Нелепые квартиры или важный декор? 6 гротескных квартир в советских фильмах подчёркивающие пороки или достоинства героев
---
Искусство кинематографии тем и хорошо, что можно многое выразить без слов. К примеру, высмеять какие-то пороки общества «через картинку», продемонстрировав на заднем плане что-то невразумительное и комичное.
Искусство кинематографии тем и хорошо, что можно многое выразить без слов.
Когда сюжет приводил какого-то киногероя в советскую квартиру, то в кадре чаще всего возникали либо высокие потолки знаменитых «сталинок» либо «брежневские» зажиточные «трёшки». И, безусловно, каждый раз такая локация как бы являлась отражением того персонажа, который в ней обитал, а каждый предмет меблировки, каждая мелочь была тем самым «сценическим ружьём», которое «било в цель» по-особому – безмолвно и неотвратимо, донося до зрителя подкрепление главной мысли разворачивающегося действа.
Обдумав вышесказанное на досуге, представляю вашему вниманию подборку из самых нелепых квартир, которые подчёркивали известные пороки или достоинства в душе персонажей, обитавших внутри. Конечно, такие квартиры в советском обществе являлись редкостью, что прекрасно осознавали зрители кинокартины.
Квартиры из «Служебного романа»
Один из самых «квартирных» фильмов – это бессмертная новогодняя кинокомедия «Служебный роман».
«Служебный роман».
Для начала давайте обратим внимание на подчёркнуто-неказистую, холостяцкую и очень простую квартиру второстепенного героя – Самохвалова. Да, вроде бы у Юрия Григорьевича есть всё – в том числе мебель, уже очень отдающая «дефицитной ближайшей иностранщиной». Но при этом на фоне действительно роскошных квартир других героев этого кинофильма, живёт только что приехавший мужчина всё-таки несколько хуже.
В квартире Самохвалова можно увидеть «пустое» роскошество – и бронзовую статуэтку, и пёстрые шторы, и даже кое-какую аппаратуру. И это отражение скрытых стремлений главного героя жить ровно так, как живут его ещё более богатые и зажиточные коллеги – он словно бы копирует чужие стили, но никак не может уловить своё собственное сочетание того, что нужно для достижения уюта.
...он словно бы копирует чужие стили, но никак не может уловить своё собственное сочетание того, что нужно для достижения уюта.
Следует отметить, что в советских фильмах комнаты положительных персонажей всегда были обставлены беднее и проще, чем помещения, которые «занимали» негативные герои. Это хорошо видно на примере одинокого отца двух мальчиков – Анатолия Ефремовича Новосельцева. Всё это является отражением общей государственной идеологии, которая высмеивала буржуазную жизнь и сгинувшую «дворянщину». Именно поэтому кинематографисты нередко ещё больше сгущали краски на негативных персонажах, наглядно вкладывая в них непреодолимое стремление к личному обогащению, в то время, как хороший советский гражданин думал только о достижении общего блага.
Именно поэтому Самохвалов погружен в свою работу и ведёт свой быт больше для себя, чем для семьи, стараясь обставить квартиру как можно более помпезнее. Прочие персонажи (в том числе и главная героиня после преображения) – живут исключительно для семьи и общества.
Прочие персонажи (в том числе и главная героиня после преображения) – живут исключительно для семьи и общества.
Квартира Сусанны
В фильме «Самая обаятельная и привлекательная» 1985 года выпуска, квартира Сусанны обставлена подчёркнуто дорого и богато. Это раскрывает её образ «сороки» – тащить в своё гнездо всё блестящее, яркое и броское без общего ощущения стиля. Именно поэтому внутри занимаемого помещения обставлен чуть ли не каждый квадратный метр, а кухонное пространство тотально перегружено визуальным шумом из-за всех этих полосочек, клеточек и ягодок.
Это раскрывает её образ «сороки» – тащить в своё гнездо всё блестящее, яркое и броское без общего ощущения стиля.
