
Потеря потерь: лучшие игровые студии, которых уже нет
---
В идеальном мире, если студия делает хорошие игры, она должна оставаться на плаву, правда ведь? Увы, индустрия видеоигр работает несколько иначе. Чтобы выжить в ней, нужны деньги, и даже если проект оказался успешным, могут быть десятки других причин, по которым студию всё равно закрывают.
Но даже несмотря на то, что этих студий больше не существует, их крутые игры навсегда останутся в нашей памяти. Важно отметить: в этом списке не будет компаний, которые сначала закрыли, а затем возродили — вроде той же Lucasfilm Games (бывшая LucasArts).
Looking Glass Studios

Авторы одних из лучших ПК-игр в истории
Никто не станет спорить с тем, что время с 90-х и до середины 2000-х можно назвать настоящей золотой эпохой ПК-гейминга. И, пожалуй, лучшей студией того времени была Looking Glass. Их список игр просто легендарен: System Shock 1 и 2, первые две части Thief — всё это классика, которой до сих пор нет равных.
Да что там, даже сегодня геймплей Thief ощущается свежо на фоне других стелс-игр. А их более ранние игры, вроде Ultima Underworld, вообще были на грани прорыва, хоть и состарились не так изящно, как хотелось бы. Увы, из-за слабых продаж и срыва ряда издательских контрактов студия закрылась в 2000 году.
Ion Storm

Всего лишь два слова – Deus Ex.
Ion Storm состояла из двух команд, базировавшихся в Далласе и Остине. Первая сделала Daikatana (да, ту самую), а вот вторая подарила нам один из величайших проектов в истории: Deus Ex. Это настоящий шедевр, геймплей которого и сегодня выглядит потрясающе. Сиквел с подзаголовком Invisible War тоже был хорош, но его многие проигнорировали на старте, ведь он просто не мог сравниться с оригиналом.
Последней игрой команды из Остина стала Thief: Deadly Shadows — отличное завершение трилогии с классными уровнями и возможностью переключения между видом от первого и третьего лица. Ion Storm Dallas закрылась в 2001 года, а филиал студии в Остине дотянул аж до 2005 года.
Clover Studio

Студия, которой не дали второго шанса
После успеха Viewtiful Joe команда, стоявшая за ней, преобразовалась в Clover Studio — разработчиков нескольких сильно недооценённых тайтлов для Capcom. Они, конечно, выпустили прекрасный сиквел в виде Viewtiful Joe 2, но их главное достижение — это, безусловно, Okami. Это поистине уникальная игра, которую невозможно повторить, ведь в ней было прекрасно всё: великолепные персонажи, геймдизайн и визуальный стиль.
Жаль только, что продажи Okami оставляли желать лучшего. В том же году вышла God Hand — один из лучших экшнов десятилетия. Но уже через два дня после американского релиза Capcom внезапно объявила о закрытии Clover Studio. К счастью, многие её сотрудники позже основали PlatinumGames, которая отлично знакома всем современным геймерам.

Настоящие короли адвенчур
В 80-х и 90-х двумя главными студиями в мире адвенчур были LucasArts и Sierra On-Line. Хотя сейчас чаще хвалят LucasArts, первой на сцену всё-таки вышла именно Sierra — с революционной первой частью King’s Quest. Тайтлы от Sierra часто отличались высокой реиграбельностью благодаря системе очков, а по юмору они ничем не уступали конкурентам.
В 90-х обе студии вошли в золотой период, и Sierra выпустила хиты вроде King’s Quest VI и Phantasmagoria 2. Но в это же время жанр адвенчур начал стремительно терять популярность, и главные хиты перестали приносить прибыль. Большую часть разработчиков уволили в 1999 году, но при этом Sierra продолжала функционировать в виде издателя игр вплоть до самого своего закрытия в 2008 году.

