День в истории: "спешите делать добро"
24.08.2017 384 0 0 med-history

День в истории: "спешите делать добро"

---
0
В закладки
О том, как уроженец Пруссии стал московским врачом, отцом российской курортологии и тюремной медицины, как он наполнил смыслом родной город одного из авторов блога, и как он прямо сейчас становится католическим святым, рассказывает ежедневный выпуск рубрики «История науки» портала Indicator.Ru, написанный другмс автором блога.



….«В Москве жил один старик, один «генерал», то есть действительный статский советник, с немецким именем; он всю свою жизнь таскался по острогам и по преступникам; каждая пересыльная партия в Сибирь знала заранее, что на Воробьевых горах ее посетит «старичок генерал». Он делал свое дело в высшей степени серьезно и набожно; он являлся, проходил по рядам ссыльных, которые окружали его, останавливался пред каждым, каждого расспрашивал о его нуждах, наставлений не читал почти никогда никому, звал их всех «голубчиками».

Узнаете цитату? Это из «Идиота» Достоевского. Но этот старичок действительно существовал. И действительно сделал очень много важного – как для того, чтобы жизнь заключенных стала более человечной, так и для отечественной медицины.

Впрочем, что интереснее всего, отечественной-то медицина для Федора, то ли Ивановича, то ли Петровича Гааза не была. Но обо всем по порядку.
Фридрих-Йозеф Хаасс (Friedrich-Joseph Haass), родился вдалеке от Российской империи. Точнее – в другой, Священной Римской империи 24 августа 1780 года. Сейчас городок Бад-Мюнстерайфель находится в земле Северный Рейн-Вестфалия и не насчитывает даже 19 тысяч жителей.

Католик, учился в Иене и, как герой Пушкина Ленский, был «с душою Геттингенской» - то есть, еще и Геттингенский университет окончил. А по окончании стал искать себе выгодную работу. И таковая нашлась.  Молодому, 26-летнему венскому врачу (а именно в мировой столице оперы начинал свою практику Хаасс) повезло: его пригласили в качестве семейного врача в семейство Репниных-Волконских. Это было могущественное и богатое семейство, которое подарило нашей стране немало замечательных людей. Чего только стоит генерал Николай Репнин-Волконский, генерал-губернатор Малороссии или его младший брат, князь Сергей Волконский, декабрист.



Николай Григорьевич Репнин-Волконский

Так что Федор Гааз, как его стали называть в Москве, действительно вытащил счастливый билет. Правда, с отчеством получилась путаница. То его называли Ивановичем, по второй части имени, то Петровичем.

Поначалу Гааз просто исполнял свои обязанности – и исполнял хорошо, и даже занимался российской медициной: совершил в 1809-1810 годах несколько путешествий по Кавказу (работодатели его были люди государственные и хотели, чтобы и их врач служил на пользу России), изучая там минеральные воды. Собственно, какие-то источники минеральных вод на КавМинВодах были известны, но некоторые Гааз открыл самолично. Так, например, именно ему обязан развитием город Железноводск – где источники открыл именно наш герой. В Ессентуках источники тоже открыты Гаазом, но почему-то там доктор не придал им значений. Так что вклад Федора то ли Ивановича, то ли Петровича в создание и развитие отечественной курортологии неоценим.



Окрестности Железноводска. Рисунок Ф. Дюбуа де Монпере, 1832—1833 гг.

Отечественная война 1812 года тоже не оставила в покое Гааза. Здесь он уже трудится, не покладая рук, хирургом в действующей армии, спасая жизни солдат, офицеров и генералов по мере возможностей медицины того времени. Годом позже состоялась его последняя поездка на родину – в Пруссию.

Видимо, война сильно изменила доктора, и он захотел что-то изменить вокруг себя. Сорок лет после этого, с каждым готом все больше и больше, Гааз отдавал себя необычному для России делу – улучшению качества жизни больных. Помимо того, что Гааз занимался тем, что боролся за отмену кандалов для всех ссыльных (и хотя бы для стариков и больных добился), отменил железный прут, к которому в Москве приковывали по дюжине будущих сибирских каторжан, он еще и, фактически, создал тюремную медицину в современном понимании. Именно он создал первую в стране тюремную больницу и стал главным тюремным врачом Москвы.

Последние 25 лет Гааз отдавал все свои деньги больным и бездомным, покупал им лекарства, устраивал детей заключенных в школы. Собственно говоря, он и создал первую школу для детей арестантов в Москве. Последние 9 лет своей жизни все деньги он отдавал созданной им больницы для бездомных. Даже в своем завещании Гааз печется о продолжении всех его дел: «Еще имею некоторых бедных, которым я от г. Муханова всякий месяц давал: Анне Петровне Тринклер два рубля, г-же Безсоновой один рубль, г-же Рылеевой один рубль, бедной девушке в Набилковской богадельне Ирине один рубль, г. Медединой один рубль, Матрене с дочерьми один рубль, кои прошу чрез Павла Яковлевича, ежели получится вспомоществование, продолжать выдавать».

И еще один момент в завещании Гааза поражает. Когда Федор Петрович болел, его тезка, Федор Петрович Уваров подарил ему «Мадонну с младенцем» работы Ван Дейка. В завещании Гааз просит поместить эту Мадонну в его приходской католической церкви близ алтаря – и поясняет, зачем.

«Важность сей картины состоит в том, что Божия Матерь всем молящимся Ей показывает Младенца и всегда нам говорит эти слова, которые Она сказала в Кане Галилейской: сделайте, все, что Он скажет. Quodcunque vobis dixerit, facite. Вследствие сего наставления Божьей Матери сделано Спасителем нашим чудо, о котором Он сперва объявил, что Он не намерен был в то день чудо делать и что Провидением от века веков не назначено было, что оно должно быть сделано в тот день, однако ж сие единственное чудо сделано чрез участие, которое Божья Матерь приняла в этом деле, а участие состояло в том, что Она научила людей исполнять все, что Ее Сын, наш Бог, скажет». Поразительно: Спаситель не «планировал» чуда. Его сделали люди. Недаром на памятнике доктору Гаазу, поставленному в 1909 году около созданной им больницы для бездомных (сейчас там находится НИИ гигиены и охраны здоровья детей), написаны слова апостола Павла:  «Спешите делать добро».



Интересно, что уже в XXI веке биография «святого доктора» совершила новый виток. В 2011 году архиепархия Кельна начала канонический процесс беатификации доктора Гааза. То есть – причисления его к лику блаженных. 9 января 2016 года во время мессы в Кафедральном католическом соборе в Москве открыли епархиальную стадию процесса канонизации (причисления к лику святых) «Слуги Божия Фридриха Йозефа (Фёдора Петровича) Гааза, называемого «святым доктором Москвы»».уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]