Как москвичи сохраняют старинные вывески
---
Несколько дней назад на Пречистенке открыли замечательную отреставрированную вывеску булочной. Казалось бы, что за повод, сейчас в городе целые улицы переделываются, фасады перекрашиваются, и с чего вдруг одна вывеска становится новостью? А вот почему: Пречистенка не входит в план «Моя улица». Так с чего вдруг здесь отреставрировали одну единственную вывеску? Дело в том, что мы имеем дело с уникальным городским активизмом. Это уже не первая историческая вывеска, которая восстанавливается не за счет города, а за счет местных жителей и городских активистов на деньги, собираемые простыми горожанами. При этом реставрация проводится официальными реставраторами с негласной поддержкой и согласованием города, но без финансирования.
Яркий пример того, как людям не все равно, в каком городе жить.
Более подробно об этой и нескольких других отреставрированных вывесках читайте под катом.
История №6: Артель «Хлебопек» Булочная, Пречистенка, 15
Реставрация 2017 года
30 августа открылась отреставрированная огромная вывеска НЭПовской артели «Хлебопёк», работавшей на Пречистенке, 15 в первой половине 1920-х годов. Вывеска появилась в тот самый период жизни Пречистенки, когда напротив артели поселилась Айседора Дункан, а Булгаков стал заселять улицу героями «Собачьего сердца». Сделана она была в короткую эпоху расцвета НЭПа и множества маленьких частных артелей, занявших лучшие торговые места в Москве.
Отреставрированная вывеска перед снятием лесов
Вывеска до начала восстановления, когда её только обнаружили под слоем штукатурки
Артель «Хлебопёк» принадлежала загадочным А.Т. Чуеву и братьям Соболевым. Пекарня проработала в доме на Пречистенке всего несколько лет, на фотографиях 1930-х годов буквы уже закрашены, хотя и проступают под слоем новой штукатурки.
Но и до артели эту локацию занимала булочная: на фото 1914-1915 годов в этом доме торговал Пимен Васильевич Капустин, крестьянин-старообрядец. В справочниках указан ассортимент лавки: мясо, гастрономические товары, булочная, дровяной склад.
По некоторым источникам, торговые лавки были устроены в первом этаже дома ещё с начала XIX века.
Обнаружились старые рукописные буквы в 2015 году после демонтажа навесной вывески почты, которая сейчас занимает место бывшей пекарни. Вывеска была в ужасном состоянии: штукатурный слой рассыпался, буквы едва читались, всё было плохо.
Первые полтора года ушли на оформление разрешения на реставрацию: дом на Пречистенке является объектом культурного наследия, и для любых работ на нём необходимо разрешение города. Энтузиасты прошли весь многомесячный квест и наконец получили разрешение. С июля по август 2017 года — меньше, чем за полтора месяца — команда реставраторов расчистила надпись от поздних слоёв краски и штукатурки, укрепила фасадный фриз и восстановила рукописные буквы.
У вывески есть уникальный секрет: подпись художника. Это первый случай в практике московских находок, когда автор вывески решил поставить свой автограф прямо на стене. Ни с чем подобным историки города никогда не сталкивались. Сейчас совместно с искусствоведами проходит атрибуция автографа.
Автограф художника вывески до реставрации
Восстановила уникальную надпись команда «Вспомнить всё», уже шесть лет занимающаяся спасением исторических вывесок и деталей в Москве. Это было сделано на средства, собранные краудфандингом. Бюджет работы — около 400 000 рублей, на сбор суммы ушло больше трёх месяцев, профинансировать работу помогли самые разные москвичи. Самую крупную сумму — 150 000 рублей — перевёл давний фанат реставрации вывесок Михаил Гончаров, владелец сети «Теремок», который поддерживал и предыдущий проект «Вспомнить всё». Всего в «Хлебопёка» вложилось больше 250 человек.
Люди, которым было не все равно и которые организовали реставрацию:
Александр Можаев — московский краевед, архитектор-реставратор, колумнист «Афиши», «Большого города» и ещё десятка изданий, сотрудник Музея архитектуры им. Щусева.
Наталья Тарнавская — главный организатор и идейный вдохновитель этой и предыдущих реставраций.
Пётр Шутов — профессиональный реставратор и житель Пречистенки, замечающий каждую деталь.
Реставрационные работы выполнили профессиональные реставраторы Екатерина Дмитриева и Елена Медведева. Екатерина и Елена — выпускницы МГХПА им. Строганова (отделение реставрации монументально-декоративной живописи), работавшие над реставрацией множества церковных росписей, монументальных советских панно и нескольких вывесок, спасённых в сотрудничестве с командой «Вспомнить всё».
Да, реставраторы — это не только замшелые бородатые дядьки в возрасте.
Команда «Вспомнить всё» занимается восстановлением старинных городских деталей. Финансируется оно за счёт дотаций москвичей и спонсорские взносы. С командой работают только профессиональные реставраторы, историки архитектуры и краеведы. Вот так простые люди, у которых тоже работа и которым тоже некогда, все-таки находят время, силы и терпение на сохранение нашей истории. У команды, кстати, есть официальная группа в фейсбуке.
