«Ныса» против «Рафика»: за что советские водители любили и ненавидели польский микроавтобус
26.04.2024 16 316 0 +500 abaqof

«Ныса» против «Рафика»: за что советские водители любили и ненавидели польский микроавтобус

---
+500
В закладки
Представьте себе, что вас попросили собрать технику для фильма про жизнь в СССР полвека назад. Вы бы кинулись к автоколлекционерам – собирать «Запорожцы», «Москвичи» и «Волги», «Газоны» и «Зилки», венгерские «Икарусы» и чешские «Татры». Возможно, добавили бы «Чайку» для колорита. Все равно чего-то не хватает... Ах да, польские микроавтобусы.

«Ныса» против «Рафика»: за что советские водители любили и ненавидели польский микроавтобус стороны, машины, «Нысы», более, машина, агрегатная, Польше, выпускалась, хорошо, фургоны, советским, когда, польского, сделали, сильно, шасси, острых, делал, автомобиля, польские

Архив «Колёса.ру»

В советской Польше выпускалась довольно большая гамма автомобилей, от малолитражек до грузовиков.

Однако Советский Союз закупал у дружественных соседей только микроавтобусы и легкие фургоны, поскольку выпуска родных заводов ЕрАЗ и РАФ на всех не хватало.

В Польше выпускались машины этого класса двух марок: Zuk и Nysa, и эти фургоны бегали по всему социалистическому лагерю, от Кубы до Северной Кореи, и даже встречались в Западной Европе – там «Нысы» ценили за невысокую цену, неприхотливость и простоту.

Кстати, о Zuk

«Ныса» против «Рафика»: за что советские водители любили и ненавидели польский микроавтобус стороны, машины, «Нысы», более, машина, агрегатная, Польше, выпускалась, хорошо, фургоны, советским, когда, польского, сделали, сильно, шасси, острых, делал, автомобиля, польские

Что касается «Нысы», ее делал «Завод доставочных автомобилей» (Fabryka Samochodow Dostawczych) в одноименном городе.

Nysa 521

«Ныса» против «Рафика»: за что советские водители любили и ненавидели польский микроавтобус стороны, машины, «Нысы», более, машина, агрегатная, Польше, выпускалась, хорошо, фургоны, советским, когда, польского, сделали, сильно, шасси, острых, делал, автомобиля, польские

Архив "Колёса.ру"

Наиболее известен микроавтобус с индексом 521, который начали выпускать в 1969 году. О чем вам говорит этот год? Если вы знакомы с автомобильной историей, внешность польского автомобиля вызовет у вас неоднозначное отношение. С одной стороны, лобастый фургон однозначно симпатичен, а его стиль перекликается с эстетикой наших грузовиков ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 – округлые сдержанные формы, панорамное стекло.

Однако вспомним, что советские грузовики – это продукт первой половины шестидесятых, а к моменту презентации Nysa 521 автомобильная мода стремительно уходила от округлости в сторону острых граней. При всей симпатичности, дизайн польской машины все-таки был сильно консервативным. Но что за дело непритязательным советским водителям до дизайна? Главное, чтобы машина хорошо ехала и была удобной.

Удобства хватало

Особенно если сравнивать с советским РАФ-977 и его ереванским клоном ЕрАЗ. В крыше Nysa 521 конструкторы оборудовали два вентиляционных люка, печка работала хорошо, а боковая дверь в салон сдвигалась, а не распахивалась. Доступ к мотору для обслуживания открывался и со стороны передка, и со стороны салона – удобно подобраться с любой стороны, к любому агрегату.

Изготавливались польские машины с более высоким качеством, а кузова фосфатировали и покрывали краской в четыре слоя.

«Ныса» против «Рафика»: за что советские водители любили и ненавидели польский микроавтобус стороны, машины, «Нысы», более, машина, агрегатная, Польше, выпускалась, хорошо, фургоны, советским, когда, польского, сделали, сильно, шасси, острых, делал, автомобиля, польские

В салоне обилие голого металла и острых углов, но обратите внимание на симпатичную расцветку кресла.

Архив "Колёса.ру"

А кроме того, Nysa била «рафики» всухую, когда речь заходила о версиях под разные назначения. Польская машина выпускалась в массе вариантов, от изотермического фургона до мобильной лаборатории. Когда немецкие покупатели захотели пикап с двухрядной кабиной и открытым кузовом, поляки сделали и такую модификацию.

Ездок из «Нысы"... нысовый

Главной проблемой машины были шасси и двигатель, позаимствованные от легкового автомобиля Warszawa – польского клона нашей ГАЗ М-20 «Победа». По меркам семидесятых годов, эта агрегатная база была устаревшей даже не на одно, а на два поколения! ГАЗ уже более десяти лет как отправил «Победу» на пенсию, а теперь готовился и сменившую ее ГАЗ-21 «Волга» сменить на более современную ГАЗ-24.

«Ныса» против «Рафика»: за что советские водители любили и ненавидели польский микроавтобус стороны, машины, «Нысы», более, машина, агрегатная, Польше, выпускалась, хорошо, фургоны, советским, когда, польского, сделали, сильно, шасси, острых, делал, автомобиля, польские

Испытания «Нысы» на полигоне НАМИ впечатлили инженеров, но не в позитивном смысле.

Архив "Колёса.ру"

Все это делало микроаавтобус нединамичным, тихоходным и не особо-то экономичным. Что хуже, высокий центр тяжести делал его еще и очень неустойчивым. На европейских улочках, где сильно не разгонишься, это может быть и ничего, но поставьте-ка «Нысу» на горный серпантин где-нибудь в Грузинской ССР – вам станет страшно.

«Ныса» против «Рафика»: за что советские водители любили и ненавидели польский микроавтобус стороны, машины, «Нысы», более, машина, агрегатная, Польше, выпускалась, хорошо, фургоны, советским, когда, польского, сделали, сильно, шасси, острых, делал, автомобиля, польские

Все эти недостатки стали особенно заметны на фоне нового РАФ-2203, выпуск которого начался в 1975 году – латышская новинка получила новейший мотор и шасси от ГАЗ-24 и модный, устойчивый и обтекаемый несущий кузов.

VintageMotors / Wikipedia

Поляки понимали, что устаревшая агрегатная база потребителям не нравится, и собирались модернизировать машину. Например, для Европы сделали версию с двигателем от ГАЗ-21 «Волга». Разрабатывался даже вариант с передним приводом.

Но советская система управления промышленностью не дала заводу шанс воплотить ее в жизнь: деньги на разработку должно было дать правительство, а среди чиновников в создании новой модели заинтересованных не оказалось. Машину лишь немного модернизировали, присвоив индекс 522, и в таком виде выпускали до 1993 года, когда ее истории пришел закономерный конец.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]