Реквием, или Речной, который мы потеряли
---
В понедельник 7 августа на здании Тверского речного вокзала частично обрушились крыша и стены. Так в одночасье город лишился памятника архитектуры первой половины XX века и одного из главных своих символов. Теперь его во избежание человеческих жертв обнесут забором.
Чтобы не от пожара или попадания снаряда здание (да не просто здание – памятник!) в какое-то мгновение превратилось в руины – такого здесь не припомнят и старожилы. Хотя время, как известно, часто обладает гораздо более разрушительной силой, чем тяжёлая техника или даже взрывчатка. А к этому всё шло с начала нулевых. Когда объект не используется по первоначально задуманному назначению и у него нет хозяина, когда его площади бессистемно раздаются в аренду, а за состоянием никто не следит, потому что некому, результат обычно бывает плачевным. Именно это с Речным вокзалом и случилось.
Или свершилось? Потому что о необходимости спасать объект чиновники в Твери говорили много, только казалось, будто ждали они именно такой развязки.
Вечером в понедельник я совершал пробежку. Мой маршрут проходит по берегу Тверцы мимо Речного вокзала и далее вдоль Волги по набережной Афанасия Никитина. Двигаясь уже в сторону дома, вижу, как мне навстречу выскакивает какой-то парень с криками: «Мужчина, туда нельзя, здание падает». В тот момент я решил, что какой-то отдыхающий так шутит под воздействием спиртного. Будь реальная опасность, наверняка путь бы мне преградили полицейские и люди в форме МЧС. А тут обычный гражданский. Тем более, что зданию уже не первый год пророчат обрушение. Вот и не поверил и, обойдя парня, побежал дальше в своём темпе. «Ну, смотри», - услышал вслед.
Дома, включив компьютер, я узнал из новостей, что повод для тревоги действительно был. Сотрудники ЧОПа, охранявшие объекты поблизости, услышали в здании Речного подозрительный треск и попытались своими силами огородить близлежащую территорию от прохожих.
Произошло всё, как уверяют очевидцы, незадолго полуночи: рухнула крыша и часть стены нижней ротонды. Чудо, что никто при этом не пострадал. Потому что аварийное и бесхозное здание активно использовалось и как уголок, где посидеть с пивом, и как объект для фотосессий и селфи, и как, извините, отхожее место. На следующее утро падение элементов здания продолжилось, причём, один раз это произошло на глазах у иностранных туристов. Взору прохожих предстали похожие на обломки зубов во рту колонны на фоне элементов интерьера, строительного мусора и торчащей из карниза железной арматуры. Весь вторник главной темой тверских новостных сайтов и заметок в социальных сетях был Речной вокзал. Точнее, то, что от него осталось.
Речной вокзал был построен на стрелке Тверцы и Волги в 1938 году в виде двухуровневой ротонды с аркадой со стороны реки, колоннами, бельведером и увенчанной шпилем, по бокам к которому пристроены прямоугольные корпуса-«крылья» – одно вдоль Волги, другое вдоль Тверцы – со сквозными арочными проходами на берег. Ранее на этом месте стоял известный с XIII века мужской Успенский Отроч монастырь.
Это сейчас Тверцу километрах в трёх от границы города можно спокойно вброд пешком перейти. Да, что там: великая русская река – и та на участке от Путилово до Старицы (выше Твери) заросшая и обмелевшая, более или менее глубокой она становится только после Старицкого моста. А в советское время пассажирское судоходство по обеим рекам было активным, поэтому и здание Речного вокзала себя оправдывало. Внутри него размещались залы ожидания, кассы, ресторан, диспетчерские и прочие службы, обеспечивающие движение судов. В ресторане, к слову сказать, не только коротали время пассажиры в ожидании своего рейса. Когда-то он считался одним из лучших в Твери (тогда – Калинине), в нём и устраивались свадьбы, дни рождения, банкеты. Находился он в верхней ротонде; потолок нижней ротонды, который обвалился первым, служил террасой, куда посетители ресторана выходили полюбоваться на простор речной волны.
Существует несколько версий, почему произошло обрушение. Согласно основной, при проектировании здания были допущены ошибки, что в последствие привело к подмытию фундамента. По другой, конструкция упала из-за некачественного ремонта крыши нижнего яруса, в ходе которого была уничтожена (попросту закатана в бетон) система водостоков, а новая сделана с нарушениями, в результате чего потоки воды текли прямо по перекрытиям и стенам, что и привело в итоге к разрушению конструкции. Свои доводы сторонники этой версии подтверждают тем, что упали только верхние элементы, а не вся стена, как это бывает при просадке фундамента. Да и обвал произошёл не вдруг: груды осыпавшихся сверху кирпичей на лестницах, под аркадой и в непосредственной близости от стен – картина, давно ставшая здесь привычной.