Mortal Kombat!
Midway — одна из тех студий, от которых так и веет духом олдскульных аркадных игр. Что и неудивительно, ведь когда-то она принадлежала двум компаниям, производившим пинбольные автоматы. Из-за этого в разработке было много пересечений — люди вроде Эда Буна и Стива Ритчи работали как над пинболом, так и над аркадами от Midway. А в библиотеке Midway собирались настоящие хиты, включая Mortal Kombat, NBA Jam, NFL Blitz и серию Cruis’n.
Со временем студии становилось всё труднее выживать, а единственным, что стабильно приносило успех оставалась серия Mortal Kombat. Однако даже она не смогла удержать компанию на плаву. После релиза Mortal Kombat vs. DC Universe студия подала на банкротство и закрылась в 2010 году.
Silicon Knights

Крайне недооценённая студия
Одной из самых недооценённых студий с конца 90-х и до 2000-х была Silicon Knights. Они разработали классику для первой PlayStation — Blood Omen: Legacy of Kain, но настоящая слава пришла позже, с выходом Eternal Darkness на GameCube. Это был крутой лавкрафтианский хоррор, аналогов которому на тот момент попросту не было, и именно поэтому Eternal Darkness до сих пор вспоминают с теплотой.
Они также сделали ремейк Metal Gear Solid под названием The Twin Snakes для GameCube — неплохую альтернативу оригиналу, хоть и не дотягивающую до версии для PS1. Но потом начались проблемы. Они проиграли суд по поводу использования Unreal Engine 3 в Too Human, а провал X-Men: Destiny стал последней каплей. В итоге студия закрылась в 2014 году.
Visceral Games

В космосе никто не услышит, как вас увольняют
Самая известная серия от Visceral Games — это, конечно, Dead Space, но студия знаменита не только своими космическими хоррорами. До них Visceral выпустили ряд крутых игр по лицензии, включая Lord of the Rings: Return of the King, The Godfather и до обидного недооценённую The Simpsons Game 2007 года. Но всё изменил именно Dead Space.
Авторы вдохновились олдскульными научно-фантастическими хоррорами и Resident Evil 4, чтобы выдать нечто по-настоящему особенное. Продолжения тоже были яркими и пугающими, но, увы, продавались не так, как хотелось бы студии. После завершения работы над Battlefield Hardline студия занялась синглплеерным тайтлом по «Звёздным войнам», но его, увы, отменили, а саму компанию в итоге закрыли.
Sony Japan Studio

Авторы культовых тайтлов для PlayStation
Забавно, что когда речь заходит об эксклюзивах PlayStation и о малоизвестных хитах, довольно быстро выясняется, что большинство из них сделаны одной и той же студией. Japan Studio объединяла в себе несколько команд, в том числе Team Asobi, ответственных за Astro’s Playroom. Также они сделали Knack, но самой яркой и долгоживущей была Team Gravity.
Во главе студии стоял Кэйитиро Тояма, создатель Silent Hill. Сначала они подарили миру серию Siren, а Siren: Blood Curse довольно быстро получила статус одного из лучших хорроров своего поколения. А затем были Gravity Rush 1 и 2 — чудесные проекты, которые пришлись по вкусу всем владельцам консолей PlayStation. Однако, когда Тояма и ещё несколько ключевых сотрудников ушли в 2020 году, Japan Studio закрыли, а её остатки влились в Team Asobi годом позже.
Volition

Студия, подарившая нам безумный мир Saints Row
Вспоминая про авторов AA-игр, первой на ум приходит именно Volition. Они сделали кучу отличных игр: серию Saints Row, Red Faction, а ещё брутальный экшен The Punisher 2005 года. Самый яркий пример того, что делала Volition, — это Saints Row 2, которая вышла в 2008 году после GTA IV и дала игрокам именно то, чего им не хватало.
Игра подкупала своей яркостью, более насыщенной цветовой палитрой и весёлыми разрушительными миссиями. И, конечно, здесь никто не требовал покупать джинсы, чтобы впечатлить девушку и продвинуться дальше по сюжету. Но, увы, после провала Agents of Mayhem и перезапуска Saints Row, а затем и срыва сделки Embracer Group с Саудовской Аравией — студия была закрыта.
Tango Gameworks

Студия, закрывшаяся слишком рано
Это, пожалуй, одна из самых любимых игроками студий среди всех разработчиков под крылом Xbox. Достаточно лишь вспомнить её работы: шикарный хоррор с открытым миром The Evil Within 2, увлекательная Ghostwire: Tokyo и, конечно же, превзошедшая все ожидания Hi-Fi Rush. Несмотря на то, что Starfield был главной AAA-игрой Xbox в 2023 году, именно Hi-Fi Rush собрал больше всего похвал — и заслуженно.
После ухода основателя, Синдзи Миками, в 2023 году, студия продержалась всего год. И даже несмотря на успех Hi-Fi Rush, её прикрыли. На самом же деле, Microsoft нужно было как-то вернуть 70 миллиардов, потраченных на покупку Activision Blizzard, а Tango Gameworks, собиравшаяся расширять штат для нового проекта, просто стала лёгкой мишенью для сокращений.
Но даже несмотря на то, что этих студий больше не существует, их крутые игры навсегда останутся в нашей памяти. Важно отметить: в этом списке не будет компаний, которые сначала закрыли, а затем возродили — вроде той же Lucasfilm Games (бывшая LucasArts).
Looking Glass Studios

