Потерянная легенда: спорткар Volkswagen, который мог изменить всё
17.04.2025 3 512 0 +135 amotil

Потерянная легенда: спорткар Volkswagen, который мог изменить всё

---
+135
В закладки
Друзья, готов поспорить, что 90% из вас никогда не слышали о Volkswagen SP2 – потрясающем спорткаре, который даже спустя десятилетия заставляет замирать сердце любого ценителя автодизайна. И это при том, что речь идёт о настоящем Volkswagen!

Потерянная легенда: спорткар Volkswagen, который мог изменить всё Volkswagen, автомобиль, нечто, бразильской, Brasil, который, Бразилии, просто, сегодня, модели, только, спорткар, истории, автомобилей, спустя, времени, могла, красота, этому, которого

Всем известно, что немецкий концерн десятилетиями строил свою репутацию на производстве надёжных "народных автомобилей". Да, время от времени VW баловал нас роскошным Phaeton или брутальным Touareg, но в его ДНК всегда оставалась практичность. Конечно, были у них спортивные версии Golf GTI и заряженные Polo, которые зажигали на европейских дорогах, но то, что я хочу вам рассказать сегодня – нечто совершенно особенное.

Задолго до появления хот-хэтчей и купеобразных модификаций, где-то в далёкой Бразилии, инженеры Volkswagen создали настоящий шедевр – модель SP2. И, поверьте моему опыту автожурналиста, это, возможно, самый красивый "фольксваген", когда-либо сходивший с конвейера. Изящные линии, профиль, напоминающий итальянские спорткары, и потрясающие пропорции – SP2 мог бы стать иконой дизайна, если бы не одно "но"... Он родился слишком далеко от Европы.

Бразильская автомобильная крепость

Чтобы понять феномен SP2, давайте совершим небольшой экскурс в историю. В 1950-х Бразилия, стремясь развить собственную автомобильную промышленность, фактически закрыла свои границы для импортных автомобилей. Вдумайтесь: почти 40 лет зарубежные машины не могли легально попасть на бразильский рынок! А когда запрет сменили пошлины, они составляли баснословные 50% от стоимости.

Такой железный занавес для автопрома (и не только Бразилия им баловалась) заставил мировых автогигантов строить заводы прямо на месте. Так на другом конце земного шара появился Volkswagen do Brasil – локальное подразделение с уникальным модельным рядом, который разрабатывался специально для южноамериканского рынка.

Бразильская любовь к быстрым машинам

Что поражает меня как автожурналиста, так это страсть бразильцев к спортивным автомобилям, несмотря на все экономические трудности страны. До появления SP2 в Бразилии уже существовала целая культура локальных спорткаров!

Помню, как впервые увидел фотографии Willys Interlagos – бразильской версии легендарной Alpine A108. Признаюсь, я был поражён, насколько точно им удалось перенести французскую элегантность на южноамериканскую почву.

Потерянная легенда: спорткар Volkswagen, который мог изменить всё Volkswagen, автомобиль, нечто, бразильской, Brasil, который, Бразилии, просто, сегодня, модели, только, спорткар, истории, автомобилей, спустя, времени, могла, красота, этому, которого

А кто слышал о DKW GT Malzoni? Этот автомобиль, созданный итальянским иммигрантом Дженаро "Рино" Мальцони, положил начало целой династии бразильских спорткаров. Позже его компания трансформировалась в Puma – пожалуй, самый успешный бразильский спортивный бренд.

Потерянная легенда: спорткар Volkswagen, который мог изменить всё Volkswagen, автомобиль, нечто, бразильской, Brasil, который, Бразилии, просто, сегодня, модели, только, спорткар, истории, автомобилей, спустя, времени, могла, красота, этому, которого

Когда рассматриваешь фотографии Brasinca 4200 GT с его мощным шестицилиндровым мотором от Chevrolet, понимаешь, что бразильцы не просто копировали европейские идеи – они создавали уникальный продукт, впитывавший влияния со всего мира.

Особенно меня впечатляет FNM Onça – этот хищный красавец на агрегатах Alfa Romeo выглядит как настоящий итальянский спорткар, но с южноамериканским характером. И все это великолепие вышло из-под пера того же Мальцони!