Сусанна неосознанно пытается сочетать внутри занимаемого помещения несочетаемые вещи, что получается просто отвратительно, но подходит по духу самому персонажу. К примеру, в одной из сцен можно увидеть, как героиня разговаривает по антикварному телефону, который Бог весть как здесь оказался – в прихожей простой советской квартиры, а рядом с ним на стене красуется роскошное жёлтое бра. Обои локации – то ли «закос» под какое-то актуальное и зарубежное искусство тех лет, то ли просто что-то, что понравилось Сусанне своей необычностью.
Картина на стене в кадре – мешанина каких-то абстрактных фигур. И отражение того, что в самом деле происходит в голове этого сумасбродного персонажа.
К примеру, в одной из сцен можно увидеть, как героиня разговаривает по антикварному телефону, который Бог весть как здесь оказался – в прихожей простой советской квартиры, а рядом с ним на стене красуется роскошное жёлтое бра.
Квартира Раисы Захаровны
Квартира Раисы Захаровны из кинокомедии «Любовь и голуби» 1984 года выпуска – это та же квартира Сусанны, но с чуть менее сгущёнными красками. Один только автопортрет на стене, где (!) внутри лампочки в окружении бабочек изображена эта экстравагантная «горожанка» только чего стоит!
Один только автопортрет на стене, где (!) внутри лампочки в окружении бабочек изображена эта экстравагантная «горожанка» только чего стоит!
Ко всему прочему нужно обратить внимание на то, что Раиса Захаровна любит себя – на стене висят грамоты, полученные за какие-то отличия на работе. Причём – заслуженные, ибо «достать такую обстановку» и «бытовую технику» по тем временам могла только очень зажиточная особа, имеющая нужные связи и «вкалывающая» не покладая рук.
В целом персонаж Раисы Захаровны противоречивый – это и отражает квартира героини. Здесь есть и «личное» – роскошь, и иностранные журналы, и при этом испытывается радость от того, что она принесла пользу общему делу (грамоты). Да и обои в помещении – серые и простые, как и сама жизнь Раисы Захаровны, которая пытается найти хоть какой-то смысл в своём существовании.
Да и обои в помещении – серые и простые, как и сама жизнь Раисы Захаровны, которая пытается найти хоть какой-то смысл в своём существовании.
Кстати, есть одна очень интересная деталь – огромное количество кактусов в квартире. И дело вовсе не в том, что эти растения неприхотливы, и не в том, что декораторы спешили подчеркнуть «колючесть» самой Раисы. Дело в том, что именно в это время по советскому обществу распространился слух, что кактусы спасают от радиации, отчего многие «прогрессивные граждане» поспешили запастись данными растениями в больших количествах. И больше всех – героиня Людмилы Гурченко, которая по сюжету в курсе всех самых новомодных тенденций и веяний.
Квартира Ивана Кашкина
«Элитный банщик» из фильма «Ты – мне, я тебе» 1976 года выпуска – Иван Кашкин, живёт словно бы на границе эпох – много старинной (по тем временам) мебели и вещей, но на стенах просто запредельное количество ярких иностранных плакатов, среди которых можно высмотреть немало изображений полуобнажённых женщин. И тут же по соседству схематическое отражение религиозного сюжета – как признак того, что данный персонаж окончательно запутался в своих суждениях и в целях в жизни.
Помещение очень тёмное, затхлое, непроветриваемое.
Помещение очень тёмное, затхлое, непроветриваемое. Обои даже не серого, но грязно-серого цвета, с какими-то блёклыми цветами, напоминающими кладбищенские.
Думаю, что ни у одного зрителя не возникло и мимолётного желания жить так же, как Кашкин. Это ощущение и хотели создать режиссёр и декораторы.
Думаю, что ни у одного зрителя не возникло и мимолётного желания жить так же, как Кашкин.
Квартира Шпака
Квартира Антона Семёновича Шпака из бессмертной кинокомедии Леонида Гайдая – «Иван Васильевич меняет профессию», говорит за персонажа даже больше, чем сам стоматолог. Когда Жора Милославский перемещается по квартире, всё словно кричит о напускной роскоши, но…
Чересчур много антиквариата, блескучести, стекла и помпезности.