Авторы одних из лучших ПК-игр в истории
Никто не станет спорить с тем, что время с 90-х и до середины 2000-х можно назвать настоящей золотой эпохой ПК-гейминга. И, пожалуй, лучшей студией того времени была Looking Glass. Их список игр просто легендарен: System Shock 1 и 2, первые две части Thief — всё это классика, которой до сих пор нет равных.
Да что там, даже сегодня геймплей Thief ощущается свежо на фоне других стелс-игр. А их более ранние игры, вроде Ultima Underworld, вообще были на грани прорыва, хоть и состарились не так изящно, как хотелось бы. Увы, из-за слабых продаж и срыва ряда издательских контрактов студия закрылась в 2000 году.
Ion Storm

Всего лишь два слова – Deus Ex.
Ion Storm состояла из двух команд, базировавшихся в Далласе и Остине. Первая сделала Daikatana (да, ту самую), а вот вторая подарила нам один из величайших проектов в истории: Deus Ex. Это настоящий шедевр, геймплей которого и сегодня выглядит потрясающе. Сиквел с подзаголовком Invisible War тоже был хорош, но его многие проигнорировали на старте, ведь он просто не мог сравниться с оригиналом.
Последней игрой команды из Остина стала Thief: Deadly Shadows — отличное завершение трилогии с классными уровнями и возможностью переключения между видом от первого и третьего лица. Ion Storm Dallas закрылась в 2001 года, а филиал студии в Остине дотянул аж до 2005 года.
Clover Studio

Студия, которой не дали второго шанса
После успеха Viewtiful Joe команда, стоявшая за ней, преобразовалась в Clover Studio — разработчиков нескольких сильно недооценённых тайтлов для Capcom. Они, конечно, выпустили прекрасный сиквел в виде Viewtiful Joe 2, но их главное достижение — это, безусловно, Okami. Это поистине уникальная игра, которую невозможно повторить, ведь в ней было прекрасно всё: великолепные персонажи, геймдизайн и визуальный стиль.
Жаль только, что продажи Okami оставляли желать лучшего. В том же году вышла God Hand — один из лучших экшнов десятилетия. Но уже через два дня после американского релиза Capcom внезапно объявила о закрытии Clover Studio. К счастью, многие её сотрудники позже основали PlatinumGames, которая отлично знакома всем современным геймерам.

Настоящие короли адвенчур
В 80-х и 90-х двумя главными студиями в мире адвенчур были LucasArts и Sierra On-Line. Хотя сейчас чаще хвалят LucasArts, первой на сцену всё-таки вышла именно Sierra — с революционной первой частью King’s Quest. Тайтлы от Sierra часто отличались высокой реиграбельностью благодаря системе очков, а по юмору они ничем не уступали конкурентам.
В 90-х обе студии вошли в золотой период, и Sierra выпустила хиты вроде King’s Quest VI и Phantasmagoria 2. Но в это же время жанр адвенчур начал стремительно терять популярность, и главные хиты перестали приносить прибыль. Большую часть разработчиков уволили в 1999 году, но при этом Sierra продолжала функционировать в виде издателя игр вплоть до самого своего закрытия в 2008 году.

Mortal Kombat!
Midway — одна из тех студий, от которых так и веет духом олдскульных аркадных игр. Что и неудивительно, ведь когда-то она принадлежала двум компаниям, производившим пинбольные автоматы. Из-за этого в разработке было много пересечений — люди вроде Эда Буна и Стива Ритчи работали как над пинболом, так и над аркадами от Midway. А в библиотеке Midway собирались настоящие хиты, включая Mortal Kombat, NBA Jam, NFL Blitz и серию Cruis’n.
Со временем студии становилось всё труднее выживать, а единственным, что стабильно приносило успех оставалась серия Mortal Kombat. Однако даже она не смогла удержать компанию на плаву. После релиза Mortal Kombat vs. DC Universe студия подала на банкротство и закрылась в 2010 году.
Silicon Knights