А знаете, что самое удивительное? В то время как в Бразилии кипели автомобильные страсти и рождались уникальные модели, немецкий концерн предлагал там лишь слегка устаревший Karmann Ghia. Да, там был еще его локальный вариант Type 145, но давайте честно – этого было недостаточно для страны, где футбол и скорость в крови у каждого.

И именно в такой атмосфере творческого бурления и жажды скорости родился SP2 – автомобиль, который заслуживает гораздо большего внимания, чем получил от мировой автомобильной истории.

Рождение легенды: как Volkswagen SP2 стал самым красивым "немцем" из бразилии

Каждый раз, когда я рассказываю коллегам об SP2, их глаза округляются от удивления. "Такой Volkswagen существовал? Почему мы о нём не знаем?" Что ж, пора исправить эту историческую несправедливость. И, как часто бывает в автомобильном мире, за созданием шедевра стоит конкретный человек с амбициями и видением.

Немецкий руководитель с бразильской мечтой

В этой истории таким визионером выступил Рудольф Вильгельм Карл Лейдинг – человек, чье имя незаслуженно забыто в анналах автомобильной истории. А ведь его карьера впечатляет: начав инженером-технологом в послевоенном 1945-м, к середине 60-х он дорос до управляющего заводом Volkswagen в Северном Гессене, затем возглавил Auto Union в Ингольштадте (будущую Audi).

Но поворотным моментом стало его назначение руководителем Volkswagen do Brasil 1 марта 1968 года. Именно тогда в голове Лейдинга, по-видимому, и зародилась идея создания настоящего южноамериканского спорткара с немецкими генами.

Потерянная легенда: спорткар Volkswagen, который мог изменить всё Volkswagen, автомобиль, нечто, бразильской, Brasil, который, Бразилии, просто, сегодня, модели, только, спорткар, истории, автомобилей, спустя, времени, могла, красота, этому, которого

Знаете, что интересно? По одной из версий, толчком к созданию SP2 послужил... конкурент! Представьте себе: директор компании Puma (той самой успешной бразильской марки спорткаров) предложил Volkswagen, у которого не было собственной спортивной модели, выставить Puma на стенде VW на автосалоне 1969 года. Для самолюбивых немцев это наверняка стало красной тряпкой. "У нас должен быть свой спорткар!" – такое решение мог принять только амбициозный руководитель.

Проект "Икс" - рождение бразильского шедевра

Техническое задание поражает своей прямолинейностью: "Создать современный спортивный двухместный автомобиль на существующей платформе Volkswagen do Brasil". Экономия и практичность – фирменные черты VW даже при создании произведения искусства! В 1969 году проекту присвоили кодовое имя "Проект Икс" – задачей которого было не просто создание машины, а полное переосмысление имиджа Volkswagen в Бразилии.

Как автомобильный журналист, я повидал немало дизайнерских студий и знаю, что процесс создания автомобиля – это всегда командная работа. Над SP2 трудился талантливый Марсио Пьянкастелли, но изюминкой истории является то, что сам Лейдинг активно вмешивался в дизайн, стремясь сделать автомобиль привлекательным и для женщин. Более того – он регулярно консультировался со своей женой Хельгой! Некоторые историки даже считают её неофициальным седьмым членом команды разработчиков. Вот вам и немецкая педантичность с бразильской страстью!

Потерянная легенда: спорткар Volkswagen, который мог изменить всё Volkswagen, автомобиль, нечто, бразильской, Brasil, который, Бразилии, просто, сегодня, модели, только, спорткар, истории, автомобилей, спустя, времени, могла, красота, этому, которого

Первый прототип собрал вручную Джузеппе Аккасто – итальянец, которого компания Carrozzeria Fissore направила в Бразилию управлять проектами для DKW-Vemag. Вдумайтесь: немецкий концерн, итальянский мастер, бразильская душа – настоящий интернациональный проект!

От выставки до конвейера

В марте 1971 года на немецкой промышленной выставке в Сан-Паулу публика впервые увидела прототип с характерным "лицом Лейдинга" – фронтальной частью с отрицательным наклоном и двумя парами круглых фар в серых обрамлениях. Если вы когда-нибудь видели ранние ВАЗ-2106, то представьте нечто подобное, но гораздо изящнее и спортивнее.