… отражает полную реальную безвкусицу обитателя жилплощади.
Чересчур много антиквариата, блескучести, стекла и помпезности. Но свою главную цель обстановка выполняет, ибо Шпак – известный холостяк, который приводит в эту квартиру исключительно тех женщин, которые как сороки могут ответить взаимностью только в том случае, если увидят все эти «блестящие крышечки» богатого, но не очень красивого человека.
Квартира Афони
В качестве шутки – квартира Афони из одноимённого фильма. Боже мой, как же потешались декораторы, стараясь воссоздать место обитания человека, которому не всё равно только на себя – алкоголика, курильщика и проблемного сантехника, который так и не смог почувствовать себя «своим» в большом и светлом городе, который живёт совершенно по другим правилам.
Всё в этой квартире – «пример минимализма».
Всё в этой квартире – «пример минимализма». Да и практически любой предмет или объект в кадре имеет какие-то дефекты и либо наскоро починен, либо так и оставлен «в подвешенном состоянии» до тех пор, пока у Афони не появится мотивация сделать хоть что-то для улучшения своей жизни.
В глаза бросается и балкон главного героя – абсолютно пустой, будто бы он живёт здесь временно и на съёмной квартире, и серая, давно немытая ванная без полок и флакончиков.
Конечно, преображения главного персонажа остались за кадром.
Конечно, преображения главного персонажа остались за кадром. Но из контекста становится понятно, что Афоня пригодился там, где родился – в деревне. И, скорее всего, со своей новой возлюбленной всё-таки исправился и достиг того предела мечтаний, который неоднократно видел во сне и грёзах – большого крестьянского дома с множеством детишек, где постоянно царит чистота и запах домашней еды.
Заключение
Всё в кадре имеет своё особенное значение. Поэтому при просмотре очередного кинофильма нашего или иностранного производства попробуйте обратить внимание на задники. Если кино хорошее и «богатое» на смыслы, то абсолютно всё в кадре всенепременно будет что-то отражать и дополнять, что и отличает шедевр от безвкусицы. И чаще всего, любое помещение по ту сторону экрана – отражение самого персонажа, который по сюжету обитает в данной локации.
Искусство кинематографии тем и хорошо, что можно многое выразить без слов.
Когда сюжет приводил какого-то киногероя в советскую квартиру, то в кадре чаще всего возникали либо высокие потолки знаменитых «сталинок» либо «брежневские» зажиточные «трёшки». И, безусловно, каждый раз такая локация как бы являлась отражением того персонажа, который в ней обитал, а каждый предмет меблировки, каждая мелочь была тем самым «сценическим ружьём», которое «било в цель» по-особому – безмолвно и неотвратимо, донося до зрителя подкрепление главной мысли разворачивающегося действа.
Обдумав вышесказанное на досуге, представляю вашему вниманию подборку из самых нелепых квартир, которые подчёркивали известные пороки или достоинства в душе персонажей, обитавших внутри. Конечно, такие квартиры в советском обществе являлись редкостью, что прекрасно осознавали зрители кинокартины.
Квартиры из «Служебного романа»
Один из самых «квартирных» фильмов – это бессмертная новогодняя кинокомедия «Служебный роман».
«Служебный роман».
Для начала давайте обратим внимание на подчёркнуто-неказистую, холостяцкую и очень простую квартиру второстепенного героя – Самохвалова. Да, вроде бы у Юрия Григорьевича есть всё – в том числе мебель, уже очень отдающая «дефицитной ближайшей иностранщиной». Но при этом на фоне действительно роскошных квартир других героев этого кинофильма, живёт только что приехавший мужчина всё-таки несколько хуже.
В квартире Самохвалова можно увидеть «пустое» роскошество – и бронзовую статуэтку, и пёстрые шторы, и даже кое-какую аппаратуру. И это отражение скрытых стремлений главного героя жить ровно так, как живут его ещё более богатые и зажиточные коллеги – он словно бы копирует чужие стили, но никак не может уловить своё собственное сочетание того, что нужно для достижения уюта.