Пока это предположения, истинную причину должна установить специально созданная, как сообщает официальный сайт областного правительства, комиссия. Ей же предстоит ответить, подлежит ли то, что осталось от центрального здания Речного вокзала, восстановлению или уже нет.
Однако, главная причина случившегося, это то, что объект долгое время стоял практически брошенным. К началу нового тысячелетия регулярного пассажирского судоходства в Твери уже практически не осталось. «Последней ласточкой» стал маленький теплоходик «Москвич», возивший дачников до деревни Кокошки, в последний раз он отошёл от причала Речного вокзала летом 2001-го. Единственное – остались прогулочные «трамвайчики» да заходящие в Тверь круизные комфортабельные лайнеры. А когда-то здесь рассекали волны резвые «Метеоры», «Ракеты», «Кометы» до Кимр, Калязина, Углича, Ржева. Но новому российскому государству они оказались не нужны, как не нужны сейчас. В здании вокзала после окончательной ликвидации всех транспортных служб появились офисы, оптовые склады, клуб исторической реконструкции, некий «Музей ужасов».
В 2011 году здесь попробовал обжиться галерист Марат Гельман со своим «Центром современного искусства», многим с его приходом стало казаться, что здание будет полностью восстановлено (оно уже тогда требовало реставрации), станет ведущим социально-культурным объектом Твери и полноправной его достопримечательностью. Надеждам, если они и были, сбыться оказалось не суждено: назначение Андрея Шевелёва на пост губернатора стало концом так и не успевшей как следует начаться деятельности Гельмана. Кстати, на этапе создания ЦСИ и был проведён ремонт крыши, которая, по мнению многих, постепенно привела к аварии.
Во вторник территория вокруг здания Речного вокзала была обтянута оградительной лентой и временным забором, рядом дежурили сотрудники областного управления МЧС и полиции. Последние вежливо выпроваживали из «запретной зоны» тех, кто проникал туда, желая сделать колоритный фотоснимок. Вчера спасателей не было, зато появились рабочие, которые ставили столбы под уже капитальный забор. Сейчас, когда вы читаете эти строки, каркас забора наверняка уже закрыт металлическим профлистом. И символ Твери, вместо того, чтобы радовать глаз гостей города, будет словно бешеный зверь, показывать оскал своей рухнувшей стены из-за ограды. Без какой-то, даже самой мизерной надежды на восстановление.
Речной, который мы уже потеряли. Фото разных лет
Чтобы не от пожара или попадания снаряда здание (да не просто здание – памятник!) в какое-то мгновение превратилось в руины – такого здесь не припомнят и старожилы. Хотя время, как известно, часто обладает гораздо более разрушительной силой, чем тяжёлая техника или даже взрывчатка. А к этому всё шло с начала нулевых. Когда объект не используется по первоначально задуманному назначению и у него нет хозяина, когда его площади бессистемно раздаются в аренду, а за состоянием никто не следит, потому что некому, результат обычно бывает плачевным. Именно это с Речным вокзалом и случилось.
Или свершилось? Потому что о необходимости спасать объект чиновники в Твери говорили много, только казалось, будто ждали они именно такой развязки.
Вечером в понедельник я совершал пробежку. Мой маршрут проходит по берегу Тверцы мимо Речного вокзала и далее вдоль Волги по набережной Афанасия Никитина. Двигаясь уже в сторону дома, вижу, как мне навстречу выскакивает какой-то парень с криками: «Мужчина, туда нельзя, здание падает». В тот момент я решил, что какой-то отдыхающий так шутит под воздействием спиртного. Будь реальная опасность, наверняка путь бы мне преградили полицейские и люди в форме МЧС. А тут обычный гражданский. Тем более, что зданию уже не первый год пророчат обрушение. Вот и не поверил и, обойдя парня, побежал дальше в своём темпе. «Ну, смотри», - услышал вслед.
Дома, включив компьютер, я узнал из новостей, что повод для тревоги действительно был. Сотрудники ЧОПа, охранявшие объекты поблизости, услышали в здании Речного подозрительный треск и попытались своими силами огородить близлежащую территорию от прохожих.
Произошло всё, как уверяют очевидцы, незадолго полуночи: рухнула крыша и часть стены нижней ротонды. Чудо, что никто при этом не пострадал. Потому что аварийное и бесхозное здание активно использовалось и как уголок, где посидеть с пивом, и как объект для фотосессий и селфи, и как, извините, отхожее место. На следующее утро падение элементов здания продолжилось, причём, один раз это произошло на глазах у иностранных туристов. Взору прохожих предстали похожие на обломки зубов во рту колонны на фоне элементов интерьера, строительного мусора и торчащей из карниза железной арматуры. Весь вторник главной темой тверских новостных сайтов и заметок в социальных сетях был Речной вокзал. Точнее, то, что от него осталось.