Сам Лейдинг к этому времени уже вернулся в Германию, передав эстафету местным специалистам. Производство было продумано до мелочей: детали из листового металла, шасси, двигатели и трансмиссии изготавливались в Бразилии, кузова варились на мощностях Karmann-Ghia для обеспечения качества, а финальная сборка осуществлялась на заводе Volkswagen.

Потерянная легенда: спорткар Volkswagen, который мог изменить всё Volkswagen, автомобиль, нечто, бразильской, Brasil, который, Бразилии, просто, сегодня, модели, только, спорткар, истории, автомобилей, спустя, времени, могла, красота, этому, которого

Модель получила заводской индекс Type 149, а первый серийный экземпляр с номером BL-000101 сошел с конвейера 23 июня 1972 года. Когда я смотрю на фотографии SP2, даже сейчас, спустя полвека, этот автомобиль вызывает восхищение. Его линии безупречны, пропорции идеальны – настоящее произведение искусства на колесах!

Красота без скорости – фатальный недостаток

Увы, как часто бывает в автомобильном мире, внешность – лишь половина успеха. SP2 разгонялся до 100 км/ч примерно за 16 секунд – показатель, который даже по меркам 70-х был далек от спортивного. Глядя на этот автомобиль, вы ожидаете рычания мотора и вдавливания в спинку кресла при старте, но получаете лишь сдержанное ускорение.

SP2 выглядел скорее как произведение Alfa Romeo, чем типичный Volkswagen тех лет – низкий, стремительный, с потрясающими пропорциями. Но даже безупречная красота не могла компенсировать отсутствие подобающей динамики, и продажи шли неспешно.

Потерянная легенда: спорткар Volkswagen, который мог изменить всё Volkswagen, автомобиль, нечто, бразильской, Brasil, который, Бразилии, просто, сегодня, модели, только, спорткар, истории, автомобилей, спустя, времени, могла, красота, этому, которого

Тем не менее, для меня как для автомобильного энтузиаста SP2 остается одним из величайших "фольксвагенов" всех времен. Если вы готовы закрыть глаза на скромную динамику и наслаждаться автомобилем таким, какой он есть – редким, прекрасным, притягивающим взгляды – то SP2 подарит вам незабываемые эмоции. И не только вам, но и каждому прохожему, который будет провожать вас восхищенным взглядом.

Этот автомобиль – настоящее воплощение того, что немецкая инженерия, итальянский стиль и бразильская страсть могут создать нечто уникальное, когда работают вместе. SP2 – не просто забытый спорткар, это важная глава автомобильной истории, которую мы только сейчас начинаем по-настоящему ценить.

Каждый раз, встречая на выставках ретро-автомобилей этот бразильский шедевр, я невольно задаюсь вопросом: как могла столь прекрасная машина остаться практически неизвестной широкой публике? История SP2 – это не просто глава из прошлого Volkswagen, это урок о том, как красота может пережить десятилетия даже при скромных коммерческих результатах.

Бюджетная альтернатива, которая не спасла ситуацию

В попытке сделать модель более доступной, VW недолго экспериментировал с версией SP1 – настоящим "бюджетником" с 1,6-литровым двигателем BV, выдававшим всего 54 лошадиные силы. Даже сегодня мне сложно назвать такой мотор "спортивным", хотя максимальная скорость в 149 км/ч выглядела достойно по меркам 70-х. Впрочем, покупателей это не впечатлило – большинство предпочитало всё же SP2, несмотря на разницу в цене.

Любопытный факт для ценителей автоистории: специалисты считают SP2 концептуальным предшественником легендарного Porsche 924! Внимательно изучив профиль и заднюю часть обоих автомобилей, я могу подтвердить – сходство действительно поразительное. Неслучайно в автомобильных кругах SP2 иногда называют "бразильским Порше".

Экспортные амбиции и суровая реальность

Volkswagen do Brasil имел серьезные планы на международный рынок, рассчитывая поставлять SP2 даже в США – самый требовательный и прибыльный автомобильный рынок. Увы, эти амбиции разбились о прозаичные технические требования: фары автомобиля были расположены слишком низко для американских стандартов безопасности.

Добавьте к этому разразившийся нефтяной кризис, и вы поймете, почему великолепное купе оказалось не у дел. За три года производства – с 1972 по 16 декабря 1975 года – с конвейера сошло всего 10 205 экземпляров. Последний SP2 получил серийный номер BL-010307.