...он словно бы копирует чужие стили, но никак не может уловить своё собственное сочетание того, что нужно для достижения уюта.
Следует отметить, что в советских фильмах комнаты положительных персонажей всегда были обставлены беднее и проще, чем помещения, которые «занимали» негативные герои. Это хорошо видно на примере одинокого отца двух мальчиков – Анатолия Ефремовича Новосельцева. Всё это является отражением общей государственной идеологии, которая высмеивала буржуазную жизнь и сгинувшую «дворянщину». Именно поэтому кинематографисты нередко ещё больше сгущали краски на негативных персонажах, наглядно вкладывая в них непреодолимое стремление к личному обогащению, в то время, как хороший советский гражданин думал только о достижении общего блага.
Именно поэтому Самохвалов погружен в свою работу и ведёт свой быт больше для себя, чем для семьи, стараясь обставить квартиру как можно более помпезнее. Прочие персонажи (в том числе и главная героиня после преображения) – живут исключительно для семьи и общества.
Прочие персонажи (в том числе и главная героиня после преображения) – живут исключительно для семьи и общества.
Квартира Сусанны
В фильме «Самая обаятельная и привлекательная» 1985 года выпуска, квартира Сусанны обставлена подчёркнуто дорого и богато. Это раскрывает её образ «сороки» – тащить в своё гнездо всё блестящее, яркое и броское без общего ощущения стиля. Именно поэтому внутри занимаемого помещения обставлен чуть ли не каждый квадратный метр, а кухонное пространство тотально перегружено визуальным шумом из-за всех этих полосочек, клеточек и ягодок.
Это раскрывает её образ «сороки» – тащить в своё гнездо всё блестящее, яркое и броское без общего ощущения стиля.
Сусанна неосознанно пытается сочетать внутри занимаемого помещения несочетаемые вещи, что получается просто отвратительно, но подходит по духу самому персонажу. К примеру, в одной из сцен можно увидеть, как героиня разговаривает по антикварному телефону, который Бог весть как здесь оказался – в прихожей простой советской квартиры, а рядом с ним на стене красуется роскошное жёлтое бра. Обои локации – то ли «закос» под какое-то актуальное и зарубежное искусство тех лет, то ли просто что-то, что понравилось Сусанне своей необычностью.
Картина на стене в кадре – мешанина каких-то абстрактных фигур. И отражение того, что в самом деле происходит в голове этого сумасбродного персонажа.
К примеру, в одной из сцен можно увидеть, как героиня разговаривает по антикварному телефону, который Бог весть как здесь оказался – в прихожей простой советской квартиры, а рядом с ним на стене красуется роскошное жёлтое бра.
Квартира Раисы Захаровны
Квартира Раисы Захаровны из кинокомедии «Любовь и голуби» 1984 года выпуска – это та же квартира Сусанны, но с чуть менее сгущёнными красками. Один только автопортрет на стене, где (!) внутри лампочки в окружении бабочек изображена эта экстравагантная «горожанка» только чего стоит!
Один только автопортрет на стене, где (!) внутри лампочки в окружении бабочек изображена эта экстравагантная «горожанка» только чего стоит!
Ко всему прочему нужно обратить внимание на то, что Раиса Захаровна любит себя – на стене висят грамоты, полученные за какие-то отличия на работе. Причём – заслуженные, ибо «достать такую обстановку» и «бытовую технику» по тем временам могла только очень зажиточная особа, имеющая нужные связи и «вкалывающая» не покладая рук.
В целом персонаж Раисы Захаровны противоречивый – это и отражает квартира героини. Здесь есть и «личное» – роскошь, и иностранные журналы, и при этом испытывается радость от того, что она принесла пользу общему делу (грамоты). Да и обои в помещении – серые и простые, как и сама жизнь Раисы Захаровны, которая пытается найти хоть какой-то смысл в своём существовании.
Да и обои в помещении – серые и простые, как и сама жизнь Раисы Захаровны, которая пытается найти хоть какой-то смысл в своём существовании.