Вывеска на Пречистенке уже шестая в ряду отреставрированных за средства горожан.
История №5: Фасадная реклама инженера Винавера, Чистый переулок, 8
Реставрация 2017 года
Реклама работавшей в начале XX века «Технической конторы инженера М.Л. Винавера» нанесена прямо на глухой брандмауэр здания под самой крышей.
Надпись на финальном этапе реставрации
Вид надписи в момент обнаружения
Реклама поставщиков стройматериалов или технических контор на фасадах — популярная практика начала XX века. Но в Москве их почти не сохранилось. Помимо автографа инженера Михаила Винавера Москва может похвастаться всего тремя такими историями. Причём только одна из них — с номером телефона: это рекламная плитка на стене Булочной на Покровке, 1. От дотелефонной эры в Москве осталось каменное клеймо мастерской М.Д. Кутырина на Ильинке, 8 и деликатная табличка с фамилией архитектора ограды особняка на Садовой-Черногрязской, 6. Но все три этих рекламы — компактные и скромные, а высотный билборд инженера Винавера сделан с размахом — 2х2 метра. И его отлично видно с тротуара, хотя он расположен на уровне шестого этажа.
Контора Михаила Леонтьевича Винавера работала в Лубянском проезде и занималась отделкой зданий инновационными на тот момент материалами. Упомянутый на этой вывеске загадочный терразит — один из них. Сама надпись как раз и выполнена этим брутальным суровым терразитом: никакой лишней краски, никаких украшений, только объёмные строгие буквы безупречного качества.
Бюджет реставрации был очень скромный — меньше 100 000 рублей. Надпись была обнаружена в очень хорошем состоянии, а строительные леса на крыше для реставраторов построили жильцы дома 6 по Чистому переулку, на чью крышу выходит брандмауэр. Работы выполнила та же команда реставраторов — Елена Медведева и Екатерина Дмитриева.
История №4: Зубной врач. Кв. №6, Малая Бронная, 22
Реставрация 2016 года
Скромная уличная реклама зубного врача 1920-х годов примечательна маленькими бытовыми подробностями: в этот период стоматологи в СССР имели право заниматься частной практикой на дому, не прикрепляясь к клиникам, хотя и обязаны были получать разрешение на практику. Удалось выяснить и имя этого героя булгаковских Патриарших: в собственной квартире №6 с 1922 по 1928 год принимал частный стоматолог Сергей Борисович Капник, уроженец города Вильна (нынешний Вильнюс) и потомственный дантист, приехавший учиться и работать в Москву в 1900 году.
История №3: Заводско-техническая контора. Инженер Фалькевич. Кривоколенный переулок, 14
Реставрация 2015 года
Очень яркий, крупный и загадочный пример ghost-sign. Эта надпись сделана в самом конце 1910-х годов: орфография на ней уже постреформенная, но шрифт явно взят из недавнего прошлого, стремительно закончившегося к 1910-м эпохи модерна. Судя по всему, предыдущая версия вывески с дореволюционной орфографией была выполнена тем же шрифтом, и инженер Фалькевич после 1918 года переделал вывеску по новым правилам, но в старом стиле.
Контора уникальна: она обосновалась в доме ещё в 1911 году и занялась техобслуживанием редких и дорогих немецких автомобилей. Параллельно она вела инженерные работы, связанные с добычей торфа. Уже через несколько лет автомобильный бизнес стал не очень прибыльным, а энергетические дела пошли в гору. К 1917 году в услугах Семёна Фалькевича уже очень нуждалась молодая республика, и контора отлично пережила все катаклизмы, чтобы к концу 1920-х влиться в систему трестов.
История №2: Булочная и кондитерская. Покровка, 1
Реставрация 2013 года
Самый технически сложный проект из всех выполненных. И один из самых редких примеров рисованных вывесок: — надпись на керамической плитке. Тут был применён европейский подход к реставрации — это когда восстанавливаются все три видимых слоя слоя, сделанных в разные периоды с 1920-х по 1950-е годы. Булочная тоже рекордсмен, она работает в этом доме с 1913 года.
История №1: Аптека и Центральное бюро студенческих кооперативов. Малая Бронная, 22
Реставрация 2012 года
Вывеска украшает вход в одну из старейших аптек Москвы, работающую с 1914 года. По бокам эркера расположена реклама другой конторы, которая находилась, по всей видимости, в том же помещении. Это «Центральное бюро студенческих кооперативов» — отдалённый аналог профкомов и центров профориентации студентов, придуманных ещё в дореволюционной России. На ней забавная опечатка: на правом крыле слово «студенческих» написано корректно, а на левом с ошибкой — «студенТческих».
Любите свой город и его историю! Не только в Москве можно найти подобные детали. Организовав горожан, вы сами сможете отреставрировать и поставить на охрану уходящие детали старины. Пример Москвы вам в помощь!
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]