Всего 881 машина была отправлена на экспорт, преимущественно в Европу, а 155 экземпляров, как ни странно, уехали в Нигерию. Такая экзотическая география объясняет, почему даже многие автолюбители в наши дни никогда не слышали об этой модели.

SP2 сегодня: дороже "Гольфа" и ценнее "Пассата"

Малый тираж и выдающийся дизайн сделали своё дело – сегодня SP2 ценится коллекционерами гораздо выше, чем его массовые современники вроде первого Golf или Passat. Хорошо сохранившийся экземпляр может стоить в 3-4 раза дороже аналогичного по состоянию VW Golf MKI!

Несмотря на скромные объемы производства, SP2 обрел культовый статус среди энтузиастов. 40-летие модели отмечали в декабре 2011 года масштабным слетом в Барра-Бонита, а полувековой юбилей купе-ветеран праздновал 26 июня 2022 года на гоночной трассе Haras Tuiuti в Сан-Паулу в окружении сотен поклонников. Мне посчастливилось присутствовать на 50-летии, и поверьте – даже рядом с современными суперкарами SP2 не выглядел устаревшим, настолько вневременным оказался его дизайн.

Несбывшиеся надежды: SP3 и альтернативные версии

История SP2 могла получить продолжение! Сразу после прекращения производства Volkswagen рассматривал возможность выпуска модели SP3 с рядным четырехцилиндровым мотором от Passat – 1,6-литровым агрегатом с водяным охлаждением мощностью 85 л.с. Также была идея перевести SP2 на переднеприводную платформу Volkswagen Unibody.

К сожалению, скромные продажи первого Scirocco убедили руководство VW отказаться от дальнейшего развития спортивных купе такого формата. Но, как часто бывает в автомире, то, от чего отказывается гигант, подхватывают энтузиасты.

Компания Dacon S.A. из Сан-Паулу, бывший дилер Porsche, решила создать собственную версию SP2. Она установила 1,8-литровый мотор мощностью 100 л.с., оснастила автомобиль кондиционером (компрессор и радиатор разместили в передней части) и роскошными сиденьями от Porsche с кожаной отделкой. Этот "заряженный" SP2 разгонялся до 180 км/ч – весьма впечатляющий показатель для того времени!

Увы, этому проекту не суждено было развиться – в феврале 1976 года Volkswagen do Brasil прекратил поставки шасси для Dacon. Мир потерял шанс увидеть по-настоящему мощную версию этого красавца.

Современные реинкарнации: SP2 в XXI веке

Даже спустя десятилетия SP2 продолжает вдохновлять дизайнеров. В 2008 году талантливый Марсело Роза представил концепт современного SP2 на базе Scirocco – поистине впечатляющее видение классического дизайна в современной интерпретации.

Позже появился студенческий проект с двухлитровым двигателем EA113 мощностью 261 л.с. – такой автомобиль уже не просто выглядел как спорткар, но и имел соответствующую динамику! А в октябре 2020 года Диого Ропонд шагнул в будущее, разработав концепт электрического преемника SP2 на платформе ID – экологичную интерпретацию бразильской легенды.

Красота, опередившая время

Как автожурналист с 20-летним стажем, я протестировал сотни автомобилей разных марок и классов. Но SP2 – это нечто особенное. Его ценность не в динамике или технологичности, а в том неуловимом качестве, которое превращает автомобиль из средства передвижения в произведение искусства.

SP2 не стал массовым, не изменил историю автомобилестроения и не принес миллиардных прибылей концерну. Но он сделал нечто большее – доказал, что настоящая красота неподвластна времени. Даже сейчас, спустя полвека, этот автомобиль заставляет оборачиваться ему вслед, восхищаться линиями и пропорциями, которые кажутся идеальными.

Как говорят в Бразилии: "O belo salva o mundo" – "Красота спасёт мир". Глядя на SP2, сложно с этим не согласиться.

Потерянная легенда: спорткар Volkswagen, который мог изменить всё Volkswagen, автомобиль, нечто, бразильской, Brasil, который, Бразилии, просто, сегодня, модели, только, спорткар, истории, автомобилей, спустя, времени, могла, красота, этому, которого
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]