Кстати, есть одна очень интересная деталь – огромное количество кактусов в квартире. И дело вовсе не в том, что эти растения неприхотливы, и не в том, что декораторы спешили подчеркнуть «колючесть» самой Раисы. Дело в том, что именно в это время по советскому обществу распространился слух, что кактусы спасают от радиации, отчего многие «прогрессивные граждане» поспешили запастись данными растениями в больших количествах. И больше всех – героиня Людмилы Гурченко, которая по сюжету в курсе всех самых новомодных тенденций и веяний.
Квартира Ивана Кашкина
«Элитный банщик» из фильма «Ты – мне, я тебе» 1976 года выпуска – Иван Кашкин, живёт словно бы на границе эпох – много старинной (по тем временам) мебели и вещей, но на стенах просто запредельное количество ярких иностранных плакатов, среди которых можно высмотреть немало изображений полуобнажённых женщин. И тут же по соседству схематическое отражение религиозного сюжета – как признак того, что данный персонаж окончательно запутался в своих суждениях и в целях в жизни.
Помещение очень тёмное, затхлое, непроветриваемое.
Помещение очень тёмное, затхлое, непроветриваемое. Обои даже не серого, но грязно-серого цвета, с какими-то блёклыми цветами, напоминающими кладбищенские.
Думаю, что ни у одного зрителя не возникло и мимолётного желания жить так же, как Кашкин. Это ощущение и хотели создать режиссёр и декораторы.
Думаю, что ни у одного зрителя не возникло и мимолётного желания жить так же, как Кашкин.
Квартира Шпака
Квартира Антона Семёновича Шпака из бессмертной кинокомедии Леонида Гайдая – «Иван Васильевич меняет профессию», говорит за персонажа даже больше, чем сам стоматолог. Когда Жора Милославский перемещается по квартире, всё словно кричит о напускной роскоши, но…
Чересчур много антиквариата, блескучести, стекла и помпезности.
… отражает полную реальную безвкусицу обитателя жилплощади.
Чересчур много антиквариата, блескучести, стекла и помпезности. Но свою главную цель обстановка выполняет, ибо Шпак – известный холостяк, который приводит в эту квартиру исключительно тех женщин, которые как сороки могут ответить взаимностью только в том случае, если увидят все эти «блестящие крышечки» богатого, но не очень красивого человека.
Квартира Афони
В качестве шутки – квартира Афони из одноимённого фильма. Боже мой, как же потешались декораторы, стараясь воссоздать место обитания человека, которому не всё равно только на себя – алкоголика, курильщика и проблемного сантехника, который так и не смог почувствовать себя «своим» в большом и светлом городе, который живёт совершенно по другим правилам.
Всё в этой квартире – «пример минимализма».
Всё в этой квартире – «пример минимализма». Да и практически любой предмет или объект в кадре имеет какие-то дефекты и либо наскоро починен, либо так и оставлен «в подвешенном состоянии» до тех пор, пока у Афони не появится мотивация сделать хоть что-то для улучшения своей жизни.
В глаза бросается и балкон главного героя – абсолютно пустой, будто бы он живёт здесь временно и на съёмной квартире, и серая, давно немытая ванная без полок и флакончиков.
Конечно, преображения главного персонажа остались за кадром.
Конечно, преображения главного персонажа остались за кадром. Но из контекста становится понятно, что Афоня пригодился там, где родился – в деревне. И, скорее всего, со своей новой возлюбленной всё-таки исправился и достиг того предела мечтаний, который неоднократно видел во сне и грёзах – большого крестьянского дома с множеством детишек, где постоянно царит чистота и запах домашней еды.
Заключение
Всё в кадре имеет своё особенное значение. Поэтому при просмотре очередного кинофильма нашего или иностранного производства попробуйте обратить внимание на задники. Если кино хорошее и «богатое» на смыслы, то абсолютно всё в кадре всенепременно будет что-то отражать и дополнять, что и отличает шедевр от безвкусицы. И чаще всего, любое помещение по ту сторону экрана – отражение самого персонажа, который по сюжету обитает в данной локации.
Источник: kvartira.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]