
19) А ради чего всё... ради фрески профессора Отто Хайхерта «Встреча переселенцев королем Фридрихом Вильгельмом I в Зальцбурге», имеющей статус мирового культурного наследия в актовом зале колледжа.
20) Уникальная фреска с изображением сцены встречи короля Пруссии Фридриха Вильгельма I с переселенцами из Зальцбурга была создана академиком Кёнигсбергской академии художеств Отто Хайхертом в 1912-1913 гг. по заказу правительства города. Поводом для написания картины послужило окончание строительства нового здания Фридрихшуле, гимназии для мальчиков, которая готовилась отметить свое 150-летие. Кроме этого, Гумбиннен вел подготовку к 200-летию переселения в Пруссию зальцбуржцев, изгнанных со своей родины за приверженность к протестантизму. Прибывшие в Гумбиннен по приглашению короля Пруссии зальцбуржцы обрели новую родину на прусских землях. Фреска впечатляет как своими размерами (16×8 м), так и обилием персонажей. Фреску венчают слова, приписываемые королю Пруссии: «Мне — новые сыновья, вам — милая Родина».
Плодородная и по европейским меркам безлюдная Восточная Пруссия вообще всегда была краем переселенцев - первая "волна" пришла в XIII-XIV вв. вместе с тевтонцами, вторая - в XVI в. в оплот протестантизма, ну а третья, когда в 1709-1711 гг. Пруссия была поражена чумой, от которой умерло до половины её населения... а край был неспокойный, соседи воинственные, в общем - обезлюдевшие земли надо было срочно заселять. Охотнее всего откликнулись протестанты в окрестностях Зальцбурга, которым "закрутил гайки" местный католический епископ, и новой родиной им с 1730-х гг. стал Гумбиннен.
22) Человек с мешком на фреске - это и есть сам художник Отто Хайхерт.
23) Фреску замазали в первые годы советской власти в Пруссии, и на её месте полвека было изображение Ленина. С тех пор сменилось несколько поколений, о прошлом успели забыть, и когда в колледж в 1990-2000-е вдруг начали приезжать немцы, в том числе бывшие жители Гумбиннена, желающие посмотреть фреску, работники колледжа недоумевали. Однако в итоге фреску спасло низкое качество советской побелки и краски, экспертиза показала её восстановимость, деньги собрали как местные, так и немцы, и в 2006-2008 фреску расчищали и обновили реставраторы из Петербурга.
24) Зальцбуржане шли в Пруссию три месяца, и многие умерли от болезней, голода, случайностей по дороге. А другого общественного транспорта кроме своих двух да скотины в те времена и не было.
Будете в Гусеве - зайдите. Педагогические сотрудники и охрана очень доброжелательны, за что им спасибо.
2) Эта школа крайне необычно даже безотносительно того, что в ней учился конструктор и ракетостроитель Вернер фон Браун. В актовом зале этого учебного заведения находится крайне важная с культурной точки зрения фреска, отражающая начало распространения протестантизма по миру из Германии (думаю, многие помнят, что к протестантизму относятся, к примеру, англиканская церковь в Англии, лютеранство в Скандинавских странах, множество течений протестантизма в США).
Но, обо всё по порядку. Родился Вернер фон Браун в городе Выжиск (до 1 мировой войны, город Вирзиц, сейчас окрестности польской Познани) в 1912 году в протестантской аристократической семье, уже в Гумбиннене (совр. Гусев) учился в этой Фридрихшуле в 1919-1920 гг. Во время протестантского обряда конфирмации (аналог крещения, только в сознательном возрасте) его родители подарили ему телескоп, что и дало толчок к увлечению астрономией. Во время учёбы в интернате имени Германа Литца добыл экземпляр книги «Ракета для межпланетного пространства» одного из основоположников ракетной техники Германа Оберта, прочитав которую, он был вдохновлён идее космических полётов, став целенаправленно заниматься физикой и математикой, чтобы потом конструировать ракеты.
3) В 1930 году начал работать над ракетами на жидком топливе в Германии, в 1932-1933 гг. осуществил запуск нескольких ракет на высоту 2000-2500 м. Роль ракетостроения стремитель возросла после 1933 года в связи с приходом к власти Адольфа Гитлера и партии НСДАП, когда нацистский режим запретил гражданское ракетостроение, и всё перешло к военным, для которых был построен ракетный центр в деревне Пенемюнде на севере Германии, на которой Браун стал техническим директором с 1937 года. В сотрудничестве с люфтваффе центр в Пенемюнде разрабатывал ракетные двигатели на жидком топливе, а также реактивные ускорители взлёта для самолётов. Также там разрабатывали баллистическую ракету дальнего радиуса A-4 (Фау-2, имеющей возможность долетать до Лондона за 6 минут). В том же году Браун вступил в Национал-социалистическую партию.
4) 22 декабря 1942 года Адольф Гитлер подписал приказ о производстве ракет A-4 как «оружия возмездия», устанавливающий в качестве цели для разработчиков Лондон. После показа Брауном 7 июля 1943 года цветного фильма, демонстрирующего взлёт A-4, Гитлер пришёл в восторг и вскоре лично дал ему звание профессора. Для Германии и для того времени это было совершенно исключительное пожалование для инженера, которому исполнился всего 31 год. Ракеты Фау-2 применяли для обстрелов городов Англии, Франции, Голландии и Бельгии в 1944-1945 гг.