Речной вокзал был построен на стрелке Тверцы и Волги в 1938 году в виде двухуровневой ротонды с аркадой со стороны реки, колоннами, бельведером и увенчанной шпилем, по бокам к которому пристроены прямоугольные корпуса-«крылья» – одно вдоль Волги, другое вдоль Тверцы – со сквозными арочными проходами на берег. Ранее на этом месте стоял известный с XIII века мужской Успенский Отроч монастырь.
Это сейчас Тверцу километрах в трёх от границы города можно спокойно вброд пешком перейти. Да, что там: великая русская река – и та на участке от Путилово до Старицы (выше Твери) заросшая и обмелевшая, более или менее глубокой она становится только после Старицкого моста. А в советское время пассажирское судоходство по обеим рекам было активным, поэтому и здание Речного вокзала себя оправдывало. Внутри него размещались залы ожидания, кассы, ресторан, диспетчерские и прочие службы, обеспечивающие движение судов. В ресторане, к слову сказать, не только коротали время пассажиры в ожидании своего рейса. Когда-то он считался одним из лучших в Твери (тогда – Калинине), в нём и устраивались свадьбы, дни рождения, банкеты. Находился он в верхней ротонде; потолок нижней ротонды, который обвалился первым, служил террасой, куда посетители ресторана выходили полюбоваться на простор речной волны.
Существует несколько версий, почему произошло обрушение. Согласно основной, при проектировании здания были допущены ошибки, что в последствие привело к подмытию фундамента. По другой, конструкция упала из-за некачественного ремонта крыши нижнего яруса, в ходе которого была уничтожена (попросту закатана в бетон) система водостоков, а новая сделана с нарушениями, в результате чего потоки воды текли прямо по перекрытиям и стенам, что и привело в итоге к разрушению конструкции. Свои доводы сторонники этой версии подтверждают тем, что упали только верхние элементы, а не вся стена, как это бывает при просадке фундамента. Да и обвал произошёл не вдруг: груды осыпавшихся сверху кирпичей на лестницах, под аркадой и в непосредственной близости от стен – картина, давно ставшая здесь привычной.
Пока это предположения, истинную причину должна установить специально созданная, как сообщает официальный сайт областного правительства, комиссия. Ей же предстоит ответить, подлежит ли то, что осталось от центрального здания Речного вокзала, восстановлению или уже нет.
Однако, главная причина случившегося, это то, что объект долгое время стоял практически брошенным. К началу нового тысячелетия регулярного пассажирского судоходства в Твери уже практически не осталось. «Последней ласточкой» стал маленький теплоходик «Москвич», возивший дачников до деревни Кокошки, в последний раз он отошёл от причала Речного вокзала летом 2001-го. Единственное – остались прогулочные «трамвайчики» да заходящие в Тверь круизные комфортабельные лайнеры. А когда-то здесь рассекали волны резвые «Метеоры», «Ракеты», «Кометы» до Кимр, Калязина, Углича, Ржева. Но новому российскому государству они оказались не нужны, как не нужны сейчас. В здании вокзала после окончательной ликвидации всех транспортных служб появились офисы, оптовые склады, клуб исторической реконструкции, некий «Музей ужасов».
В 2011 году здесь попробовал обжиться галерист Марат Гельман со своим «Центром современного искусства», многим с его приходом стало казаться, что здание будет полностью восстановлено (оно уже тогда требовало реставрации), станет ведущим социально-культурным объектом Твери и полноправной его достопримечательностью. Надеждам, если они и были, сбыться оказалось не суждено: назначение Андрея Шевелёва на пост губернатора стало концом так и не успевшей как следует начаться деятельности Гельмана. Кстати, на этапе создания ЦСИ и был проведён ремонт крыши, которая, по мнению многих, постепенно привела к аварии.
Во вторник территория вокруг здания Речного вокзала была обтянута оградительной лентой и временным забором, рядом дежурили сотрудники областного управления МЧС и полиции. Последние вежливо выпроваживали из «запретной зоны» тех, кто проникал туда, желая сделать колоритный фотоснимок. Вчера спасателей не было, зато появились рабочие, которые ставили столбы под уже капитальный забор. Сейчас, когда вы читаете эти строки, каркас забора наверняка уже закрыт металлическим профлистом. И символ Твери, вместо того, чтобы радовать глаз гостей города, будет словно бешеный зверь, показывать оскал своей рухнувшей стены из-за ограды. Без какой-то, даже самой мизерной надежды на восстановление.
Речной, который мы уже потеряли. Фото разных лет
Взято: ru-abandoned.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]