
Почему в сказках Иван всегда за советом к Бабе-Яге ходил, и Как наши предки сказки сочиняли
---

Баба Яга – дама особая. Ее облик пугает, вводит в ступор, сеет ужас и удивляет противоречивыми поступками. Она является перед нами из добрых сказок детства, и остается до последних дней. Чем больше читаешь увлекательных сюжетов, тем многограннее представления об этом персонаже. Отчего же мир таинственной волшебницы так завораживает? Кто вообще придумал сказки? И главное, кому и зачем понадобились эти страшилки?
Так начинались сказки
«Баять», говорить красивые речи, сказывать о том, что было или не было, русский народ стал издавна. Вот только словом сказка эти небывалые истории никто не называл. В первую очередь они были адресованы взрослым. Дети видели в них только интересные действия, моментами страшные или смешные. Простые люди с удовольствием слушали поучительные, байки и делали выводы.
Представители состоятельных слоев всегда опасались таких разговоров. Еще бы, ведь в них всегда высмеивались недостатки, которые обычно были у богатых: жадность, тщеславие, самодурство. Заканчивались сказы всегда счастьем, миром и любовью. Главными героями являлись самые обездоленные, неунывающие молодцы и девицы. Сражаясь со сказочными злодеями, они не сдавались и смело шли навстречу неприятностям.

Баба – Яга в сказках выступала как проводник в иной мир, советчик и одновременно - вредитель . Кадр из фильма «Морозко».
Даже глупцы и лентяи, обладающие добрым сердцем, в итоге добивались успеха. Такие речи не только вселяли надежду на счастье и перемены, но и показывали путь к противостоянию. В страхе перед бунтом, согласно воеводским грамотам восемнадцатого века, властями было велено гнать всех сказителей и осуждать всех слушателей.
Был и такой момент, когда церковные служители стали призывать к отречению от крамольных текстов. Священники говорили: читайте библию, не слушайте сказочников. Но, не тут-то было, народ не сдался. А цари вынужденно уступили, и даже более того, сами пристрастились к небывальщине. При Иване Грозном, Василии Шуйском, Алексее Михайловиче даже появилась должность скомороха – ночного сказочника.
Стоит предположить, что первыми любителями баек были мужчины. Охотники, рыболовы, лесозаготовители и сегодня любят прихвастнуть, приукрасить действительность. Истории прекрасной половины человечества отличались мелодичностью, фееричной развязкой череды всяких бед. Все сказки древней Руси были трех типов: бытовые, волшебные и о животных.

Сказка учила слушателя: Даже Баба-Яга может быть доброй. Иллюстрация к сказке «Царевна – лягушка»
В своих историях ведуны природу наделяли жизненной силой, объединяя мир людей и животных. Это заставляло человека взглянуть на окружающий мир особым, любящим взором. Ведь любая лягушка может оказаться зачарованной царевной, маленький козленок – мальчиком, а большой медведь – добродушным хозяином.
Слепленная с любовью из снега девочка становится желанной внучкой. Вытащить репку немощным старикам помогают домашние животные. Борьба со смертью, прохождение немыслимых испытаний, возрождение из пепла, встреча с чудовищами в сказке всегда завершаются хеппи-эндом.
Кто рассказывал сказки
В числе известных первых сказочников были конечно же скоморохи. Они не читали с книги, рассказывали, словно актеры театра, точно передавая мимикой и жестами каждое событие сюжета. Ходили скоморохи из деревни в деревню, от дома к дому. Спешили миру поведать «басень», что недавно узнали сами.
До наших дней дошло много фамилий популярных декламаторов сказок. Примечательно, что все они проживали в разные эпохи, в разных районах нашей страны, но пользовались одинаково у народа уважением и различного рода привилегиями. У каждого сказителя была своя трактовка и подача.
Зачин, прибаутки, присказки, концовка использовались ими по-разному. Все мы слышали о сказителе Бояне, нараспев декламирующем тексты. Увеселителем – сказочником называли в народе Новопольцева Абрама Кузьмича. Он, словно улавливал настроение слушателей, и выдавал истории как бытового, так и волшебного характера.