Крайне недооценённая студия
Одной из самых недооценённых студий с конца 90-х и до 2000-х была Silicon Knights. Они разработали классику для первой PlayStation — Blood Omen: Legacy of Kain, но настоящая слава пришла позже, с выходом Eternal Darkness на GameCube. Это был крутой лавкрафтианский хоррор, аналогов которому на тот момент попросту не было, и именно поэтому Eternal Darkness до сих пор вспоминают с теплотой.
Они также сделали ремейк Metal Gear Solid под названием The Twin Snakes для GameCube — неплохую альтернативу оригиналу, хоть и не дотягивающую до версии для PS1. Но потом начались проблемы. Они проиграли суд по поводу использования Unreal Engine 3 в Too Human, а провал X-Men: Destiny стал последней каплей. В итоге студия закрылась в 2014 году.
Visceral Games

В космосе никто не услышит, как вас увольняют
Самая известная серия от Visceral Games — это, конечно, Dead Space, но студия знаменита не только своими космическими хоррорами. До них Visceral выпустили ряд крутых игр по лицензии, включая Lord of the Rings: Return of the King, The Godfather и до обидного недооценённую The Simpsons Game 2007 года. Но всё изменил именно Dead Space.
Авторы вдохновились олдскульными научно-фантастическими хоррорами и Resident Evil 4, чтобы выдать нечто по-настоящему особенное. Продолжения тоже были яркими и пугающими, но, увы, продавались не так, как хотелось бы студии. После завершения работы над Battlefield Hardline студия занялась синглплеерным тайтлом по «Звёздным войнам», но его, увы, отменили, а саму компанию в итоге закрыли.
Sony Japan Studio

Авторы культовых тайтлов для PlayStation
Забавно, что когда речь заходит об эксклюзивах PlayStation и о малоизвестных хитах, довольно быстро выясняется, что большинство из них сделаны одной и той же студией. Japan Studio объединяла в себе несколько команд, в том числе Team Asobi, ответственных за Astro’s Playroom. Также они сделали Knack, но самой яркой и долгоживущей была Team Gravity.
Во главе студии стоял Кэйитиро Тояма, создатель Silent Hill. Сначала они подарили миру серию Siren, а Siren: Blood Curse довольно быстро получила статус одного из лучших хорроров своего поколения. А затем были Gravity Rush 1 и 2 — чудесные проекты, которые пришлись по вкусу всем владельцам консолей PlayStation. Однако, когда Тояма и ещё несколько ключевых сотрудников ушли в 2020 году, Japan Studio закрыли, а её остатки влились в Team Asobi годом позже.
Volition

Студия, подарившая нам безумный мир Saints Row
Вспоминая про авторов AA-игр, первой на ум приходит именно Volition. Они сделали кучу отличных игр: серию Saints Row, Red Faction, а ещё брутальный экшен The Punisher 2005 года. Самый яркий пример того, что делала Volition, — это Saints Row 2, которая вышла в 2008 году после GTA IV и дала игрокам именно то, чего им не хватало.
Игра подкупала своей яркостью, более насыщенной цветовой палитрой и весёлыми разрушительными миссиями. И, конечно, здесь никто не требовал покупать джинсы, чтобы впечатлить девушку и продвинуться дальше по сюжету. Но, увы, после провала Agents of Mayhem и перезапуска Saints Row, а затем и срыва сделки Embracer Group с Саудовской Аравией — студия была закрыта.
Tango Gameworks

Студия, закрывшаяся слишком рано
Это, пожалуй, одна из самых любимых игроками студий среди всех разработчиков под крылом Xbox. Достаточно лишь вспомнить её работы: шикарный хоррор с открытым миром The Evil Within 2, увлекательная Ghostwire: Tokyo и, конечно же, превзошедшая все ожидания Hi-Fi Rush. Несмотря на то, что Starfield был главной AAA-игрой Xbox в 2023 году, именно Hi-Fi Rush собрал больше всего похвал — и заслуженно.
После ухода основателя, Синдзи Миками, в 2023 году, студия продержалась всего год. И даже несмотря на успех Hi-Fi Rush, её прикрыли. На самом же деле, Microsoft нужно было как-то вернуть 70 миллиардов, потраченных на покупку Activision Blizzard, а Tango Gameworks, собиравшаяся расширять штат для нового проекта, просто стала лёгкой мишенью для сокращений.
Источник: games.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]