Вырвавшийся из Цусимы: знаменитая битва глазами вахтенного офицера
21.04.2025 18 925 0 +593 Сегодня о важном

Вырвавшийся из Цусимы: знаменитая битва глазами вахтенного офицера

---
+593
В закладки
Алексей Чегодаев-Саконский окончил Императорский Александровский лицей. В 1896 году, после выпуска, он, как и многие дворяне, должен был отбыть воинскую повинность и выбрал флот. Летом он проходил практику на учебном судне «Верный» в Финском заливе, а осенью отправился в дальнее плавание на крейсере «Генерал-адмирал». Корабль совершил переход через Атлантику, провел зиму в Карибском море и вернулся в Россию, зайдя по пути на Азорские острова, во французский Шербур и немецкий Киль.

Затем началась рутинная служба в канцеляриях — сначала ведомства императрицы Марии, затем Совета министров. Флотские впечатления могли бы так и остаться юношескими воспоминаниями, если бы не начало Русско-японской войны в январе 1904 года. 31 марта, в день гибели броненосца «Петропавловск» вместе с вице-адмиралом С. О. Макаровым, Чегодаев-Саконский был призван на флот.

После месяца подготовки он сдал экзамены Кронштадтской портовой комиссии на звание прапорщика запаса. Как и подобает лицеисту, высший балл — «12» — он получил по русскому языку. Остальные дисциплины оценивались скромнее: уставы — «8», навигация — «9», мореходная астрономия — «6», большинство других предметов — «8».

В августе 1904 года его назначили вахтенным офицером на крейсер 2-го ранга «Алмаз». Корабль был новым, но назвать его полноценным крейсером можно было лишь с оговоркой. Изначально это была мореходная яхта, построенная для адмирала Е. И. Алексеева, наместника императора на Дальнем Востоке, но так и не дошедшая до Тихого океана.

Летом 1904 года «Алмаз» включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием З. П. Рожественского. Сам Чегодаев-Саконский позже писал: «Яхта наместника, превращенная в слабый, негодный крейсер, с недостаточной скоростью для разведчика и плохой мореходностью, оказалась на войне по недоразумению, незнанию или просто упрямству».

Последовавший за этим тяжелейший переход на Дальний Восток завершился Цусимской катастрофой. «Алмазу» невероятно повезло: во время боя он пытался прикрывать транспорты, а затем, словно растворившись в темноте, сумел прорваться во Владивосток — единственный из крупных кораблей эскадры.

Дальнейшая судьба князя была недолгой. За храбрость в Цусимском сражении он получил орден Св. Станислава III степени с мечами и бантом, а 31 октября 1905 года подал в отставку и был уволен в запас.

Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости,
spbvedomosti.ru
Вырвавшийся из Цусимы: знаменитая битва глазами вахтенного офицера

Без сомнения, история жизни князя Алексея Петровича Чегодаева-Саконского канула бы в Лету, если бы не его мемуары «На "Алмазе" от Либавы через Цусиму — во Владивосток», изданные в 1910 году. В своей книге князь описывал флотские будни с некоторой отстраненностью, словно сторонний наблюдатель. На страницах воспоминаний оживают и экзотические пейзажи тропиков, и жаркие споры в кают-компании, и будничные эпизоды морской службы, и трагические подробности Цусимского сражения.

Алексей Чегодаев-Саконский окончил Императорский Александровский лицей. В 1896 году, после выпуска, он, как и многие дворяне, должен был отбыть воинскую повинность и выбрал флот. Летом он проходил практику на учебном судне «Верный» в Финском заливе, а осенью отправился в дальнее плавание на крейсере «Генерал-адмирал». Корабль совершил переход через Атлантику, провел зиму в Карибском море и вернулся в Россию, зайдя по пути на Азорские острова, во французский Шербур и немецкий Киль.

Затем началась рутинная служба в канцеляриях — сначала ведомства императрицы Марии, затем Совета министров. Флотские впечатления могли бы так и остаться юношескими воспоминаниями, если бы не начало Русско-японской войны в январе 1904 года. 31 марта, в день гибели броненосца «Петропавловск» вместе с вице-адмиралом С. О. Макаровым, Чегодаев-Саконский был призван на флот.

После месяца подготовки он сдал экзамены Кронштадтской портовой комиссии на звание прапорщика запаса. Как и подобает лицеисту, высший балл — «12» — он получил по русскому языку. Остальные дисциплины оценивались скромнее: уставы — «8», навигация — «9», мореходная астрономия — «6», большинство других предметов — «8».

В августе 1904 года его назначили вахтенным офицером на крейсер 2-го ранга «Алмаз». Корабль был новым, но назвать его полноценным крейсером можно было лишь с оговоркой. Изначально это была мореходная яхта, построенная для адмирала Е. И. Алексеева, наместника императора на Дальнем Востоке, но так и не дошедшая до Тихого океана.

Летом 1904 года «Алмаз» включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием З. П. Рожественского. Сам Чегодаев-Саконский позже писал: «Яхта наместника, превращенная в слабый, негодный крейсер, с недостаточной скоростью для разведчика и плохой мореходностью, оказалась на войне по недоразумению, незнанию или просто упрямству».

Последовавший за этим тяжелейший переход на Дальний Восток завершился Цусимской катастрофой. «Алмазу» невероятно повезло: во время боя он пытался прикрывать транспорты, а затем, словно растворившись в темноте, сумел прорваться во Владивосток — единственный из крупных кораблей эскадры.

Дальнейшая судьба князя была недолгой. За храбрость в Цусимском сражении он получил орден Св. Станислава III степени с мечами и бантом, а 31 октября 1905 года подал в отставку и был уволен в запас.

Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости,
spbvedomosti.ru , https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/vyrvavshiysya-iz-tsusimy-znamenitaya-bitva-glazami-vakhtennogo-ofitsera/?sphrase_id=10615266уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]