5) Есть сведения о гибели около 20,000 узников концлагерей, чей труд использовался при строительство ракет Фау-2, в этом случае получается, что именно узников погибло больше, чем в ходе ударов по целям в Англии. 2 мая 1945 году вместе с братом Вернер фон Браун сдался американским союзным войскам, продвигавшихся с Западной Германии к Берлину, опасаясь репрессий со стороны Красной армии. Летом 1945 года его тайком переправили в США, где он возглавил Службу проектирования и разработки вооружения армии в Техасе с получением американского гражданства 11 сентября 1945 года.
6) С 1956 года — руководитель программы разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Редстоун». С 1960 года — член Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и директор Центра космических полётов NASA. Руководитель разработок ракет-носителей серии «Сатурн» и космических кораблей серии «Аполлон». Несмотря на внимание к космическим полётам, которое стали уделять власти США после запуска СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году, первым человеком в космосе в 1961 г. снова стал не американец. Полёт Юрия Алексеевича Гагарина послужил причиной провозглашения Джоном Кеннеди программной речи, в которой он заявил, что для престижа нации необходимо обеспечить высадку американского астронавта на Луну до 1970 года. Вернер фон Браун стал руководителем лунной программы США.
20 июля 1969 года Нил Армстронг, командир «Аполлона-11», стал первым человеком на Земле, ступившим на лунную поверхность. За этот полёт Браун был награждён медалью НАСА «За выдающуюся службу» в 1969 году.
7) Вот такая неординарная личность училась в стенах этой школы, где сейчас здесь находится Гусевский агропромышленный колледж по адресу ул. Тимирязева 3.
8) Справа - след от артиллерийского снаряда.
9) На дороге и тротуаре - уцелевшая немецкая булыжная мостовая.
10) Здание построено в неоготическом стиле в 1903 году. В принципе, даже уже в российский период истории города это место считается старейшим учебным заведением образованной в 1946 году Калининградской области (тоже малоизвестная деталь, что в 1945-1946 гг. нынешний 39-регион назывался Кёнигсбергской областью).
11)
12)
13) Интерьеры учебного заведения. Мне очень повезло попасть во внутрь, так как охране представился учителем из Брянской области (кстати, это было настоящее кодовое слово во время путешествия, стоило сказать "я учитель из Брянской области, сразу мне открывались все двери, не говоря уже об автостопе в самых труднодоступных районах 39-региона). Встретивший меня учитель истории сказал, что не положено было охране меня пропускать, но, коль попал, то покажет то, ради чего я пришёл.
14) Неоготика.
15) Всматривайтесь в интерьеры, смотрите, как вбираются друг в друга немецкое и российское.
16)
17)
18)
19) А ради чего всё... ради фрески профессора Отто Хайхерта «Встреча переселенцев королем Фридрихом Вильгельмом I в Зальцбурге», имеющей статус мирового культурного наследия в актовом зале колледжа.
20) Уникальная фреска с изображением сцены встречи короля Пруссии Фридриха Вильгельма I с переселенцами из Зальцбурга была создана академиком Кёнигсбергской академии художеств Отто Хайхертом в 1912-1913 гг. по заказу правительства города. Поводом для написания картины послужило окончание строительства нового здания Фридрихшуле, гимназии для мальчиков, которая готовилась отметить свое 150-летие. Кроме этого, Гумбиннен вел подготовку к 200-летию переселения в Пруссию зальцбуржцев, изгнанных со своей родины за приверженность к протестантизму. Прибывшие в Гумбиннен по приглашению короля Пруссии зальцбуржцы обрели новую родину на прусских землях. Фреска впечатляет как своими размерами (16×8 м), так и обилием персонажей. Фреску венчают слова, приписываемые королю Пруссии: «Мне — новые сыновья, вам — милая Родина».
Плодородная и по европейским меркам безлюдная Восточная Пруссия вообще всегда была краем переселенцев - первая "волна" пришла в XIII-XIV вв. вместе с тевтонцами, вторая - в XVI в. в оплот протестантизма, ну а третья, когда в 1709-1711 гг. Пруссия была поражена чумой, от которой умерло до половины её населения... а край был неспокойный, соседи воинственные, в общем - обезлюдевшие земли надо было срочно заселять. Охотнее всего откликнулись протестанты в окрестностях Зальцбурга, которым "закрутил гайки" местный католический епископ, и новой родиной им с 1730-х гг. стал Гумбиннен.
22) Человек с мешком на фреске - это и есть сам художник Отто Хайхерт.
23) Фреску замазали в первые годы советской власти в Пруссии, и на её месте полвека было изображение Ленина. С тех пор сменилось несколько поколений, о прошлом успели забыть, и когда в колледж в 1990-2000-е вдруг начали приезжать немцы, в том числе бывшие жители Гумбиннена, желающие посмотреть фреску, работники колледжа недоумевали. Однако в итоге фреску спасло низкое качество советской побелки и краски, экспертиза показала её восстановимость, деньги собрали как местные, так и немцы, и в 2006-2008 фреску расчищали и обновили реставраторы из Петербурга.
24) Зальцбуржане шли в Пруссию три месяца, и многие умерли от болезней, голода, случайностей по дороге. А другого общественного транспорта кроме своих двух да скотины в те времена и не было.
Будете в Гусеве - зайдите. Педагогические сотрудники и охрана очень доброжелательны, за что им спасибо.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]