Курносые, не попадайте под пули!
01.07.2025 40 422 0 +1201 Сегодня о важном

Курносые, не попадайте под пули!

---
+1201
В закладки
До сих пор мне снятся военные дни, будто тяжелая полевая сумка с перевязочными материалами и инструментами по-прежнему давит на плечо. Когда в 19 лет, после окончания фельдшерского училища, я отправлялась на фронт, то наивно верила, что медиков не станут обстреливать — мол, существует особый закон гуманности. Как же я ошибалась!

Меня назначили фельдшером в 314-й артиллерийский полк, участвовавший в Курской битве. Наши бойцы поначалу не имели достаточного опыта — не успевали даже как следует окопаться. Постоянные атаки и отступления, разрывы снарядов, свист пуль... Потери быстро восполнялись новобранцами, такими же неопытными.

Особенно запомнилось сражение на Курской дуге. Оно началось в 4 утра с мощнейшего артобстрела. Одновременно стреляли пушки, "катюши", зенитки, минометы, фаустпатроны. Грохот стоял такой, что нельзя было расслышать даже крики рядом стоящих. Земля дрожала, будто превратилась в зыбкую трясину. Мы понесли тяжелые потери, но сколько было примеров героизма!

В полку служили братья-близнецы Овинниковы. 11 августа 1943 года их расчет совершил подвиг — остался на позиции, когда остальные отступили перед немецкими танками. Братья подбили два танка, уничтожили десяток огневых точек, наблюдательный пункт на колокольне и более сотни врагов. Николай получил смертельное ранение, Сергей погиб. Сергею посмертно присвоили звание Героя, а Николая наградили орденом. Их орудие теперь хранится в московском Музее Вооруженных сил.

Нам, женщинам-медикам, приходилось особенно тяжело. Оказывая помощь под огнем, вынося раненых с поля боя, мы постоянно рисковали жизнью. Когда погибла моя коллега Дуся Кукина, я тоже стала готовиться к худшему... Но, видимо, спасенные мной бойцы подарили мне долгую жизнь.

Наша дивизия освобождала родную землю, форсировала реки. Особенно запомнилась переправа через Днепр — вода стала красной от крови. Сержант Олимин тогда получил звание Героя, вплавь добравшись до вражеского берега и уничтожив немецкого пулеметчика.

В 1943 году осколок ранил меня в руку. Боялась, что останусь инвалидом. В госпитале почти не спала — торопилась вернуться в полк. Когда наконец вернулась, меня встретили с радостью.

Наш первый командир Серов был строг, но заботился о подчиненных. Ругаясь (иногда и матом), он всегда добавлял: "Лейтенант Уварова, вы ничего не слышите". А солдатам делал замечания: "Как вам не стыдно ругаться при женщине!"

Наблюдательный пункт располагался в тесном погребе, опутанном проводами. Однажды мы пробирались туда ночью под обстрелом. Начальник штаба Пучков крикнул: "Не бойся! Страшнее смерти ничего нет. Привыкай!" Наутро, когда выходили, солдат предупредил: "Там много немцев, но все мертвые". Это зрелище показало, как хрупка жизнь...

В 1944 году получила письмо о гибели отца. После каждого боя я вглядывалась в лица погибших, надеясь его увидеть — разум отказывался верить в потерю.

Когда командиром стал Федор Семенович Удовенко, он особенно заботился о сохранении жизней. "Вы, черти курносые, не попадайте под пули!" — шутил он с медсестрами. В гибели бойцов винил только себя: "Плохой командир, который не сберег людей".

Война закончилась солнечным днем. Птицы пели так, будто понимали — наступил мир. Была на фронте и любовь — не такая, как в мирное время, а особая, закаленная в испытаниях.

ЕВДОКИЯ СТЕПАНКИНА (УВАРОВА), ЛЕЙТЕНАНТ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Источник и продолжение: Национальные ценности, rosprioritet.ruуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]