О легендарном древнерусском певце и слагателе песен Бояне поведал нам автор «Слова о полку Игореве».
Обладая поэтическим даром, Абрам Кузьмич всегда рифмовал сказку. Его пламенные речи сопровождались громкими раскатами смеха. Сороковиков-Магай Егор Иванович был из крестьян, который любил читать книги. Его сказки хотя и были литературно грамотными, больше носили характер баек, анекдотичных ситуаций.
Совершенно неграмотная крестьянка Барышникова Анна Куприяновна многие истории переняла от своего отца. Он знатно умел вставлять «красные словца» в свой рассказ, на потеху публики. Анна украшала сюжет прибаутками и шутками.
Баба-Яга, кто она?
Сквозь столетия сказочные предания доносят нам образы самых загадочных героев: Кощей Бессмертный и Баба-Яга. Древние славяне верили в определение цикличности жизни. Они считали, что жизнь бесконечна. Как замкнутый круг, предается душа от старца младенцу. И, если нет этой смены, наступает беда.
Древний старец перерождается в много знающего, злого колдуна, который даже смерть свою может спрятать в иглу. А древняя старуха превращается в чудовище, которое питается детьми. Только забота, внимание и ласковое обращение может пробудить даже в Бабе-Яге мудрую подсказчицу.

Бага-Яга - дочь самого Вия, владыки Срединного царства Нави и богини Макошь, старшей из трех богинь судьбы. Иллюстрация Ивана Билибина.
Во многих волшебных сказках мы встречаем Бабу -Ягу. Проанализировав все детали, коими снабдили в описании персонажа, можно сказать, что это долгожительница, утратившая связь с соплеменниками, ведущая отшельнический образ жизни. Прожитые годы превратили ее в страшилище: нос - в потолок врос, слепая, не ухоженная, с закостеневшей ногой.
Проживая в дремучем лесу, в избушке, в котором нет окон, она злится на весь белый свет. Не желая общения с людьми, Баба Яга украшает забор черепами и костями, прячет под листьями и ветвями все тропинки к своей избушке. Похоже, что уже и сама она не осознает, в каком мире находится, живых или мертвых.
Страшно даже представить, как старуха избавляется от всех случайных гостей. Ведь судя по сказкам, мало кто знает дорогу к ней. Проживая не одно десятилетие на Земле, Баба- Яга становится обладателем многих знаний, навыков и умений. Надо быть чистой душой, как Иван или Василиса, чтобы выведать часть ее опыта и не оказаться в числе ее жертв.

Часто героям удается обмануть коварную старушку. Иллюстрация из книги «Гуси - лебеди».
Словно призрак, с распущенными волосами, перелетает героиня сказок на ступе, заметая метлой за собой след. Все ли в ней выдумки, или что-то присутствует от реальности? Если провести параллель с культурой древних славян многое может стать на свои места. Например, такой домик сооружали раньше на Севере родственники своим усопшим.
Когда не было рядом никого, то и сам человек мог сотворить себе последнюю избушку. Дом ставили на опушке, на пенек, который издали можно было принять за курьи ножки. И, что характерно, некое подобие входа в избушку, располагали всегда в сторону леса, и задом к жилым поселениям. Пращуры считали опушку границей между мирами жизни и смерти, добра и зла

Чтобы добиться своего, Баба - Яга прикидывается милой старушкой.
Волосы умирающей женщине оставляли не заплетенными, чтоб могла новопреставленная с миром мертвых общаться. Вот почему у Бабы- Яги вьются они по ветру жиденьким веером. Ступа уж очень на прообраз гроба похожа. Метла не зря метет за ступой. Так поступали наши пращуры, когда везли на санях тело в последний путь.
Сегодня чтение сказки «Гуси-лебеди» вызывает только ужас, особенно на том моменте, где Баба-Яга должна зажарить в печи Иванушку. А ведь еще пару столетий назад, существовал обычай, когда малыша часто болеющего, слабенького новорожденного обмазывали тестом, сажали на лопату и «перепекали», в той самой русской печке. Может и Баба - Яга хотела не съесть, а оздоровить ребенка, кто знает.
Иванушка не дурачок
Каждый герой, которому удавалось получить знания, подсказку, силу от Бабы Яги, был отважным и смелым. Встречаясь в дремучем лесу с древней старухой, Иван, в основном так его зовут, отрыто принимает все ее условия. Он проходит обряд омовения в бане, разделяет с ней трапезу, прекрасно понимая, что еда уж точно-то может быть отравлена.

Рядом с Бабой – Ягой всегда есть кот или сова, которые верно служат ей.
С честью и достоинством Иван проходит испытания загадками. Тем самым он доказывает свою избранность, готовность расширять мудрые познания дальше. Только такой уверенный и самодостаточный персонаж как Иван может подружиться, хотя бы на время с древней старушкой. Передача знаний, своеобразная эстафета мудрости поколений. Вот почему вновь и вновь происходит встреча молодого парня с древней прародительницей поколений.
Темный лес – это наши сомнения, невежество, не желание искать в себе лучшую версию себя. Все тайны прячутся во мгле. В детстве мы боимся темноты на подсознательном уровне. Сказка раскрывает нам секрет борьбы со страхами и со злом. Нельзя бояться спрашивать у старшего поколения.
Источник: salt.mediasalt.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]